Программа, автор (ы) | Изобразительное искусство Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Н. А. Горяева, О. В. Островская Под редакцией Б.М. Неменского |
Класс | 6 (2 четверть) |
Раздел (содержательная линия) | Мир наших вещей. Натюрморт |
Тема урока | Изображение предметного мира - Натюрморт |
Цели урока | -включение в учебную деятельность и воспитание личного интереса учащихся к процессу работы в построении натюрморта - научить изображать предметы сложной формы, понимать конструктивные особенности построения предмета - развить внимательность в построении учащимися нового способа действий работы и применение их на практике |
Деятельностная направленность | Открытие новых знаний. Актуализация изученного материала Практическая часть |
Основное содержание урока | Введение в тему урока: Выполнение зарисовки, наброска, изображение линий (индивидуальная и коллективная работа). Индивидуальный творческий почерк художника. Практическая деятельность: Рисование с натуры. Композиция, набросок, построение, штриховка, свет, тень, блик, падающая тень. |
Термины и понятия | Линия, графика, набросок, зарисовка, рисование с натуры. Зарисовка, набросок, композиция, графические средства выражения. Составление эскиза. |
Планируемый результат |
Личностные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Предметные умения |
Л1:Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; Л2:творческий подход к выполнению заданий. Л3: Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. | М1: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; М2: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; М3: Учиться высказывать своё предположение (версию); М4: Учиться работать по предложенному плану. | П1. Познакомиться с характерными признаками рисования посредством наброска и зарисовки; П2: Сформировать целостный образ предметов окружающего мира. П3: Продолжение и закрепление ранее полученных знаний (свет, тень, блики, графический рисунок) П4: Понимать, что эмоциональное звучание линий характеризует изображаемое. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы |
Урок литературы, МХК | Учебник «Изобразительное искусство» авторы: Горяева Н. А., Островская О. В. (под ред. Неменского Б. М.); изд. 2013 г. | -фронтальная; -индивидуальная; -групповая |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Название этапа: Организационный момент (2 мин) Цели деятельности: Проверить готовность учащихся к уроку. |
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. -Откройте свои альбомы и запишите дату, тему урока мы запишем немного позже. Отмечаем отсутствующих. | Записывают дату в альбоме. |
Название этапа: Мотивирование на учебную деятельность (3 мин) Цели деятельности: Постановка проблемы и темы урока. |
Зачитываю стихотворение вслух: (слайд1) Валентин Берестов «Альбом для рисования» И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Все, что его интересует. Все вызывает интерес: Далекий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски… Все нарисуем, были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле. - Конечно же рисовать можно все что угодно!!! Рисунок может быть выполнен по представлению, может быть срисован с другого готового рисунка, выполнен по определенной схеме, шаблону, а может быть выполнен с натуры. - Ребята, как вы понимаете рисование с натуры, что это? - Да, все вы правы. Это изображение, выполняя которое мы наблюдаем и познаем объект, показываем на бумаге его внешний вид и изучаем одновременно его строение. | Слушают стихотворение - Высказывают свои предположения. - Чтобы было похоже, как в жизни. - Максимально точно передать сходство с реальностью. |
Название этапа: Введение в тему урока. (11 мин) Цели деятельности: Постановка проблемы и темы урока. |
1 задание Предлагаю поиграть в игру «Кто быстрее нарисует». - У меня в руке листья различных деревьев. Выбираю наугад один из них. Ставлю песочные часы на 1 минуту. Кто быстрее изобразит выбранный мною листок, сможет предложить ребятам следующий для быстрого рисунка!!! - Все готовы? Приготовились, начали!!! - Рисунки, которые мы с вами выполнили, называются «набросками». (записываю термин на доске). Кто попытается своими словами сформулировать определение новому термину? 2 задание А сейчас мы разделимся на 6 команд. Перед вами модели автомобилей. Каждой команде дается свой автомобиль. Не разбирая машины, распределите между членами команды различные части и виды автомобиля. Кто-то будет рисовать колеса, кто-то капот, кто-то вид автомобиля спереди, сбоку и т.д. У вас получилось много изображений одного и того же предмета, вы изучили его со всех сторон. Такие рисунки называются – «зарисовки». - Еще один новый термин. Давайте самостоятельно дадим ему определение. Так, например, из воспоминаний художника Николая Ульянова о его преподавателе Валентине Александровиче Серове: «До него мы делали рисунки по целому месяцу, Серов же требует быстрой зарисовки и часто ставит модель на один сеанс» 3 задание - Оставайтесь в группах. Знаете игру «Гармошка» , когда 1 человек пишет слово, чтобы его никто не видел, загибает лист и передает его следующему ученику. Каждый раз пряча надпись загнутой стороной (показываю как загибать). И этим таинственным словом будет слово «ЛИНИЯ».(слайд 2). Не имеет значения как будет написано данное слово. 1-2-3 группы передают друг другу листок, и 4-5-6 между собой. Как видите одно и то же слово, а написано по-разному. Известно, что по почерку можно сказать о характере человека. У каждого мастера, художника есть своя манера письма, свой почерк. - В изобразительном искусстве существует еще один вид рисунка – «творческий». Это особенный рисунок, в нем автор стремится выразить то, что ему кажется особенно интересным. Тот, который подчеркивает его индивидуальность, стиль и делает данного автора узнаваемым. Также как и ваш почерк. Презентация на основе работ современных художников: Трушкова Анна (графический натюрморт тушью» (слайд 3), Vorkot Tesla «стилизованый натюрморт» (слайд 4), Григорий Новиков «абстрактный натюрморт» (слайд 5), «Классический или академический натюрморт» (слайд 6), «Голландский натюрморты» авторы: Франсиско Де Сурбаран (слайд 7), «Цветочный натюрморт» Ян Давидс де Хем (слайд 8). - Что вы можете сказать по увиденным работам? | Дети включаются в работу, Выполняют зарисовку выбранного листка (с натуры) (1-2 минуты). Ученик, выполнивший первым задание предлагает выполнить набросок любого другого листка. - Да - Набросок – это изображение предмета за короткий промежуток времени. Легкий. Похожий. Наиболее приближенный. - Выполняют зарисовку деталей автомобиля Предлагают свои версии: - Зарисовка – быстрый рисунок с более подробной прорисовкой деталей. - Пишут слово ЛИНИЯ. Один из учеников вывешивает на доске несколько работ с надписью. Обсуждают. Просмотр слайдов картин, слушают пояснения. - натюрморт бывает разным, - Выполнены в различных стилях, различными материалами. |
Название этапа: Актуализация знаний (2 мин) Цели деятельности: Повторение пройденного материала |
- Сегодня мы с вами выполним «натюрморт». - Назовите, какие изобразительные средства в рисунке вы знаете? -Изображение предмета начинаем с общего вида, для того, чтобы установить правильное очертание предмета. Выполняем в графике. Напомните мне, что такое графический рисунок? -Во время рисования с натуры мы все время посматриваем на предмет, который изображаем. - А вы знаете, что слово «изображаем» произошло от «исходить от образа». | - Свет, тень, полутень, блики. - Не забываем про композицию. - Графический рисунок, это работа , чаще всего выполненная в черно-белом цвете простым карандашом. Также работа может быть выполнена цветным карандашом или красками, но с использованием одного цвета. (например красная тушь. Или выполнена синей ручкой) |
Название этапа: Практическая деятельность. (18 мин) Цели деятельности: Создание эскиза. Работа в графической технике. |
Ребята, давайте поскорее уже приступим к работе! - перед ребятами ставлю заранее приготовленные предметы для натюрморта. 2 вазы различной формы. Объясняю правила работы, с наглядным показом на доске: - Находим центр композиции. Определяем высоту и ширину нашей композиции, в каком месте на листе она будет расположена. Отмечаем основные формы 1 вазы и 2 вазы. Работу начинаем выполнять с простых геометрических форм. Далее придаем им более конкретную форму, прорисовываем, сперва основные детали, затем приступаем к более мелким деталям. Обозначаем, свет, тень, полутень, блики. Работу выполняем в графической технике, т. е. простым карандашом. - Незабываем, штриховка накладывается по форме изображаемого предмета! | -Знакомятся с поставленным перед ними натюрмортом. Анализируют предстоящую им работу. Создают совместно с учителем в своих альбомах набросок простым карандашом. Далее приступают к его оформлению и прорисовке сперва крупных, затем более мелких деталей. Обозначают простым карандашом свет, тень.. |
Название этапа: Осмысление и закрепление знаний. Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной работы (3 мин) Цели деятельности: экспресс-выставка |
- Давайте посмотрим на работы товарищей, чтобы оценить, какие ошибки, возможно, вы допустили в своих работах. Проводим выставку работ. - Понравилась ли вам сегодняшняя тема урока. - Что для вас стало новым и интересным? - Что для вас было сегодня трудным? Все молодцы, урок окончен, до свидания! | Проводим выставку работ. Оставляют работы для проведения выставки недели. - Комментируют, что в работе было сложным. Что особенно удалось. |
Название этапа: Домашнее задание (1). |
Принести краски и кисточки для работы в цвете на следующем уроке. С.31-33 (д. з. заранее записано на доске) | Списывают домашнее задание с доски |