СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.В. Ломоносов . "Ода на день восшествия..."Прославление Родины, мира, науки.мира,

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет учителю в подготовке урока литературы в 9 классе по теме "М.Ломоносов. "Прославление Родины, мира, науки."Ода на день восшествия..."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 9 классе по теме "М.В. Ломоносов . "Ода на день восшествия..."Прославление Родины, мира, науки.мира,»

М.В. Ломоносов.

Ода «На день восшествия...»

В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям

собственной жизни радуется, не об них сетует,

он вещает правду и суд Промысла, торжествует

о величии родимого края, межует перуны в супостатов,

блажит праведника, клянет изверга

В. К. Кюхельбекер

Цель урока: ода «На день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.

Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский синтаксис, архаизмы.

 

Ход урока.

I. Реализация домашнего задания. Повторение сведений о жанре оды.

П. Анализ «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Словарная работа.

День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.

Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

- Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? (Патриотический восторг, призыв и т.д.).

- Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?

Четырехстопный ямб. Подчеркнем, что, по мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.

Выразительное чтение оды и выделение микротем - составление плана оды -

картины мирной жизни;

восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?);

гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру I? Что ставится ему в заслугу?);

описание безграничных просторов и богатств России;

обращение к молодежи овладевать науками.

- Какова главная, ведущая тема оды?

Главной для Ломоносовской оды явилась тема России, ее процветание. Своеобразным приступом к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир — основное условие и для успехов просвещения. - Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?

Мир - условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр I для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.

- Что вы можете сказать о центральной части оды?

Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна.

- Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.
Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Обращаем внимание, что похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенной монархией, расширять науки, заботиться о благе общества. Свойственное русским классицистам представление об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра I.

- Каким стилем написана ода?

Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания-

Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении?

(Находим: метафоры, сравнения; употребление образов античной мифологии; архаические слова и выражения; олицетворения; гиперболы; риторические вопросы и восклицания.)

- Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию.
Составим план оды.

I. Вступление. Мир — основа блага государства.

П. Главная часть. Величие России, ее процветание:

хвала щедротам Елизаветы;

заслуги Петра перед народами России;

неисчерпаемые богатства ж красота России;

призыв к российской молодежи овладевать науками;

наука и ее роль в российском обществе.

III. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

  

III. Знакомство с одой «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

Чтение и комментарий малопонятных слов.

Ключевым словом поэзии Ломоносова является слово «восторг».

- Чем восторгается поэт в этой оде?

- Как передает его? (Обращаем внимание на лексику и синтаксис)
Почему такое название получает эта ода Ломоносова?

Делаем вывод, что для Ломоносова природа - это одушевленное проявление Божьего могущества. Тайны природы - это Божьи тайны, раскрыть которые до конца человеческому уму не возможно. И все-таки авторское «я» - это воплощение дерзостного порыва пытливого ума постичь созданное творцом.

- В чем своеобразие этой оды?

Записывается вывод.

Ломоносов понимал одический жанр очень широко. Предметом оды становилось все, что возжигало душу высоким пламенем, - воинская доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочная красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла величие Творца. Поэтому и возникали на ряду с гражданскими, публицистическими религиозно-философские, духовные оды.

Домашнее задание.

Наизусть отрывок из «Вечернего размышления...»

Индивидуально:

-Подготовить подборку высказываний о Державине. Сообщение о судьбе и личности Державина


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!