СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 8 классе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с творчеством поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ,организации и проведения работы над проектом и его защитой; способствовать формированию представления о поэзии XIX века.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова"»

Р.Р. ( 2 ч.) Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,  Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

Класс: 8

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с творчеством поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ,организации и проведения работы над проектом и его защитой; способствовать формированию представления о поэзии XIX века.

Тип урока: урок развития речи.

Планируемые результаты обучения:


Предметные: познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве русских поэтов

XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; уметь различать образ лирического героя и автора в лирике; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; делать устный и письменный анализ стихотворения; видеть разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике; понимать настроения, чувства поэтов; определять способы создания образов;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к стихотворениям русских поэтов XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ;приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; закрепить навыки выразительного чтения; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

коммуникативная сфера: осмысленно читать и адекватно воспринимать литературные произведения; выполнять творческие работы;

эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные: познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока ,оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его

мнению, гражданской позиции.

Ход урока:

I. Организационный этап

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание

  1. Слово учителя

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь. С.Смирнов

- Эпиграф урока я выбрала неслучайно. Что вы видите общего между эпиграфом и нашим уроком?

- Как вы понимаете эти строки?

19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Я.Полонский, И.Никитин, А.Майков, И.Суриков, и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по – новому, волнует и удивляет нас.

- Но только ли о природе говорят их стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Как вы думаете?

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать.

У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть, свое очарование. И сегодня мы с вами перенесемся в мир звуков, красок чувств, связанных с наступлением того или иного времени года.

III. Актуализация знаний

- Как вы думаете, какой вид искусства может передать динамику чувств?

(Музыка, литература, живопись)

-Перед вами картины русских художников, изображающих природу: К.Коровин «Зимой», Левитан « Осень», Грабарь «Февральская лазурь», Л.Каменев «Зимняя дорога», Н. Крымов «Зимний вечер» и другие о временах года.

- Что объединяет эти картины?

- Как называется описание природы?

Пейзаж- жанр или отдельное произведение искусства, предметом которого является изображение природы.

-Посмотрите, как не похожи эти картины одна на другую, хотя каждый художник изображал разные времена года – зиму, весну, лето, осень. Следовательно, у каждого человека свое видение окружающей его природы.

-Художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами

- Что привлекало поэтов в русской природе? (Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность).

- Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию. (Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом).



- Какую еще роль играет природа в жизни человека?

(Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе).



IV. Усвоение новых знаний. ( В ходе работы заполняется таблица )

Автор и стихотворение

Год создания

Жанр

Тема

Изобразительно-выразительные средства языка


 Рассказ о лирике Пушкина.

1. Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.С.Пушкина»

2. Выразительное чтение стихотворения «Цветы последние милей».

3Работа с вопросами:

- С какой порой связано это стихотворения? (Осень)

- Каким чувством пронизаны строки? (Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь).

- Какие выразительные средства использует Пушкин? (Эпитеты)

Метафора «последние цветы» вызывает у читателя грусть и сожаление, а удачные антитезы «последние – первенцы» и «разлука – свидание» оживляют сюжет. В произведении есть олицетворение «мечтанья пробуждают» и красивые сравнения: «разлуки час живее... свиданья», «цветы последние милей роскошных первенцев полей».

Как всегда, точны и выразительны у Пушкина эпитеты: последние цветы, унылые мечтанья, сладкое свиданье, роскошные первенцы. Последние строки стихотворения и кажутся загадочными. Как может быть разлука «живее сладкого свиданья»?

Обратимся к словарю литературоведческих терминов.

Инверсия — это (лат. inversio — перестановка, переворачивание) расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный(прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Есть в стихотворении варианты инверсии: «цветы последние», «разлуки час».

- Как вы думаете, почему последние цветы  кажутся поэту милей?

- Какая мысль  поэта воплощена  в стихотворении? (Мнение каждого)

Мы провели исследование узнали, что происходило в судьбе поэта в эти осенние дни.


Рассказ о лирике М.Ю. Лермонтова

1. Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике М.Ю Лермонтова».

2. Выразительное чтение стихотворения «Осень».

3. Работа с вопросами:

- Как ритм, рифмы  стихотворения помогают нам передать настроения поэта?

- Какие выразительные средства использует Лермонтов? (эпитеты)

- Как ведут себя люди и звери? Передает ли все это вместе настроение поэта?

- Какое же оно? Угадывается  ли оно в связи с тем, как М.Ю. Лермонтов описывает окружающий мир природы?

- Какая мысль  поэта воплощена  в стихотворении? (Мнение каждого)

Рассказ о лирике Ф.И. Тютчева  

1. Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике Ф.И.   Тютчева.

2. Выразительное чтение стихотворения «Осенний вечер».

3. Работа с вопросами:

- Какие чувства передает Ф.И.Тютчев, описывая осенний вечер (умиления, грусти, радости)?

- Как вы объясните  слова: умильная, таинственная, ущерб, изнеможение, кроткая? подберите однокоренные слова – умиляться, милый. То есть любимый. То, что вызывает восторг, восхищение.

- Какие выразительные средства использует Тютчев? (эпитеты, олицетворение).

— метафоры томный шелест, сиротеющая земля – что они означают?

ТОМНЫЙ – взгляд, голос. Подберём синонимы – волнующий, нежный, ласкающий. У Тютчева -томный шелест листьев. Почему земля СИРОТЕЮЩАЯ? ( всё кругом пустеет, деревья сбрасывают свой летний убор, трава увядает, сохнет, поля тоже пустеют). Всё кругом умирает, земля сиротеет.

— Почему ТАИНСТВЕННАЯ прелесть? Потому что картина вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, тихий, прелестный осенний вечер и вдруг…

- Найдите в стихотворении место, где настроение меняется. С чем это связано? Что происходит вдруг? – порывистый ветер. Который привносит тревогу, настроение безысходности, усталости… Недаром говорят, ветер перемен. Ветер – всегда к изменению погоды. Погода осенью очень переменчивая – то солнце, то дождь, то ветер… Осень – промежуточное время года между ярким, пёстрым, шумным летом и суровой зимой. Природа осенью готовится к долгой зиме. Это как затишье перед бурей. Вот откуда эта тайна – неизвестно, что будет завтра.

- Найдите ещё одну метафору, в которой ясно выражено это противоречие. Зловещий блеск – эпитет ЗЛОВЕЩИЙ предвещает что-то злое, страшное. Этот приём называется оксиморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие. Например, живой труп, жестокий ангел, честный вор и т.д. Определение нового слова ученики записывают в тетради.

— УВЯДАНЬЕ – подберите синонимы: угасание, старение, исчезновение, умирание. Природа осенью умирает, краски блекнут, всё становится бледным, зыбким, ненадёжным.

Природа у Тютчева живёт, страдает, как и человек. Это стихотворение о природе, но не только. Подумайте, о чём ещё? О человеческой жизни. О старости. О стыдливом, божественном страдании. Так мог писать очень мудрый человек. Говорят, осень жизни наступила. Это когда человек прожил жизнь, всё позади, впереди только смерть. И тогда становится понятно, откуда эта щемящая грусть, откуда это страдание.

- Как вы думаете, от чего страдают старые люди? ( от одиночества, от непонимания, от немощи, от того, что не хватает внимания, заботы…) Но страдают они молча. Они как бы стыдятся своей старости. Вот откуда это стыдливое, божественное страдание.

- В чём же особенность тютчевского изображения природы? Как он её показывает? (Он показывает её как живое существо, он пытается понять её душу, услышать её голос. Природа у Тютчева – живое существо). В этом мы видим философский характер стихотворения. Оно о природе, и в то же время о человеческой жизни.

Сделаем краткий вывод: стихотворение Тютчева вызывает двоякое чувство – с одной стороны, мы видим прелестную картину тихой осени, когда всё золотится, пестреет яркими красками, слышим лёгкий шелест листьев, чувствуем дуновение свежего ветра. В чистом, прозрачном воздухе летают тонкие паутинки. И картина эта вызывает у нас восторг, восхищение, умиление. С другой стороны, так же, как на картине Левитана «Осень в Сокольниках», в стихотворении появляется чувство скорби, тоски, одиночества – ветер, как предчувствие сходящих бурь, сметает всё на своём пути, срывает листья с деревьев, оголяется лес, пустеют поля, всё увядает, сохнет, умирает… Приходит ассоциация с человеческой жизнью, когда приходит старость – позади бурная жизнь, полная событий, впереди только смерть. Становится жутко. Стихотворение Тютчева заставляет задуматься о жизни, о её смысле. О том, что все мы – дети природы, и связаны с ней неразрывной нитью.

- Можно ли  сказать, что, рисуя, осенний вечер, поэт открывает нам собственные переживания тихой радости, грусти, умиления, спокойствия, умиротворения перед тем,  что он видит вокруг?

- Что, по мнению Тютчева, происходит  с приходом осени?

Рассказ о лирике А.А.Фета.

1. Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.А Фета ».

2. Выразительное чтение стихотворения «Первый ландыш».

3. Работа с вопросами:

- Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека?

- Какие сравнения использует А.Фет при описании первого ландыша?

- Какие интонации  сопровождают слова и словосочетания: девственная нега, первый луч, воспламеняющей весны, избыток  жизни молодой?

Рассказ о лирике А.Н. Майкова .

1. Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.Н.Майкова»

2. Выразительное чтение стихотворения «Поле зыблется цветами».

3. Работа с вопросами:

    - С какой порой связано это стихотворения? (Весна)

- Каким чувством пронизаны строки?

- Как оживает природа весной у Майкова? Как это отражается на настроении человека?

- Какие выразительные средства  использует Майков?(метафоры,  эпитеты)



- Какая мысль  поэта воплощена  в стихотворении? (Мнение каждого)

- Какой можно сделать вывод? Что объединяет все  эти стихи? Как называется описание природы?

Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года.

Пейзаж- (франц. paysage, от pays — "местность, страна"; лат. pagus — "село, деревня") — жанр или отдельное произведение искусства, предметом которого является изображение природы, ее преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде.

Вывод: художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.

  1. Работа с таблицей. Сравнительный анализ стихотворений.

 Какие выразительные средства использованы в текстах?

Сравнить выразительные средства языка во всех стихотворениях и сделать вывод, что же хотели показать авторы этих стихотворений, когда писали данные стихи.

Осень

Весна

А.С. Пушкин

А.А. Фет

Цветы последние

Первый ландыш

Унылые мечтания

Солнечные лучи

Разлуки час

Душистая чистота

М.Ю. Лермонтов

Первый луч

Листья пожелтели, кружатся, летят

Луч весенний ярок

Зелень мрачная

Воспламеняющая весна

Ели поникшие

Вдох благоухает

Месяц тускл

Избыток жизни молодой

Туман, месяц поле серебрит

А. Н. Майков

Ф.И. Тютчев

Поле зыблется цветами

Светлость осенних вечеров

В небе льются света волны

Умильная, таинственная прелесть

Жаворонков пение

Зловещий блеск

Голубые бездны

Пестрота дерев

Блеск полдня

Багряные листья

Свет

Туманная и тихая лазурь

Улыбка

Сиротеющая земля

Голоса

Холодный ветр


Ущерб, изнеможенье


Улыбка увяданья, стыдливость страданья


Вывод:

Осень: В стихотворениях  поэтов показана сущность русской природы, таинственная прелесть осенних вечеров становиться поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.  В поэтических строках показано сближение и взаимопонимание человека и природы. Стихотворения насыщены изобразительными средствами поэтического языка: эпитетами, сравнениями, олицетворениями и метафорами.

Весна: Стихотворения о весне полны цвета, движения, звуков, ощущением неги, радости, желанием жить. В этот звучащий, наполненный светом и жизнью мир входит поэт и ведет за собой своего спутника – читателя, приглашает увидеть особую жизнь природы: жизнь вечного и обновляющегося мира.


V. Первичная проверка усвоения знаний:

Проверка заполнения таблицы.

Автор и стихотворение

Год создания

Жанр

Тема

Изобразительно-выразительные средства языка

А.С. Пушкин

«Цветы последние милей…»


 

16 октября 1825 года

элегия

Тема природы.

Осень.

Метафора «последние цветы»,антитезы «последние – первенцы» и «разлука – свидание»,олицетворение «мечтанья пробуждают» и красивые сравнения: «разлуки час живее... свиданья», «цветы последние милей роскошных первенцев полей»,эпитеты: последние цветы, унылые мечтанья, сладкое свиданье, роскошные первенцы,инверсии: «цветы последние», «разлуки час».
 

М.Ю. Лермонтов

«Осень»

1828 год

пейзажная лирика.

Тема природы.

Осень.

Антитеза – это противопоставление дня и ночи, а также сравнение (Уж не любит, меж цветов, / Пахарь отдыхать порою / От полуденных трудов), природных оттенков, света и тьмы (листья пожелтели – ели зелень мрачная),эпитеты: мрачная зелень, поникшие ели, отважный зверь,нависшая скала, полуденные труды, тусклый месяц;метафоры (скрытые сравнения): поле серебрит, ели хранят зелень.

Ф.И. Тютчев

«Осенний вечер»

1830 году

пейзажная лирика.

Тема природы.

Осень.

Метафора: «кроткую улыбку увяданья» «божественной стыдливостью страданья»,.Эпитеты: «зловещий блеск и пестрота дерев», «багряных листьев» , «грустно-сиротеющей» , «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск», «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр». Олицетворение и составной эпитета «грустно-сиротеющая».


 

А.А. Фет

«Первый ландыш»

1854 год

пейзажная лирика.

Тема природы.

Весна

Эпитеты : «солнечных лучей», «душистой чистоте », "пленителен«, "воспламеняющей весны».
Риторические восклицания : "как", "какие».
Образная метафора: «первый луч» - «подарок… весны».
 

А.Н. Майков

«Поле зыблется цветами…»

написано А. Майковым в 1857 г.
 

пейзажная лирика.

Тема природы.

Эпитеты («вешние», «голубые», «молодые»); метафору («света волны»); олицетворения («взор мой тонет», «надежды тешат»); инверсию («жаворонков пенья… бездны полны»). Центральный прием стихотворения – сравнение надежд с жаворонками.


VI. Рефлексия. Я истинную вижу Красоту.
Я вижу то, что существует в жизни,
чего не замечает большинство. (А.А. Вознесенский)

Наш разговор подходит к концу

-О чём мы вели речь?

Сегодня мы вели речь о красоте, пробуждая добрые чувства с помощью Божественного поэтического слова Фета.

Мы делали свои маленькие открытия, учились слышать друг друга...

Я желаю вам, чтобы с вами всегда была красота, но помните, что она не даётся нам безвозмездно, за неё надо платить любовью и добротой...

Надеюсь, что ничего не пролетело мимо вашего сердца. В результате прочитанного, осмысленного, пережитого сегодня родилось личное, идущее от сердца, а значит, бесценное...


VII. Информация о домашнем задании: Сочинение – рассуждение Красота 

Природа ( подготовка к ОГЭ); наизусть










































Приложение





А.С. Пушкин.

Человеку, живущему на территории России, имя Александра Сергеевича Пушкина хорошо знакомо, его называют “солнцем русской поэзии”. Мы с детства читаем его сказки, учим наизусть стихотворения и знаем, что его любимым временем года была осень:

И с каждой осенью я расцветаю вновь...
Желания кипят – я снова счастлив, молод.
Я снова жизни полон...

Чем старше становимся, тем серьёзнее и глубже вникаем в содержание пушкинской лирики. Сегодня стихотворение “Цветы последние милей...”

Стихотворение Пушкина «Цветы последние милей…» посвящено близкой подруге поэта – Прасковье Александровне Осиповой.

Эта помещица жила в Тригорском, которое находилось по соседству с Михайловским. Впервые Пушкин повстречался с Осиповой, когда отбывал ссылку в имении родителей. Поэт ласково обращался к женщине – «милая старушка», а Осипова называла Александра Сергеевича – «сын моего сердца».

Осипова постоянно посылала Пушкину цветы из своего сада. Когда в очередной раз принесли от нее букет, поэт решил посвятить своей подруге стихотворение. Дата его создания16 октября 1825 года. Пушкин записал стихотворение в альбом Осиповой с посвящением. При жизни поэта «Цветы последние милей…» не публиковались. Впервые читатели смогли познакомиться с этой миниатюрой в 1838 году в журнале «Современник».

Первоначально стихотворение называлось «Последние цветы». В нем всего шесть строк, которые наполнены легкой грустью и нежными осенними красками. Стихотворение проникнуто размышлениями о скоротечности жизни и любви.

Стихотворение «Цветы последние милей…» относится к жанру элегии. Оно написано четырехстопным ямбом с трехсложной стопой и ударением на втором слоге. Поэт применил здесь смешанную рифмовку: в первых двух строках – парную, в четырех последних – перекрестную.С

В первых двух строках сказано о том, что осенние цветы милее весенних. Этому есть объяснение. Ведь в пору увядания цветы более ценны, чем весной, когда все пробуждается и расцветает. Философский смысл этой фразы – в зрелом возрасте больше ценишь радости жизни, чем в молодости

в стихотворении воплощена мысль поэта о значимости перехода одного времени года в другое так же, как и в жизни человека. “Последние цветы...”, как “час разлуки”, запоминаются остро. Они “живут” в памяти именно потому, что последние.

Автор использует инверсию – неправильный порядок слов – прилагательное стоит после существительного: “цветы последние”, а логическое ударение падает на словосочетание с эпитетом “роскошных”. “Час разлуки”, можно дополнить “горькой”, противопоставлен эпитету “сладкое свидание”. Читая это стихотворение, нельзя не отметить эмоционально окрашенную лексику, приём контраста: “последние – первенцы”, “унылые – сладкого”, “разлуки – свидания”. Анафора – “живее, живее” подчёркивает значительность слова, значение “последнего, пограничного в жизни природы и человека”.



Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург тоже много стихотворений посвятил изображению родной природы.

Писателю не нравилось осеннее время года. Но со временем он полюбил не только блистающую золотыми листьями осень, но и серую, увядающую. Он разглядел в ней душевное равновесие, пленительное очарование и какое-то чувственное блаженство. Лермонтов был очень наблюдательным, поэтому он сумел увидеть в этом времени года даже самые мельчайшие особенности.

«Осень» .

Стихотворение написано М.Ю.Лермонтовым в 1828 году, когда ему было 14 лет. В то время юный поэт периодически обращался к теме родной природы. Стихотворение «Осень» не имеет посвящения конкретному человеку, оно отражает душевный настрой Лермонтова.

Осень не была любимым временем года Михаила Юрьевича.

Лирический герой произведения – сам автор. Именно его наблюдения и становятся темой произведения. Он видит не только унылые краски окружающей природы, но замечает, что жизнь постепенно замирает, людям и зверям больше не комфортно быть на природе: пахарю уже не хочется «отдыхать меж цветов», устав «от полуденных трудов», а дикий зверь, мелькнувший среди редеющего леса, «скрыться где-нибудь спешит».

Лирическое стихотворение не наполнено радостью и восторгом, как в стихотворениях Пушкина; оно довольно мрачно, в нем больше подчеркнуты темные стороны этого времени года, за которым неизбежно наступит холодная зима. Стихотворение написано четырехстопным хореем, рифма перекрестная.

Читается стих легко, словно на одном дыхании.



Основные мотивы лирики Аполлона Майкова. Природа и человек

+

Аполлон Николаевич Майков родился 4 июня 1821 года в Москве, детские годы провел в подмосковном селе Никольском, близ Троице-Сергиевой лавры.

Происходил из старинного дворянского рода. Отец поэта был академиком живописи, мать - писательницей.

В семье постоянно собирались художники, литераторы, музыканты; среди домашних учителей будущего поэта был И. А. Гончаров.

Становление и расцвет дарования А.Н. Майкова приходится на годы, когда русские читатели открывают для себя творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, гениальных лириков природы. Поразить читателя новым видением мира было доступно только сильному дарованию. А. Майкову удалось создать неповторимые, всегда узнаваемые пейзажи.

Во многих стихотворениях-пейзажах Майкова звучит слово «тайна» («Для чего, природа...», 1845). Но притягивает поэта не столько сокровенное, сколько видимое – внешняя красота мира: выразительность и изящество форм, контрастность и яркость цветов. Он ищет в природе красоту, которой поклонялся с детства, красоту искусства, восхищается в природе прежде всего тем, что напоминает ему величественные памятники искусства, – стройностью форм архитектуры или скульптуры, выразительностью красок живописных полотен. Впечатление красоты природы передается с помощью архитектурных или скульптурных образов. Яркий пример ранней пейзажной лирики Майкова – стихотворение 1841 г. «Горы»

Люблю я горные вершины.
Среди небесной пустоты
Горят их странные руины,
Как недоконченны мечты
И думы Зодчего природы.
Там недосозданные своды,
Там великана голова
И неизваянное тело,
Там пасть разинутая льва,
Там профиль девы онемелый...

Природа предстает как творение великого Зодчего – мысль, которая исключает сокровенные «тайны» природной жизни или власть «древнего хаоса», как, например, у Тютчева. Это стремление видеть в жизни природы гармоническую стройность форм, изначальную продуманность линий сохранится и в поздней лирике Майкова.

В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни, природы, русской истории; также отражена его любовь к античному миру, который он изучал большую часть своей жизни. Созданные в 1854—1858 годах стихотворения Майкова о русской природе стали хрестоматийными («Весна! Выставляется первая рама», «Летний дождь», «Сенокос», «Ласточка», «Нива» и другие). Многие стихотворения Майкова были положены на музыку Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др.





Ф.И.Тютчев

Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о поэте 19 века Ф.И.Тютчеве. Отвергнутый от России  в самой ранней молодости, закинутый в далекий Мюнхен, вернувшийся в Россию, когда ему шел пятый десяток лет. 22 года — лучшей поры жизни — проведены  Тютчевым за границей.   Кто же,  как не он, вложил бы столько любви, веры в слова:
Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить.

-Ребята, а что значит для вас Россия?

-С какими понятиями ассоциируется образ России?

Итак, Россия — это близкие, любимые люди, это необъятные родные просторы, это то, что не подчиняется никаким стандартам, или аршинам, как говорит поэт.

Всё это занимало в сердце Тютчева особое место. По-новому зазвучала у него лирика природы, любовная лирика и тема Родины, размышления о ней.

Тютчева всегда ценили как автора стихотворений о природе. Его называли    певцом природы. Поэт одушевляет природу, сопоставляет её с состоянием человеческой души, чувствует и показывает красоту обычных явлений природы.

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист.Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений.

Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Пейзажная лирика Тютчева имеет глубоко философский характер. Изображение природы и человеческой жизни сплетены в ней воедино. Человек показан как часть природы, а сама природа – как живое существо, наделённое человеческими качествами. Разлад между ними приводит к трагедии. Изображение природы и человека в ней – основной мотив творчества поэта.

Стихотворение Федора Тютчева «Осенний вечер» погружает читателя в удивительное состояние созерцательности, ожидания перемен легкой тревоги, грусти и надежды.

Из самого названия уже понятно, что произведение об осеннем пейзаже, о прекрасной поре увядания природы.

В самом начале автор показывает как восхитительны осенние пейзажи, все спокойно и умиротворенно, покой и прелесть, тишина и таинственный свет заката. Немного позже настроение поэта меняется, появляется тревога, в свете заката, который падает на упавшую листву, а в легком осеннем воздушном движении, кажется везде таится какая-то угроза. Дальше снова в душе поселяется тишина, покой, некая завораживающая неподвижная картина. Заход солнца, а на смену заката приходит лазурь и крайние солнечные лучики скрывает некая туманная дымка, тоска, грусть, расставание с солнцем и теплом, это все как сама жизнь для него. Вдруг, внезапные сильные порывы ледяного ветра, вестники неминуемой зимы, он грустит от окончания осени, волнуется и теряет спокойствиеПрочитав стихотворение «Осенний вечер», кажется будто все человечество, сам автор и природа стали одним целым, бессмертным, ведь на смену одному времени года придет другое, на смену одному жизненному циклу придет другой, точно так, как за днем наступает ночь.

Перекрестная рифма, написанная пятистопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. С точки зрения синтаксиса – это произведение сплошное сложное подчиненное предложение. Использование множества троп, метафор, сравнений, с эмоциональными эпитетами, сильными образами, емким глубоким философским смыслом, неким внутренним душевным движением.

В таком маленьком стихотворении, столько человеческого чувства, столько образов, мыслей, и все это ни в коем случае не перегружает композицию.

Сам автор это лирический герой своего же произведения. Воздушное, легкое стихотворение читается на одном дыхании и оставляет грустный и некий романтический настрой в душе у читателя.



Творчество последних лет жизни А.А. Фета пропитано любовью, а особенно – любовью к природе.

Стихотворение «Первый ландыш» было написано Фетом в 1854 г., когда он уже был известным и признанным поэтом. Результатом весенней прогулки автора стало это произведение - еще один богатый вклад в копилку творчества великого певца природы.

Жанр произведения – пейзажная лирика с элементами философского размышления.

Основная тема стихотворения – весеннее пробуждение природы. Главный символ наступающей весны для поэта – первый ландыш. Он олицетворяет собой очередную перемену, наступление счастливой безмятежной поры. Природа раскрывается навстречу весеннему солнцу.

В стихотворении не указан лирический герой, но о его восторженном состоянии можно догадаться..

В последней строфе автор сравнивает первый ландыш с юной девой. Поэтическое сравнение молодой женщины с благоухающим цветком свойственно многим поэтам. Фет обращает внимание читателя на «робкий вздох» девы, подобный появлению трепетного ростка из земли. Параллели проводятся посредством прилагательных: «первый», «девственная», «робкий», «молодой».

Стоит отметить, что Фет был непревзойденным мастером в наблюдении за природой. Он тонко чувствовал и подмечал мельчайшие детали, которые затем описывал в стихотворениях. Каждый видел первые весенние солнечные лучи, но никому и в голову не приходило наделять один такой луч какими-то особыми качествами, расценивать его как подарок.

Знаменитому «певцу природы» было свойственно придавать растениям и животным человеческие черты. Фет всегда рассматривал окружающий мир в единстве с человеком. От времени года напрямую зависит настроение людей. Весна – время торжества молодости, но даже взрослому человеку она может дать непередаваемое ощущение легкости и радости.

Стихотворение состоит из трех строф. В первых двух раскрывается картина наступающей весны с ее неизменным символом – ландышем. Финальная строфа – сравнение ландыша с юной девушкой.

Размер произведения – наиболее любимый Фетом четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!