Конспект урока математики для 4 класса. "Решение задач на движение"
Класс: 4 УМК «Гармония»
Тема: Решение задач на движение.
Цель: научить решать задачи на движение.
Задачи:
Образовательная:
Создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме.
Способствовать развитию умения логически анализировать условие задачи и решать ее.
Закреплять вычислительные навыки
Развивающая:
Способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счёта
Воспитательная:
Тип урока: изучения нового материала
Универсальные учебные действия:
• Предметные:
- Уметь решать текстовые задачи на движение;
- Устанавливать зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость);
- Проверять правильность решения задач;
- Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия.
• Метапредметные:
- Контролировать и оценивать свою работу на уроке;
- Понимать и принимать учебную задачу на уроке;
- Отвечать на вопросы;
- Пользоваться учебником.
– Умение слушать и понимать речь учителя, одноклассников, осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий, умение сотрудничать с одноклассниками, обмениваться мнениями при работе в паре, умение принимать позицию партнера.
• Личностные:
- Проявлять интерес к математике;
- Осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности;
- Проявлять заинтересованность к приобретению и пониманию новых знаний.
Оборудование: доска, мел, учебник (2 часть), указка, таблица «Время, скорость, расстояние»,
Ход урока | УУД |
1. Орг. момент Надеюсь, что наша совместная работа на уроке будет интересной и результативной. И в конце урока каждый сможет сказать «Это всё умею я». | Регулятивные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Личностные умения: -проявлять интерес к изучению темы, понимать и принимать учебную задачу урока. |
2. Постановка учебной задачи. - Тему нашего урока, вы узнаете, если правильно отгадаете ребусы (скорость, время, расстояние) рас100яние - И ещё одна загадка. Первое – предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом. (Задача) - Сформулируйте тему урока. Тема: Решение задач на движение. Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (-Научиться решать задачи на движение.) А какие задачи вы поставите перед собой? -Движение –это главное слово нашего урока. Без движения, друзья, Нам прожить никак нельзя. - Подумайте, ребята, зачем нам нужно уметь решать задачи на движение? (чтобы не опаздывать на встречи, уметь планировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий) | Регулятивные УУД: Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию; критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. |
3. Открытие новых знаний. -Что нужно знать и уметь, чтобы решить простые задачи на движение? -Какие знания нам помогут? (знание величин, таблица умножения, деления.) РАССТОЯНИЕ. Что такое расстояние? -Расстояние - это путь движущегося тела. - В математике оно обозначается латинской буквой S - Отгадайте следующий ребус. С+корова**+ стон**+ь СКОРОСТЬ. Что такое скорость? -Скорость - это расстояние, пройденное за единицу времени. - В математике она обозначается латинской буквой V. - Отгадайте загадку. Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. ВРЕМЯ. - В математике оно обозначается латинской буквой t. Что такое время? Время в пути движущегося тела. В математике есть формулы для вычисления этих величин. Подумайте, и скажите, как можно найти расстояние? (Предположения детей) Вывод: чтобы узнать расстояние, нужно скорость умножить на время. S=V×t Подумайте, и скажите, как можно найти скорость? (Предположения детей) V = S : t Чтобы узнать скорость движения, нужно расстояние разделить на время. – Данные формулы нам сегодня будут нужны. Подумайте, и скажите, как можно найти время? (Предположения детей) t = S : V Чтобы узнать время движения, нужно расстояние разделить на скорость. Подумайте, в каких единицах измеряется расстояние? М, КМ. СМ. ДМ Подумайте, в каких единицах измеряется скорость? КМ/Ч, М/МИН 70км/ч 65 км/ч 9км/ч 320 км/ч 8 км/с - Подумайте, какая скорость лишняя? Почему? Что может двигаться с такой скоростью 8 км/с? (ракета, космический спутник) Как вы думаете, что может двигаться со скоростью 65 км/ч? (машина) - Выберите из этих чисел, какая скорость может быть у пешехода, самолёта, поезда? (у пешехода – 9 км/ч, самолёта – 320 км/ч ) - На панели управления машины есть прибор для определения скорости. - Кто знает как называется этот прибор? спидометр (показать картинку) - Что нужно знать, чтобы найти скорость? Как найти скорость? 2.Игра «Математическое лото» (на парте карточка на которой в таблице записано 300-В 31-У 150-И 60-Ж 13-Н 4-Щ 20-Ч 5-Е 70-Е 2-Д 3-И 75-А) (работа в паре) Ребята, я буду читать задачи, вы должны записать в таблицу букву, которая записана рядом с ответом на вопрос задачи. С какой скоростью летел вертолёт, если за 2 часа он пролетел расстояние в 600 км? Скорость орла 30 м/с. Какое расстояние он пролетит за 5 сек? Авианосец прошёл 90 км со скоростью 30 км/ч. Сколько времени он затратил на весь путь? Мотоциклист двигался со скоростью 35 км/ч. В пути он был 2 часа. Какое расстояние проехал мотоциклист? Улитка проползла 30 метров за 2 часа. С какой скоростью ползла улитка? Велосипедист проехал 28 км со скоростью 14 км/ч. Сколько времени у него заныла дорога? Какое расстояние пролетит комар за 15 секунд, если его скорость 4 м/с? Скорость пешехода 6 км/ч. За какое время он пройдёт путь в 30 км? -Какие буквы записали?( в и и ен д ж е -Составьте из этих букв слово 3.А теперь решаем такую задачу. Перед вами таблица. Проверьте все ли данные внесены верно? Дети должны заметить ошибки, исправить их, составить и решить задачу. (устно) Наш поезд за 5 часа прошёл 450 км, проходя каждый час одинаковое расстояние. С какой скоростью он двигался? Давайте решим эту задачу. Решение: 450 :5 =90(км/ч) Ответ: поезд двигался со скоростью 90 км/ч. | Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана последовательности действий. Коммуникативные УУД Умение работать в парах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог. |
4. Закрепление материала. 1. Решение задач на движение. Работа по учебнику. Задача №138, 139 с 41. №138 Найди скорость пешехода, если он за 4 ч прошёл 16 км. №139 «Волга» проехала 180 кмза 2 ч, а «Москвич» это же расстояние проехал за 3 ч. Скорость какой машины больше и на сколько? Решение разноуровневых задач. Кто может решить задачу №138, решите её самостоятельно, а кто-то считает, что может справиться с задачей № 139. Перед тем, как вы начнёте выполнять данные задачи, спрогнозируйте оценку на которую вы сможете решить эти задачи. На полях тетради начертите линеечку и спрогнозируйте оценку. Перед выполнением решения задач, скажите какие знания вам необходимы, чтобы правильно выполнить решение? Проверка решения (образец на доске). | ПознавательныеУУД Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные УУД Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. |
2. Тест 1. Дополните запись. Чтобы найти скорость движения, нужно ----------------------------------------------------------------------. Чтобы найти время движения, нужно ------------------------------- Чтобы найти расстояние, нужно ------------------------------------ 2.Соедини части правила – формулы. t = v ×t s= s : t v = s : v 3. Выбери верный ответ. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние поезд проедет за 4 часа? а) 240 км/ч. б) 15 км/ч. в) 240 км Проверка по эталону на слайде. | Регулятивные УУД Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
5. Домашнее задание З. 148 стр.43 з.149 стр.44 правила. | |
6. Итог урока. Рефлексия Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. - Какие виды работ выполняли на уроке? - Какое задание было для вас интересным? - Нужно ли соблюдать режимные моменты при движении на дорогах и почему? - Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости в жизни? Самооценка урока. УУД. Решаю задачи и могу помочь другим. Все понятно на уроке, затруднений нет. Хочу знать больше. | Личностные УУД: Ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня урок математики? Что дал урок? Регулятивные УУД: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. |
Самоанализ урока математики , проведенного в 4 классе
Учителем Витушкиной С.П.
Автор программы: Истомина Н.Б.
Тема урока: Решение задач на движение.
Тип урока: Открытие новых знаний
При планировании были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся класса. Материал отбирался в соответствии с возрастом: доступный, познавательный, приближенный к их житейскому опыту, занимательный.
Дети моего класса живые, активные, однако наблюдается неустойчивое внимание, это было учтено при выборе педагогических технологий, методов и форм работы.
Цель урока: научить решать задачи на движение.
В ходе занятия шла работа по формированию универсальных учебных действий:
Предметные:
- Уметь решать текстовые задачи на движение;
- Устанавливать зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость);
- Проверять правильность решения задач;
- Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия.
• Метапредметные:
- Контролировать и оценивать свою работу на уроке;
- Понимать и принимать учебную задачу на уроке;
- Отвечать на вопросы;
- Пользоваться учебником.
– Умение слушать и понимать речь учителя, одноклассников, осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий, умение сотрудничать с одноклассниками, обмениваться мнениями при работе в паре, в группе, умение принимать позицию партнера.
• Личностные:
- Проявлять интерес к математике;
- Осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности;
- Проявлять заинтересованность к приобретению и пониманию новых знаний.
Задачи:
Образовательная:
Создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме.
Способствовать развитию умения логически анализировать условие задачи и решать ее.
Закреплять вычислительные навыки
Развивающая:
Способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счёта
Воспитательная:
Использовались следующие образовательные технологии:
технология деятельностного метода - обучение на основе учебных ситуаций.
личностно-ориентированная,
Для реализации данных технологий были выбраны методы проблемного изложения, частично поискового характера (постановка проблемных вопросов). По другой же классификации использовались методы: словесный (беседа), наглядный (иллюстрация).
На уроке были использованы разные формы обучения: работа в парах, индивидуальная.
Выбранные структура и время на этапы урока были рациональными, соответствовали цели и задачам.
Познавательная мотивация достигалась путем постановки проблемы, дополнительным информационным материалом.
Закрепление изученного прошло через решение теста.
Осуществлялись межпредметные связи. (С уроком литературного чтения и окружающего мира)
Серией вопросов на этапе рефлексия выявлялось умение удержать учебную задачу на всем протяжении урока, подводить итог урока, оценивать свою деятельность и одноклассников.
Для оценивания уровня освоения программного материала использовались самооценка, оценка учителя, взаимооценка.
На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения.
Обобщая выше сказанное, можно утверждать, что на уроке осуществлялся деятельностный подход. Содержание и средства были направлены на получение нового образовательного результата – формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Считаю, что урок достиг цели.