Томский государственный педагогический университет
Всероссийский Конкурс для молодых учителей и их наставников
«Создаем современный урок»
Номинация: Игра на уроке
Урок математики в 4 классе
Вид урока: урок-путешествие
Математика 4 класс, В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева, 2 часть УМК «Начальная школа 21 века», издательство «Вентана-Граф»
Автор: учитель начальных классов Никитина Анастасия Юрьевна
Наставник: Михновец Светлана Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока: Угол. Виды углов.
Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представления о понятиях «угол», «вершина угла», «стороны угла», виды углов.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию представления о понятиях «угол», «вершина угла», «стороны угла»,
Развивающие: способствовать развитию связной речи, логического мышления, произвольного внимания, памяти, воображения.
Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, культуру общения .
Планируемые УУД:
Предметные: Классифицировать углы на острые, прямые и тупые; использовать чертёжный треугольник для определения вида угла на чертеже;
Метапредметные:
- регулятивные: использовать алгоритм определения вида угла на чертеже с помощью чертёжного треугольника; осуществлять самоконтроль;
- познавательные: формулировать выводы; находить числовые закономерности;
- коммуникативные: понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; уметь доказывать своё мнение.
Личностные. Умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учёбе.
Сценарий урока:
Остановка первая «Пункт отправления»
1.1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
- Сегодня мы отправимся в одну очень интересную страну. Для этого у вас на столах лежат листки с маршрутом, каждая остановка будет содержать какое-нибудь задание, в процессе прохождения маршрута вы будете оценивать, то, как вы выполнили это задание. (Приложение 1)

И вот наша первая остановка: «Пункт отправления»
Сейчас мы должны узнать, на каком транспорте мы отправимся в путь, для этого мы должны решить математическую цепочку.

1.2 Математическая цепочка. (Этап актуализации знаний. Повторение изученного)

Замечательно, мы полетим в нашу страну на самолете. Теперь нужно узнать время полета до нашей загадочной страны, для этого мы должны решить задачу:
Наш самолет должен пролететь 2400 км. Скорость самолета 60 км\ч. За какое количество времени мы должны добраться до нашей страны?
Ответ: 4 минуты.
Ну, вот мы на борту нашего самолета, пристегните ремни и отправляемся в полет, а пока мы будем лететь, до нашей страны откройте тетради, запишем число, Классная работа.
2. Остановка вторая: «Загадочные ворота» (Этап открытия нового знания, способа действий, формулировка темы и целей урока)
А на воротах ее изображен кроссворд. Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы попасть в страну? (Решить кроссворд)
Правильно, мы должны разгадать кроссворд, тогда мы узнаем, как называется страна, и войдем за ворота.
Кроссворд “Геометрический”.
1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч.)
2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг.)
3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка.)
4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал.)
– Название страны спряталась по вертикали. Найдите его. (Угол.)
– А что такое угол? (высказывают предположения)
- Где мы можем встретить угол?
- Какие бывают углы? (разные).
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Угол)
- Так чему же мы будем учиться сегодня на уроке? (узнаем определение угла, познакомимся с видами углов, потренируемся в определении вида угла и в его начертании)
3. Остановка: «Знакомство»
(Этап реализации построенного проекта).
Итак, мы выяснили, что на уроке мы будем знакомиться с углами. Нас ждет следующая остановка: «Знакомство»
Построение модели прямого угла
Вы правы, углы бывают разные, но есть среди них главный угол. Давайте поучимся его моделировать:
 | перед вами лист бумаги, берем и сворачиваем его. |
 | И еще раз сворачиваем так, чтобы первая линия сгиба свернулась пополам. |
 | Развернем лист. Проведем прямые по линиям сгиба. - Сколько углов получилось? (4) - Что о них можно сказать? (они одинаковые) - Это и есть главный угол. Кто-нибудь знает, как он называется? |
 | - Правильно, это прямой угол, эту модель можно использовать, когда под рукой нет чертежного угольника. |
 | - На пересечении прямых поставим точку и обозначим её буквой О. Точка О - это вершина угла. Лучи обозначим буквами А и В, лучи ОА и ОВ – это стороны угла. - Кто может прочитать название нашего угла? - Правильно, угол АОВ или ВОА. |
- На практике не всегда удобно определять прямой угол на глаз, для этого нужно использовать чертежный угольник (или треугольник)
- Чтобы определить, прямой угол или нет, надо совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и одной стороной прямого угла на угольнике, если обе стороны совпали, то перед нами – прямой угол, если нет, то это какой-то другой угол.
- У вас на столах лежат карточки с углами. Возьмите угольник и найдите на них прямой угол, назовите его. Работа с карточками. (Приложение 2)
- Поменяйтесь карточками, проверьте работу соседа по парте, не забудьте выставить оценку на маршрутном листе (остановка «Знакомство», первый квадрат)
Виды углов
Приложите угольник прямым углом к остальным углам. Давайте вспомним, как мы в 3 классе называли углы, которые меньше, чем прямой? Больше, чем прямой угол?
Виды углов |
   | ![]()   |  ![]()  |
Острый | Тупой | Прямой |
- Скажите, как зовут жителей страны Углы? (Прямой, Острый, Тупой)
- Оцените свою работу на маршрутном листе (остановка «Знакомство», второй квадрат)
- Устали???
4. Остановка «Отдых»
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять. (шаги на месте, руки на пояс)
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже. (прямые руки вытянуть вперёд)
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим...
Раз, два! - выше голова,
Три, четыре - руки шире. (прямые руки в стороны)
Пять, шесть - тихо сесть. (присели)
Раз - подняться, подтянуться, (поднялись, руки вверх)
Два - согнуться, разогнуться (наклонили туловище, выпрямились)
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать, («ножницы» руками)
Шесть - тихонько сесть. (присели)
5. Остановка «Найди домик» (Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи) Работа в парах.
Отдохнули? Тогда продолжим наш маршрут. Переходим к остановке: «Найди домик».
У каждого вида углов есть свои дома, но углы запутались и не могут их найти. Посмотрите на карточки, следующее задание нашего путешествия: помочь углам найти свои домики. (Приложение 1)
Не забудьте объективно оценить свою работу на этой остановке.
6. Остановка «Начерти портрет» (Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону).
Самостоятельная работа в тетради.
Ну, вот мы уже и подружились с жителями сказочной страны. Углы благодарны нам за помощь, но у них к нам еще одна просьба: нарисовать их портрет. И следующая наша остановка: «Начерти портрет»
Для этого вы должны в тетрадях при помощи линейки и простого карандаша начертить:
1 – прямой угол
2 – острых угла
3 - тупых угла
Проверяем по эталону, выставляем оценку в маршрутный лист.

7. Остановка: «Прятки».
(Этап включения в систему знаний и повторения)
Работа в группе
Теперь углам хочется поиграть с нами в прятки. Разделитесь на три группы и возьмите конверт с заданием. (Приложение 2)
Что мы видим на карточке? (геометрические фигуры)
У этих фигур есть углы? (ДА)
Так вот углы играют с нами в прятки, 1 группа ищет и обводит красным карандашом прямые углы, 2 группа острые углы, а 3 – тупые углы.
Совещаемся, оцениваем свою работу в группе.

8. Остановка «Дорога домой»
(Этап рефлексии учебной деятельности на уроке).
-Ну, вот и все наше путешествие подошло к концу, нам пора обратно в класс. Но чтобы нам туда вернуться, ответьте на вопросы:
- Сколько лучей составляют угол?
- Как называется точка О?
-Какой угол больше прямого?
-Какой угол меньше прямого?
-Какие виды углов вы знаете?
-Подведем итоги урока. Посмотрите на ваши маршрутные листы, если на них больше зеленого, то вы молодцы и со всем справились,
-Если больше желтого, то вы тоже хорошо поработали, но дома нужно еще потренироваться.
-А если у вас больше красного, то не расстраивайтесь, повторите дома материал и потренируйтесь.
Домашняя работа.
Игра “Веселый конструктор”.
– Придумайте и нарисуйте различные предметы, используя круги, овалы, точки, лучи и углы.
Приложение 1.
Задание 1.

Задание 2.

Приложение 2
Задание 3.

Приложение 3.
