Урок математики в 1-А классе по программе развивающего обучения
Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Таразанова Елена Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
г.о. Серпухов Московской области
Тема: Обобщение изученного материала по теме «Сравнение величин по разным признакам»
Тип урока: урок решения конкретно-практических задач с применением открытого способа
Цель: обобщение знаний о сравнении величин по разным признакам; формирование навыка сравнения величин с помощью схем и формул; отработка способа перехода от сравнения предметов к схемам, формулам и обратно; овладение способом уравнивания величин с помощью перехода от неравенства к равенству.
Ход урока
1. Установление межличностного контакта
Организационный момент. Приветствие гостей.
-Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
2.Создание учебной ситуации.
(В тетради каждого ученика заготовлено задание – пронумерованные от 1 до 10 точки, присоединении которых получится изображение кораблика)
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вам, наверное, интересно узнать, на чем мы отправимся. Вы узнаете об этом, когда соедините в своих тетрадях все точки по порядку, от 1 до 9. Все линии, соединяющие точки, должны быть прямыми.
(Дети соединяют точки, получается изображение кораблика)
-Что у вас получилось?
-У меня тоже есть такой корабль. На нём мы и отправимся в путешествие по Математическому океану. Как вы думаете, с чем мы можем встретиться во время путешествия?
(С числами, примерами, задачами, …)
-Очень интересные у вас предложения!
(Открыть доску. На ней изображены острова)
-Ой, что это?
-Да, это острова. На каждом из них нас ждет зашифрованное задание. Мы сможем двигаться дальше только в том случае, если расшифруем задание и правильно выполним его. Но чтобы отправиться в путешествие сначала нужно по трапу попасть на корабль. Наш трап – это Лестница Знаний. И первое задание – расшифровать её.
3. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха
-Расскажите, что мы уже знаем и умеем?
-Почему на верхней ступеньке Лестницы знаний стоит вопрос? (Мы ещё не все знаем, нам многому нужно научиться)
-Я предлагаю сейчас показать нашими специальными знаками, как мы сравниваем предметы по разным признакам:
цвет, длина, площадь, форма, периметр, материал, объем, масса
(Дети показывают с помощью рук)
(Использовать 3 шкалы со значками-жучками: вверху, посередине, внизу)
-Вы самые настоящие знатоки признаков. Поднимите руку, кто может свое умение сравнивать предметы по разным признакам оценить вот так…?
-А вот так?
4. Анализ условий и решение учебно-практических задач
1 остров
Отрезок. Луч. Прямая. Ломаная. Кривая.
-Как вы думаете, каким будет задание?
-Что это за фигура? Докажите.
2 остров
-Что это за буквы? (буквы латинского алфавита)
-Где мы используем эти буквы? (в формулах, для обозначения величин)
-Как думаете, каким может быть задание?
-Задание: я указываю вам на латинскую букву, а вы называете, что это за буква и какую величину принято в математике ею обозначать.
3 остров
-Что это?
Математическая игра-разминка «Играй, не зевай, цифру называй!»
(планшет-веер с цифрами)
К этой цифре ты привык.
Эта цифра-снеговик.
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру …(8)
Вид её – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи её – нет! (2)
Вот так цифра-кочерга,
У неё одна нога!(7)
Это месяц дугой,
Ниже месяц другой.
А теперь – посмотри:
Получилась цифра … (3)
Гляди-ка цифра
Эта – стул,
Который я перевернул! (4)
На длинненькой ножке
Заснув до поры,
Отдыхает цифра-палочка
после игры (1)
Налитая, симпатичная,
Цифра самая отличная! (5)
4 остров
-Что это? (схемы, формулы)
-Для чего мы их используем? (для сравнения величин)
Повторение правил работы в парах. Знак – пара готова к работе
Карточки с заданиями:
Рассмотри две трубочки и сравни их по длине, толщине и массе. Результаты сравнения покажи с помощью схем и формул. Где здесь «ловушка»?
-Не забудьте, что для обозначения величины можно взять любые латинские буквы.
Проверка. Пара, справившаяся первой, записывает на доске только формулы!
-Пары, безошибочно справившиеся с работой, поднимите руки.
-Какие трудности встретились?
-Как вы помогали друг другу?
Известно, что А=В, С D
Сравните В ? А, D ? С, А ? С (Ловушка! ), В ? D (Ловушка!)
5 остров
-Посмотрите, у нас почти закончилось топливо, вот сколько его осталось. А столько нужно, чтобы отправиться в обратный путь. Давайте обозначим величины и вместе составим формулу для их сравнения, т.е. неравенство.
-Что нужно сделать, чтобы топлива стало столько, сколько необходимо на обратный путь? (долить, увеличить, прибавить)
-Как сказать по-другому, что нужно сделать с этими величинами? (уравнять их)
-Уравняйте величины и опишите ваш способ действия с помощью схемы и формулы равенства.
Составление схемы и формулы
4. Итоговая рефлексия.
Мы можем смело отправляться домой. Мы справились со всеми трудностями. Молодцы!
-Чем этот урок был полезен для вас?
-Кто доволен своей работой?
-Оцените свою работу по шкале.
-Что вы хотели бы пожелать себе?
-Спасибо за урок!