СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике во 2 классе на тему "Письменные приемы сложения и вычитания"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представлен в форме урока-путешествия на поезде в волшебную страну математики, в ходе которого предполагается овладение учащимися письменных приемов сложения и вычитания

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике во 2 классе на тему "Письменные приемы сложения и вычитания"»

Математика, 2 класс


Тема: «Письменные приемы сложения и вычитания»


Цели:

Образовательные: сформировать приемы письменных вычислений у учащихся; научить складывать и вычитать числа с переходом через 10; выработать навыки округления при выполнении сложения и вычитания чисел.

Развивающие: вырабатывать навыки логического мышления, развивать познавательную активность учащихся, их внимание и память.

Воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету, к учению.

Планируемые результаты:


Познавательные УУД: воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками или без скобок); устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием; подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ.

Коммуникативные УУД: комментировать ход вычислений; записывать, читать число, числовое выражение; приводить примеры, иллюстрирующие арифметическое действие.

Регулятивные УУД: организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом; проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия, обратного действия; находить с помощью учителя причину возникшей ошибки или затруднения.

Совместная деятельность: принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно; участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников; решать совместно математические задачи поискового и творческого характера; совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.


Глоссарий по теме:

Двузначные числа – это числа, в записи которых используется две цифры.

Алгоритм – последовательность действия (шагов)

Сложение – это арифметическое действие, с помощью которого из двух и более чисел получают новое, содержащее столько единиц, сколько было во всех данных числах вместе.

Вычитание – это такое действие, в котором отнимают меньшее число от большего. 

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.

Оборудование: учебник, схемы, опоры, записи на доске, ПК, проектор, слайды, интерактивная доска, карточки с названием станций

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Прежде чем мы начнем урок, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку: учебники, тетради, письменные принадлежности. Напомню наши основные правила:

Быть должны у вас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Руки дружно поднимайте,

Если спросят – отвечайте.

Все считайте и пишите,

При решении – не спешите.


  1. Постановка целей и задач урока

Сегодня нас ждет необычный урок. Нам предстоит совершить увлекательное путешествие на математическом поезде в страну математики. Мы научимся с вами складывать и вычитать двузначные числа, и делать это не только в уме, но и письменно. Дорога будет непростой, поезд будет останавливаться на станциях, где вам необходимо проявить смекалку, сообразительность, быть дружными, правильно выполнять все задания.

Приглашаю всех детей

В путь отправиться скорей!

Ждут вас испытания,

Сложные задания.

Путь не в Антарктиду, не в Африку-

В страну Математику

Для начала откройте ваши тетради и запишите сегодняшнюю дату и слова «Классная работа».


Итак, мы отправляемся со станции «Внимание» (На доске висит изображение поезда, подъезжающего к станции). Посмотрите на доску: на карточках написана тема сегодняшнего урока, но все карточки перепутаны. Расставьте их правильно.


«Письменные приемы сложения и вычитания».

  1. Первичное усвоение новых знаний

А теперь давайте посмотрим на экран.

Сложение двузначных чисел с переходом через десяток можно выполнять с помощью моделей числа: десятки обозначаются треугольником, единицы палочками.

Складывают разряды одного порядка: десятки с десятками, единицы с единицами. Поэтому если мы с вами представим числа как сумму разрядных слагаемых, то получим такую запись: 27 + 38 = (20 + 7) + (30 + 8) = (20 + 30) + (7 + 8) = 50 + 15 = 50 + (10 + 5) = (50+ 10) + 5 = 60 + 5 = 65.

 


 




Мы видим с вами, что запись получилась длинная. Поэтому такие числа складывают в столбик. При сложении чисел столбиками способ написания сохраняется: десятки под десятками, единицы под единицами.


Алгоритм письменного сложения с переходом через десяток


Записываем числа. Каждый разряд под своим разрядом.

Складываем единицы. Если в ответе получили двузначное число, то единицы пишем под единицами в ответе. А десятки записываем над десятками.






2

7


+

4

8



7

5






Складываем десятки. Прибавляем число сверху. Пишем ответ под десятками.

Давайте разберем на примере, сколько будет 27+48?








  1. Первичная проверка понимания

Ребята, давайте посмотрим, как вы поняли мое объяснение.

Мы прибываем на станцию Двузначных чисел и наша задача найти выражение

67+13









6

7


+

1

3



8

0














А сейчас давайте проверим, правильно ли вы посчитали. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. А кто сидит один проверит сам свою работу.


Молодцы, хорошо справились с этим заданием и ознакомились с алгоритмом письменного сложения, можем отправляться дальше.

И прямо сейчас мы проезжаем станцию «Физкультминутка». Давайте встанем и потанцуем (Включается видео физкультминутки).

Итак, мы с вами познакомились с алгоритмом сложения двузначных чисел. Теперь разберем, как найти значение выражения 50 − 8? Как производить вычитание?

Вычитают не только разряды одного порядка: десятки из десятков, единицы из единиц. Но ещё единицы можно вычитать из 1 десятка (10). Поэтому, если из единиц вычесть нельзя, забирают у уменьшаемого десять. Т.е. в таком случае уменьшаемое всегда разбивают на два числа: 10 и оставшееся.

Например,  50-8 =(40+10)-8=40+(10-8)=40+2=42.

Такую запись можно выполнить и в столбик. В этом случае над десятками уменьшаемого ставят точку. Это показывает, что здесь уже на 1 десяток меньше. А над единицами подписывают 10, показывая, из скольких вычитаем.


.


10



5

0


-


8



4

2














Сейчас мы подъезжаем к станции «Решай-ка», где вам предстоит определить, как найти устно значение выражения 60 − 34? Как записать письменно? Как найти значение выражения 62 − 34?

Чтобы найти значение разности, представим вычитаемое в виде суммы разрядных слагаемых.

 

60 − 34 = 60 − (30 + 4)

 Выполним группировку чисел.

 Сначала вычтем из числа 60 число 30, а затем 4. Получилось 26.

60 − 34 = (60 − 30) − 4 = 30 − 4 = 26

 Мы видим, что схема письменного рассуждения схожа с вариантом 50 − 8. 

 Давайте еще раз проговорим алгоритм письменного вычитания с переходом через десяток

Записываем числа.

Каждый разряд под своим разрядом.

Вычитаем единицы. Если единицы уменьшаемого меньше единиц вычитаемого, то забираем у десятков уменьшаемого 10.

Если в единицах уменьшаемого был 0, то вычитаем из 10. Если в единицах уменьшаемого была иная цифра, то нужно прибавить её значение к 10. И вычитать единицы вычитаемого уже из этой суммы. Пишем ответ под единицами.

Вычитаем десятки. Если над десятками стоит точка, это значит, что число на 1 меньше. И надо вычитать из этого меньшего числа. Пишем ответ под десятками.


Мы прибыли на Станцию «Выполняй-ка». Решите следующие выражения



Последняя точка в нашем путешествии на сегодня – это станция «Решай-ка».

Давайте вместе решим следующую задачу:

«На клумбе росло 23 розы и 34 лилии. Сколько всего цветов росло на клумбе?».

Самостоятельная работа с использованием новых знаний.

Работа в парах

Ребята! Нужна ваша помощь! Один из вагончиков нашего поезда сошел с рельс. Чтобы помочь ему выбраться, необходимо решить задание в учебнике на стр…

Ну а поскольку, как гласит народная мудрость, «Что одному с трудом дается, то коллективом легко берется», решать задание вы будете сообща – в парах.

Проверка.

Большое спасибо вам, вы помогли нашему составу отправиться дальше.


Объяснение домашнего задания

Ребята, нам пора возвращаться домой. Дома выполните задания … на с… 

Оценивание

Ребята, перед вами лежат три вагончика разного цвета. Оцените свою работу на уроке следующим образом:

Зеленый вагончик – если вам все было понятно, вы выполняли задания легко и быстро.

Желтый – если были незначительные затруднения в ходе урока.

Красный – задания были сложными для меня.

Покажите мне вагончики, которые вы выбрали.

Рефлексия

Давайте подведём итог нашего путешествия. О чем мы узнали?

Как правильно выполнять письменные вычисления столбиком?

Что получилось лучше всего? Что не получились? Почему? С каким настроением уходите с урока?

Итак, сегодня мы совершили увлекательное путешествие в страну математики. Мы успешно выполнили все задания, благодаря полученным сегодня знаниям о приёмах сложения и вычитания!


Всем спасибо! Урок окончен! До свидания!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!