СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.

Задачи: повторить систематические таксоны; определить место человека в системе живых существ; привести доказательства эволюции животных и человека: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, раскрыть значение рудиментов и атавизмов.

Оборудование: таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, эмбрионов различных животных и человека, палеонтологических находок древних людей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

Индивидуальный опрос: 1) Развитие биологии в античные времена. 2) Ученые эпохи Возрождения. 3) Успехи развития биологии с начала 19 в. До наших дней.

Проверка тетрадей по выполнению таблицы «История развития анатомии, физиологии, гигиены».

III. Изучение нового материала

1.         Система животного и растительного мира, предложенная Карлом Линнеем. Систематическое положение человека. (Рассказ с элементами беседы.)

Систематика – наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов.

Классификация животных — распределение всего множества животных на соподчиненные группы.

Таксон – структурный элемент классификации.

Вид – таксон самого низкого порядка.

Как у всех хордовых - хорда.

Как у всех позвоночных - внутренний скелет(позвоночник).

Как млекопитающие - диафрагма (грудобрюшная преграда), выкармливают детей молоком, сердце 4-хкамерное, постоянная температура тела.

Как приматы - пятипалая конечность,плоские ногти.

К роду человек-развитый мозг, речь,прямохождение.

2.         Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека. Рудиментарные органы и атавизмы человека, свидетельствующие о его животном происхождении. Особенности строения человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью и речью.

Показываются не только преимущества, но и недостатки, возникшие вследствие прямохождения. (Беседа с использованием таблиц.)

 

Преимущества и недостатки, связанные с прямохождением

Преимущества

Недостатки

1. Вертикальная ориентация человека способствует широкому обзору местнос­ти, использованию рук для трудовой деятельности

1. Открытый, плохо защищенный живот. Воз­можны грыжи, так как органы брюшной по­лости удерживаются спереди стенками живота. Основная нагрузка приходится на кости крестца и таза

2. Подвижность верхних конечностей обеспечивает тонкие движения, а прочность нижних конечностей — спо­собность выдерживать высокую весовую нагрузку. S-образный позвоночник и своды стопы смягчают сотрясения при движениях

2. Позвонки находятся друг под другом, из-за чего при неловких движениях возможно их смещение и защемление нервов, отходящих от спинного мозга

3. Узкие родовые выходы содействуют укреп­лению таза, но затрудняют женщинам роды

4. Тяжесть тела может привести к плоскосто­пию при ослаблении мышц столы

Гомологичные органы – органы сходные по строению, но имеющие различную форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций.

Аналогичные органы – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное строение и происхождение.

Рудименты – органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения (тазовые кости кита, крылья киви, задние конечности питона).

Атавизмы – признаки, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции (развитие хвоста, сплошной волосяной покров у человека, появление дополнительных молочных желез).

IV. Закрепление знаний. Выполнить работу нас. 17 под символом «!» в конце параграфа.

V. Задание на дом

Изучить § 3. Вспомнить причины эволюции животного мира по Ч. Дарвину (7 класс»). Термины.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека»

Конспект урока Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.

Задачи: повторить систематические таксоны; определить место человека в системе живых существ; привести доказательства эволюции животных и человека: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, раскрыть значение рудиментов и атавизмов.

Оборудование: таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, эмбрионов различных животных и человека, палеонтологических находок древних людей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

Индивидуальный опрос: 1) Развитие биологии в античные времена. 2) Ученые эпохи Возрождения. 3) Успехи развития биологии с начала 19 в. До наших дней.

Проверка тетрадей по выполнению таблицы «История развития анатомии, физиологии, гигиены».

III. Изучение нового материала

1. Система животного и растительного мира, предложенная Карлом Линнеем. Систематическое положение человека. (Рассказ с элементами беседы.)

Систематика – наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов.

Классификация животных — распределение всего множества животных на соподчиненные группы.

Таксон – структурный элемент классификации.

Вид – таксон самого низкого порядка.

Как у всех хордовых - хорда.

Как у всех позвоночных - внутренний скелет(позвоночник).

Как млекопитающие - диафрагма (грудобрюшная преграда), выкармливают детей молоком, сердце 4-хкамерное, постоянная температура тела.

Как приматы - пятипалая конечность,плоские ногти.

К роду человек-развитый мозг, речь,прямохождение.

2. Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека. Рудиментарные органы и атавизмы человека, свидетельствующие о его животном происхождении. Особенности строения человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью и речью.

Показываются не только преимущества, но и недостатки, возникшие вследствие прямохождения. (Беседа с использованием таблиц.)


Преимущества и недостатки, связанные с прямохождением

Преимущества

Недостатки

1. Вертикальная ориентация человека способствует широкому обзору местнос­ти, использованию рук для трудовой деятельности

1. Открытый, плохо защищенный живот. Воз­можны грыжи, так как органы брюшной по­лости удерживаются спереди стенками живота. Основная нагрузка приходится на кости крестца и таза

2. Подвижность верхних конечностей обеспечивает тонкие движения, а прочность нижних конечностей — спо­собность выдерживать высокую весовую нагрузку. S-образный позвоночник и своды стопы смягчают сотрясения при движениях

2. Позвонки находятся друг под другом, из-за чего при неловких движениях возможно их смещение и защемление нервов, отходящих от спинного мозга

3. Узкие родовые выходы содействуют укреп­лению таза, но затрудняют женщинам роды

4. Тяжесть тела может привести к плоскосто­пию при ослаблении мышц столы

Гомологичные органы – органы сходные по строению, но имеющие различную форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций.

Аналогичные органы – органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное строение и происхождение.

Рудименты – органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения (тазовые кости кита, крылья киви, задние конечности питона).

Атавизмы – признаки, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции (развитие хвоста, сплошной волосяной покров у человека, появление дополнительных молочных желез).

IV. Закрепление знаний. Выполнить работу нас. 17 под символом «!» в конце параграфа.

V. Задание на дом

Изучить § 3. Вспомнить причины эволюции животного мира по Ч. Дарвину (7 класс»). Термины.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!