П
редставим, что мы уже провели организационный момент, разделили единицы на группы, проверили себя, расположили единицы времени в порядке возрастая. Узнали тему нашего урока «Век» и определили цель – научиться определять век. Переходим к главному моменту нашего занятия.
Р
ебята, кто скажет, что такое лента времени?
-
Лента времени - это прямая линия, на которой отмечают в определенной последовательности разные годы. Ленту времени используют для того, чтобы представить ход времени. Много веков назад люди договорились об условной точке отсчёта времени. Обозначим её красной вертикальной линией. (Её наличие не говорит о том, что до этого момента ничего не происходило). Мы говорили о годах нашей эры и годах до нашей эры. Годы принято обозначать арабскими цифрами. Века – римскими цифрами.
Первый век продолжался с первого по сотый год. В сто первом году начался и в двухсотом закончился второй век. Какой век начался в двухсот первом году и закончился в трёхсотом?
Т
еперь давайте покажем часть луча, который охватывает ближайшие к нам века.
- 1 декабря в тысяча девятисотом году закончился девятнадцатый век.
-
31 декабря в двухтысячном году закончился двадцатый век.
-
1 января две тысячи первого года и продолжается сегодня двадцать первый век.
Д
а, ребята! Мы живем в двадцать первом веке.
Веками измеряются длительные периоды в истории городов, стран, жизнь некоторых деревьев и животных.
Есть ли у вас в семье родственники, которым 100 и более лет?
Таких людей называют долгожителями.
- Кто мне ответит, сколько лет в 1 веке? (100лет)
-Теперь внимание на экран, разгадайте слово, которое у меня зашифровано? (Куликовская битва)
-
Может, кто-то знает год, когда была Куликовская битва? (1380)
- Теперь давайте определим век.
- А век у нас определяется вот так.
-
В 4-хзначном числе закрываем последние 2 цифры.
Е
сли в четырехзначном числе после первых двух идут нули, то первые цифры будут означать век: 1300 год – 13 (XIII) век, 1400 год – 14 (XIY) век. Но если на месте нулей будет любая другая цифра, то, значит, идет следующий век. Например: 1301 год – 14 (XIY) век, 1415 год - 15 (XY) век. Так же определяется век по дате из трех цифр: 900 год - 9 (IX) век, 901 год – 10 (Х) век. 901 год означает, что прошло полных девять веков и пошел первый год десятого века.
- Теперь определим век, когда у нас произошла Куликовская битва? (14 век)
-1689г. (17в.-начало правления ПетраI)
-1877 г.( 19 в.-начало русско-турецкой войны)
- 1861г.(19 в.- отмена крепостного права)
-2000г. (20в.- Путин впервые стал президентом РФ).
-Открываем учебник на стр.51, и читаем правило в верхнем углу. (Более крупная единица времени, чем год,- век. 1 век равен 100 годам.)
-
Задание №247 (Один человек выходит к доске и решает 4 вопроса, потом следующий).
- Пропускаем от последней записи 2 клетки, между столбиками отступаем 4 клетки.
3в.=300лет 600 лет=6 в.
10в.=1000 лет 1100 лет= 11 в.
19в.=1900 лет 1700 лет=17 в.
2000 лет =20 в.
2001 г.= 21 в.
- Выполняем устно задание под № 248 (Москва основана в 1147г. В каком веке она основана?)
( В 12 веке)
-
№ 249- аналогично.
-
Теперь обратимся к ленте времени, которая на полях.
-
К каким векам относится данная лента времени? (20в.-21в.)
- Посмотрите, в каком году родилась бабушка? (1949 г.)
-
Посмотрите, в каком году родился дедушка? (1947 г.)
- Насколько бабушка моложе дедушки? (на 2 года)
-
В каком году родился папа? (1975)
-
В каком году родилась мама? (1977)
- Насколько лет папа старше мамы? (2 года)
- В каком году родилась сестра? (2005)
- В каком году родился брат? (2001)
-
Насколько лет сестра моложе брата? (на 4 года)
2) Используя ту же ленту времени, покажи, какой сейчас год, в каком году ты родился, в каком году ты пошел в школу? (Ходим и проверяем)
-Сейчас делимся на группы по 4 человека. Вам раздадут карточки, на которых написаны даты, ваша задача определить век, та группа кто первым закончит выйдет к доске.
1546г.- 1945г.-
1460г.- 1110г.-
1200г.- 1000г.-
988г.- 2010г.-
326г.- 789г.-