Математика, 2 класс
Тема: «Письменные приемы сложения и вычитания»
Цели:
Образовательные: сформировать приемы письменных вычислений у учащихся; научить складывать и вычитать числа с переходом через 10; выработать навыки округления при выполнении сложения и вычитания чисел.
Развивающие: вырабатывать навыки логического мышления, развивать познавательную активность учащихся, их внимание и память.
Воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету, к учению.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками или без скобок); устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием; подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ.
Коммуникативные УУД: комментировать ход вычислений; записывать, читать число, числовое выражение; приводить примеры, иллюстрирующие арифметическое действие.
Регулятивные УУД: организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом; проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия, обратного действия; находить с помощью учителя причину возникшей ошибки или затруднения.
Совместная деятельность: принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно; участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников; решать совместно математические задачи поискового и творческого характера; совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.
Глоссарий по теме:
Двузначные числа – это числа, в записи которых используется две цифры.
Алгоритм – последовательность действия (шагов)
Сложение – это арифметическое действие, с помощью которого из двух и более чисел получают новое, содержащее столько единиц, сколько было во всех данных числах вместе.
Вычитание – это такое действие, в котором отнимают меньшее число от большего.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.
Оборудование: учебник, схемы, опоры, записи на доске, ПК, проектор, слайды, интерактивная доска, карточки с названием станций
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Прежде чем мы начнем урок, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку: учебники, тетради, письменные принадлежности. Напомню наши основные правила:
Быть должны у вас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Руки дружно поднимайте,
Если спросят – отвечайте.
Все считайте и пишите,
При решении – не спешите.
Постановка целей и задач урока
Сегодня нас ждет необычный урок. Нам предстоит совершить увлекательное путешествие на математическом поезде в страну математики. Мы научимся с вами складывать и вычитать двузначные числа, и делать это не только в уме, но и письменно. Дорога будет непростой, поезд будет останавливаться на станциях, где вам необходимо проявить смекалку, сообразительность, быть дружными, правильно выполнять все задания.
Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания,
Сложные задания.
Путь не в Антарктиду, не в Африку-
В страну Математику
Для начала откройте ваши тетради и запишите сегодняшнюю дату и слова «Классная работа».
Итак, мы отправляемся со станции «Внимание» (На доске висит изображение поезда, подъезжающего к станции). Посмотрите на доску: на карточках написана тема сегодняшнего урока, но все карточки перепутаны. Расставьте их правильно.
«Письменные приемы сложения и вычитания».
Первичное усвоение новых знаний
А теперь давайте посмотрим на экран.
Сложение двузначных чисел с переходом через десяток можно выполнять с помощью моделей числа: десятки обозначаются треугольником, единицы палочками.
Складывают разряды одного порядка: десятки с десятками, единицы с единицами. Поэтому если мы с вами представим числа как сумму разрядных слагаемых, то получим такую запись: 27 + 38 = (20 + 7) + (30 + 8) = (20 + 30) + (7 + 8) = 50 + 15 = 50 + (10 + 5) = (50+ 10) + 5 = 60 + 5 = 65.
Мы видим с вами, что запись получилась длинная. Поэтому такие числа складывают в столбик. При сложении чисел столбиками способ написания сохраняется: десятки под десятками, единицы под единицами.
Алгоритм письменного сложения с переходом через десяток
Записываем числа. Каждый разряд под своим разрядом.
Складываем единицы. Если в ответе получили двузначное число, то единицы пишем под единицами в ответе. А десятки записываем над десятками.
Складываем десятки. Прибавляем число сверху. Пишем ответ под десятками.
Давайте разберем на примере, сколько будет 27+48?
Первичная проверка понимания
Ребята, давайте посмотрим, как вы поняли мое объяснение.
Мы прибываем на станцию Двузначных чисел и наша задача найти выражение
67+13
А сейчас давайте проверим, правильно ли вы посчитали. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. А кто сидит один проверит сам свою работу.
Молодцы, хорошо справились с этим заданием и ознакомились с алгоритмом письменного сложения, можем отправляться дальше.
И прямо сейчас мы проезжаем станцию «Физкультминутка». Давайте встанем и потанцуем (Включается видео физкультминутки).
Итак, мы с вами познакомились с алгоритмом сложения двузначных чисел. Теперь разберем, как найти значение выражения 50 − 8? Как производить вычитание?
Вычитают не только разряды одного порядка: десятки из десятков, единицы из единиц. Но ещё единицы можно вычитать из 1 десятка (10). Поэтому, если из единиц вычесть нельзя, забирают у уменьшаемого десять. Т.е. в таком случае уменьшаемое всегда разбивают на два числа: 10 и оставшееся.
Например, 50-8 =(40+10)-8=40+(10-8)=40+2=42.
Такую запись можно выполнить и в столбик. В этом случае над десятками уменьшаемого ставят точку. Это показывает, что здесь уже на 1 десяток меньше. А над единицами подписывают 10, показывая, из скольких вычитаем.
Сейчас мы подъезжаем к станции «Решай-ка», где вам предстоит определить, как найти устно значение выражения 60 − 34? Как записать письменно? Как найти значение выражения 62 − 34?
Чтобы найти значение разности, представим вычитаемое в виде суммы разрядных слагаемых.
60 − 34 = 60 − (30 + 4)
Выполним группировку чисел.
Сначала вычтем из числа 60 число 30, а затем 4. Получилось 26.
60 − 34 = (60 − 30) − 4 = 30 − 4 = 26
Мы видим, что схема письменного рассуждения схожа с вариантом 50 − 8.
Давайте еще раз проговорим алгоритм письменного вычитания с переходом через десяток
Записываем числа.
Каждый разряд под своим разрядом.
Вычитаем единицы. Если единицы уменьшаемого меньше единиц вычитаемого, то забираем у десятков уменьшаемого 10.
Если в единицах уменьшаемого был 0, то вычитаем из 10. Если в единицах уменьшаемого была иная цифра, то нужно прибавить её значение к 10. И вычитать единицы вычитаемого уже из этой суммы. Пишем ответ под единицами.
Вычитаем десятки. Если над десятками стоит точка, это значит, что число на 1 меньше. И надо вычитать из этого меньшего числа. Пишем ответ под десятками.
Мы прибыли на Станцию «Выполняй-ка». Решите следующие выражения
Последняя точка в нашем путешествии на сегодня – это станция «Решай-ка».
Давайте вместе решим следующую задачу:
«На клумбе росло 23 розы и 34 лилии. Сколько всего цветов росло на клумбе?».
Самостоятельная работа с использованием новых знаний.
Работа в парах
Ребята! Нужна ваша помощь! Один из вагончиков нашего поезда сошел с рельс. Чтобы помочь ему выбраться, необходимо решить задание в учебнике на стр…
Ну а поскольку, как гласит народная мудрость, «Что одному с трудом дается, то коллективом легко берется», решать задание вы будете сообща – в парах.
Проверка.
Большое спасибо вам, вы помогли нашему составу отправиться дальше.
Объяснение домашнего задания
Ребята, нам пора возвращаться домой. Дома выполните задания … на с…
Оценивание
Ребята, перед вами лежат три вагончика разного цвета. Оцените свою работу на уроке следующим образом:
Зеленый вагончик – если вам все было понятно, вы выполняли задания легко и быстро.
Желтый – если были незначительные затруднения в ходе урока.
Красный – задания были сложными для меня.
Покажите мне вагончики, которые вы выбрали.
Рефлексия
Давайте подведём итог нашего путешествия. О чем мы узнали?
Как правильно выполнять письменные вычисления столбиком?
Что получилось лучше всего? Что не получились? Почему? С каким настроением уходите с урока?
Итак, сегодня мы совершили увлекательное путешествие в страну математики. Мы успешно выполнили все задания, благодаря полученным сегодня знаниям о приёмах сложения и вычитания!
Всем спасибо! Урок окончен! До свидания!