Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Цель: - научить характеризовать Мцыри как героя романтического произведения Задачи: 1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме. 2. Развивать навыки аналитической работы с текстом. 3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы. Тип урока: урок формирования знаний. Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая. Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные презентации (кроссворд, фишбоун ) Ход урока 1.Организационный момент Приветствие. Настрой на работу. - Поприветствуйте друг друга: Желаю успеха Большого Во всём И везде. Здравствуй! 2. Актуализация знаний - На прошлых уроках мы изучали произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы. Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(Презентация слайд 1-11) - По вертикали у нас появилось ключевое слово – романтизм. Дома вы поработали с разными источниками, с учебным материалом, со словарями и выяснили, что такое романтизм. - Ответы учащихся. Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности (слайд 12) 3. Постановка учебной задачи. Определение совместной цели деятельности. Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере, о романтическом герое, который обладает определенными чертами, признаками (слайд 13) - определение темы урока и цели (слайд 14) 4. Постановка и решение проблемного вопроса. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?» (слайд 15) - Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун» (слайд16-17) Этот приём позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. -Каждая группа имеет заготовку фишбоуна. Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки, характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов. - Основные признаки романтизма (слайд 18) После окончания работы и обсуждения делаем выводы (слайды 19-22) - Какими романтическими чертами обладает Мцыри? Предполагаемые ответы. 1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы. 2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие. 3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один. 4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. 5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя. - Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среду. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи. - Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы? (слайд 23) - Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это кульминация трех «вольных» дней героя (слайд 24) - выразительное чтение отрывка «Бой с барсом» - Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом? Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? - Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей — в этом важнейшая причина его жизненной трагедии. (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.) Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары. В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек. Слово учителя: «Мцыри – любимый идеал Лермонтова. В нём лермонтовская гордость, избранность сердца и чуткость к миру, способность слышать и видеть его; лермонтовский страстный поиск пути. В нём – лермонтовская обречённость» (слайд 25) В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях. Когда Мцыри задал вопрос: … прекрасна ли земля. … для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы? Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову. 5. Подведение итогов урока. Рефлексия. 6. Домашнее задание: Какие вопросы вы 1Какие вопросы вы задали бы Мцыри, если бы вам представилась такая возможность? Подготовиться к сочинению по поэме «Образ Мцыри» или «Картины природы в создании образа героя поэмы «Мцыри». |