1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Антоновна, и сегодня я проведу у вас урок математики. - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. На места все тихо сели, На меня все посмотрели. - Проверьте свою готовность к уроку, сегодня вам понадобиться учебник, рабочие тетради, пенал, карандаши. - Сегодня, ребята, у нас не простой урок, а урок-путешествие. Мы с вами отправимся на одну математическую планету, а на какую вы узнаете немного позже. На этой планете мы с вами узнаем много нового. | Настраиваются на урок. Проверяют готовность. | Методы: наглядный (презентация), словесные (рассказ) |
2. Актуализация знаний и умений | Повторить изученный материал. Сформулировать тему и цель урока. | - Какое сегодня число? - Какое это число? -Сколько в нём десятков и единиц в разряде единиц? - Откройте тетради, отступите 4 клеточки от прошлой работы. - Запишите сегодняшнее число: 14 декабря и классная работа. - Пишем с вами аккуратно, красиво, спинки прямо. - Ребята, помогать добраться до математической планеты нам будет профессор Знайкин. Но для начала он хочет убедиться, что вы достаточно умные и сообразительные для этого и поэтому приготовил для вас задания. - А сейчас нас ждет работа. Перед вами задания устного счета. - А вот и первое задание. Назовите число, состоящее из: 1) 5 сот. 2) 7 сот 7 ед. 3) 7 сот 9 десятков 4) 7 сот 9 десятков 6 ед. 5) 9 сот 9 ед. 6) 4 ед. 3 разр., 5 ед. 2 разр., 6 ед. 1 разр. - Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Профессор Знайкин согласен взять вас с собой на планету, но только если вы сможете сами разгадать ее название. А вот и второе задание устного счета. - Чтобы узнать название планеты, нам нужно решить примеры и узнать, какие буквы спрятал профессор Знайкин. Ы – 349+151 Т – 500-22 С – 280:10 А – 999+1 Я – 14*10 Ч – 467*0 - Как же называется планета? - Верно! Планета, на которую мы сегодня отправимся называется Тысяча. - Итак, отправляемся в путь! С чего начинается любое движение? - Правильно, со старта. Но, чтобы выйти на старт, необходимо определить тему и задачи нашего урока-путешествия. - А для этого профессор Знайкин приготовил для вас еще одно задание. - Я буду диктовать вам числа, а вам нужно их записать. Настя пойдет к доске, а остальные записывают в тетрадях номер 1. - Итак, первое число: 1. Четыре тысячи семьсот пятьдесят шесть. - Просигнализируйте. Хорошо! Следующее число: 2. Одна тысяча двести срок три. - Просигнализируйте. Хорошо! Следующее число: 3. Восемь тысяч восемьсот восемьдесят девять. - Просигнализируйте. Хорошо! Следующее число: 4. Три тысячи двести пять - Просигнализируйте. Хорошо! И последнее число: 5. Пятьдесят тысяч сто восемьдесят два. - У всех ли получилась такая запись? - А какая же запись будет правильной? | - 14 - Двузначное. - 1 десяток и 4 единицы. 500 707 790 796 909 456 Ы – 349 + 151 = 500 А – 999 + 1 = 1000 Т – 500 – 22 = 478 Я – 14 * 10 = 140 С – 280 : 10 = 28 Ч – 476 * 0 = 0 - Со старта. 1. 4756 2. 1243 3. 8889 4. 3205 5. 50182/5182... - Нет. - Первая/вторая | Методы: наглядный (презентация, учебник) Словесный (беседа) Практический |
3. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока | Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации | - Итак, ребята, в чем же возникло затруднение? - Значит, у чисел есть еще один секрет, и сегодня на планете Тысяча мы с вами попробуем его раскрыть. - Тема нашего урока: «Десяток тысяч. Счет десятками тысяч». - А для того, чтобы узнать, чему мы научимся сегодня на уроке, я предлагаю вам соединить начало и конец предложения. Сегодня на уроке: Мы узнаем... считать десятки тысяч Мы научимся... как читать и записывать числа с десятками тысяч | - Не знаем, как правильно записывать такие числа. 1. Мы узнаем как читать и записывать числа с десятками тысяч. 2. Мы научимся считать десятки тысяч. | |
4. «Открытие» новых знаний | Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий | - Ребята, наша ракета легла на курс к планете Тысяча. Пока продолжается полёт, давайте вспомним: Сколько единиц в десятке? Сколько десятков в сотне? Сколько сотен в тысяче? - Отлично! А кто уже догадался и может сказать нам, сколько тысяч в десятке тысяч? - Умница! В десятке тысяч 10 000 единиц, или 1000 десятков, или 100 сотен, или 10 тысяч. Сокращённо 10 тысяч записывают так: 10 тыс. или 10 000. - Отступите от предыдущего задания одну клетку и запишите 1 дес. тыс. = 10 тыс. = 10000. Обратите внимание, что после сокращений мы ставим точку. - Давайте вернемся к заданию, которое вызвало затруднение. Какая же запись числа будет верной? - Матвей, запиши это число на доске, а те, у кого был неверный вариант записи, аккуратно зачеркивают ее карандашом и рядом записывают верный вариант. - Ребята, посмотрите на слайд, там записаны числа с десятками тысяч. Кто может нам их прочитать? 2 дес. тыс. 8 дес. тыс. 90000 50000 - Какой мы можем сделать вывод? - Прекрасно! Счёт десятками тысяч ведётся так же, как счёт простыми десятками. А сейчас откройте в учебнике страницу 100, и Настя прочитает нам правило вверху страницы. - Итак, ребята, какую новую счетную единицу мы изучаем сегодня на уроке? - Верно! Это десяток тысяч. А как ведется счет десятками тысяч? - Молодцы! Назовите числа от 10 000 до 90 000, присчитывая по 10 000. - Отлично! А сейчас назовите числа от 80 000 до 10 000, отсчитывая по 10 000. - Умницы! - Ребята, наша ракета прилетела к планете Тысяча и нас встречают ее жители. Они хотят проверить, чему же вы научились за время полета, а потому приготовили для вас задание. - Посмотрите на слайд, там изображены таблицы. Кто может прочитать нам задание от жителей планеты Тысяча? - Хорошо! Итак, что же нам нужно сделать? - Какое число представлено в первой таблице? - Верно! Это число 53827. Как же оно получилось? - Умница! - Какое число представлено во второй таблице? - Прекрасно! Это число 26040. Как получилось оно? | - Десять. - Десять. - Десять. - Десять тысяч. - Десятками тысяч мы считаем также как простыми десятками. - Десяток тысяч. - Также как простыми десятками. - 10 000, 20 000, 30 000, 40 000, 50 000, 60 000, 70 000, 80 000, 90 000. - 80 000, 70 000, 60 000, 50 000, 40 000, 30 000, 20 000, 10 000. Один ученик читает задание. - Объяснить, как получаются числа из дес. тыс., ед. тыс., сотен, десятков и единиц. - 53 827. - 5 дес. тыс. + 3 ед. тыс. + 8 сотен + 2 десятка + 7 единиц. - 26040. - 2 дес. тыс. + 6 ед. тыс. + 4 десятка. | |
5. Первичное закрепление | Учить использовать приобретённые знания при выполнении упражнений. Находить, обобщать и представлять данные. Планировать решение задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Понимать информацию для установления причинно-следственных связей. Объяснять, сравнивать и обобщать данные. | - Молодцы! Ребята, вы справились с проверкой от жителей планеты Тысяча. Однако, давайте проверим, справитесь ли вы с моей проверкой. Откройте страницу 101 в учебнике и найдите задание номер 3. Кто нам его прочитает? - Хорошо! Знаете, ребята, а у меня с собой есть волшебная шкатулка, а в ней записки со всеми вашими именами. И сейчас я буду доставать из этой шкатулки записки, а тот, чье имя на ней написано читает одно числа, начиная с первого. Кому понятно задание, покажите мне зеленый сигнал. Хорошо, тогда приступаем... - Ну что же вы справились и с моей проверкой. Однако, пока вы выполняли задание, нам написал профессор Знайкин и сообщил, что сегодня планету Тысяча решила посетить Королева Математика. Знайкин рассказал, что сегодня мы с вами здесь гостим, и Королева тоже решила посмотреть, чему вы научились, и приготовила для вас задания. - Профессор Знайкин очень волнуется, и потому приготовил для вас еще несколько заданий, чтобы подготовить к проверке Королевы Математики. - Но для начала давайте немного отдохнем, чтобы наша работа была более плодотворной: Физминутка Мы решали, мы решали. Что-то очень мы устали. Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.) Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.) Раз присядем, (Приседания.) Быстро встанем, (Повороты туловища.) Улыбнемся, Тихо сядем. - Сейчас Артем пойдет к доске, а остальные записывают в тетради номер два. Я буду диктовать вам число, а ваша задача записать это число, а через запятую число, следующее за ним при счете. Кому понятно задание, покажите зеленый светофор. - Отлично! Тогда приступаем: 1. двадцать пять тысяч восемьсот шестьдесят три 2. семьдесят тысяч девяносто - А сейчас запишите число, состоящее из: 1. 4 дес. тыс., 3 ед. тыс., 2 сотен, 6 десятков и 7 единиц 2. 9 дес. тыс., 6 ед. тыс. и 1 единицы 3. 2 дес. тыс. и 5 сотен (проверка после записи каждого числа) - Замечательно! А еще одно задание, которое вам предлагает выполнить профессор Знайкин, находится в учебнике на странице 101. Это задача под номером 7. Кто может прочитать нам ее? - Хорошо, а сейчас давайте ее разберем. - О ком говорится в задаче? - Что сказано про первый поселок? - Что сказано про второй? - Что нам нужно найти? - Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? - Какими действиями мы будем решать задачу? Почему? - Что мы можем составить по задаче? - Давайте составим и запишем краткую запись. Какие слова, числовые данные, наименования возьмём для краткой записи? - Известно, сколько жителей было в 1 поселке? - А во втором? - Найдите и прочитайте вопрос задачи. - Что нас просят найти (узнать)? - Кто хочет пойти к доске? Остальные работают в тетради. Запишите номер 7. - Ребята, если у вас получился такой же ответ как у Маши, то покажите мне зеленый светофор. - Молодцы! Вот теперь вы точно готовы к заданию от Королевы Математики. | Один ученик читает задание. Числа: 43826 79058 53007 10000 60092 34050 Выполняют физминутку. Числа: 1. 25863 2. 70090 1. 43267 2. 96001 3. 20500 - О жителях поселков. - В нем проживает 8000 жителей. - В нем проживает в 4 раза меньше. - Сколько всего жителей проживает в поселках. - Нет. - Делением, потому что во втором поселке в 4 раза меньше жителей, чем в первом. И сложением, потому что нам нужно найти общее количество жителей. - Краткую запись. - 1 поселок, второй поселок, всего. - Да, 8000 - Нет. - Сколько всего жителей проживает в обоих поселках? 1 пос. – 8000 жит. 2 пос. – в 4 р. меньше чем в 1 Всего - ? жит. Решение: 1) 8000 : 4 = 2000 (жит.) – во 2 поселке 2) 8000 + 2000 = 10000 (жит.) – всего Ответ: 10000 жителей | Методы: наглядный (презентация, учебник) Словесный (беседа) Практический |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Формировать умение находить, обобщать и представлять данные. Понимать информацию для установления причинно-следственных связей. | - А выполнять ее задания вы будете самостоятельно. У вас на партах лежат карточки с номером один. Возьмите их и переверните. У вас есть 3 минуты, те кто закончат раньше поднимите руку и я дам вам дополнительное задание. Кому понятно задание, покажите мне зеленый светофор. Отлично, можете приступать. 1 задание: Запиши цифрами число: пятьдесят шесть тысяч восемьсот три девяносто девять тысяч девятьсот девять тридцать тысяч восемь четырнадцать тысяч шестьсот шестьдесят сорок три тысячи пятьсот тридцать один 2 задание: Запиши число, состоящее из: 8 десятков тысяч, 3 единиц тысяч, 5 сотен и 8 единиц 3 десятка тысяч и 6 сотен 9 десятков тысяч, 4 единицы тысяч и 7 единиц 1 десяток тысяч и 2 единицы 5 десятков тысяч, 8 сотен и 4 единицы Дополнительное задание: Выполни действия: 7000 : 7 3000 * 3 – 600 (1000 + 5000) : 3 2000 * 5 2000 + 8000 : 2 8 * (3000 – 2000) - А теперь поменяйтесь листочками с соседом и проверим друг у друга. На слайде вы увидите правильные ответы, если ответ совпал, ставьте рядом плюс, если же нет то минус. (взаимопроверка) Если ошибок 0 –«5» 1-2 – «4» - Хорошо, а теперь поднимите руку те, у кого 5, а сейчас те, у кого 4. Молодцы, ребята! Королева Математика очень довольна вашими знаниями! - Те, кто выполняли дополнительное задание, подпишите листочки и положите их на край парты, в перемену я их проверю. | 1 задание: 1. 56803 2. 99909 3. 30008 4. 14660 5. 43531 2 задание: 1. 83508 2. 30600 3. 94007 4. 10002 5. 50804 Дополнительное задание: 1) 7000 : 7 = 1000 2) 2000 * 5 = 10000 3) 3000 * 3 – 600 = 2400 4) 2000 + 8000 : 2 = 6000 5) (1000 + 5000) : 3 = 2000 6) 8 * (3000 – 2000) = 8000 | Методы: наглядный (презентация, учебник) Словесный (беседа) Практический |
8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности | Оценка результатов своей деятельности. | - Ребята, наше с вами пребывание на планете Тысяча подошло к концу. И нам пора возвращаться в класс. Профессору Знайкину и жителям планеты Тысяча понравилось, как вы себя вели и работали на уроке, они говорят вам «Молодцы» и призывают вас всегда с удовольствием изучать что-то новое! - Для того, чтобы вернуться обратно в класс, нам нужно сказать волшебные слова: «С новыми знаниями назад мы летим Вернуться в класс обратно хотим!» - Вот мы и вернулись обратно в класс. А теперь давайте вспомним, с какой счетной единицей мы познакомились сегодня на уроке? - А кто может сказать нам, сколько тысяч в десятке тысяч? - Хорошо! А как ведется счет десятками тысяч? - Молодцы! - А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Если вам было легко работать на уроке, вы довольны собой и у вас все получалось, покажите мне зеленый светофор. Если вы испытывали некоторые трудности, покажите красный цвет. - Вы, ребята, были сегодня внимательными, старательными, дружными, хорошо поработали. -Урок окончен. До свидания! | Говорят волшебные слова. - Десяток тысяч. - В десятке тысяч 10 тысяч. - Так же как простыми десятками. Поднимают светофоры. Слушают. | Методы: наглядный (презентация) Словесный (беседа) |