Урок по теме "Свойство углов треугольника"
Комментарий к уроку. Урок математики в 5 классе разработан с позиции компетентностного подхода. Для организации урока использована технология взаимообучения.
Тема урока. Свойство углов треугольника.
Форма работы: групповая (парами)
Вид урока. Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цели урока.
Образовательные:
знать утверждение о сумме углов треугольника;
уметь использовать утверждение о сумме углов треугольника при нахождении неизвестных углов треугольника.
Развивающие:
уметь делать выводы;
анализировать ход решения заданий;
развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность;
Воспитательные:
уметь ставить перед собой цель;
уметь работать в группе, проявлять активность, обмениваться мнениями;
уметь оценивать себя;
воспитывать культуру общения.
Оборудование. Линейки, карандаши, транспортиры, модели треугольников, задания группам.
План урока
Организационный момент (1 мин)
устный счет (5 мин)
постановка цели урока (1 мин)
актуализация знаний (5 мин)
изучение нового материала (20 мин)
физкультминутка (1 мин)
выполнение заданий (10 мин)
итог урока, домашнее задание (1 мин)
рефлексия (1 мин)
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин)
- Здравствуйте, садитесь! Ребята, совсем недавно мы с вами начали путешествие по стране «Геометрия» и остановились в городе «Треугольник».
Знакомый нам с детства треугольник, свойства которого мы изучаем на уроках, таит в себе еще немало интересного и загадочного.
Чтобы узнать тему нашего урока, давайте немного посчитаем
2. устный счет (отгадать тему урока, 5 мин)
3. Постановка цели урока (1 мин)
- Тема нашего урока «свойство углов треугольника». Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?... (выслушать версии детей, и обобщить) Итак, цель нашего сегодняшнего урока вывести свойство углов треугольника и учиться его применять при решении задач.
Открываем тетради, записываем число 15 февраля, классная работа и тему нашего урока «Свойство углов треугольника»
- Чтобы достичь хороших результатов, необходимо проявить старание, активность, быть внимательными, прислушиваться друг к другу, помогать своим одноклассникам.
4. Актуализация знаний (5 мин)
ПЕРЕУЛОК ЗНАНИЙ (теоретический опрос)
изучение нового материала (20 мин)
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.
Д. Пойа
НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. Объяснение нового материала.
Практическая работа (выдать на парту треугольники и печатный материал с заданием, на доске начертить таблицу, чтоб записывать результаты детей)
1 ряд работает с остроугольными треугольниками
А=
В=
С=
А + В + С=
2 ряд работает с прямоугольными треугольниками
3 ряд работает с тупоугольными треугольниками
ЗАДАНИЕ: (Работа в парах)
-А сейчас я предлагаю вам выполнить творческий эксперимент. Мы находимся в научной лаборатории, и представьте, что нам предстоит сделать научное открытие. Вы будете работать в парах, перед вами карточки с заданием (показать карточку). Вам нужно внимательно прочитать задание и выполнить его. Юра, прочитай задание! У вас на партах лежат треугольники, с ними вы и будете работать.
(ученики 1 ряда – выполняют задания, работая с остроугольным треугольником, 2 ряда – с прямоугольным, 3 ряда – с тупоугольным)
Измеряют…
- Давайте посмотрим, что у вас получилось?! (каждая пара называет только сумму, учитель записывает на доске)
остроугольный | | | | | |
Прямоугольный | | | | | |
тупоугольный | | | | | |
- Ребята, что вы можете сказать о полученных результатах? (Ученики отмечают, что получились близкие значения, следует отметить, что измерения неточные, измерять точно невозможно)
- Как вы думаете, чему равна сумма углов треугольника? (если учесть погрешности при измерении)
- Вы работали с разными треугольниками, но у всех вас получилось число близкое к 180. Это не случайно, при измерении могут быть погрешности, мы с вами предположили , что сумма углов треугольника равна 1800. Это научный факт, для нас это сегодняшнее открытие.
Давайте убедимся в справедливости нашего предположения. Возьмите треугольники, оторвите углы и соберите их в одну вершину (делать вместе с ними). Какой угол мы получили? А какова градусная мера развернутого угла?
Итак, мы убедились, что сумма углов треугольника равна 180º.
-Открываем учебник на стр. и читаем свойство углов : сумма углов треугольника равна 180 º
- Начертим треугольник АВС (мне начертить на доске)
Утверждение о сумме углов треугольника можно записать в виде формулы:
угол A + угол B + угол C = 180°.
физкультминутка (1 мин)
3. ФИТНЕС КЛУБ (физкультминутка)
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
выполнение заданий (10 мин)
МАСТЕРСКАЯ
Продолжим нашу работу.
- Мы с вами познакомились со свойством углов треугольника. Как оно звучит? (можно проговорить вместе) сейчас оно будет нам помогать решать задачи
1. Устное задание: НАЙДИТЕ НЕИЗВЕСТНЫЙ УГОЛ
Вопросы учащимся: Как найти один из углов треугольника, если известны два других?
-Ребята, а как вы думаете, существует ли треугольник с двумя тупыми углами? Может ли треугольник, в котором два угла равны 40 и 60 быть тупоугольным?
2. Работа с учебником: №587
М=х, N=2х, К=3х
М+N+К=180º
х+2х+3х=180
6х=180, х=30(М) 2х=2∙30=60 (N), 3х=3∙30=90 (К)
3. Письменное задание: найдите третий угол (заполнить карточку каждому)
Угол А | 28° | | 65° | 106° | | 80° | |
Угол В | 32° | 40° | | 44° | 98° | | |
Угол С | | 70° | 25° | | 42° | 60° | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Угол А | 28° | 70 | 65° | 106° | 40 | 80° |
Угол В | 32° | 40° | 90 | 44° | 98° | 40 |
Угол С | 120 | 70° | 25° | 30 | 42° | 60° |
8. итог урока, домашнее задание (1 мин)
АЛЛЕЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
-Ребята, давайте вспомним, какая была цель нашего урока? (вывести свойство углов треугольника и учиться применять его при решении задач).
- Как вы думаете, достигли мы этой цели? Вывели свойство углов? Как звучит свойство углов треугольника?(спросить нескольких человек).
- Записываем в дневники домашнее задание №582, №588, №596
9. рефлексия (1 мин)
ПАРК НАСТРОЕНИЯ
(на партах лежат треугольники трёх цветов, поднять треугольник соответствующий уровню усвоенности)
Если останется время (или на дом)
1) Найдите неизвестные углы треугольников:
а) A=40о; B=80о; C=...........................;
б) A=30о; B=130о; C=...........................;
в) A=30о; B=60о; C=...........................;
г) C=50о; A=B; A=...........................; B=...........................;
д) A=B=C; A=................; B=................; C=................