Тема урока: «История в контексте русской оперы».
М.П.Мусоргский опера «Борис Годунов».
Цель урока:
формирование
духовных ценностей учащихся на примере изучения оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов», интереса к историческим событиям, произведениям литературы.
Задачи:
Познакомить учащихся с дальнейшим развитием сюжета оперы.
Представить ключевое значение нравственных основ в жизни человека и его народа.
Развивать патриотические чувства.
Провести интонационный и вербальный анализ образов.
Закрепить жанры “монолог”, “ария”, понятие речитатива, интонации, музыкального образа.
Развитие чувства музыкальной формы, представление о ее связи с образным содержанием произведения, расширение ассоциативного поля школьников.
Тип урока – моделирование художественного процесса на примере оперы «Борис Годунов» с решением проблемных ситуаций.
Методы – метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений, метод создания художественного контекста, словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковых ситуаций, интонационно-стилевого постижения музыки.
Материал:
Фильм – опера «Борис Годунов».
Музыкальные фрагменты из оперы Борис Годунов».
Портрет композитора, Бориса Годунова, А.С.Пушкина.
ЭОР: слайды, изображающие картины из оперы.
Вводная часть.
Слайд 1. История России очень интересна и противоречива. В разных источниках мы можем найти самые разные описания того или иного исторического события.
Прервался древний царский род,
Распалась связь времён,
И обсуждают на Руси:
“Кому же быть царём?”
Прервалась династия Рюриковичей, царей, данных России Богом. Русские люди воспринимали это событие как трагедию. В глазах человека того времени прерывание династии равнялось тому, что божественное благословение оставило Русь.
Слайд 2. Тема нашего урока «История в контексте русской оперы».
Опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
Слайд 3. Модест Мусоргский
Блестящий гвардеец, хорошо воспитанный, великолепный пианист, певец и танцор,— вдруг, к огорчению родных подал в отставку. И вот уже он скромный служащий. А через некоторое время и не помещик больше: он уступил свою часть наследства брату с условием, что бывшие его крепостные получат землю без выкупа. Его не пугала собственная бедность — он думал только об одном: надо служить своему народу. Так начинал жизнь великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский.
Когда друзья предложили Мусоргскому попробовать написать музыку к пушкинскому «Борису Годунову», он тут же ухватился за смелую идею. С увлечением взялся он за изучение русской истории. Либретто оперы Мусоргский писал сам, взяв за основу текст народной драмы Пушкина.
Официальная трактовка оперы – драма совести, драма народа. Совесть – ключевое слово оперы. Какой путь совесть укажет Борису. Именно Борис совершил такое деяние, которое пожило начало неожиданному и трагическому повороту истории. Народная молва винила его в смерти царевича Димитрия, младшего брата царя Федора и законного наследника престола. Жертвой этого поворота стал он сам. Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба и значения.
Слайд 4. Музыка вступления звучит как хор монахов. Мотив песни горький, глубоко страдальческий как мелодичная русская песня. Эта драма – страдание Руси, она проходит 4 раза. Превращаясь из скорбной жалобы в грозный гул могучей силушки народной. Если вспомнить, что во вступлении к опере заложены главная мысль композитора и краткое содержание оперы, то ещё раз убеждаешься, что это будет народная драма: народ – это всё, и драма – всех.
Слушание музыки вступления. Разбор средств музыкальной выразительности.
«На кого ты нас покидаешь, отец наш».
Народ с плачем причитает, интонационно музыка этого хора близка теме вступления. Этот плач выразительно воссоздает образ самого народа – угнетенного и голодного.
Слушание музыки вступления. Разбор средств музыкальной выразительности.
Слайд 5. Первое обращение к народу думного дьяка Щелкалова: «Православные!»
несколько фраз, но каких:
Стонет земля в злом бесправье
Ко Господу сил припадите
Да ниспошлёт он скорбной Руси утешение…
И озарит небесным светом Бориса усталый дух!
Слушание музыкального отрывка. Разбор средств музыкальной выразительности.
Борис отказывается от царского трона.
Почему? (Ответы учащихся). Он понимает, что он не царских кровей, за ним тянется тяжкий шлейф его преступления - убийства цесаревича. Народ просит Бориса сесть на царствие по принуждению, в этом просьбе нет всеобщего энтузиазма.
Соблюсти заповедь Божью и надеяться на Бога, а не на себя да на людей. Именно к этому призывает Щелкалов народ, стоящий на коленях.
Слайд 6. И сразу проходит перед нами в этой сцене хор калик перехожих:
«Слава Тебе, Творцу всевышнему на земле,
Слава силам твоим небесным
И всем угодникам слава на Руси!»
Слушание музыкального отрывка. Разбор средств музыкальной выразительности.
Великое славословие в устах Божьих людей переходит в грандиозный колокольный звон на площади Московского Кремля.
Народ отпускают, велят прийти назавтра. “Велят завыть, завоем и в Кремле”- отвечают мужики.
Слайд 7. Москва-река дремотною волной
Катилась тихо меж брегами;
В неё, гордясь, гляделся Кремль стеной
И златоверхими главами.
Умолк по улицам и вдоль брегов
Кипящего народа гул шумящий.
Всё в тихом сне: один лишь Годунов
На ложе бодрствует стенящий.
Слайд 8. Отликовал народ, прославил нового царя и в оркестре слышится лейтмотив
царя Бориса. Первые его слова, его обращение тоже Богу.
«Скорбит душа!
Какой-то страх невольный зловещим предчувствием
Сковал мне сердце.
О, праведник, о, мой отец державный!
Воззри с небес на слёзы верных слуг
И ниспошли ты мне священное на власть
Благословление, да будет благ и праведен, как ты,
Да в славе правлю свой народ.
За кого скорбит душа в этот тревожный миг вознесения: за себя? За народ? За Русь?
Ответы учащихся.
Слушание музыкального отрывка. Разбор средств музыкальной выразительности.
Царь величественен, но угрюм. Память об убиенном царевиче не даёт ему покоя. Но полно, никто не должен заметить страха и неуверенности, кругом враги нового царя и он велит сзывать народ на пир.
В музыке монолога царственное величие сочетается с трагической обреченностью.
Хоть станут проклинать во мне
Убийцу отрока святого,
Но не забудут же в родной стране
И дел, полезных Годунова».
Искусство – отражение жизни в художественных образах.
Какие полезные дела совершил Борис Годунов?
Ответы учащихся: возвел московского митрополита в сан патриарха; вернул российские земли после российско-шведской войны; продвигал церковное и градостроительство; строительство водопровода в Москве; обращал свои взоры на запад.
Но Пушкин и Мусоргский показывают царя как жертву собственного преступления.
Давайте вспомним музыкальный пример другого правителя.
Слайд 9. Ария князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу». А.П.Бородин опера «Князь Игорь».
Скажите, почему князь Игорь так рвется на свободу, почему хочет вернуться на родину? Ведь войско под его руководством было разгромлено, потерпело поражение. Почему он уверен, что народ простит ему это и даст возможность исправить ситуацию?
Ответы учащихся.
Да, Игорь совершил ошибку, он ошибся в расчетах, как полководец, но в отличие от Бориса преступления не совершал.
Царь Борис считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлением государством. В этом его трагическая ошибка.
А чем ошибка отличается от преступления? (ответы учащихся).
Человек совершает ошибку, когда думает, что поступает хорошо, а итог его действий получается плохой. А совершая преступление человек, изначально знает, что поступает плохо.
Добрые намерения — преступление — потеря народного доверия — тирания — гибель. Таков закономерный трагический путь отчужденной от народа власти.
Все события истории правдиво и без пристрастия описывали летописцы.
Слайд 10. Летописец Пимен, он пишет перед лампадой
Ещё одно последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг. Завещанный от бога
Мне, грешному, недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
Слушание музыкального отрывка. Разбор средств музыкальной выразительности.
Его не мучают угрызения совести, он спокоен, силён духом. Этот персонаж оперы отличается стойкостью духа и веры. Своё последние сказание он должен закончить без лжемудрия (по древнерусской традиции бесстрастно описывать происходящие события).
Слайд 11. Картина в Чудовом монастыре заканчивается тем, что Григорий, будущий Самозванец, выносит приговор царю: грозит Борису Божьим и Людским судом.
И не уйдёшь ты от суда людского,
Как не уйдёшь от божьего суда.
И как не похожи на Пимена беглые монахи-чернецы Мисаил и Варлаам. Варлаам не любит нового царя, вот при Иване царе было хорошо, а сейчас они беглые и такая тоска съедает изнутри, что впору и завыть, а если выть не можешь, то надо смеяться, вести разгульно-пьяную жизнь, будто бы смешную. Это ли не драма человека?
Слушание музыкального отрывка. Разбор средств музыкальной выразительности.
Прошло 5 лет после избрания Бориса царем на Руси.
Каким показан Борис во 2 действии?
Ответы учащихся: (Он не только преступный царь, который ценой убийства цесаревича пришел к власти. Он умный и дальновидный правитель, кроме того, он любящий отец, внимательный к своим детям).
Слайд 12. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти».
Слушание музыкального отрывка. Разбор средств музыкальной выразительности.
Звучит потрясающая по силе выражения и драматизма ария Бориса. Величественно и строго звучит мелодия его арии, раскрывает всю глубину страданий преступного царя. Бориса мучают угрызения совести, его преследует образ зарезанного царевича Димитрия.
Постепенно в сознании Бориса возникает мысль о неотвратимости кары за совершенное преступление. Борис один. Следует сцена, названная в партитуре
Слайд 13. «Часы с курантами» — потрясающий монолог Бориса «Ежели в тебя пятно единое...»
Слушание музыкального отрывка. Разбор средств музыкальной выразительности.
Мерный бой курантов, словно рок, усиливает гнетущую атмосферу. Борис не знает, куда деться от преследующих его галлюцинаций: «Вон... вон там... что это?.. там в углу?..» Обессиленный, он взывает к Господу: «Господи! Ты не хочешь смерти грешника; помилуй душу преступного царя Бориса!»
Заключительная часть.
Каким показан народ в опере Мусоргского?
Он стоит далеко от власти, и сравнительно легко усмиряем, находится под неусыпным контролем. Нежелание народа принимать участие в делах страны не в последнюю очередь связана с его терпимостью и покорностью.
Борис Годунов.
Царь величественен, но угрюм. Присутствие страха, неуверенности. Не верит в свой народ.
Идеальные характеристики образов народа и правителя.
Народ. Патриотизм. Уважение к своему правителю, вера в него.
Борис Годунов. Вера в себя и в свой народ.
Итак, в опере Мусоргского и в образе народа, и в образе царя есть слабые стороны. В образе народа это недостаток патриотизма, отсутствие уважения к правителю. А в образе Бориса, это неуверенность, вызванная чувством вины, в себе и в народе.
Но при благоприятном стечении обстоятельств, если бы в стране все было хорошо, то народ и царь могли бы сосуществовать мирно. Трудности переживаются достойно только сильными. Слабые стороны этих образов и привели к их противостоянию.
- Смута – результат помрачения всего народа. Поэтому изживание Смуты означает пробуждение совести и веры…
Слайд 14. Историческая справка.
- Не случайно после трагического царствования Бориса Годунова и Смутного времени народ нашёл в себе силы с Божьей помощью подняться на освободительное движение от поляков, господствующих в Москве, от шведов, господствующих в Новгороде. В сентябре 1611 года Кузьма Минин начал сбор средств и организации нового ополчения. А во главе войск встал полководец князь Дмитрий Пожарский. 22 октября 1612 года, в день Казанской иконы Богоматери, была освобождена Москва. И сейчас мы празднуем эту дату.
- Когда? (Это по новому стилю). Впоследствии в память об этом на Красной площади Москвы возвели Казанский собор, а позднее и памятник Минину и Пожарскому.
Можно сказать, что драма А.С.Пушкина и опера М.П.Мусоргского – это не только история трагических дней нашей родины, но и предупреждение нам, живущим в 21 веке.
Грех убийства переходит на весь народ после того, как он избирает Бориса своим владыкой. Борис же совершает не просто обычное уголовное преступление, он противостаёт воле Божией, поскольку он покушается на жизнь, волею именно Творца, а не слепого случая предназначенную на царство – убийство царевича Димитрия… У Бога ничего случайного нет.
Слайд 15. Владимир Васильевич Стасов — русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель сказал: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы».
Домашнее задание.
Выборы главы государства это всегда ответственное дело. Скоро в нашей стране пройдут выборы Президента России. После того, как мы с вами изучили оперу «Борис Годунов», историю этого царя, подумайте, какие качества вы бы желали видеть у главы государства, которого выберет народ в марте. Какую ответственность несет народ за свой выбор.