АР. ГЕКТАР
Цели: познакомить учащихся с новыми единицами площади – аром и гектаром, с отношением этих единиц к уже известным единицам; ввести решение задач на нахождение площади в арах и гектарах; закреплять решение задач и примеров.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Задание 199 на с. 43 (вынести на доску).
Поставьте скобки, чтобы равенства были верными:
140 – 80 : 4 • 5 = 75 8 • 30 – 30 : 3 • 5 = 238
140 – 80 : 4 • 5 = 600 8 • 30 – 30 : 3 • 5 = 0
140 – 80 : 4 • 5 = 136 8 • 30 – 30 : 3 • 5 = 350
2. Переведите:
76 дм2 = … см2 52 м2 = … дм2
5 дм2 = … см2 3 600 см2 = … дм2
28 м2 = … см2 7 м2 = … дм2
9 дм2 43 см = … см2 400 см2 = … дм2
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Ребята, в жизни еще часто употребляют и такие единицы площади, как ар и гектар. Ар – это квадрат со стороной 10 м. При числах слово «ар» записывается короче: 1 а, 9 а, 49 а.
1 а = 100 м2, поэтому его часто называют соткой.
Гектар – это квадрат со стороной 100 м. Слово «гектар» при числах сокращенно записывают так: 1 га, 8 га, 45 га.
Ар и гектар часто используются при измерении площадей земельных участков.
После этого учащиеся открывают учебник на с. 43 и читают там вводную статью.
Затем, выполняя задание 194, ученики объясняют, как найти число квадратных метров и аров в гектаре.
Дети. В одном ряду гектара 100 м, а таких рядов 100, значит, всего будет 100 • 100 = 10 000, поэтому 1 га = 10 000 м2.
В одном ряду гектара 10 аров, а таких рядов 10, значит, всего будет 10 • 10 = 100, в 1 га будет 100 а.
Дети записывают новые соотношения к себе в тетрадь:
1 га = 10 000 м2
1 га = 100 а
Для закрепления полученных знаний учащиеся решают с комментированием у доски задания 195, 196.
З а д а н и е 195.
Сначала дети отвечают устно на первый вопрос: «Площадь участка прямоугольной формы 6 соток. Сколько это м2?
Дети. 1 ар – это 1 сотка. Значит, 6 соток – это 600 м2, так как 1 а = 100 м2.
Потом отвечают на второй вопрос задачи: «Узнайте длину этого участка, если его ширина 20 м; 12 м».
Дети. Если его ширина 20 м, то 600 : 20 = 30 (м). 30 м – его длина. А если его ширина 12 м, то 600 : 12 = 50 (м). 50 м – его длина.
Затем отвечают на последний вопрос: «Какая площадь этого участка свободна, если на нем построен только дом площадью 56 м2?».
Дети. 600 – 56 = 544 (м2). Свободны 544 м2.
З а д а н и е 196.
Дети. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо 56 га и 10 соток выразить в квадратных метрах:
56 га = 5 600 а,
5 600 а = 560 000 м2,
10 а = 1 000 м2.
А теперь узнаем, сколько получится участков:
560 000 : 1 000 = 560.
Получится 560 участков.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Решение задач.
Задачу 198 учащиеся решают самостоятельно (с последующей проверкой).
1) 84 : 3 = 280 (п.) – зеленого
2) 840 – 280 = 560 (п.)
О т в е т: на 560 пачек черного чая больше.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы познакомились с новыми единицами площади – аром и гектаром, решали с ними задачи.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. Мы повторили решение задач и примеров.
Домашнее задание: тетрадь № 1, с. 27, № 44, 45, 46, 47.