Урок математики 2 класс
Дата: 03.12.2024
Тема урока: Переместительное свойство сложения. Сложение удобным способом
Цели урока:
Образовательные:
- закреплять вычислительные навыки решения примеров и задач в пределах 20;
- развивать навыки устного счета;
- ознакомить учащихся с переместительным законом сложения.
Коррекционные:
- совершенствовать грамотный строй речи;
- развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения;
- работать над укреплением памяти, внимания;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к традициям русского народа;
- воспитывать чувство любви и бережное отношение к природе;
- воспитывать аккуратность, усидчивость.
Формируемые БУД:
Личностные: Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, учиться строить взаимоотношения на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах.
Предметные: Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетном материале числа второго десятка, сравнивать числа в пределах 20 (однозначные с двузначными, двузначные с двузначными), складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд, решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Регулятивные: Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные: Умение наблюдать, читать, слушать, умение применять смысловое чтение.
Коммуникативные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.
Место урока в системе уроков данного раздела: 3 урок в теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток».
Тип урока: урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний и способов деятельности
Оборудование: ель из картона, игрушки (в виде геометрических фигур с заданием на них), звезда для верхушки ели, снежинки с примерами, рисунок на доске, снежинки с оценкой работы учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Все сели.
Руки? (На месте)
Ноги (На месте)
Локти у края? (У края)
Спина (Прямая)
2. Актуализация математических знаний и подготовка к восприятию нового материала
- Даша, расскажи, какое сегодня число, месяц, год и день недели? (3 декабря)
- 3 декабря на календаре, а это значит, что…? (Сегодня только третий день зимы)
- Какой праздник мы будем отмечать в конце декабря? (Новый год)
- Вы любите этот праздник?
- Кто же к нам приходит в новый год? (Дед Мороз)
В сам Новый год незаметно к нам приходит Дед Мороз и приносит подарки.
- А что же сейчас делает Дед Мороз?
- Смотрит, наблюдает хорошо ли дети учатся в школе, слушаются ли учителей, родителей.
Особенно Дед Мороз любит трудолюбивых и послушных детей. Им он приносит самые лучшие подарки.
- Хотите от Деда Мороза получить подарок?
-Если выполним все задания Деда Мороза, получим подарок.
Работа в тетрадях.
Открываем тетради, запишем число, в классе.
Минутка чистописания
Итак, начнем стараться?!
Внимание на доску. Какие числа прописываем сегодня на минутке чистописания? (3 и 13).
- Что вы можете сказать об этих числах? ( 3 однозначное число)
- Почему?
- 13 двузначное число. Почему?
- В числе 13 сколько десятков? Сколько единиц?
Показ на доске: 3-однозначное число, пишу в одной клеточке, далее пропускаю одну клеточку и пишу число 13 в дух клеточках. Сначала пишу цифру 1 -десяток, а потом 6 - единиц.
Скажите, а какое число меньше?
Задание: Чередуя числа 3 и 13 прописать до конца строки.
Сообщение темы урока
-На доске снежинки с цифрами, которые соответствуют буквам. Нужно расставить цифры по порядку и прочитать получившееся слово. (сложение)
-С каким арифметическим действием будем работать на уроке?
Давайте сегодня на уроке математики повторим прямой и обратный счет, вспомним как называются числа при сложении, познакомимся с новым правилом при сложении чисел, решим задачу и вспомним геометрические фигуры.
Устный счет
Ребята ждем мы с вами Деда Мороза. А вот чего нам не хватает, узнаете отгадав загадку?
Водят дети хоровод:
-Здравствуй, здравствуй Новый год!
Вся зелёная, в иголках
Да в игрушках ярких ..(Ёлка)
Правильно, это ёлочка – главная гостья на Новый год. В новогодние праздники люди украшают ею дома, но лучше ставить искусственную ель, т.к. деревья надо беречь – они очищают воздух и украшают нашу землю.
У нас в классе тоже есть ёлочка. Но мне кажется, что чего-то не хватает на ней. Как вам кажется, чего? (Игрушек)
И сегодня мы её будем наряжать. Но игрушки на нашей ёлочке будут необычные. Чтобы их повесить на ёлку, нужно выполнить задания
-Посчитайте от 10 до 20.
-Посчитайте от 20 до 10
- Назовите предыдущее число для числа 20? (19)
- Назовите последующее число для числа 14? (15)
- Первое слагаемое 4 второе слагаемое 2, чему равна сумма?
- Чему равна сумма чисел 5 и 3? (8)
- Сколько дес. и сколько ед. в числе 15
- Уменьшите число 6 на 2 (4)
-Увеличить число 10 на 2 (12)
- Сколько ед. в числе 20? (0)
Все ли игрушки на нашей ёлке одинаковые?
Чем они отличаются? (цветом, формой, размером: напоминают геометрические фигуры)
Какие геометрические фигуры есть на елке? (круг, квадрат, треугольник)
Учитель: Наша ёлочка стала нарядной. Но не хватает звёздочки на верхушке. И чтобы она появилась необходимо решить задачу:
Вот восемь зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится к елке зайчишек зимой?
Решение: 8 + 2 = 10
Учитель вешает звезду на верхушку ели.
Ну вот теперь наша ёлочка и повеселела.
3. Сообщение новых знаний, восприятие их учащимися.
А сейчас переходим к изучению нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым правилом при сложении.
Посмотрите на доску :
- Как называются эти математические записи? (примеры)
- Как назвать одним словом записи со знаком + (сумма)
Прочитайте эти записи употребляя слово "слагаемое", назовите чему равна сумма?
14+3 =17 3+14 =17
Сравните примеры.
-В чём сходство? (Числа одинаковые, примеры на сложение-знак плюс, ответ одинаковый)
В чём отличие? (числа поменяли местами)
Числа поменяли местами. А как числа называются при сложении? (слагаемые)
Давайте сделаем вывод: при сложении слагаемые можно менять местами, сумма не изменится.
ФИЗМИНУТКА.
4. Первичное закрепление и коррекция новых знаний.
Работа с учебником.
Открываем учебник на стр. 84. Вверху на странице прочитаем правило.
А теперь будем выполнять №14.
- Что будем решать в номере? Примеры.
Примеры на какое действие? (сложение)
У нас слева в клеточках образец записи примеров. Давайте его рассмотрим.
Прочитайте первый пример записанный в образце.
Прочитайте второй пример, записанный в образце.
Сравните эти примеры. В чем сходство? (примеры на сложение, числа в примерах одинаковые)
В чем отличие? (слагаемые поменяли местами)
Давайте запишем в тетрадь эти примеры и решим их.
Одну клеточку вниз, запишем первый пример. Как найдем сумму чисел 15 и 2?
Одну клеточку вниз, запишем второй пример.
Надо его решать? (НЕТ). Почему? Прочитай правило!
От перестановки слагаемых сумма не изменится.
К большему числу легче прибавить меньшее число.
ФИЗМИНУТКА - ЁЛОЧКА
5. Повторение пройденного материала
Ну, а сейчас нам осталось решить задачу в учебнике № 17.
Рассмотрите рисунок в учебнике.
-Про кого будем решать задачу? (Про девочек)
-Как зовут первую девочку? Вторую?
- Что известно про Дашу?
-Что известно про Марину?
- Поставьте вопрос к задаче: «Сколько всего….?»
Давайте запишем в тетрадь слово «задача»
-Кто теперь нам повторит всю задачу. Условие и вопрос.
- Каким действием будем решать задачу? (сложением)
Посмотрите на числа в задаче. Удобно как прибавить числа? К большему меньшее.
- Запишите решение в тетрадь.
Проверка: Как записали решение задачи?
Что еще осталось записать? Ответ.
Как записать ответ ? 17 конфет у девочек.
6. Задание на дом.
Дома с.84 № 16
7. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята! Мы хорошо сегодня поработали на уроке.
Давайте все вместе повторим правило, с которым познакомились на уроке.
При сложении слагаемые можно менять местами, сумма не изменится.
Посмотрите у меня в руках снежинки. Одна – веселая, другая- грустная.
-Если у тебя все получилось на уроке – прикрепи на елку веселую снежинку, если на уроке было трудно – грустную.
-Получи подарок от Деда Мороза.