Мотивационно-целевой 1 мин | Настроить учащихся на активно-продуктивную деятельность на уроке. | Словесный (слово учителя) | Ф | Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. Садитесь. | Приветствуют учителя. | |
Ориентировочный 10 мин | Совершенствовать вычислительные навыки. | Словесный (рассказ) Наглядный Прием «Цепочка» «Лист самооценивания» | Ф И Ф И | Ребята, посмотрите, нам написал письмо Иван-царевич. «Ребятки вы милые, я самый несчастный царевич на свете. Мою любимую заколдовал злой Кощей. Наши картины висели рядом. Мы каждый день смотрели друг на друга, разговаривали. А теперь передо мной висят какие-то цифры. От изображения моей Василисы остались одни бумажки с цифрами. Я ходил за советом ко многим волшебникам и чародеям, но никто мне не смог помочь. Лишь один старец сказал: «Иди Иванушка, в гимназию №8, в 1 «А» класс. Там учатся очень умные и сообразительные ребята. Они тебе помогут Василису расколдовать. А ещё старец сказал, что это не просто цифры на картине, а ответы к примерам и задачам» Ребята, Иван – царевич обратился к вам за помощью. Поможем ему? Тогда сегодня мы работаем активно, слушаем меня внимательно, ведь только от вас зависит спасем мы Василису или нет. Все правильные ответы записаны на картине. Вычислив и получив правильные ответы, мы будем расколдовывать каждый фрагмент картины. Расколдовывать Василису мы начнем с устного счета. На экране вы видите примеры. Кто решит первый пример, поднимает руку. Сколько получилось в 1,2,3 цепочке? Найдите самое большое число. Посмотрим, есть ли среди кусочков картины число 16? Итак, первый фрагмент картины мы с вами расколдовали. Теперь давайте проведем математический диктант. Открывайте тетради, запишите число и классная работа. Кто может дать характеристику числа из сегодняшней даты? Сейчас я читаю задания, а вы в строчку через 1 клетку записываете только ответы. 1. Увеличьте число 10 на 8 2. Уменьшите число 5 на 2 3. Уменьшите число 7 на 3 4. Найдите сумму чисел 8 и 9 5. Увеличьте число 5 на 15 Теперь проверим. Посмотрите на экран. Поставьте +, если решили правильно, -, если неправильно. Лист самооценивания: З – все правильно, Ж – 1-2 ошибки, К – больше 2х ошибок. А сейчас найдите самое маленькое число. Есть ли оно на кусочках картины? Мы разгадали второй фрагмент. | Слушают рассказ учителя. Решают примеры из цепочки. 16, 8, 8. Ученик выходит и переворачивает карточку. Открывают тетради, записывают число. Однозначное, нечетное, 5 единиц. 18 3 4 17 20 Проверяют ответы. Ученик выходит и переворачивает карточку. | Предм: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, учиться решать задачи в косвенной форме. |
Поисково-исследовательский 9 мин | С помощью учителя сформулировать тему и цели урока. Постановка конкретных задач на всех этапах урока. | Практический (задание) Наглядный | Ф Ф | Для того, чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, предлагаю вам выполнить упражнение. Найдите на столе карточку с задачами и послушайте первую задачу: «Начертите два отрезка. Первый – 5 см, он длиннее второго на 2 см. Найди длину второго отрезка» Задачу вывести на экран. Возьмите карточку на столе. На ней написан алгоритм, по которому мы будем решать задачи. Прочитать задачу. Прочитать только условие. Прочитать только вопрос. Узнать, о чем говорится в задаче. Узнать, что известно в задаче. Узнать, что нужно найти. Выбрать действие. Составить краткую запись к задаче. Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос. О чем говорится в задаче? Что известно в задаче о первом отрезке? А что еще известно про него? Верно. Раз первый отрезок больше, то второй … А раз второй меньше, каким действием мы находим длину второго отрезка? Значит, как узнать длину второго отрезка? Начертить отрезки. Кто сможет составить краткую запись? Молодцы, мы выполнили третье задание. Посмотрите на «заколдованную» картину. Есть ли число 6 на одном из фрагментов картины? Эта задача относится к теме нашего урока. Такие задачи называются – задачи в косвенной форме. Так как про длину второго отрезка не говорится прямо: длиннее он или короче первого. Значит, какая тема нашего урока? Теперь давайте поставим задачи на урок с помощью слов – помощников. 1 – познакомимся 2 – узнаем 3 – научимся | Слушают задачу. Первый – 5 см, он длиннее второго на 2 см. Найди длину второго отрезка. О двух отрезках. Первый отрезок – 5 см. Он длиннее второго на 2 см. Меньше. Вычитанием. 10-4 Чертят отрезки в тетрадях. Ученик выходит к доске и решает задачу. Открывают еще один фрагмент картины. Задачи в косвенной форме. Познакомиться с задачами в косвенной форме. Узнаем, как решать задачи в косвенной форме. Научимся решать задачи в косвенной форме. | Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления, определять наиболее эффективные способы достижения результата; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
Физкультминутка 1,5 мин | | | | Выполним физкультминутку. Встаем с мест и повторяем движения. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. | Выполняют физкультминутку. | |
Практический | Осуществить первичное закрепление полученных знаний. | Наглядный | Ф П | Теперь прейдем ко второму этапу. На карточке с задачами найдите задачу №2. «В первой книжке 10 картинок. Это на 3 картинки меньше, чем во второй книжке. Сколько картинок во второй книжке?» Используйте алгоритм. Прочитайте только условие задачи. Прочитайте только вопрос. О чем говорится в задаче? Что известно в задаче о первой книжке? А что еще известно про него? Верно. Раз в первой книжке картинок меньше, значит во второй … Каким действием мы будем находить? Решите задачу самостоятельно, после проверим ответ. Как мы это найдем? I – 10 к., это на 3 к. II – ? к. 10+3=13(к) – во 2 книжке. Ответ: 13 картинок. Лист самооценивания. Найдите полученный ответ на картине. Переверните карточку. Четвертый фрагмент. Сейчас поработаем в парах, но сначала назовите мне правила работы в парах. На столах лежат карточки с задачей. 1 вариант делает краткую запись к задаче, 2 – пишет решение этой задачи и ответ. Одна пара будет работать у доски. В соседнем доме 12 этажей. Это на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме? С – 12 эт. Н – ?, на 3 эт. 12-3=9(эт.) – в нашем доме. Ответ: 9 этажей Теперь давайте проверим с доской. У всех так? Лист самооценивания. Есть ли ответ задачи на заколдованной картине? Пятый фрагмент. | Читают задачу, один ученик выходит решать у доски. В первой книжке 10 картинок. Это на 3 картинки меньше, чем во второй. Сколько картинок во второй книжке? О картинках в книжках? В первой книжке 10 картинок. В первой книжке на 3 картинки меньше, чем во второй. Больше. Сложение. 10+3 Перечисляют правила работы в парах. Решают задачу. Переворачивают карточку. | Позн: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме по общему способу решения задач; под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы К: слушать собеседника и вести диалог; использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Рефлексивно-оценочный | Выявить качество и уровень усвоения знаний. | Словесный (беседа) Прием «Смайлики» | Ф | Ребята, вы молодцы. Посмотрите, мы сняли заклятье с картины. Иван – царевич и Василиса говорят нам огромное спасибо. Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока? По какому слову можно определить, что эта задача в косвенной форме? Вспомните наши «слова-помощники», с которыми мы работали в начале урока, подведем итог нашего урока. Какое задание вам понравилось? Покажите ваши листы самооценивания. Доп.задание: 2-3 картинки. Составить задачу, краткую запись и решить ее. | Задачи в косвенной форме. Это, что Познакомились с задачами в косвенной форме; узнали, как решать задачи в косвенной форме; научились решать задачи в косвенной форме. Ответы учащихся. | Л: овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, выражать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики. |