Конспект урока математики
«Алгоритм письменного деления»
4 класс
Провела:
учитель начальных классов
2018 г.
Урок математики 4 класс
Тема урока: «Алгоритм письменного деления».
Цели: повторить алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное; развивать логическое мышление; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на однозначное; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.
Задачи:
Образовательные:
Отрабатывать у учащихся навыки применения различных приемов при делении чисел;
решать задачи изученных видов;
Развивающие:
Развивать логическое мышление учащихся, сообразительность, культуру речи,
Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом.
Оборудование: презентация к уроку
ХОД УРОКА
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
-Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их. Урок наш хочу начать с восточной притчи Мудреца
Притча Мудрец
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
-Как вы думаете , в чем смысл притчи?
-А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и перенесите эту мудрость на урок математики. Итак, девиз нашего урока: «Все в ваших руках!»
2. Актуализация знаний
1. Логическая задача
На одной чаше весов лежит большой кочан капусты, а на другой — гиря в 2 кг и маленький кочан капусты. Весы находятся в равновесии. На сколько килограммов масса большого кочана больше, чем масса маленького? (На 2 кг.)
2. Математический диктант
1) Сумма 4 сотен, 4 десятков и 4 единиц равна 444.
2) Число 28 больше 7 в 4 раза.
3) 1 меньше 87 в 86 раз.
4) При делении на 7 могут быть остатки 7 и 8.
5) Все двузначные числа четные.
6) Частное чисел 120 и 4 равно 3.
7) Произведение чисел 36 и 2 равно 72.
8) Разность чисел 180 и 3 равна 60.
9) Числа 42, 48, 54 делятся на 6 без остатка.
10) Делимое 75, делитель 25, частное 3.
11) Половина от суммы чисел 88 и 12 равна 45.
III. Самоопределение к деятельности
— Выполните умножение в столбик.
56∙6 (336) 67∙3 (201)
— Проверьте, выполнив деление столбиком.
(Два ученика у доски выполняют деление по алгоритму.)
Находим первое неполное делимое — 33, значит, в частном будет две цифры. Делим: 33 :6 = 5. Умножаем: 5 • 6 = 30. Вычитаем: 33 — 30 = 3. Сравниваем остаток с делителем: 3
— Что мы сейчас вспомнили? (Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить алгоритм деления трехзначного числа на однозначное, научиться использовать его при решении)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Посмотрите на примеры на клеточках на с. 12. Прочитайте объяснение.
№55 (с. 12). 748:2=374 987:3=329 648:4=162 756:6=126
374*2=748 329*3=987 162*4=648 126*6=756
V. Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
№57(с. 12)
— Прочитайте задачу.
— О ком говорится в задаче?
— Чем занимались бабушка и внучка?
— Что такое 20?
— Что значит «в 4 раза меньше»?
— Что обозначает число 10?
— Что мы должны узнать, решив задачу? Из чего состоит понятие «было сначала»? (Посадили и осталось.)
Было -?
Посадили – 20л. и ?, в 4 раза ˂
Осталось – 10л.
1) 20+20:4= 25(л) – посадили
2)25+10=35(л) – было
Ответ: 35 луковиц было
№58 (с. 12). Работа в парах.
— Прочитайте задание.
— Что такое периметр? (Сумма длин сторон.)
— Сколько слагаемых будет при нахождении периметра первой фигуры? Почему? (Пять, так как это пятиугольник.)
— Второй фигуры? (Три, так как это треугольник.)
— Третьей фигуры? (Четыре, так как это четырехугольник.)
— Измерьте самостоятельно длины сторон и найдите периметр: первый ряд — пятиугольника, второй ряд — треугольника, третий ряд — четырехугольника.
(Проверка, самооценка.) № 1 122 мм
№2 108мм
№3 100 мм
Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№17 (с. 7). Самостоятельное выполнение. Проверка. ) 879 803 888 866
№18 (с. 7). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) 4 ч 9кг 36 кн 15кг
VII. Рефлексия Подведение итога .Выставление оценок
-Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.
-Что нам на уроке сегодня удалось и над чем еще надо поработать.
-Убедились, что все в ваших руках?
На столе лежат карточки желтого цвета, на которых написано «Я точно знаю алгоритм деления и смогу решить пример» , и карточка белого цвета с надписью «Мне необходимо поработать над …». Поднимите ту, которая соответствует вам.
Домашнее задание
Учебник: № 59 (с. 12).
-Вы - молодцы! Спасибо за урок!