-
Организационный момент Цель: мотивация к учебной деятельности. | Доброе утро, ребята. Мы начинаем наш урок математики. Посмотрите, сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуем их, посмотрите на них и больше на них не отвлекайтесь. Итак, начинаем наш урок, все ли у вас готово к уроку, и готовы ли к уроку? (Запись числа в тетради). | Учащиеся проверяют и отвечают все ли у низ готово к уроку (сч.палочки, веер цифр, учебник, тетрадь, пенал). | Нравственно – эстетическая ориентация, учебно-познавательная мотивация, саморегуляция, планирование учебного сотрудничества. |
-
Устный счет. Цель: актуализация знаний и применение их в заданиях, умение складывать однозначные числа в уме, умение слушать учителя, развитие внимания. | «Веселые задачки» Сейчас я вам буду читать веселые задачки, вы в уме считаете, показываете на веере цифр правильный ответ, если все согласны, записываем ответ в тетрадь. Два щенка-баловника Бегают, резвятся, К шалунишкам три дружка С громким лаем мчатся. Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей? (5) Три гуся летят над нами, Три других за облаками. Два спустились на ручей. Сколько было всех гусей? (8) Пошла курица гулять, Собрала своих цыплят. Семь бежали впереди, Три остались позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сколько было всего цыплят? (10) Я нашёл в дупле у белки Пять лесных орешков мелких. Вот ещё один лежит, Мхом заботливо укрыт. Ну и белка! Вот хозяйка! Все орешки посчитай-ка. (6) Два жучка бежали в домик, Им навстречу муравей. Сколько будет насекомых? Сосчитай-ка поскорей! (3) | Ответы показывают на веере цифр. | Умение внимательно слушать, быстро и правильно считать, умение работать с веером цифр. Общеучебный анализ, обобщение, учет разных мнений. |
-
Подведение к теме урока. Цель: сформулировать тему урока. | На доске появляется запись: 5 8 10 6 3 -Назовите самое маленькое число среди этих чисел, самое большое? -Какое число, как вы думаете, «лишнее» и почему? -Почему число 10 называют двузначное? -Какие вы еще знаете двузначные числа? -Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, что будем делать на уроке? -Что вы хотите узнать про двузначные числа, чему научиться на этом уроке? -Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с числами от 11 до 20, будем учиться их называть, узнаем, почему их так называют, будем учиться их записывать, сравнивать, читать. | Проверяют запись на доске и с записью в тетради. Ответы детей: «я думаю, что «лишнее» число…» «Лишнее число» 10, т.к. оно двузначное, а все остальные однозначные. Используют при записи два значка – две цифры. Двузначные числа. Ответы учеников. | Умение контролировать и проверять себя. Постановка учебной задачи совместно с учителем. Умение определять тему и задачи урока. |
-
Изучение нового материала. Цель: познакомить учащихся с числами второго десятка, совершенствовать счет в пределах 10, моделирование чисел второго десятка с помощью сч.палочек. | -Приготовьте, пожалуйста, счетные палочки. Давайте отсчитаем 10 палочек по одной, проговаривая, каждое число. Вы отсчитываете, а я отсчитываю и записываю на доске. Свяжите их резинкой, у вас образовался пучок, сколько там палочек (10), 10 палочек – 10 единиц, 10 единиц образуют десяток, по другом можно сказать, что 10 единиц – 1 десяток (вывешивается таблица 10ед.=1 дес.). Мы получили с вами новую единицу измерения – десяток. -Вы знакомы с таким словом – ДЕСЯТОК, где вы его можете встретить? (десяток яиц) -В старину десяток называли «дцать» (слово «ДЦАТЬ») -И сейчас мы узнаем, как же получаются числа второго десятка. (учитель записывает на доске) -Если к одному десятку – дцать – добавить ещё одну палочку, то получим один на дцать. Какое число получилось? Одиннадцать. (11) -Возьмем вторую палочку. Положим на десять палочек две палочки, две-на-дцать. Сколько получилось палочек? Двенадцать. (12) -Возьмем третью палочку. Положим на десять палочек три палочки, три-на-дцать. Тринадцать. (13) - Положим четыре палочки на десять палочек. Четыре-на-дцать. Четырнадцать (14) Положим пять палочек на десять палочек. Получим пятнадцать. (15) Шесть – шестнадцать.(16) Семь – семнадцать.(17) Восемь – восемнадцать(18). Девять – девятнадцать.(19) -Возьмем два десятка палочек. Получаем два дцать. (20) -У нас получился ещё один десяток, или дцать. Сколько у нас десятков теперь? Два десятка – двадцать. -Запишем два ряда чисел. В первом ряду – числа, которые хорошо вам знакомы – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Во втором ряду – числа, которые мы получили на данном уроке – 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. -Сравните два ряда этих чисел и подумайте, чем они отличаются друг от друга. -В записи чисел первого ряда присутствует только один значок. То есть, если у нас число один, мы записываем его одной цифрой – цифрой 1. Если у нас число два, мы записываем его одной цифрой – цифрой 2. Число пять мы записываем одной цифрой – цифрой 5. - В записи чисел второго ряда присутствуют две цифры. Десять мы записываем двумя цифрами – цифрами 1 и 0. Двенадцать мы записываем двумя цифрами – цифрами 1 и 2. -То есть в записи этих чисел мы используем два значка – две цифры. - Поэтому, числа первого ряда называются однозначные числа, а числа второго ряда называются двузначные числа – в их записи два значка. -Обратите, внимание на то, что когда мы устно произносим двузначные числа – десять, одиннадцать, двенадцать, мы сначала называем количество свободных единичек, а потом десяток – дцать. -Когда же мы эти числа записываем, то на первое место мы ставим цифру, которая показывает количество десятков – один десяток, на второе место мы ставим количество свободных единичек, которые мы добавили к десятку. (Показать примеры) -Найдите среди чисел второго ряда числа, в которых нет свободных единичек, числа, которые состоят только из десятков. Это числа десять и двадцать. -При записи этих чисел на месте единиц стоит цифра ноль 0, на месте десятков – цифра, указывающая на количество десятков. 10 – один десяток, ноль единичек 20 – два десятка, ноль единичек. В математике такие числа еще круглыми числами. | Ученики отсчитывают 10 палочек, связывают их в пучок, по одной потом прибавляют палочки, называя числа. Записывают числа однозначные и двузначные, называя их. | Называть числа от 1 до 20. Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты. Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов. Моделировать соответствующую ситуацию с помощью палочек. Анализ, синтез, обобщение. |
-
Закрепление изученного материала. Цель: закрепить умение называть и записывать двузначные числа, последовательность двузначных чисел. | Работа на листочках. -Вставьте пропущенные числа, проверьте друг у друга. (приложение 1) Работа в тетради: -Запишите число цифрами, которое вы услышите в предложениях. В букете тринадцать ромашек. Моей сестре четырнадцать лет. В клетке восемнадцать крольчат. Бабушка прочитала Кате пятнадцать сказок. У Димы в альбоме семнадцать марок. В шахматы играют шестнадцать учеников. Мне двадцать лет. | Работают на листочках: записывают пропущенные числа, работа в парах, проверка работы соседа. Проверка на доске. | Называть и записывать числа от 1 до 20, записывать числами полученные результаты, умение слышать и записывать на слух числа цифрами. |
-
Закрепление изученного нового материала. Цель: включение в систему знаний и повторение. Рефлексия. | -Соедините по порядку числа от 1 до 20, что у вас получится? (приложение 2) -Посмотрите, какие картинки получились у вашего соседа. Понравилось вам такое задание, сложно было соединять числа по порядку? Р/Т: стр.23 №1 (проверка устно) | Ответы детей. | Называть числа от 1 до 20, умение видеть числа, определять их последовательность. Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, записывать числами полученные результаты Структурирование знаний, анализ, синтез, обобщение, контроль. Рефлексия. |