Урок математики, 2 класс.
УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Сумма и произведение. Умножение» (1 час)
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении, раскрыть его смысл, как сложение одинаковых слагаемых. Познакомить с соответствующей терминологией и символикой.
Задачи урока:
Личностные – формирование навыков сотрудничества при решении задач, воспитание чувства ответственности, товарищества.
Метапредметные – формирование интереса к предмету, развитие умений определять и формулировать цель деятельности на уроке, тему урока с помощью учителя; умения находить наиболее рациональные способы выполнения задания; обучение приемам анализа, умению делать выводы; оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Предметные – формирование представления о новом математическом действии – умножении, развитие умения заменять сумму одинаковых слагаемых умножением, читать записи с действием умножения; формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работая с информацией.
Оборудование: компьютер, экран, доска, карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки с рисунками для работы в паре.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: - Добрый день, ребята! Проверьте, все ли у нас готово, чтобы начать важный урок - урок математики.
- Перед вами интересное высказывание о математике, которое я не так давно прочитала в одном журнале: «Математика постоянно призывает человека к улучшению жизни, предлагая ему свои блестящие законы и формулы».
Слайд 2.
- Как вы понимаете его смысл?
Учащиеся: - Без знания законов математики человеку было бы очень трудно в жизни, так как она нужна во многих жизненных ситуациях.
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: - Я с вами согласна. К примеру, у вас скоро день рождения.
Скорее всего, вам захочется своими руками устроить настоящий праздник для друзей. В таком случае вам придется немало потрудиться, чтобы праздник удался на славу. И, конечно же, не обойтись без знания математики.
Учитель: - Предлагаю сегодня решить задачи, необходимые для организации дня рождения.
Актуализация знаний.
Учитель: - Ребята, для начала надо заняться и украшением комнаты.
Работа в парах.
Учащиеся выполняют задание на карточках: делают схематический рисунок, разбивают шары на группы, объединяя их сплошной линией, решают задачу. Несколько ребят записывают решение на доске.
Учитель: - Сколько получилось воздушных шаров? Какой вариант решения этой задачи вы предлагаете?
Проверка решения по эталону (задания, а затем решения демонстрируются на слайде): 5 + 5+ 5+ 5 = 20 (ш.)
Слайд 3.
.
Учитель: - Что означает число 5? Почему сложили 4 раза?
Учащиеся: - Число 5 обозначает, сколько шаров надо на одну гирлянду. По 5 прибавили 4 раза, так как хотим сделать 4 гирлянды.
Учитель: - Ребята, а бывает ли день рождения без вкусных угощений? Приступаем к приготовлению угощений.
- За приготовление коктейлей будут отвечать ребята с 1 группы, а за украшение пирожных – ребята 2 группы.
Задача 2 (для 1 группы).
«Для каждого гостя необходимо приготовить по 2 литра фруктового коктейля. Сколько литров фруктового коктейля надо приготовить, если на день рождения придет 8 друзей?»
Работа в парах.
Учащиеся выполняют задание на карточках аналогично первой задаче.
.
Проверка решения по эталону (задания, а затем решения демонстрируются на слайде): 2+2+2+2+2+2+2+2=16 (л.)
Слайд 4.
Учитель: - Что означает число 2? Почему сложили 8 раз?
Учащиеся: - Число 2 обозначает, сколько литров коктейля приходится на одного гостя. По 2 прибавили 8 раз, так как приглашено 8 гостей.
Задача 3 (для 2 группы). «Для украшения пирожных нужны ягоды. На одно пирожное необходимо 3 ягодки. Сколько ягод потребуется для изготовления 8 пирожных?»
Работа в парах.
Учащиеся выполняют задание на карточках.
Проверка решения по эталону (задания, а затем решения демонстрируются на слайде): 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 24 (яг.)
Слайд 5.
Учитель: - Что означает число 3? Почему сложили 8 раз?
Учащиеся:- Число 3 обозначает, сколько ягод требуется на одно пирожное. По 3 мы сложили 8 раз, так мы готовим 8 пирожных.
Учитель: - Что мы делали на этом этапе урока?
Учащиеся: - Мы вычисляли суммы с одинаковыми слагаемыми.
с. 91, №1.
ФИЗМИНУТКА.
Учитель: - Чему же мы должны сегодня научиться? Каковы цели нашего урока?
Учащиеся: - Нам надо научиться записывать сумму одинаковых слагаемых короче. Узнать, удобный способ записи одинаковых слагаемых.
Совместное открытие знаний.
Учитель: - Ребята, поработайте в группах, каковы ваши предложения по поводу замены сложения одинаковых слагаемых?
С.91, №2
Учитель: - Давайте попробуем расшифровать ваши записи. Что обозначает первое число в выражении?
Учащиеся:- Первое число показывает, какое одинаковое слагаемое складывали несколько раз.
Учитель: - Что обозначает второе число?
Учащиеся: - Второе число показывает, сколько было одинаковых слагаемых.
Учитель: - Итак, такая операция называется умножение. Умножение – это операция нахождения суммы одинаковых слагаемых, это новое арифметическое действие, которое обозначается вот такими знаками:
Х – в печатном тексте,
- в рукописном тексте.
Учитель: - Какова тема урока?
Учащиеся: - Тема сегодняшнего урока «Умножение».
Что такое умножение?
Это умное сложение!
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать весь целый час!
IV. Первичное закрепление.
Учитель: - А мы продолжаем. Пока мы разбирались с новым арифметическим действием, мама приготовила угощения. Надо расставить все на столы.
Задание: Подберите к каждому рисунку выражение и соедините их стрелками.
(Учащиеся подбирают выражения, читают запись, объясняют, что в записи обозначает каждое число).
Проверка одновременно осуществляется по компьютеру (задания, а затем решения демонстрируются на слайде).
Слайд 6.
Учитель: - Что мы делали на этом этапе урока?
Учащиеся: - Учились читать выражения с действием умножения.
Учитель: - Друзья! Чтобы день рождения прошло весело, надо позаботиться о развлечениях.
Задача 5. «Для конкурса «Найди сюрприз» вы с мамой спрятали в коробочки разные предметы. Но, предметы находятся только в тех коробочках, где можно сложение заменить умножением. Попробуйте найти их».
6 + 8 + 7 + 5
7 + 7 + 7 + 7 + 7
4 + 4 + 4
5 + 15
9 + 9 + 9
15 + 15 + 15 + 15
3 + 12 + 7
Слайд 7.
Учитель: - На что будете обращать внимание при выполнении данного задания?
Учащиеся: - Одинаковые ли слагаемые складываются.
Самостоятельная работа.
Учитель: - А сейчас нас ждет задача про то, без чего невозможно представить день рождения. Догадались, речь пойдет о подарках.
Задача 6. «В качестве сюрприза друзья задумали с помощью гелиевых шаров поднять подарок к окнам вашей комнаты, которая расположена на 4 этаже дома. Какой длины нужно взять ленту, чтобы поднять шары, если известно, что высота каждого этажа 3 метра?»
Учитель: - Сколько метров высота каждого этажа? Сколько таких этажей?
Учащиеся: - Высота каждого этажа 3 метра. В доме 4 этажа.
Учитель: - Запишите решение задачи сложением, а затем замените его умножением.
Учащиеся решают самостоятельно задачу. Затем идет проверка: желающие выбегают записывать решение на доске.
Решение: 3 + 3 + 3 + 3 =12 (м) 3 4 = 12 (м)
Учитель: - Прочитайте выражение. Что обозначает каждое число в записи?
Учащиеся: - По 3 взяли 4 раза. 3 – это слагаемые, которые складывали. 4 – это столько было одинаковых слагаемых.
Учитель: - Чему мы научились на этом этапе урока?
Учащиеся: - Мы научились записывать сумму одинаковых слагаемых – умножением.
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: - Давайте вспомним слова, с которых мы начали наш урок. Какие новые знания предложила нам сегодня «математика», и как они помогут улучшить нашу жизнь?
Учащиеся: - Мы открыли новое арифметическое действие – умножение, которое помогает вычислять быстрее. Узнали, что при умножении находится сумма одинаковых слагаемых. Умножение поможет нам в жизни: и при подготовке к празднику, и при покупках в магазине, при ремонте дома и т.д.
Учитель: - Закончите предложения:
Я знаю…
Я умею…
Я могу…
Домашнее задание.
С.92 (У), №4.
9