СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: В чем видит смысл жизни Мцыри?

Цель учителя: выявить художественную идею произведения

Цель обучающихся: ответить на вопрос урока «В чём видит смысл жизни Мцыри?»

Задачи урока:

-вспомнить содержание, композицию поэмы;

-проанализировать ключевые (главные) эпизоды произведения;

-сделать выводы по каждому эпизоду, обобщить обсуждаемое и поделиться с другими

Оборудование: презентация, рабочие листы, карточки для составления фабулы поэмы

Технология: технология развития критического мышления

Методы: беседа, самостоятельная работа с текстом, групповая исследовательская работа, дискуссия, прогнозирование с помощью открытых вопросов, синквейн, рефлексия

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"»

Технологическая карта урока литературы в 8 классе


Тема: В чем видит смысл жизни Мцыри?

Цель учителя: выявить художественную идею произведения

Цель обучающихся: ответить на вопрос урока «В чём видит смысл жизни Мцыри?»

Задачи урока:

-вспомнить содержание, композицию поэмы;

-проанализировать ключевые (главные) эпизоды произведения;

-сделать выводы по каждому эпизоду, обобщить обсуждаемое и поделиться с другими


Оборудование: презентация, рабочие листы, карточки для составления фабулы поэмы

Технология: технология развития критического мышления

Методы: беседа, самостоятельная работа с текстом, групповая исследовательская работа, дискуссия, прогнозирование с помощью открытых вопросов, синквейн, рефлексия

Учебник: Русский язык. 7 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.]. Ч. 2. — Москва : Просвещение, 2021.











Этап

урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент




2. Актуализация знаний












3.Целеполагание. Задачи урока.













4.Изучение нового материала. Работа с текстом в группах.



















5.Проблемные вопросы. Синквейн.

























6. Итоги урока. Рефлексия и оценивание.








7. Домашнее задание

Создание хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели, мотивации.

Формирование мотивации.


Вопросы учителя.

-Мы с вами начали изучат поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Какое впечатление она на вам произвела? Что особенно вас взволновало?

-Обратимся к эпиграфу урока. (Слайд 2). «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь». (В.О. Ключевский)

-Как слова историка Ключевского соотносятся с жизнью лермонтовского героя Мцыри?

-А вы задумывались о своей жизни?

-Когда чувства героя, на которые и указывает Ключевский, были обострены?. Наметим себе один, но главный вопрос урока! Он и будет нашей целью

-Мы еще раз послушали, как звучат строки Лермонтова. В каком из отрывков Мцыри счастлив?




-Что нужно сделать, как поработать с текстом, чтобы ответить на главный вопрос урока?


  1. Работа с текстом. Анализ эпизодов.

- У нас четыре команды. Какие самые главные эпизоды нам необходимы?





-Чтобы четко поработать с текстом, восстановим события. Сложите в группах полоски бумаги, восстановив события одно за другим. (см. приложения к уроку)


-Как понять, что эти слова ключевые? Они будут практически одинаковы у всех.





-В трех днях – счастье, смысл жизни героя, его упоение битвой, его богатые эмоции и трагедия.


1)

-Сейчас группам предлагается составить проблемные вопросы для других. Обменяемся вопросами. Ответим на них.


-Итак, настоящая жизнь для Мцыри – это жизнь, «полная тревог и битв». Лермонтов не показывает физической смерти Мцыри. Он для читателя остается живым и непокоренным.


2)

-Давайте попробуем составить в каждой группе синквейн, отражающий цель и задачи нашего урока. Пусть он отражает главное.




3)Слайд 5

-Вы догадываетесь, что поэма и ее герой, обладающий могучим духом, вдохновлял художников и скульпторов. Посмотрите на разные иллюстрации. Каким представлен Мцыри разными художниками? Выберите своего Мцыри. Разошлись ли ваши мнения с мнением одноклассников?

-Достигли мы цели урока? Сумели ответить на главный вопрос? Остались ли вопросы, на которые мы еще не дали точный ответ? Оставим их на следующее занятие.

Отметки по итогам устных ответов и сданных рабочих листов урока.





Слайд 6

Письменный развернутый ответ в тетради на вопрос: «В чем я вижу смысл жизни?» (жизненные ценности)

Запись в тетради, осмысление темы, цели, мотивации с помощью учителя





Ответы обучающихся. Основные проблемы поэмы. Красота и богатство языка поэмы.






Примерные ответы обучающихся: Мцыри долго жил в монастыре, но жил полной жизнью и дышал полной грудью только три дня, те, которые были на свободе.


Обучающиеся приходят к цели урока, ответе на проблемный вопрос «В чем видит смысл жизни Мцыри?» (Слайд 3)


Чтение двумя обучающими отрывков из поэмы (о жизни в монастыре и на свободе).

«Жизнь в монастыре – не жизнь для героя. Три дня – вот настоящая жизнь, наполненная смыслом».


Обучающие с помощью учителя формулируют задачи урока.



1.Мцыри и природа Кавказа (гл. 6)

2.Мцыри идет на Родину (гл. 7)

3.Встреча с грузинкой (гл. 13)

4.Бой с барсом (гл.17,18)

Обучающие поясняют, почему именно эти эпизоды важны для понимания идеи поэмы «Мцыри».

Слайд 4

Давайте сверим наши ответы.




Работа в группах:

-тема главы

-основная мысль

-ключевые слова

-чувства героя


Ответы обучающихся. Выводы по каждой из выбранных глав.



Возможные вопросы:

1.Почему Мцыри не пошел за грузинкой?

2.Почему вернулся в монастырь?

3.Природа всегда была добра к герою?

4.Зачем герой вызвался на бой с барсом?

5.Почему автор не показал Мцыри мертвым?

Слайд 7





Смысл жизни Мцыри

Поиск, тревога, а не успокоение

Борьба, победа

Свобода






Обучающие объясняют, какой Мцыри больше напоминает лермонтовского героя, ближе по духу.





Обучающие обобщают материал, делают выводы. Сдают рабочие листы и синквейны.









Вопросы по домашнему заданию.

Личностные:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов
























Познавательные:

построение речевого высказывания в устной форме


Регулятивные:

Целеполагание















Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



















Познавательные:

Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

1. Уметь слушать и понимать речь других.

2. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

3. Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:

Умение решать проблемы.

Личностные:

1. Формирование границ собственного знания и незнания.

2. Самооценка личности.

Регулятивные:

Адекватное восприятие оценки учителя








Познавательные:

1.Анализ объектов с целью выделения признаков.

2. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные:

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


Фабула


  • Русский генерал привез пленного ребенка


  • Жизнь мальчика в монастыре


  • Бегство из монастыря


  • Мцыри среди природы Кавказа


  • Встреча с грузинкой


  • Бой с барсом


  • Возвращение в монастырь


  • Исповедь героя


  • Смерть героя

Рабочий лист

ФИО группы _____________________________________________________________________________________________________________


Глава

17, 18

Тема


Основная мысль


Ключевые слова


Какие чувства испытывает герой в этом эпизоде?



Презентация

1 слайд


2 слайд



3 слайд


4 слайд


5 слайд


6 слайд


7 слайд