Разработка урока математики в 5 классе
Прямая. Луч. Отрезок
Цель: Учить школьников различать прямую, луч, отрезок. Познакомить с общепринятыми обозначениями. Развивать мыслительные операции, математические способности, логическое мышление, чертежные навыки. Воспитывать ответственность, дружелюбие.
Ход урока
1. Организационный момент
Ну-ка, проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте? Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка…
Проверили? Вот здорово!
К уроку все готово!
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Геометрия – наука о фигурах. Верным помощником на нашем сегодняшнем уроке будет простейшая геометрическая фигура – точка.
С лайд 1
1.1. Вычислите устно, записав ответы через строчку в тетрадь.
Слайд 2
1.2. Анаграммы (расшифровать слова)
С лайд 3
С лайд 4
1.3. Вопросы классу:
- Все ли расшифрованные слова знакомы?
- На каких уроках мы с ними встречались?
- Какое слово и почему лишнее?
3. Сообщение темы урока
С лайд 5
4. Изучение нового материала
4.1. Вступительное слово о плоскости
С лайд 6
4.2. Прямая
l
B
A
Прямая – прямая линия, которая не имеет ни начала, ни конца.
Обозначение: прямая АВ, прямая l
Свойства:
а ) если две прямые на плоскости пересекаются, то они имеет одну общую точку
m F – точка пересечения прямых m и l
l F (общая точка)
б) через две точки на плоскости можно провести только одну прямую
М
Д
в ) через одну точку на плоскости можно провести бесконечно много прямых
г) если прямые на плоскости не пересекаются, то они не имеют общих точек
m l
Прямые m и l называются параллельные прямые
Вывод:
Без начала и без края линия прямая.
Хоть 100 лет по ней идти,
Не найдешь конца пути.
4.3. Луч
Учитель: А теперь мысленно разрежьте прямую и к месту разреза прикрепите солнышко. Что получилось? На что похоже?
С лайд 7 (луч солнца)
О новой фигуре разносится весть.
Конца пусть в ней нет,
Но начало-то есть!
И солнце, тихонько взойдя из-за тучь,
Сказало: «Друзья, назовем его ЛУЧ!»
О
К
Определение: Луч – часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца
Обозначение: луч ОК (т. О – начало луча)
Свойства:
И з одной точки можно провести бесконечно много лучей
Ф изкультминутка: Слайд 8:
Раз, два, три, четыре, пять, -
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
4.4. Отрезок
Точки две поставь в тетради,
Чтоб потом нарисовать между ними
Под линеечку – прямую.
И окажется, мой друг,
Что отрезок вышел вдруг.
А В
Определение: Отрезок – часть прямой, ограниченная точками.
Обозначение: отрезок АВ (т. А – начало отрезка, т. В – конец отрезка)
5. Закрепление изученного:
№ 341 – устно
№ 343 – работа в парах с последующей проверкой
6. Подведение итогов работы . Домашнее задание