Урок математики по теме
Килограмм
Устный счет.
На доске записаны выражения : 8+2 8-2 Учитель читает задачи, ученики называют выражение, являющееся решением задачи.
1. Вчера температура воздуха на улице была 8 градусов, а сегодня на 2 градуса теплее. Какая температура воздуха сегодня? (8+2=10 градусов)
2. Длина ручки 8 см , а длина ластика 2 см . На сколько ручка длинее ластика? (8-2=6 см)
3. Мама собрала 8 стаканов ягод, а дочь на 2 стакана меньше. Сколько стаканов ягод собрала дочь ? (8-2=6 стаканов)
4. Папа принёс из магазина 8 кг картофеля и 2 кг моркови. Сколько кг овощей купил папа ? (8+2=10 кг)
- О каких величинах говорится в задачах ?
- Как узнать длину ручки ? ( с помощью линейки)
- Как узнать температуру воздуха ? ( с помощью градусника)
Постановка учебной задачи и ее решение
Открытие нового знания
-Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах?
-Сравните эти полоски по цвету, форме и длине. Какие они?
-Что надо сделать, чтобы сравнить их по длине? От какого деления мы измеряем по линейке?
-В каких единицах мы измеряем длину?
- У меня в руках две папки. Сравните их, что вы можете сказать? (Папки одинаковые по цвету, форме, размеру).
- Но эти паки разные. В чём их отличия?
- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (Один ученик выходит к доске и проводит эксперимент).
- Что теперь можете сказать? (одна папка легче, другая тяжелее).
- Легче или тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? (Масса, килограмм)
- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? Давайте прочитаем его по слогам.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Килограмм)
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Мы познакомимся с новой величиной – массой и единицей её измерения – килограмм).
Открытие нового знания
Первичное закрепление нового материала.
Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую - тетрадь. Что легче, а что тяжелее?
- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее?
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравнивали?
- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради …
- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов?
- Правильно, массу предметов измеряют весами.
- Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические.
- Где в жизни вы встречали весы?
- Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?
Ребята, посмотрите на доску.
- Прокомментируйте рисунок. (На одной чаше лежит яблоко, а на другой – 5 клубничек. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии (массы одинаковые)).
- Запишем: 1 ябл. = 5 кл.
- Но мы знаем, что 1
- Какой вывод можно сделать?
- Раньше люди пользовались разными мерками: камнями, яблоками и др. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. И более 200 лет назад люди придумали мерку и назвали её – килограмм.
– В математике слово «килограмм» принято писать сокращенно: кг, например: 1 кг, 2 кг, 3 кг и т. д.
– Прочитайте записи:3 кг, 4 кг, 6 кг, 7 кг.
- Ребята, какие предметы можно взвесить с помощью новой величины?
- Чтобы взвесить, например, арбуз, что понадобится? (гири)
- Есть гири массой 1 кг, 2кг, 5 кг. Существуют и другие единицы измерения веса: граммы, тонны, центнеры. Но основной является килограмм.
Работа с учебником
Откройте учебник на стр. 36
Рассмотрите верхний рисунок. Как работают такие весы?
-на одну чашку продавец кладет товар, при этом чашка опускается вниз. Чтобы узнать массу, на вторую чашку устанавливают гири. Весы уравновешивают, т.е. гири ставят так, чтобы красные носики весов смотрят друг на друга.
Открыли тетради, записали число и классная работа.
Задание № 1( письменно)
Что вы видите на картинке?
Что опустилось ниже: гиря или арбуз?
1) Что легче: арбуз или гиря? Почему?
2) Узнайте массу пакета с мукой. (5кг-2кг=3кг)
3) Как мы можем с помощью гирь в 1кг, 2кг, 5кг взвесить 3кг, 7кг, 4кг? (3кг=2кг+1кг, 7кг=2кг+5кг, 4кг+1кг=5кг)
Задание №2 (устно)
Сравните две иллюстрации. Чем они похожи и чем отличаются? Известно, что дыня весит 3 кг, а арбуз 5кг. Как привести весы в равновесие? Как это показано на рисунке?
Задание № 3(устно)
- Что вы видите? (красный и синий отрезок)
- Что нужно сделать? (измерить отрезки)
- С помощью чего мы можем измерить длину?
- Каким образом можно узнать разницу в длинах отрезков?
10см-7см=3см - разница в длинах отрезков.
Задание № 4 (письменно) выполняется по рядам.
- Вычислите значение выражений. Самопроверка по ответам на доске. Работа над ошибками.
Слушать задания учителя
сравнивать массу учебника и тетрадки, тетрадки и ручки.
Делать вывод о том, что тяжелее, а что легче.
Отвечать на вопросы учителя
Приводить примеры, опираясь на свой жизненный опыт
Рассматривать и комментируют иллюстрацию. Сравнивать предметы на весах
Делать вывод
Слушать
Запоминать сокращение слова килограмм
Учится читать данную мерку.
Работать с учебником
Рассматривать иллюстрацию
По картинке делать вывод о том, как измерить массу с помощью гирь
Узнать, какие бывают гири
Выполнить письменно №1 в тетрадях.
Отвечать на вопросы
Устно сравнивать массу дыни и арбуза.
Делать вывод, что уравновесить весы можно с помощью еще одной дыни и гири в 1кг.
Сравнивать отрезки в учебнике с помощью линейки. Самостоятельно вычислять значения выражения.
П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
Л: строить логическую цепь рассуждений.
К: слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя
Р: самостоятельно выполнять действия
П: понимать заданный вопрос, в сооветствии с ним строить ответ в устной форме
П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
Л: строить логическую цепь рассуждений.
К: слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя
Р: самостоятельно выполнять действия
Л: строить логическую цепь рассуждений.
К: слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя
Физ. минутка
Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:
весы находятся в равновесии;
левая чаша весов опустилась;
правая чаша весов опустилась;
весы находятся в равновесии;
масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
весы находятся в равновесии;
груз на левой чаше легче;
весы находятся в равновесии.
Повторять движение
Задачи на смекалку
Задачи на смекалку: (устно)
1) Индюк весит 10 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
2) В одном ящике лежало 8 кг муки, а в другом – 8 кг гвоздей. Какой ящик тяжелее?
Работа с тетрадью на печ. основе
- Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 21 №1
Прочитайте задачу. Как можно одним словом назвать колокольчики и ромашки? (цветы) Сколько в букете колокольчиков?- 5 Сколько ромашек?-4. Мы можем узнать, сколько всего цветов в букете? Каким действием? Запишите решение и ответ в тетрадь. Самопроверка по ответам на доске. Работа над ошибками.
- Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 21 №2.
Что взвешивают? В каком положении находятся весы?
Можем ли мы узнать массу тыквы? (5кг+2кг=7кг)
Сколько весит дыня? На 1 кг меньше, чем тыква. Мы можем узнать массу дыни? каким действием? (7кг-1кг=6кг) Запишите решение и ответ задачи в тетрадь. Самопроверка по ответам на доске. Работа над ошибками.
Устно решать задачи на смекалку.
Самые активные поощряются знаками.
Самостоятельно записывать решение задачи в тетради, предварительно обсудив решение.
Отвечать на вопросы
После решения самопроверка и работа над ошибками.
П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
Л: строить логическую цепь рассуждений.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
- Давайте исследуем весовой товар. Если товар весовой , выберите и подчеркните товар.
Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг.
-Сделайте взаимопроверку. Кто правильно выбрал товар? Кто допустил ошибку?
-Кому нужна тренировка?(Дети осуществляют самопроверку по образцу
5 кг + 3 кг = …кг
6 кг – 1 кг = … кг
3 кг – 2 кг = … кг
4 кг + 3 кг = … кг
2 кг + 2 кг = … кг
8 кг – 2 кг = … кг
5 кг – 3 кг = … кг
7 кг – 4 кг = … кг
-Кому нужна тренировка?(Дети осуществляют самопроверку по образцу
Дети сравнивают свою работу с образцом
Подведение итогов
урока
С каким новым свойством предметов вы познакомились?
- Какие новые слова вы узнали?
- Давайте попробуем сформулировать вывод, используя новые слова.
- Достигли ли мы наших целей урока?
- Мы узнали на уроке,
Что такое «килограмм».
Килограммы помогают
Что угодно взвесить нам.
Можем мы узнать, на сколько
Тяжелее кит слона,
Сколько весит кот мой Васька,
Я и ты, он и она.
Высказывать
свое мнение,
делиться впечатлениями
Подводить итоги урока
Вспоминать и обобщать новый материал
Р: анализировать собственную и мою работу
Рефлексия
учебной деятельности
- Как вы считаете, хорошо ли вы усвоили материал данного урока? Если да, то поднимите зеленый карандаш, а если не очень – желтый, если вы ничего не поняли, то поднимите красный. Всем спасибо! Урок окончен.
Высказывать
свое мнение
Р: анализировать собственную и мою работу