Тема: Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.
Задачи: повторить систематические таксоны; определить место человека в системе живых существ; привести доказательства эволюции животных и человека: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, раскрыть значение рудиментов и атавизмов.
Оборудование: таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, эмбрионов различных животных и человека, палеонтологических находок древних людей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний
Индивидуальный опрос: 1) Развитие биологии в античные времена. 2) Ученые эпохи Возрождения. 3) Успехи развития биологии с начала 19 в. До наших дней.
Проверка тетрадей по выполнению таблицы «История развития анатомии, физиологии, гигиены».
III. Изучение нового материала
1. Система животного и растительного мира, предложенная Карлом Линнеем. Систематическое положение человека. (Рассказ с элементами беседы.)
Систематика – наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов.
Классификация животных — распределение всего множества животных на соподчиненные группы.
Таксон – структурный элемент классификации.
Вид – таксон самого низкого порядка.
Как у всех хордовых - хорда.
Как у всех позвоночных - внутренний скелет(позвоночник).
Как млекопитающие - диафрагма (грудобрюшная преграда), выкармливают детей молоком, сердце 4-хкамерное, постоянная температура тела.
Как приматы - пятипалая конечность,плоские ногти.
К роду человек-развитый мозг, речь,прямохождение.
2. Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека. Рудиментарные органы и атавизмы человека, свидетельствующие о его животном происхождении. Особенности строения человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью и речью.
Показываются не только преимущества, но и недостатки, возникшие вследствие прямохождения. (Беседа с использованием таблиц.)
Преимущества и недостатки, связанные с прямохождением
Преимущества
|
Недостатки
|
1. Вертикальная ориентация человека способствует широкому обзору местности, использованию рук для трудовой деятельности
|
1. Открытый, плохо защищенный живот. Возможны грыжи, так как органы брюшной полости удерживаются спереди стенками живота. Основная нагрузка приходится на кости крестца и таза
|
2. Подвижность верхних конечностей обеспечивает тонкие движения, а прочность нижних конечностей — способность выдерживать высокую весовую нагрузку. S-образный позвоночник и своды стопы смягчают сотрясения при движениях
|
2. Позвонки находятся друг под другом, из-за чего при неловких движениях возможно их смещение и защемление нервов, отходящих от спинного мозга
3. Узкие родовые выходы содействуют укреплению таза, но затрудняют женщинам роды
4. Тяжесть тела может привести к плоскостопию при ослаблении мышц столы
|
Гомологичные органы – органы сходные по строению, но имеющие различную форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций.
Аналогичные органы – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное строение и происхождение.
Рудименты – органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения (тазовые кости кита, крылья киви, задние конечности питона).
Атавизмы – признаки, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции (развитие хвоста, сплошной волосяной покров у человека, появление дополнительных молочных желез).
IV. Закрепление знаний. Выполнить работу нас. 17 под символом «!» в конце параграфа.
V. Задание на дом
Изучить § 3. Вспомнить причины эволюции животного мира по Ч. Дарвину (7 класс»). Термины.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека»
Конспект урока Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.
Задачи: повторить систематические таксоны; определить место человека в системе живых существ; привести доказательства эволюции животных и человека: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, раскрыть значение рудиментов и атавизмов.
Оборудование: таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, эмбрионов различных животных и человека, палеонтологических находок древних людей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний
Индивидуальный опрос: 1) Развитие биологии в античные времена. 2) Ученые эпохи Возрождения. 3) Успехи развития биологии с начала 19 в. До наших дней.
Проверка тетрадей по выполнению таблицы «История развития анатомии, физиологии, гигиены».
III. Изучение нового материала
1. Система животного и растительного мира, предложенная Карлом Линнеем. Систематическое положение человека. (Рассказ с элементами беседы.)
Систематика – наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов.
Классификация животных — распределение всего множества животных на соподчиненные группы.
Таксон – структурный элемент классификации.
Вид – таксон самого низкого порядка.
Как у всех хордовых - хорда.
Как у всех позвоночных - внутренний скелет(позвоночник).
Как млекопитающие - диафрагма (грудобрюшная преграда), выкармливают детей молоком, сердце 4-хкамерное, постоянная температура тела.
Как приматы - пятипалая конечность,плоские ногти.
К роду человек-развитый мозг, речь,прямохождение.
2. Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека. Рудиментарные органы и атавизмы человека, свидетельствующие о его животном происхождении. Особенности строения человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью и речью.
Показываются не только преимущества, но и недостатки, возникшие вследствие прямохождения. (Беседа с использованием таблиц.)
Преимущества и недостатки, связанные с прямохождением
Преимущества | Недостатки |
1. Вертикальная ориентация человека способствует широкому обзору местности, использованию рук для трудовой деятельности | 1. Открытый, плохо защищенный живот. Возможны грыжи, так как органы брюшной полости удерживаются спереди стенками живота. Основная нагрузка приходится на кости крестца и таза |
2. Подвижность верхних конечностей обеспечивает тонкие движения, а прочность нижних конечностей — способность выдерживать высокую весовую нагрузку. S-образный позвоночник и своды стопы смягчают сотрясения при движениях | 2. Позвонки находятся друг под другом, из-за чего при неловких движениях возможно их смещение и защемление нервов, отходящих от спинного мозга 3. Узкие родовые выходы содействуют укреплению таза, но затрудняют женщинам роды 4. Тяжесть тела может привести к плоскостопию при ослаблении мышц столы |
Гомологичные органы – органы сходные по строению, но имеющие различную форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций.
Аналогичные органы – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное строение и происхождение.
Рудименты – органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения (тазовые кости кита, крылья киви, задние конечности питона).
Атавизмы – признаки, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции (развитие хвоста, сплошной волосяной покров у человека, появление дополнительных молочных желез).
IV. Закрепление знаний. Выполнить работу нас. 17 под символом «!» в конце параграфа.
V. Задание на дом
Изучить § 3. Вспомнить причины эволюции животного мира по Ч. Дарвину (7 класс»). Термины.