СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики по теме" Умножение многозначного числа на однозначное в столбик"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме" Умножение многозначного числа на однозначное в столбик"»



Тип урока: ОНЗ.

Тема урока: «Умножение многозначного числа на однозначное в столбик»


Цели:

1) формировать умение выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное;

2) повторить алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное, распределительное свойство умножения и его графическую модель; решение текстовых задач и уравнений;

3) тренировать вычислительные навыки (письменного умножения).



Оборудование: презентация, эталоны, алгоритм умножения на двузначное число, эталон умножения на двузначное число, на трехзначное число, распределительное свойство умножения, планшеты



Ход урока:


1.Мотивация к учебной деятельности,

Я хочу узнать, что вы чувствуете, когда приходите в школу? Кому нравится приходить каждое утро? Кто идет с радостью? А кто бы хотел остаться дома? На доске высказывание» Где есть желание, найдется путь?» Как понимаете слова?

  • С какими числами вы учились работать на предыдущих уроках? (С многозначными числами.)

  • Какие действия с многозначными числами вы умеете выполнять? (Сложение и вычитание. )

  • Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мы будем учиться чему-то новому)

  • Что значит учиться? (Мы поймем, что не знаем и сами найдем новый способ.)

  • С чего начнем? (С повторения.)


2. Актуализация знаний,

  • Скажите, чему равна площадь прямоугольника .

На доске появляется эталон (a + b) ∙ c = ac + bc

. : (a + b + c) ∙ d = ad + bd + cd

  • Чем отличаются эти задачи? (В первой задаче прямоугольник разбит на две части, а во второй – на три.)

  • Как называется первое равенство? (Правило умножения суммы на число, или распределительное свойство умножения.)

  • Можно ли распространить это правило на сумму трех слагаемых? (Из второго равенства следует, что да.)

  • Можно ли это распространить на сумму большего числа слагаемых? (Да, ведь прямоугольник можно разбить на большее число частей.)



  • Чем похожи и чем отличаются эти примеры?

(

66 ∙ 7 =

77 ∙ 7 =

88 ∙ 7 =

Все примеры на умножение, вторые множители одинаковые, а первые увеличиваются на 11.)


  • Какой пример будет иметь наибольшее произведение? И почему?

  • Что будете использовать при решении этих примеров устно? (Распределительное свойство умножения.)

  • Какой способ умножения вы ещё знаете? (Умножение в столбик.)

  • Какой алгоритм вам поможет? (Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное число в столбик.)

Вывешивается эталон. Дети по одному решают примеры у доски с комментарием, остальные в тетрадях.

  • Что вы повторили? (Распределительное свойство умножения и алгоритм умножения в столбик.)

  • По плану урока, что я вам сейчас предложу? (Задание для пробного действия.)

  • Для чего? (Чтобы мы поняли, чего мы ещё не знаем.)

  1. З

    576 х 9=

    адание для пробного действия..



  • Что нового в этом примере? (Мы никогда не умножали трехзначное число на однозначное число.)

  • Решите данный пример в столбик, используя только ранее изученные алгоритмы.

  • На работу вам 1 минута.

  • Поднимите руки, кто не решил пример. (…)

  • В чём у вас затруднение? (Не смогли умножить трёхзначное число на однозначное число быстро.)

  • Поднимите руки, кто выполнил задание (…)

  • Запишите ваши результаты на доске.

Дети по несколько человек выходит к доске, и записывают ответы.

  • Как вы можете доказать, что задание выполнили правильно? (…)

  • В чём у вас затруднение? (Мы не можем обосновать, что выполнили задание правильно.)

  • Что будете дальше делать? (Будем разбираться, почему мы не смогли выполнить задание.)


3. Выявление места и причины затруднения.

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было умножить трёхзначное число на однозначное число за 1минуту.)

  • Что вы использовали при выполнении задания? (Мы использовали распределительное свойство умножения, алгоритм умножения в столбик.)

  • Где возникло затруднение? (При использовании распределительного свойства не хватило времени, при использовании записи в столбик не смогли найти опору.)

  • Почему возникло затруднение? (У нас нет алгоритма, эталона умножения трехзначного числа на однозначное число в столбик.)


4. Построение проекта выхода из затруднения

Этап 4

- Сформулируйте цель дальнейшей работы. (Составить алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное число в столбик и опорный сигнал.)

- Ребята, а если я вам предложу для умножения четырехзначное число или пятизначное, вы к каждому из них будите составлять новый алгоритм и новую опорную схему умножения на однозначное число? (Мы поняли, нам надо составить алгоритм и опорный сигнал для умножения многозначных чисел на однозначное число.

- Сформулируйте тему урока. («Умножение многозначного числа на однозначное число.»)

- Что вам может помочь при открытии нового? (Известный алгоритм умножения двузначного на однозначное, распределительное свойство умножения.)

- А что поможет составить опорный сигнал? (Опорный сигнал сложения многозначных чисел в столбик) (Д-7)

- Что вам нужно будет сделать с известным алгоритмом? (Изменить, уточнить для нашего случая.)

- Тогда по какому плану вы будете действовать?

1) Определим, в каком месте, и каких шагов не хватает.

2) Уточним алгоритм.

3) Составить опорную схему.

План фиксируется на доске.


5. Реализация построенного проект

  • Вы будете работать в группах. На работу вам даю 5 минут.

Задание группам:

Учащимся первой группы предлагается пример 748 ∙ 3, второй – 3627 ∙ 4, третьей – 46194 ∙ 2


  • Посмотрите, что у вас получилось. Где вы предлагаете добавить шаги в алгоритм? (Между 4 и 5 пунктом.)

  • Посмотрите на работу всех групп. Сколько и какие шаги предлагает добавить первая группа, вторая, третья. Почему так получилось? (Первая группа умножала трехзначное число, а третья – пятизначное, поэтому шагов в алгоритме больше.)

  • Но ведь вы хотели вывести общий алгоритм, подходящий для умножения любого многозначного числа.

Учитель подводит детей к тому, что нужна одна фраза, объединяющая все созданные ими добавленные шаги. В результате беседы формулируется: Д-8

Аналогично умножить все разряды многозначного числа.



  • Как объединить все созданные вами эталоны? ( Количество цифр первого множителя неважно, можно поставить даже 6 *. А вот в произведении количество цифр может совпадать с первым множителем, а может быть на 1 больше. Так же и когда мы подписываем цифры наверху, они могут быть или отсутствовать.)

У читель предлагает в этих местах поставить скобки, которые будут обозначать названные варианты. Д-9



  • Вы довольны своей работой? Прочитайте алгоритм.

Дети хором прочитывают все шаги алгоритма.

  • Преодолели ли вы затруднение? (Нет, мы ещё не проверили решение примера из пробного действия).

  • Решите пример по новому алгоритму… Какой ответ? 5184

  • У кого другой ответ? (Таких нет.)

  • Молодцы. Вы справились с затруднением? (…)

  • Вы это сделали сами? (…)

  • Что должны делать дальше? (Потренироваться в решении примеров на новый алгоритм.)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

3 стр. 1

  1. Дети решают (а, б) четвертый столбик: один ученик выходит к доске и комментирует решение примера, остальные записывают ответы в учебнике.





  1. Примеры третьего столбика дети решают, проговаривая друг другу в парах. Проверяют по подробному образцу.

  • Если вы выполнили задание правильно, поставьте «+», если неправильно – «?».

  • Кто не успел выполнить задание? Кто допустил ошибки? В чём ошибся? По какой причине?

  • Какой следующий этап вашей работы? (Теперь нужно поработать самостоятельно.)


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Для самостоятельной работы предлагается 3 стр.1 (а, б - второй пример).

На выполнение задания отводится 5 минут.

  • Проверьте себя по эталону для самопроверки

  • У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся? Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться применять эталон умножения многозначных чисел, тренироваться в умножении на однозначное число в столбик.)

  • У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как умножать многозначные числа на однозначное число.)


8. Включение в систему знаний и повторение


№ 4

9356 х 3= 28068


6 с. 2

- Выберите и запишите уравнение, которое будет решаться с помощью нового алгоритма.

- Проверьте: х : 9 = 809. Кто выбрал правильно поставьте «+», кто ошибся -«?».

х : 9 = 809 х 809

х = 809 ∙ 9 9

х = 7281 7281

9. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали? (Как умножать многозначные числа на однозначные числа в столбик.)

- Какую цель ставили? (Создать алгоритм умножения многозначных чисел на однозначное число и научиться решать примеры с применением этого алгоритма.)

- Достигли ли вы цели? Как доказать? (Создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение многозначных чисел на однозначное число.)

- Чем вы пользовались при открытии нового? (Алгоритмом умножения двузначного на однозначное число.)

- Проанализируйте свою работу на уроке (…)

Высказывается несколько учеников.

- Оцените свою работу .

- Что посоветуете делать ребятам, которые показали зеленый треугольник (Не расстраиваться, а тренироваться.)

- Для тренировки предлагаю вам домашнее задание.

Домашнее задание:

Проговорить алгоритм, № 5, 6 стр. 2, придумать и решить 2 примера на это правило


Литература:

Петерсон Л.Г Математика 3 класс. Учебник-тетрадь. Издательство «Ювента», 2013.

Интернет-ресурсы: сайт «Школа 2000».

5