2 | 5 мин | Проверка домашнего задания | Что вам было задано на дом? Что вы должны были сделать? Ермакова Полина читает 1 предложение, находит грамматическую основу, главный член в которой выражен категорией состояния, определяет ее значение. Потом продолжим по цепочке. 1. Сегодня так светло кругом. 2. И скучно и грустно! - и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды... 3. Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко . 4. Смотрите, ведь уже поздно, холодно. 5. Шалун уж заморозил пальчик:/ Ему и больно, и смешно. 6. Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, и дождь, и прохлажу, а не только когда было тихо и жарко. 7. Ясно было, что раненый не мог жить и что последний час его был уже близок. Хорошо. Те, кто не сделал домашнее задание, обязательно покажут мне на следующем уроке. Если д/з опять не будет, то я поставлю соответствующие оценки. | На дом было задано упражнение 317. Мы должны были списать предложения, расставить пропущенные знаки препинания. Подчеркнуть грамматическую основу предложений, в которых главный член выражен категорией состояния. Определить, к каким группам по значению относятся слова категории состояния. 1. Сказуемое - светло. Выражено КС, обозначает состояние среды. 2. Сказуемое - скучно, грустно. Выражено КС, обозначает эмоциональное состояние человека. 3. Сказуемое - скучно, гадко. Выражено КС, обозначает эмоциональное состояние человека. 4. Сказуемое - поздно, холодно. Выражено КС, слово поздно обозначает оценку состояния, холодно - физическое состояние человека. 5. Сказуемое - больно, смешно. Выражено КС, слово больно обозначает физическое состояние человека, смешно - эмоциональное состояние человека. 6. Сказуемое - было тихо, жарко. Выражено КС, обозначает состояние природы. 7. Сказуемое - ясно было. Выражено КС, слово ясно обозначает интеллектуальное состояние человека. |
3 | 3 мин | Актуализация знаний учащихся | На прошлом уроке мы продолжили изучение категории состояния. Вспомним определение категории состояния. Изменяются ли слова категории состояния? В каких предложениях употребляются слова категории состояния? | Категория состояния – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние (природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека) Нет, слова категории состояния не изменяются Употребляются в предложении без подлежащего в роли сказуемого, выступая часто вместе с такими глаголами, как было, будет, станет и т.д. |
5 | 15 мин | Объяснение нового материала | Мы говорили о том, что слова КС можно разделить на несколько групп. Какие это группы? Сейчас вам нужно распределить предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека. 1) В избе было тепло. 2) Мне больно. 3)По утрам было еще темно. 4)В городе спокойно. 5)В лесу морозно. 6)Ивану стало досадно. 7)Ученики отвечали тихо. Мы с вами научились находить слова КС в предложении, вы уже знаете морфологические признаки этих слов, знаете, какую синтаксическую функцию они выполняют в предложении. Когда все эти признаки объединяются? Сформулируйте тему нашего урока. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока: Морфологический разбор категории состояния. Откройте учебники на странице 131. Нам дана схема морфологического разбора КС. Давайте рассмотрим эту схему внимательно. Что мы должны указать в первом пункте морфологического разбора? Во втором пункте? Хорошо. Пока остановимся. Посмотрите, на доске записано предложение: В комнате стало тепло. Какой часть речи является слово «тепло» в этом предложении? Может ли данное слово образовывать формы степеней сравнения? (Одного ученика вызвать к доске) Какой вывод можно сделать? Во втором пункте плана мы указываем морфологический признак. Это НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ для слов КС, не имеющих степень сравнения. Значит, нам могут попасться такие слова КС, которые будут иметь степень сравнения. И тогда мы уже не пишем НЕИЗМЕНЯЕМОЕ, а указываем, что перед нами сравнительная степень. Что нужно делать в третьем пункте плана? | Состояние человека или животного (скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно). Состояние природы или среды (дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно). Временное или пространственное состояние (рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко). Оценка, отношение к действию (можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень). 1.Состояние природы или окружающей среды (1,3,4,5) 2.Состояние человека (2,6) В 7 предложении слово «тихо» является наречием. Эти признаки объединяются, когда мы выполняем морфологический разбор. Морфологический разбор категории состояния В первом пункте мы записываем само слово, указываем его часть речи, записываем то, что оно обозначает. Во втором пункте плана мы указываем морфологический признак. Это НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ. Тепло – это слово категории состояния. Да, может. В комнате стало теплее. В комнате стало более тепло. Здесь теплее всего. Получается, что слова КС могут иметь степени сравнения. В третьем пункте плана мы выписываем слово КС и указываем его синтаксическую роль (подчеркиваем). В предложении слова КС всегда являются сказуемыми! |
6 | 12 мин. | Закрепление нового материала | Совершенно верно. Сейчас мы это закрепим на практике. Страница 132, упражнение 321. Что нам нужно сделать? Читаем первое предложение. Морфологический разбор каких слов из этого предложения мы с вами выполним? Камилла идет к доске выполнять разбор слова тревожно, остальные делают в своих тетрадях. Аделина выполняет разбор слова боязно. Устно выполним разбор одного слова безмолвно. Самостоятельная работа с текстом. У вас на партах лежит текст. Вы должны вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. ________________ Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________. Слова для справок: радостно, свободно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно. На выполнение даю вам 4 минуты. Давайте проверим, что у вас получилось. Без слов КС нам была бы понятна вся гамма чувств, отраженная в тексте? Верно. Слова категории состояния часто употребляются в художественной речи для передачи эмоционального, интеллектуального, физического состояния человека, состояния природы (описание пейзажей). Молодцы, все справились с заданием. После урока сдадите мне ваши выполненные работы | Выполнить морфологический разбор двух слов категории состояния письменно, остальные слова разобрать устно. Всегда тревожно и боязно перед неизвестностью. Тревожно и боязно. Тревожно – категория состояния. I. ОГЗ – эмоциональное состояние человека II. Неизм. III. (Что говорится об отсутствующем предмете речи?) тревожно. Боязно – категория состояния I. ОГЗ – эмоциональное состояние человека. II. Неизм. III. (Что говорится об отсутствующем предмете речи?) боязно. Безмолвно – категория состояния I.ОГЗ – состояние природы. II. Неизм. III. (Что говорится об отсутствующем предмете речи?) было безмолвно Варианты: Утренняя прогулка. Зимнее утро. Я встал рано. На улице уже светло. Кругом белым-бело от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. Морозно, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится легко. Тихо в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. Надо уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой невозможно представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, можно увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. Слышно стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает скучно. День пролетел незаметно. Уже пора домой. После этой прогулки на душе радостно и свободно. Нет. Без слов КС мы бы не поняли смысл текста, чувство повествователя, красоту окружающей его природы. |
7 | 4 мин | Итоги урока (выставление оценок) | Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Каково общее значение категории состояния? Назовите основные морфологические признаки этой части речи. За работу на уроке можно поставить такие оценки: …, …, … – 5. Ответы были полными, аргументированными. …, …. – 4. Ответы были без аргументов. | Категория состояния - это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково? ОГЗ – состояние (природы, окружающей среды, человека и т.д.) Степень сравнения (если есть). Степени сравнения могут образовывать слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных. Неизменяемое слово (не склоняются и не спрягаются). Синтаксическая функция — сказуемое в безличном предложении (в предложении без подлежащего) |