Множества. Элементы множеств
(Информатика, 2 класс,
программа «Школа 2100»)
Цель:
Создавать условия для учебной деятельности, в процессе которой у учащихся сформируется представление о понятии «множество» и его элементах.
Задачи:
Создавать условия для развития умения находить элементы определенных множеств в повседневной жизни.
Создавать условия для развития логического и образного мышления, восприятия, умения находить нужную информацию.
Создавать условия для закрепления навыка работы с компьютерным манипулятором «мышь».
Воспитывать интерес к объектам окружающего мира.
Оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, презентация Microsoft Office PowerPoint;
обучающая программа «множества»;
учебник «Информатика в играх и задачах» авт. Горячев;
толковый словарь Ожегова.
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
- Расшифруйте данные слова и найдите лишнее:
РЁБЕЗА, ЛЁНК, ЛЬЕ, БУД, ПИТАХ, КПАРИВА. (слайд 2)
(Берёза, клён, ель, дуб, пихта, крапива. Лишнее – крапива, остальные – деревья).
- Какие деревья вы еще знаете?
-Можем мы за урок перечислить все деревья, существующие на Земле? Почему?
(их очень много)
- Вместо слов «очень много» какое одно слово можно сказать?
(множество)
- Объясните, что такое «множество».
(много предметов)
- У слова «множество» есть ещё одно, математическое значение. Его нам и нужно будет выяснить сегодня на уроке. (слайд 3)
- Какова тема урока?
(«Множество») (слайд 4)
II. Постановка цели урока.
- Каковы цели урока? (слайд 5)
Слова-подсказки:
Узнать…
Научиться…
Развивать…
Закрепить…
- Положите перед собой карточку с лесенкой. Нарисуйте себя синим цветом на той ступеньке, которая показывает уровень ваших знаний по этой теме.
IV. Открытие новых знаний.
- Посмотрите на экран. На какие две группы можно разделить эти объекты? (слайд 6)
(хвойные и лиственные растения)
-Почему данные деревья объединили в одну группу?
- Какой общий признак у объектов каждой группы?
- А как в математике называют группу объектов с одинаковым признаком?
(множество)
- Каково второе значение слова «множество»?
(группа объектов, объединенных одним признаком)
- Это наше предположение. А где мы можем найти точную информацию о значении слова?
(в толковом словаре)
- Найдем определение в толковом словаре Ожегова. Сейчас вам пригодится умение работать со словарями, полученное на уроках русского языка.
(работа в группах)
На слайде: Множество – это:
Очень большое количество, число чего-нибудь, например, людей.
В математике: совокупность элементов, объединенных по какому-нибудь признаку.
(слайд 7)
-Какое значение слова нас будет интересовать сегодня на уроке?
(второе)
-Что такое элементы множества?
(то, из чего это множество состоит)
- Теперь переходим ко второй цели урока – научиться находить элементы определенных множеств в окружающем мире.
1) Работа с компьютерной программой.
Игра «Множество – предмет» (по группам)
Планеты Солнечной системы
Полушария Земного шара
Тепловые пояса земного шара
Материки
Стороны света
Физкультминутка.
- Я называю множество детей, объединенных по какому-либо признаку, те ребята, которые относят себя к этому множеству, должны встать.
1) Множество мальчиков
2) Множество девочек
3) Множество темноволосых детей
4) Множество светлоглазых детей
5) Множество детей, живущих на улице Чердынской
6) Множество детей, которым 7 лет
7) Множество детей, занимающихся плаванием
8) Множество детей, которые поняли сегодня, что такое множество и научились находить его элементы в окружающем мире.
Игра «Предмет – множество»: называю предмет, а вы – множество, в которое он входит.
Оса
Щука
Корова
Пион
Яблоко
Назовите множество каких-либо предметов, которые находятся в этом кабинете.
V. Закрепление.
- Перед вами сказочный столб с указателями. Если налево пойдете – самое простое задание найдете, направо пойдете – будете выполнять задание посложнее. Выберите свою дорожку. (слайд 8)
Одна подгруппа работает в тетради, вторая – за компьютером.
VIII. Итог урока.
- Какие задачи ставили?
- Что для этого делали?
- Положите перед собой карточку с лесенкой знаний и нарисуйте себя на той ступеньке, на которой вы, на ваш взгляд, оказались к концу урока.
- А на другой стороне нарисуйте свое настроение, которое у вас появилось к концу урока.
IX. Домашнее задание: (слайд 9) подобрать для одноклассников задание на тему «Множество».