Конспект урока литературы в 9 классе по теме
«Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Патриотизм древнерусской литературы».
(урок рассчитан на 2 часа)
Люблю твою, Россия, старину…
Н.Рубцов
Патриотизм начинается с любви и
уважения к тому, что завещано отцами,
дедами, предками. Не только завоеваниями
науки и покорением природы можно
гордиться нам, но и великой культурой.
Д.С.Лихачёв
Вопросы к уроку
Русь в XI – XII веках.
Культура Древней Руси:
а) архитектура;
б) иконопись;
в) ремёсла и ювелирное искусство;
г) письменность и просвещение;
д) литература.
Цели:
1) познакомить обучающихся с культурой Древней Руси и исследовать её особенности; показать, как культура отразила многогранный талант народа, населявшего Древнюю Русь;
2) развивать коммуникативные умения и навыки: монологическую речь обучающихся, умение рецензировать ответы;
3) дать возможность обучающимся почувствовать гордость за высокие достижения культуры Древней Руси; заставить задуматься над историческим прошлым своей Родины.
Задачи:
образовательные:
научить работать в группе, находить нужную информацию для выступления; формировать умения и навыки чтения наизусть поэтических произведений; обогащать словарный запас учащихся;
развивающие:
развивать творческие способности обучающихся; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
воспитательные:
воспитывать высокие патриотические чувства, интерес к культуре Древней Руси, литературе, ценностное отношение к слову; создать на уроке благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Формируемые УУД:
Личностные:
устойчивый познавательный интерес к культуре Древней Руси; стремление к речевому самосовершенствованию.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение; осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать.
Регулятивные:
планирование самостоятельного выполнения заданий; выбор темпа работы; умение действовать самостоятельно.
Планируемые результаты:
Предметные:
осознание значимости изучения культуры и литературы своей страны для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; обеспечение культурной самоидентификации; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Метапредметные:
осуществление поиска информации с использованием различных ресурсов; умение давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать вывод.
Личностные:
формирование устойчивого познавательного интереса к культуре своей страны; воспитание патриотизма.
Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная
Оборудование:
Выставка книг о Древней Руси (Сергей Голицын «Сказание о земле Русской»,
Презентация «Архитектурные памятники Древней Руси» (Софийский собор в Киеве 1037 год при Ярославе Мудром, Софийский собор в Новгороде, Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли 1156 год);
Презентация «Гербы древнерусских городов»;
Презентация «Древнерусские летописи» (страницы летописей, рассказывающих историю Бориса и Глеба, похода князя Игоря на половцев)
Группы обучающихся:
Русь в XI – XII веках.
Архитектура Древней Руси.
Иконопись Древней Руси.
Ремёсла и ювелирное искусство Древней Руси;
Письменность и просвещение Древней Руси;
Возникновение литературы на Руси. Летописи.
Каждая группа обучающихся готовит ответ на вопрос и презентацию.
Ход урока
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие в далёкое прошлое нашей страны, урок-исследование. К этому уроку вы готовились в группах по заранее данным вопросам, которые вы видите на слайде презентации. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Обучающиеся:
Тема урока: «Культура Древней Руси».
Учитель:
Тема урока путешествия и исследования: «Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Патриотизм древнерусской литературы».
Сегодня вы будете выступать по этим вопросам. Внимательно слушайте друг друга, дополняйте, задавайте вопросы, попытайтесь дать оценку ответа одноклассника. Чья группа будет активнее, та получит выше отметку. Оценивая выступление ученика, учитывайте правильность, самостоятельность и оригинальность ответа.
Основные мысли из выступлений групп, выводы вы должны записать в тетрадь.
Итак, мы отправляемся в прошлое.
Учитель читает стихотворение Николая Рубцова «Видения на холме»:
Взбегу на холм
И упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
Засвищут стрелы будто наяву,
Блеснёт в глаза кривым ножом монгола!
Пустынный свет на звёздных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и в жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя…
Россия, Русь –
Куда я ни взгляну!
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Эпиграфом к уроку взята строка из этого стихотворения Николая Рубцова «Видения на холме»: Люблю твою, Россия, старину…
Мы живём в XXI веке, от Древней Руси нас отделяет 10 веков.
- Как вы думаете, зачем нам изучать культуру далёкого прошлого в век компьютеров и космических открытий?
А полнее ответить на этот вопрос помогут ваши выступления, в которых вы должны рассказать о самобытном характере и высоком уровне культуры Древней Руси.
- Как вы понимаете значение слова «самобытный»?
Обучающиеся:
В толковом словаре находят значение слова.
Самобытный – своеобразный, не похожий на других, самостоятельный в своём развитии.
Учитель:
Прежде, чем говорить о культуре Древней Руси, мы должны вспомнить, что собой представляло древнерусское государство.
Выступление 1 группы обучающихся
1 обучающийся:
Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна, -
Так писал о Древней Руси знаменитый русский поэт Александр Блок.
Степи бескрайние, тучными травами поросшие, расстилались к северу от Чёрного моря, к западу от Волги на Дон, от Дона к Днепру, от Днепра к Днестру и далее к Дунаю. И хоть плодородна была чернозёмная степная почва и урожаи могла давать обильные, а мирным народам –земледельцам там жилось тяжело. Нападали на них с востока и юга воинственные кочевники. Человеческой кровью были напитаны степи. Земледельцы – русичи были оттеснены кочевниками к северу, туда, где степи сменялись рощами. Разделялись русичи на племена. Все они были язычниками, поклонялись силам природы. Великий князь киевский Святослав в X веке после многих победоносных походов сумел сплотить большинство этих племён в единое и могучее государство. В начале XI века древнерусское раннефеодальное государство имело свой политический центр в Киеве, было Киевским государством. Но уже в первой половине XI века от Киева обособляется ряд княжеств. В XII веке прежде единое Киевское государство окончательно распадается. Наступает длительный период феодальной раздробленности Руси. Князья стремятся стать политически самостоятельными, не зависимыми от киевского князя. Идёт борьба одного княжества против другого, возникают братоубийственные войны. И сейчас мы расскажем об одном из таких событий русской истории.
2 обучающийся:
«Сказание о Борисе и Глебе»
В 1015 году скончался великий князь киевский Владимир Святославович (Владимир Красное Солнышко). Наследовавший ему его сын Святополк опасался своих братьев – возможных соперников – Бориса, князя Ростовского, и Глеба, князя Муромского, и задумал их убить. В том же году он послал своего верного дружинника Путшу с воинами на князя Бориса. Они нашли его в шатре за молитвой и убили.
Князь Глеб, не зная о гибели брата, отправился со своими слугами от Смоленска к Киеву вниз по Днепру на ладьях. Дружинник Святополка Горясер с воинами настиг Глеба и убил его. Православная церковь провозгласила князей Бориса и Глеба святыми. А Святополка прозвал народ Окаянным. Лишь 4 года он княжил в Киеве и был изгнан братом своим Ярославом, князем Новгородским.
3 обучающийся:
Феодальная раздробленность Русского государства подрывала политическую мощь страны и приносила много бед народу. От междоусобных воин тяжко страдало население Руси. Борьбой князей пользовались половцы, степные кочевники, занимавшие степи между Волгой и Днепром. Половцы нападали на южную Русь, убивали и угоняли в рабство её жителей, разоряли города и деревни. Эти события отразил в своей замечательной картине «Битва славян с кочевниками» известный русский художник Васнецов. Русичи, страдавшие от раздоров князей и нападений половцев, много раз обращались к князьям с призывом прекратить братоубийственные войны и единодушно встать на защиту государства от внешних врагов. Можно сделать вывод, что Киевская Русь была сильным государством в 10-11 –х веках, но в 12 веке в результате междоусобиц оно ослабло.
Учитель:
- Полностью ответила первая группа на вопрос или у вас есть, что дополнить?
- Какие вопросы у вас будут к выступающим?
- Каково ваше мнение о выступлении?
- Оцените ответы одноклассников, внесите оценку в оценочный лист.
Памятка
Оценка выступления одноклассника
1.Ответ был полный (неполный), всё (не всё) было сказано правильно.
2. Во время ответа соблюдалась (не соблюдалась) логическая последовательность.
3.Выступавший делал (не делал) обобщения, выводы.
4. Была (нет) заинтересованность в раскрытии своего вопроса.
5. Почему ошибся? В чём?
6.Речь выступавшего (выразительная, логичная, эмоциональная или нет).
7. Выступавший рассказывал (читал) сообщение.
8. В своём выступлении использовал (не использовал) презентацию, музыкальное оформление, стихотворения и т.д.
Ваша группа добросовестно готовилась, материал отобран строго по теме, хорошо, что вы проиллюстрировали свой ответ и использовали летописные источники. Выступавшие говорили выразительно, логично, с пониманием того, о чём говорят. Первой группе желаю дальнейшего заинтересованного участия в путешествии по Древней Руси, так как при оценке вашей работы будет учитываться ваша активность в течение всего урока.
- Сильным или слабым было государство Киевская Русь?
- Входил ли Смоленск в состав Киевской Руси или нашего города тогда ещё не было? ( в X-XII веках Смоленск был крупнейшим городом Руси, вслед за Киевом и Новгородом. Одни учёные считают, что Смоленск появился в 6 веке, другие – в 9 веке. Первое упоминание о Смоленске относится к 863 году).
- Какие племена населяли Смоленскую землю? (Кривичи)
- Перечислите крупные города киевской Руси. (Киев, Новгород, Владимир, Полоцк, Чернигов, Рязань, Муром, Смоленск, Суздаль)
Несмотря на то, что жизнь русичей была суровой и трудной, они развивали свою культуру.
- Что входит в понятие культуры государства?
Обучающиеся:
Это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом.
Учитель:
А сейчас мы рассмотрим, каков был уровень культуры Древней Руси. начнём со знакомства с архитектурой.
Выступление 2 группы обучающихся
1 обучающийся:
На высоком берегу Днепра стояла столица Древней Руси – Киев. Золотые купола белокаменных храмов возвышались над маленькими домиками и над княжеским дворцом. Город был окружён крепкой стеной, а въезжали внего через Золотые ворота (показ слайда презентации).
Столица к концу X века была большим и богатым городом, украшенным величественными зданиями. Уже по одному этому городу можно судить о красоте и своеобразии русской культуры X – XI веков, о разных видах искусства, процветавших в Древней Руси.
Архитектура как строительное искусство стояла на большой высоте. Раскопки открыли, например, развалины дворца киевской княгини Ольги (середина X века). Это было великолепное двухэтажное кирпичное здание светло-коричневого цвета, украшенное мрамором и живописью. Архитектура в древнерусском государстве отличалась такими чертами, как величественность построек, обилие света, яркость красок, красота внутреннего убранства зданий. Выдающимся памятником архитектуры XI – XII веков является Софийский собор в Киеве, заложенный в 1037 году (показ слайда презентации).
Своим характером архитектура X – XI веков отражала мощь Руси, уверенность русичей в своих силах. Почти все соборы и церкви были богато расписаны. Изображения отдельных фигур или целых картин исполнялись способом мозаики или фрески. Мозаика – это живопись, составленная из кубиков стекла, камней, дерева разных цветов. Фрески – это живопись по сырой штукатурке.
Ещё в дохристианский период развивалась в Древней Руси и скульптура. Статуи богов делались из дерева и камня, с золотыми и серебряными украшениями. В Киеве была воздвигнута деревянная статуя Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Широко представлена скульптура и позднее. Так, в стены Дмитриевского собора во Владимире вделано 566 резных камней с изображениями разных птиц и зверей (показ слайда презентации).
2 обучающийся:
Посоветовавшись в своей группе, мы решили подробнее рассказать о церкви Покрова на Нерли, уединённо стоящей на бескрайних просторах Владимирских равнин (показ слайда презентации).
Церковь Покрова на Нерли поражает чистотой пропорций, мягкостью контуров и слиянием с природой. Строение лёгкое, нежное, как облака, плывущие по небу и отражённые рекой. Стройность храма, его «плывучесть» создаётся прежде всего пропорциями (показ слайда презентации).
Трёхчастность – основа этих пропорций. Первый, второй этаж и купол примерно равны по высоте, ширина фасадов чуть уже высоты двух этажей. Выступающий фасад разделён на три части. Редкие украшения, прорези окон и входа создают мягкую игру света и тени. Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада наверху находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида. Царь играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа. Купол церкви – это небо, простёртое над землёй. Под львами и птицами в кладку вставлены загадочные маски: юные лики с огромными очами и распущенными волосами. Это ангелы, явившиеся послушать Давида. Сооружение кажется лёгким, точно облако, чудом коснувшееся невысокого холма. Строгость и сдержанность, чистота и мягкость, спокойствие и естественность, видимо, были свойствами, которые для строителей Покрова на Нерли необходимы для создания прекрасного и вечного.
3 обучающийся:
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания. Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше девяти веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж – луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.
Е.И.Осетров в книге «Живая Древняя Русь» так описывает красоту церкви: Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года. На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь – храм плывёт и плывёт среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами… Храм посвящается покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов.
Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времён было распространено почитание Девы – Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.
Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга с травами и цветами, которые, как ковёр, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине. Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.
Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижно возвышаются над окрестностью.
Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелёными. А строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.
Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.
Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме.возвратившись из победоносного похода против волжских булгар. Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.
Учитель:
Хорошо, ответ был очень интересный, особенно понравилось художественное описание храма Покрова на Нерли. Положительным было и использование иллюстративного материала, презентации.
- Может быть, кто-то из вашей группы нашёл материал об архитектурных памятниках Древнего Смоленска? (Свирская церковь на западной окраине города, церковь Петра и Павла на улице Кашена)
- Какие храмы Древней Руси, помимо Покрова на Нерли, поразили вас своей красотой?
Русские храмы XI – XII веков настолько прекрасны, что не могут никого оставить равнодушными. Храмы напоминают богатырей в золотых шлемах и вызывают наше восхищение. Неотделимой частью убранства храма были иконы. Иконопись – один из самых прекрасных видов искусства на Руси. Послушаем выступление 3 группы, которая расскажет о самобытности и своеобразии русской иконописи.
Выступление 3 группы обучающихся
1 обучающийся:
Иконы писали на липовых и сосновых досках. Доску сверху покрывали меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой.
На Руси было известно более трёхсот сюжетов изображения Богоматери. Все сюжеты укладывались в три основных композиционных типа:
1) Богоматерь «Знамение» и «Богоматерь Панагия».
Богоматерь Знамение изображалась до пояса с поднятыми вверх руками, ладони которых обращены к зрителю. Богоматерь Панагия изображалась в полный рост.
2) «Богоматерь Одигитрия».
Младенец Христос сидит на коленях богоматери, не прикасаясь к её щеке, и смотрит строгим взором перед собой.
3) «Богоматерь Умиление».
На иконе изображена Богоматерь с младенцем, который прикасается своей щекой к щеке матери.
Владимирская Богоматерь была самой чтимой иконой на Руси (показ слайда презентации).
Мария с младенцем. Несчетны произведения искусства на этот сюжет. На Владимирской иконе Богоматерь прижимается щекой к щеке ласкающего её младенца. Это иконографический тип, получивший в русской иконописи особое распространение под так красиво звучащим названием: «Умиление». Умиление... Да, вот именно это изображено на иконе. Сколько поколений русских людей возносились духом перед этим образом, проникаясь сияющим в нём умилением... Растроганная лаской младенца, Мария своими широко раскрытыми, грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына. Образ благородной материнской скорби, переданной с таким вдохновенным живописным мастерством, глубоко захватил русских людей. Владимирская богоматерь вошла в историю древнерусской иконописи.
2 обучающийся:
Надо обязательно сказать, что икона «Владимирской богоматери» - это образец византийской живописи. Глядя на эту икону, русские мастера дивились искусству гениального иконописца и мечтали сравняться с ним. Древнерусские мастера вступили в соревнования со своими греческими учителями. В 14-15 веках на Руси появились иконописцы, чьи произведения считаются непревзойдёнными, самыми значительными и одухотворёнными в мировой живописи. Это Феофан Грек и Андрей Рублёв.
Но вернёмся в 12 век. До нас дошло несколько русских икон того времени. Это «Богоматерь Великая Панагия» (показ слайда презентации), «Ангел Златые Власы» (показ слайда презентации), «Успение» (показ слайда презентации).
Новгородская икона «Ангел Златые Власы» написана в конце 12 века. Какая высокая, чистая красота в этом незабываемом образе! Мастер запечатлел прекрасный овал лица с нежным румянцем под волнистыми волосами, украшенными золотыми нитями. А печаль в глазах, такая лучистая и глубокая, - это отражение русской души, готовой осознать свой особый удел с его трагическими испытаниями. Русские иконы своеобразны и неповторимы, поэтому они вызывают восхищение во всём мире.
Учитель:
Ваша группа много работала с материалами об иконах Древней Руси и вам многое есть, что сказать. Вы прочитали прекрасную книгу-альбом Михаила Алпатова «Краски древнерусской иконописи».
- О каких ещё знаменитых иконах вы прочитали, готовясь к уроку?
- В чём видят искусствоведы своеобразие русских икон? (Яркие, звонкие и чистые краски, как будто ты смотришь на лужайку, усеянную яркими цветами)
- Какой цвет любили иконописцы больше всего? (Алый, красный)
Русскими иконами восхищаются во всём мире, так как они говорят о милосердии, любви, спасении от зла и бед, а кроме того – их создавали очень талантливые люди.
Восхищение вызывало у чужеземцев и художественное творчество наших умельцев – ремесленников.
Послушаем сообщение о ремёслах Древней Руси.
Выступление 4 группы обучающихся
1 обучающийся:
В XI – XII веках Русь знала многие ремёсла: кузнечное, литейное, гончарное, косторезное, ювелирное и другие. Особенно было развито ювелирное мастерство, то есть производство изделий из золота и серебра, а также резьба по кости (показ слайда презентации). Эти изделия вывозились в разные страны и создавали там славу русским мастерам. Центрами высоко развитого ремесленного производства были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие города. Искусные ремесленники были и в деревнях.
2 обучающийся:
Что представляло собой ювелирное искусство Древней Руси? В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточные славяне любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы (показ слайдов презентации). Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на монетах.
Но самыми популярными украшениями были височные кольца (показ слайда презентации). Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. Горожанки XI – XIII веков больше всего любили колты – парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору (показ слайда презентации). В XI – XII веках ремёсла на Руси процветали, а изделия искусных мастеров вызывали восхищение у чужеземцев.
Учитель:
Выступление вашей группы было интересным, вы показали знание материала, убедительны были примеры художественного творчества русских ремесленников.
- Славился ли Смоленск своими ремесленниками? (Древний Смоленск славился своими ювелирами, большим спросом на западе пользовались изделия из золота, серебра, меди)
Неотъемлемой частью любой культуры является письменность и просвещение.
Выступление 5 группы обучающихся
1 обучающийся:
Письменность на Руси появилась ещё до X века, до принятия ею христианства (988 г.). Её возникновение было вызвано прежде всего потребностями государства. Заключение договоров с греками и вообще отношения Руси с другими государствами требовали наличие письменности. Письменность применялась и в крупной торговле (надписи на сосудах), и в развитом ремесле (надпись на изделиях имени мастера), и в быту состоятельных людей (письменные завещания, надписи, удостоверяющие собственность). Такое разнообразное применение письменности в X веке свидетельствует о том, что возникла она задолго до этого времени и к X веку прошла уже значительный период своего развития. Возможно, что в различных местах государства существовали разные алфавиты.
В конце X века на Русь пришёл более совершенный алфавит – славянская азбука, составленная ещё в IX веке (863 г.) двумя братьями-славянами Кириллом и Мефодием. Эта азбука, вследствие родства русского языка со славянским, оказалась пригодной и для Руси.
Исследование языка ранних литературных памятников Древней Руси показало, что литературным языком был в то время русский, а не старославянский (болгарский по своей основе), как думали раньше. Этот древнейший русский язык отличался от старославянского и в звуках, и в морфологии, и особенно в лексике и синтаксисе. Для него было характерно богатство словаря, разработанность синтаксиса, тесная связь с живым разговорным языком. Старославянский язык в Древней Руси был преимущественно языком церковнолитературных произведений (богослужебные книги, поучения, жития святых). Литературный русский язык, возникший на народной основе, употреблялся в произведениях делового и художественного характера («Русская правда» - свод законов Древней Руси, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве»).
2 обучающийся:
Книги того времени не были похожи на современные. Во-первых, они были рукописные (показ слайда презентации). Печатать книги на Руси стали с середины XVI века, а до этого времени книги переписывались. Во-вторых, в те времена не было бумаги. Книги писались на пергаменте, то есть на тонко выделанной и отбелённой коже: телячьей, козьей или свиной. Выписывались буквы кисточкой, палочкой или птичьим пером. Текст писался чёрными чернилами, а первые буквы абзаца (отступа в начале строки) – красной краской (показ слайда презентации). Буквы состояли из толстых прямых линий и правильных углов и овалов. Такой почерк назывался уставом. Писать было трудным делом: надо было тщательно вычертить каждую букву. От пишущего требовалось большое искусство, тем более, что переписчики старались придать книге красивый вид, для чего рисовали сверху, перед началом главы, украшения, называвшиеся заставками. Первые буквы глав обычно рисовались большого размера, сложно и красиво, разными красками (показ слайда презентации). Иногда книга иллюстрировалась (показ слайда презентации). Книги переплетались. Переплёт делался из тонких дощечек, обложенных кожей, бархатом или парчой. Нередко на переплётах бывали золотые или серебряные украшения.
Появившаяся на Руси письменность облегчила развитие просвещения в стране. В крупных городах стали создаваться школы. Среди князей встречались образованные люди; Ярослав Киевский, Владимир Мономах, Ярослав Галицкий. При монастырях и соборах создавались целые библиотеки. Летопись с похвалой отзывается о Ярославе Мудром (умер в 1054 г.), который любил книги, собрал много переводчиков и писцов и широко поставил дело перевода и переписки книг.
Наша группа пришла к выводу, что письменность и просвещение Древней Руси достигли высокой ступени развития.
Учитель:
Выступление интересное материал отобран правильно, использовались иллюстрации. Группа поработала плодотворно.
- Что вы можете рассказать о письменности в древнем Смоленске?
Обратите внимание на то, какого расцвета достигла письменность уже в Древней Руси. В X веке появляются первые произведения древнерусской литературы. Как она возникла? Какие черты были ей присущи? Об этом сообщение 6 группы.
Выступление 6 группы обучающихся
1 обучающийся:
В родовом, доклассовом обществе существовала только устная народная поэзия, письменной литературы ещё не было. Устное творчество выражало мысли и настроение русичей. Устное народное творчество намного древнее письменной литературы. Оно впитало в себя мудрость, знания, опыт бесчисленных поколений людей. Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Певцы-сказители воспевали широту Русской земли и глубину Днепровских омутов, храбрость русских богатырей. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях (демонстрация видео). На картине В.М.Васнецова «Баян» (показ слайда презентации) вы видите, с каким вниманием слушают сказителя русичи. Красоту былинных напевов ценили композиторы. М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков использовали их в операх и симфонических произведениях. Послушайте отрывок из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко», где звучат былинные напевы(демонстрация видео).
В долгие зимние ночи, чтобы разогнать скуку, собирались односельчане в ту избу или землянку, что была просторнее. Вьюга за дверью выла, лучина в светце тускло горела, потрескивала. А дед-сказитель запевал тихим и протяжным голосом свои старины-былины, если же на гуслях умел подыгрывать, то перебирал пальцами струны, и они звенели и пели сладкогласно. Русская письменная литература родилась в конце X- начале XI века. В течение двух веков (XI- XII) древнерусские писатели сумели создать разнообразные по жанрам, богатые по содержанию литературные произведения. Многие из них отличались высокой художественностью. Такое быстрое развитие литературы Древней Руси возможно было потому, что основой, на которой она создавалась, была богатая и разнообразная устная народная поэзия. Устное народное творчество питало литературу, способствовало её формированию, придавало ей самобытность, своеобразие. На произведениях народного творчества воспитывался художественный вкус древнерусских писателей. Создавая литературное произведение, древнерусский автор применял разработанные народом приёмы зарисовки образов, развития сюжетов, изображения природы, изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры, характерные для ораторской речи вопросы, восклицательные предложения).
Борьба за объединение Руси, оборона родины, защита мирного труда – эти темы устной поэзии проникали в лучшие произведения литературы: «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве».
Рукописный способ создания книг затруднял появление произведений в большом количестве экземпляров, а пожары и нашествия степных кочевников уничтожали иногда целые библиотеки. Поэтому многие произведения погибли, не дошли до нашего времени. Но и то, что сохранилось, даёт ясное представление о древней русской литературе, её самобытности, оригинальности, разнообразии её жанров.
Создавали древнерусские писатели житийную литературу («жития»), то есть повествования о жизни людей, которые были признаны церковью святыми. Таково, например, «Сказание о Борисе и Глебе».
Знала Киевская Русь и такой литературный жанр, как «хождения», то есть описание путешествий в Константинополь, а особенно в «святую землю» - Палестину. Таково, например, «Хождение Даниила Игумена» (игумен – духовный чин).
Широко представлена в древней литературе летопись. Этот жанр имел большое историческое и литературно-художественное значение. Летописи рассказывали об истории Русского государства, включали художественные произведения. Летописи велись в разных городах Древней Руси.
2 обучающийся:
Летопись является одним из самых древних видов светской (не церковной) литературы Руси. Первые летописные записи появились в Новгороде в начале XI века. Слово «лето» в древнерусском языке означало год; отсюда и название «летопись». Ранние новгородские записи, ведшиеся по годам, представляют собой краткие сообщения о каких-либо необычных случаях из жизни Новгорода: о битвах, пожарах, голоде, стихийных бедствиях. Обращение к летописанию было вызвано прежде всего борьбой Руси за свою политическую самостоятельность.
В начале XII века летописцем Нестором, широко образованным человеком, имевшим литературный талант, на основе первоначальных летописных произведений была составлена летопись, подлинное заглавие которой было такое: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Кратко она называется обычно «Повестью временных лет».
Эта летопись отличалась от предыдущих (киевских и новгородских) тем, что устанавливала связь русской истории с историей мировой. Своей задачей она ставила, во-первых, обосновать равноправие Руси с другими государствами Европы, во-вторых, доказать законность и права княжеской династии «рюриковичей», и тем самым возвысить авторитет государства.
А.С.Пушкин в трагедии «Борис Годунов» создал прекрасный образ монаха-летописца Древней Руси (показ слайда презентации). Пимен относится к своему труду как к высокому гражданскому долгу:
Ещё одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет.
Являясь по своему содержанию историей нашего государства на заре его существования, древнерусская летопись представляет собой в то же время литературный памятник большой идейной и художественной ценности. В ней собрано много народных поэтических сказаний и легенд, приводятся пословицы и поговорки, народные «плачи» и песни. В ней содержатся разнообразные в жанровом отношении произведения древнерусской книжной письменности: воинские повести, церковные сказания, рассказы о взаимоотношениях между князьями.
3 обучающийся:
Особо хочется сказать о патриотизме летописей. Патриотизм - это преданность и любовь к своему Отечеству. Политические взгляды и симпатии летописцев были различны. Несмотря на это, все летописи проникнуты одной идеей – утверждением единства Русской земли. Летописцы не устают призывать князей и всех русских людей к защите единства и независимости своего государства и скорбят по поводу княжеских междоусобиц. Интересы общерусские летописцы ставят выше местных интересов. С большой похвалой отзываются летописи о князьях – «добрых страдальцах» за Русскую землю. Страдалец – в древнерусском значении этого слова – князь, принимающий близко к сердцу страдания Русской земли от междоусобиц и нападений врагов, старающийся избавить от них Русь. Летописи с уважением говорят о воинской чести и жажде воинской славы, они воспевают мужество, храбрость, воинскую доблесть таких князей, как Святослав и Владимир Мономах, которых связывает с дружиной чувство дружбы и ратный товарищеский дух.
Учитель:
Выступление вашей группы было интересным, вы показали знание материала, положительным было то, что вы указали на связь древнерусской литературы с устным народным творчеством, рассказали о патриотизме литературы, использовали наглядность и музыкальное сопровождение. Хорошо, что вы вспомнили материал прошлых лет, упомянули о трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
- Какие жанры устного народного творчества вам известны?(Сказки, былины, песни, плачи, загадки, пословицы, поговорки)
Мы прикоснулись к культуре наших далёких предков и убедились в том, что это были люди талантливые, трудолюбивые. Культура Древней Руси была самобытной и достигла высокого уровня своего развития. Русичи вынуждены были отстаивать свою независимость, защищать свою землю от нашествий кочевников. Поэтому многие древнерусские памятники культуры проникнуты идеей утверждения единства Русской земли. Особенно сильно патриотические чувства проявились в древнерусских летописях. И мы убедимся в этом, изучая выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
Вернёмся к вопросу, на который мы пытались ответить в начале урока:
- Зачем нам изучать культуру далёкого прошлого?
Обратимся к словам выдающегося учёного, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва (показ слайда презентации):
Древняя русская культура наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины.
Д.С.Лихачёв
Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами, предками. Не только достижениями науки и покорением природы можно гордиться нам, но и великой культурой.
Подведём итог нашего урока.
- Что вы узнали нового?
- Что понравилось на уроке? Что, может быть, не понравилось? Что бы вы хотели сделать по-другому?
- Чьё выступление было самым интересным?
- Речь кого из выступающих была самой эмоциональной?
-Оцените работу на уроке своих одноклассников.
Учитель объявляет и комментирует оценки за урок.
Домашнее задание разноуровневое (обучающиеся самостоятельно выбирают то задание, которое будут готовить к следующему уроку):
прочитать статью Д.С.Лихачёва «Заметки о русском» и составить тезисы по этой статье;
подготовить пересказ одного из отрывков «Повести временных лет»;
подготовить выразительное чтение отрывка из «Повести временных лет».
Индивидуальные задания:
подготовить сообщение на тему «Исторические источники «Повести временных лет»;
подготовить сообщение на тему «Фольклорные источники «Повести временных лет».