Гогина Людмила Ивановна
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гуманитарно-эстетическая гимназия №11 г. Дубны Московской области»
Предмет- литература
Номинация - Разработка урока
Класс (аудитория)- 5 класс
Тема методической разработки - «Загадка фигуры немого Герасима» (по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)
Оборудование: компьютерное оборудование, мультимедийная установка, интерактивная доска.
Дидактический материал: презентация, Flash-ролик, словарь литературоведческих терминов, на столах текст рассказа, раздаточный дидактический материал для работы в парах, группах.
Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Задачи:
создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления;
формировать умение анализировать текст художественного произведения; обогащать словарный запас;
научить учащихся навыкам исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом;
освоение теоретико-литературных понятий;
развивать коммуникативные навыки, формировать умение работать в микрогруппе (паре): уважать мнение высказывающегося, оказывать взаимопомощь, поддержку;
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважения к литературе.
Теория литературы: портрет, сравнение, гипербола, интерьер.
Ход урока
I. Слово учителя. (Слайд 1)
Вот и прочитан рассказ Тургенева «Муму», но часто он остается в памяти читателей только историей о бессмысленно загубленной собачке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с ней в деревню?» Поистине, загадочный наш герой. Вот и тема нашего урока называется «Загадка фигуры немого Герасима». Попробуем вместе разобраться в его характере. С чего началось наше знакомство? Как вы считаете, с чего начинается наше знакомство с незнакомым человеком? На что мы обращаем внимание? (Внешность, одежда, речь, поступки и т.д.).
(Слайд 2) Портрет человека, его речь, поступки, интерьер помогают нам понять героя, его характер. Пользуясь этой схемой, мы сможем лучше понять Герасима.
(Работаем со схемой (раздаточный материал).
Портрет.
Дома вы рисовали портреты героев, используя краски, тем самым выражая свое отношение к героям. А что такое литературный портрет? (словарь литературоведческих терминов, с. 180, термин на доске).
Задание: узнать героя по портретной характеристике (слайд 3).
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, ... думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала»
«Уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости»
«Пьяница горький, он почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным»
«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его работе»
Ответы: Татьяна, барыня, Капитон, Герасим
Что вы можете сказать о Герасиме по его описанию?
Задание на соотнесение: (используется Flash-ролик) подобрать описание к иллюстрации. (Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9b74e45d-78b8-4375-b716-0b87649d2b99/116163/?interface=teacher&class=47&subject=10
II. Интерьер - внутренняя обстановка помещения (слайд 5), термин на доске.
Давайте вспомним, как Герасим обставил каморку.
—Перед вами листы с описанием каморки Герасима. Но некоторые главные слова пропущены. Восстановите, пожалуйста, текст. (Работа в парах. )
Самопроверка (слайд 6).
Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «...Он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из (дубовых) досок на четырёх чурбаках, истинно (богатырскую) кровать; под кроватью находился (дюжий) сундук; в уголку стоял столик (такого же крепкого свойства), а возле столика — стул на трёх ножках, да такой (прочный и приземистый), что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом (калач), только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника?
- На какие детали обращает внимание?
- Как интерьер помогает полнее представить образ Герасима?
(И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.)
— Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболу (см. определение в словаре с. 147): сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы.
Гипербола — сильное преувеличение (термин на доске).
Очень часто разобраться в характере героев нам помогают художники-иллюстраторы. Я предлагаю вам озаглавить 4 иллюстрации словами из текста. А работать будем группами по 4 человека. Проверка – слайды 7, 8, 9, 10.
Физминутка для глаз.
Вступление учителя: Во время демонстрации учащимся необходимо следить за перемещающимися объектами, моргать глазами, если объекты мигают.
III. Речь героя. (Слайд 2)
Как нам быть, ведь Герасим глухонемой? Значит, о нем расскажут его дела, поступки.
IV. Поведение героя, поступки.
- Нам трудно судить, что думал сам Герасим, поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый ряд сравнений, позволяющих почувствовать состояние глухонемого. Какую же тайну несут сравнения?
- Напомните, что такое сравнение? (Термин на доске) Заглянем в словарь литературоведческих терминов. (Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов).
- Давайте найдем и прочитаем эти сравнения (стр. 222-223) слайд 12:
1) «Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле.. »
- А ведь здесь обозначена цена потери. Герасим лишался той почвы, которая питала его всю Жизнь, — деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком и не оставлявшей мыслей об одиночестве. Только разве не хватит у него сил, чтобы приспособиться к переменам и пустить корни в новой почве? Конечно, хватит, но зачем? Невысказанность этого вопроса подчеркнет сравнение
2) «молодой и здоровый бык, которого перевозят по железной дороге, «...мчат со стуком и визгом, а куда мчат — Бог весть!»
- Что хотел подчеркнуть автор? (силу, выносливость)
3) «лежал…неподвижно, как пойманный зверь?»
- Кто его поймал? Что было клеткой? Почему не может вырваться из клетки? СТРАДАЕТ ли Герасим? И до такого страдания никому нет дела. В чем же источник его страданий? В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие. Но есть еще одно сравнение, которое переключает внимание читателя, на время уводя от размышлений о тяжкой доле крепостного.
4) «смахивал на степенного гусака»
Почему автор сравнивает своего героя с гусаком? Нет ли пояснения в тексте?
«...гусь, как известно, птица важная и рассудительная: Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака».
Слово учителя.
И важность, и высокомерие, и надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими. Тургенев отмечает, что его герой «был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться» А человек, любящий порядок, является воплощением надежности, на него можно во всем положиться, он ничего не сделает кое-как. У Герасима было развито чувство собственного достоинства человека, которому есть за что уважать себя, поскольку он трудолюбивый, честный, надежный.
- Но тогда возникает главный вопрос: почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму? (Все дело в том, что несколько столетий крестьяне принадлежали господам, и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли).
Итак, когда Герасим шел топить Муму, он еще не думал уходить из города в деревню, где он когда-то чувствовал себя свободным. Прощание с единственным любимым существом разорвало оковы внутреннего рабства, Герасим «прибежал в свою каморку, проворно уложил кое-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо, да и был таков».
Наблюдения над изображением Герасима в заключительной главе: глаголы движения, эпитеты, сравнения, с помощью которых автор рисует своего героя.
Выразительное чтение отрывка из рассказа. (Слайд 13)
Работаем над чтением отрывка от слов: «А между тем в ту самую пору...» (с. 250) — до слов: «...между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...» (с. 251).
Что добавляет сравнение героя со львом к нашим представлениям о Герасиме?
О каком внутреннем состоянии Герасима говорит описание персонажа в заключительной главе? (С этого момента Герасим обрел внутреннюю свободу).
Сопоставление характеристики Герасима в эпилоге и экспозиции.
Вывод: нелегкие испытания не сломили Герасима, герой поражает нас могучей нравственной силой, цельностью характера.
Итог урока.
- Вернемся к началу урока, к теме урока, которая звучит «Загадка фигуры немого Герасима». Смогли мы лучше понять героя? Что помогло нам в этом? (Слайд 2)
- С момента создания рассказа И. С. Тургенева «Муму» прошло 155 лет (рассказ написан в 1854). Но до сих пор его читают, и он оставляет глубокий след в душе каждого читающего, заставляет нас становится лучше, чище, уметь сопереживать. Я очень надеюсь, что вы тоже будете стремиться к совершенству.
-Большое спасибо вам, ребята, за урок. Вы потрудились не только умом, но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.
Выставление оценок за урок, комментирование.
Домашнее задание. (Слайд 14)
- В качестве домашнего задания на выбор я предлагаю ребятам, чувствующим в себе силы, описать любого героя рассказа по составленному нами плану; остальным - написать вопросы с ответами для викторины (5-8 вопросов).
Приложение 1
Тема урока: «Загадка фигуры немого Герасима» (по рассказу И.С.Тургенева «Муму»).
Приложение 2
Озаглавьте иллюстрацию словами из текста
№ 1
№ 2
№ 4
№ 3
№ 4
Приложение 3
Восстановите текст
Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней.
«Он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из ...................... досок на четырех чурбаках, истинно ........................ кровать; ......................... можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился ................... сундук; в уголку стоял столик такого же ......................... свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой ...............................................................,что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом .........................., только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
Используемые источники:
Задание: подберите к иллюстрациям соответствующие цитаты из рассказа И. С. Тургенева "Муму" (единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9b74e45d-78b8-4375-b716-0b87649d2b99/116163/?interface=teacher&class=47&subject=10
Иллюстрации к рассказу слайды 1,5,7-10,13: единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 5 класс: I часть. /Авт.-сост.: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2006.
Физминутка для глаз: http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=64631
10