СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9кл_Конспект урока "Механическое движение. Основная задача кинематики "

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый конспект урока в 9 классе по учебнику  Физика. 9 класс. Авторы: Исаченкова Л. А., Лещинский Ю, 2015

Просмотр содержимого документа
«9кл_Конспект урока "Механическое движение. Основная задача кинематики "»


Урок 1

Механическое движение. Задача кинематики. Виды механического движения

Цели урока:

1. Образовательные – вспомнить основные признаки механического движения, познакомить с механикой как одним из важнейших разделов физики и определить ее основную задачу, определить основную задачу кинематики, рассмотреть различные виды механического движения, дать определение понятия «материальная точка».

2. Развивающие –  развитие таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развивать логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; формировать потребность в дополнительном, послеучебном познавательном труде; способствовать обогащению словарного запаса, прививать культуру умственного труда;


3. Воспитательные – приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; воспитывать чувство сопереживания за товарищей, формировать познавательный интерес к физике.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Общие методы обучения: эвристический

Оборудование: игрушечный автомобиль, блокнот или учебник.

План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Освоение нового материала.

  4. Закрепление и первичная проверка материала.

  5. Домашнее задание



Ход урока

1. Этап начальной организации урока

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Содержание: взаимное приветствие учителя и учащихся, определить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку, организовать внимание учащихся, проверить готовность оборудования.

2. Актуализация опорных знаний

Задача: вспомнить изученный ранее материал.

В 6 классе вы узнали о различных физических явлениях. Одно из наиболее распространенных явлений - механическое движение.

Давайте прежде всего ответим на вопрос, что такое движение в самом общем смысле?

Движение в общем смысле слова означает какое-либо изменение, не обязательно скорости, не обязательно положения, это изменение чего хотите.

Напр., политическое движение (за равноправие чернокожих в Америке/раньше не было равноправия, теперь есть, произошло изменение/; экологическое движение (за бережное отношение к природе), экономическое движение (за экономию ресурсов).

3. Этап изучения нового материала

Задача: установить основные признаки механического движения, познакомить с механикой как одним из важнейших разделов физики и определить ее основную задачу, определить основную задачу кинематики, рассмотреть различные виды механического движения, дать определение понятия «материальная точка»

Содержание.

Мы же с вами будем изучать механическое движение. Что меняется при механическом движении?

При механическом движении изменяется положение тела относительно других тел.

Повторение: относительность движения.

Очень важное понятие «время». Ведь если бы не было времени, мы не могли бы судить об изменении. Итак, запишем первое определение:

Механическое движение - это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Приведите примеры механического движения.

Механика – раздел физики, изучающий движение тел.

Итак, основная задача механики - указать положение тела в любой момент времени (между прочим, в том числе и в те моменты, которые еще не наступили, т.е. предсказать положение тела в любой момент времени).




Структура механики:

  • Кинематика;

  • Динамика;

  • Статика.

Изучение механики начнем с кинематики.

Кинематика - греч. kinema- «движение» – раздел механики, в котором изучают движение тел, не анализируя его причин.

Что это значит? Кинематика учится не объяснять, а описывать. Т.е. задача кинематики - описать движение тела, т.е. придумать способ, с помощью которого можно было бы задать положение тела в любой момент времени;


Вот этим мы с вами и займемся.

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, - это размер. Любое физическое тело имеет свой размер.

Учитель демонстрирует блокнот.

Допустим, вы хотите описать движение этого блокнота. Это значит, вам нужно научиться описывать его положение в любой момент времени. Но ведь блокнот занимает в пространстве некоторое место, значит, разные его точки в один и тот же момент времени занимают разное положение. Какую же точку нам нужно взять для описания движения? Каждую точку - очень сложно. Оказывается, можно эту задачу упростить.

Если все точки тела движутся одинаково, то для описания движения тела достаточно описать движение одной точки. Такой вид движения, при котором все точки тела движутся одинаково, называется поступательным. Это простейший вид движения.



Поступательное движение – вид движения, при котором все его точки движутся одинаково.

Рассмотрим еще один из простейших видов движения – вращательное.

Вращательное движение – это движение, при котором все его точки движутся по окружностям с центрами, лежащими на одной прямой, называемой осью вращения.

Приведите примеры вращательного движения

Сложное движение можно представить как комбинацию этих двух простых движений - юла, колесо катящееся.

Итак, мы уже сказали, что для описания движения тела необходимо описать движение разных его точек, поскольку оно занимает какое-то место в пространстве. Но довольно часто размерами тела можно пренебречь и рассматривать сложное движение тела (машина едет по ухабам) как поступательное, а значит, достаточно описать движение только одной из точек. И сейчас мы введем понятие «материальной точки».

Материальной точкой называется тело, размерами которого в данной задаче можно пренебречь.

И вот с этого момента мы будем считать все тела материальными точками. Когда это будет делать нельзя, мы отдельно рассмотрим.

Разберем на примерах, в каких случаях данное тело является материальной точкой, а в каких – нет:

  • человек прыгает в высоту;

  • человек путешествует;

  • человек изготавливает деталь;

  • поезд зашел в депо на ремонт;

  • поезд движется из Москвы во Владивосток;

  • осуществляется посадка пассажиров.

4. Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала.


Задача: Установить, поняли ли учащиеся новый материал. Устранить проблемы в понимании материала. Научить применять полученные знания при решении качественных и количественных задач.

Содержание.


Вопросы для обсуждения:


1. Что называется механическим движением?

2. Что изучает раздел механики?

3. Основная задача кинематики?

4. Что называется поступательным движением?

5. Что такое материальная точка?

6. Приведите примеры задач, в которых спотрсмена а) можно считать материальной точкой; б) нельзя считать материальной точкой.

7. Можно ли при определении объема стального шарика с помощью мензурки считать этот шарик материальной точкой?

8. В каких случаях автомобиль можно считать материальной точкой:

  • автомобиль совершает переезд

  • производится ремонт двигателя автомобиля

  • автомобиль участвует в ралли?


5. Этап подведения итогов урока и домашнее задание.