Урок математики.
Тема: «Умножение и деление на 10».
Тема для детей: «Космическое путешествие десятка»
Тип урока: Освоение новых знаний.
Цель: Создать педагогические условия для выведения правила умножения и деления на 10 через проблемную ситуацию.
Образовательные результаты:
Предметные
1.Безошибочно решать примеры и задачи на умножение и деление на 10
2.Называть название компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении
3. Выполнять арифметические действия с числом 0 и 1;
4. Использовать свойства сторон квадрата при вычислении его периметра
Метапредметные
1.Формулировать правила умножения и деления на 10
2.Строить математические высказывания
3.Сотрудничать в паре
4.Организовывать взаимопроверку выполненной работы;
5.Высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Личностные
1.Участвовать в диалоге
2.Высказывать свою точку зрения
Оборудование:
Компьютер, презентация
Интерактивная доска
Документ камера
Конверты с заданиями для работы в парах (задания 1 и 2)
Учебник математики
Ход урока:
Организационное начало. Эмоциональный настрой.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И внимательно считать!
- Если вам нравится учиться в школе - хлопните в ладоши!
- Если у вас хорошее настроение - улыбнитесь друг другу и мне!
- Если вы хотите получать удовольствие от урока - сядьте правильно, будьте активны, слушайте и дополняйте друга!
- Займите свои рабочие места.
-Какое сегодня число? Что можно сказать об этом числе? (двузначное, соседи, можно разложить на сумму…)
Открыли тетради, записали число и классная работа.
Актуализация знаний.
Ребята, к нам в гости прилетел друг всех космонавтов Десяток
Он летел на Марс, у него закончилось топливо знаний и он приземлился у нас с вами.
Давайте поможем ему заправиться топливом знаний, чтобы он мог улететь на свою планету
- Десяток привез с собой багаж заданий, каждое из которых нам с вами необходимо решить.
Математический диктант (запишите только ответы)
- число 11 уменьшить на 9 (2)
- найти сумму 14 и 6 (20)
- найти разность 73 и 70 (3)
- уменьшаемое 38, вычитаемое 8. Найти разность. (30)
- найти произведение 4 и 1 (4)
- первое слагаемое 25, второе 15. Найти сумму. (40)
- делимое 10, делитель 2. Найти частное. (5)
- число 42 увеличить на 8 (50)
- от разности чисел 20 и 10 отнять 4 (6)
- сколько сантиметров в 6 дециметрах? (60)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 2
- Проверим. (1 человек называет ответы другие плюсиком отмечают)
- Есть ли закономерность? Озвучьте.
- Самостоятельно продолжите ряд двумя числами. Проверим. Слайд 2
Какие вы молодцы, бак уже заполнен на 2 из 10 (картинка на доске)
3. Определение темы. Постановка и фиксация проблемы.
Слайд 3
3х3 5х2
49х10 50:10
4х1 3х0
6:1 2х2
-Прочитайте про себя примеры. Что значит 3 умножить на 3? ( по 3 взять 3 раза)
Что значит 6:1? (если число разделить на 1, то оно не изменится).
- Какие примеры мы умеем решать? Почему? (знаем таблицу, правила)
- При решении каких примеров у нас могут возникнуть трудности? Озвучьте проблему...
Предположите, а чем сегодня мы будем заниматься?
– Ребята, кто попробует сформулировать тему нашего урока. Слайд 3
-Какова цель нашего урока? ВЫКЛЮЧИТЬ ДОСКУ
Поиск решения. Первичное закрепление во внешней речи.
Наш десяток снова подготовил задание и очень просит вас помочь ему еще немного добавить топлива в бак
- Сначала научимся умножать на 10. Давайте попробуем сами вывести правило?
- Поработаем в парах. Задание №1
Работа в парах (карточки):
Задание 1.
Замените умножение сложением и решите:
4 · 10 = __________________________________________________=____
Подчеркните первый множитель и произведение. Как изменилось число?
Опишите свои рассуждения:
- у нас был пример_______
- заменив умножение сложением, мы получили_______
- мы заметили, что____________________________________________________
- вывод: чтобы число умножить на 10, надо_______________________________
________________________________________________________________________________
(варианты: 6 · 10, 7 · 10)
Проверим. У кого другой пример?...
Слайд 4 –Наш общий вывод хором.
- Прочитаем стихотворение по ролям. Слайд 4, 5, 6
Бак заполнен на 5 из 10
Слайд 7 – А теперь понаблюдаем. Как из 2 получили 20?
- Запишите пример. Проверьте.
- Составьте другой пример на умножение с этими числами и решите. Проверьте.
- Как называются компоненты действия умножения? Как они связаны между собой?
- Какое действие обратно умножению?
- Составьте и запишите 2 примера на деление с этими числами. Проверьте.
- Как называются компоненты действия деления?
- Подчеркните пример, в котором делили на 10. Слайд7
Что интересного заметили… Озвучьте вывод…
Слайд 8 Хором вывод.
Слайд 9 - Самостоятельно выберите любую пару чисел и составьте все возможные примеры на умножение и деление…
- Кто выбрал пару 6, 60? Проверка. (Аналогично 3,30 7,70 9,90)
Слайд 10 - Десяток выбрал такую же пару чисел 9 и 90 и составил такие примеры… Проанализируйте…
- Ну что, догадались мы, как умножать и делить на 10? Повторим:
Чтобы число умножить на 10, надо к нему приписать справа один ноль.
Чтобы число разделить на 10, надо отбросить справа один ноль.
- Сравним наши выводы с тем, что предлагают авторы учебника…Стр. 82
- Какие выводы вам более понятны: Те, которые в учебнике, или те, которые мы вывели? (Правильные и те, и те)
Инопланетянин Десяток в благодарность за нашу помощь ему предлагает отдохнуть и сделать зарядку.
Физкультминутка – « Самолет»
ВЫКЛЮЧИТЬ ДОСКУ
Включение в систему знаний.
- Для чего нам нужно уметь умножать и делить на 10?
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ С82 №2
ВЗАИМОПРОВЕРКА
Поменяйтесь тетрадями, кроме первой парты (дети за первой партой называют ответы)
Не вставать
Физминутка для глаз по плакату
- Инопланетянин Десяток хочет спросить у вас:
-Как называется место, откуда взлетают космические корабли? (космодром)
Слайд 11 - Новый космодром имеет квадратную форму со стороной 10 км. Вокруг надо поставить забор. Как узнать длину забора?
-Ваши предложения? (найти Р)
- Самостоятельно вычислите периметр так, как сможете… (смотрю, у кого как)
- Какая получилась длина всего забора? Как считал? ВЫЗВАТЬ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ОТВЕТАМИ К зеленой ДОСКЕ
- Он тоже получил 40км, подумайте, как он (они) рассуждал(и)…
-Кто вспомнит формулу для измерения периметра квадрата.
Слайд 11-Запишите.
Десяток вами очень доволен! И бак заполняется на 10 из 10!!! Он может лететь дальше.Ураааааа!!!!
5. Подведение итогов.
- Вернёмся к примерам, которые считали новыми (трудными). Слайд 3
-Сейчас трудно их решить? Решите.
Наш урок подходит к концу.
- Давайте вспомним: над какой темой мы работали?
- Какие новые правила узнали:
Чтобы число умножить на 10, надо к нему приписать справа один ноль.
Чтобы число разделить на 10, надо отбросить справа один ноль.
Рефлексия.
Слайд 13- Напишите в тетради: Я…
- Прочитайте слова, выберите и запишите любое из них, которое относится к вам на этом уроке.
Слайд 14 - Вы молодцы.
- Отправимся в полёт за новыми знаниями…