1.Организационный момент 2. Актуализация знаний 3.Целеполагание. Задачи урока. 4.Изучение нового материала. Работа с текстом в группах. 5.Проблемные вопросы. Синквейн. 6. Итоги урока. Рефлексия и оценивание. 7. Домашнее задание | Создание хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели, мотивации. Формирование мотивации. Вопросы учителя. -Мы с вами начали изучат поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Какое впечатление она на вам произвела? Что особенно вас взволновало? -Обратимся к эпиграфу урока. (Слайд 2). «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь». (В.О. Ключевский) -Как слова историка Ключевского соотносятся с жизнью лермонтовского героя Мцыри? -А вы задумывались о своей жизни? -Когда чувства героя, на которые и указывает Ключевский, были обострены?. Наметим себе один, но главный вопрос урока! Он и будет нашей целью -Мы еще раз послушали, как звучат строки Лермонтова. В каком из отрывков Мцыри счастлив? -Что нужно сделать, как поработать с текстом, чтобы ответить на главный вопрос урока? Работа с текстом. Анализ эпизодов. - У нас четыре команды. Какие самые главные эпизоды нам необходимы? -Чтобы четко поработать с текстом, восстановим события. Сложите в группах полоски бумаги, восстановив события одно за другим. (см. приложения к уроку) -Как понять, что эти слова ключевые? Они будут практически одинаковы у всех. -В трех днях – счастье, смысл жизни героя, его упоение битвой, его богатые эмоции и трагедия. 1) -Сейчас группам предлагается составить проблемные вопросы для других. Обменяемся вопросами. Ответим на них. -Итак, настоящая жизнь для Мцыри – это жизнь, «полная тревог и битв». Лермонтов не показывает физической смерти Мцыри. Он для читателя остается живым и непокоренным. 2) -Давайте попробуем составить в каждой группе синквейн, отражающий цель и задачи нашего урока. Пусть он отражает главное. 3)Слайд 5 -Вы догадываетесь, что поэма и ее герой, обладающий могучим духом, вдохновлял художников и скульпторов. Посмотрите на разные иллюстрации. Каким представлен Мцыри разными художниками? Выберите своего Мцыри. Разошлись ли ваши мнения с мнением одноклассников? -Достигли мы цели урока? Сумели ответить на главный вопрос? Остались ли вопросы, на которые мы еще не дали точный ответ? Оставим их на следующее занятие. Отметки по итогам устных ответов и сданных рабочих листов урока. Слайд 6 Письменный развернутый ответ в тетради на вопрос: «В чем я вижу смысл жизни?» (жизненные ценности) | Запись в тетради, осмысление темы, цели, мотивации с помощью учителя Ответы обучающихся. Основные проблемы поэмы. Красота и богатство языка поэмы. Примерные ответы обучающихся: Мцыри долго жил в монастыре, но жил полной жизнью и дышал полной грудью только три дня, те, которые были на свободе. Обучающиеся приходят к цели урока, ответе на проблемный вопрос «В чем видит смысл жизни Мцыри?» (Слайд 3) Чтение двумя обучающими отрывков из поэмы (о жизни в монастыре и на свободе). «Жизнь в монастыре – не жизнь для героя. Три дня – вот настоящая жизнь, наполненная смыслом». Обучающие с помощью учителя формулируют задачи урока. 1.Мцыри и природа Кавказа (гл. 6) 2.Мцыри идет на Родину (гл. 7) 3.Встреча с грузинкой (гл. 13) 4.Бой с барсом (гл.17,18) Обучающие поясняют, почему именно эти эпизоды важны для понимания идеи поэмы «Мцыри». Слайд 4 Давайте сверим наши ответы. Работа в группах: -тема главы -основная мысль -ключевые слова -чувства героя Ответы обучающихся. Выводы по каждой из выбранных глав. Возможные вопросы: 1.Почему Мцыри не пошел за грузинкой? 2.Почему вернулся в монастырь? 3.Природа всегда была добра к герою? 4.Зачем герой вызвался на бой с барсом? 5.Почему автор не показал Мцыри мертвым? Слайд 7 Смысл жизни Мцыри Поиск, тревога, а не успокоение Борьба, победа Свобода Обучающие объясняют, какой Мцыри больше напоминает лермонтовского героя, ближе по духу. Обучающие обобщают материал, делают выводы. Сдают рабочие листы и синквейны. Вопросы по домашнему заданию. | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: Целеполагание Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: 1. Уметь слушать и понимать речь других. 2. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. 3. Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: Умение решать проблемы. Личностные: 1. Формирование границ собственного знания и незнания. 2. Самооценка личности. Регулятивные: Адекватное восприятие оценки учителя Познавательные: 1.Анализ объектов с целью выделения признаков. 2. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |