Тема: «Можно ли жить без воды»
Цель: систематизировать знания о значении воды в природе и жизни человека, содействовать формированию самостоятельности, воспитывать интерес к предмету, взаимопонимание и дружеское отношение к одноклассникам, бережное отношение к окружающей среде.
Ход урока
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
Письменное выполнение заданий по карточкам.
Что вам известно о нитратах? Причина накопления нитратов в овощах? Как распределяются нитраты в овощах?
Изучение нового материала.
Тема урока «можно ли жить без воды? Как вы думаете, о чем на уроке пойдет речь? Что мы должны узнать и понять на уроке?
Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода одна из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Что вы знаете о воде?
Правильно. Вода это жидкость, принимает форму сосуда, растворитель, имеет три агрегатных состояния, занимает 79 %всей поверхности планеты Земля. На земле вода – это мировой океан, реки, гейзеры, ледники, айсберги, водопады, родники, озера, болота, а также подземные воды, и даже пары воды.
А теперь давайте рассмотрим, какое значение имеет вода в жизни живых организмов. ( видеоролик «Значение воды»).
Сравним информацию из фильма с плакатом.
А теперь проведем несколько простых опытов.
Опыт 1. «Нагревание сухих семян»
Опыт 2. Обнаружение воды в разрезанном клубне.
Опыт 3. Испарения воды из растения.
Интересный факт. А вы знаете, что береза испаряет 6 ведер воды в день, а тополь - большую бочку.
Опыт 4. Выделение слюны.
Просмотр видеоролика «испарение воды».
Человек на 65% состоит из воды (схема).
Живые организмы обитают в разных условиях, но всем им приходится обеспечивать себя водой для жизни. Приспособления различны: восковой налет, колючки вместе листьев, толстый стебель, листопад, длинные корни.
У животных: добывание воды из пищи, подкожный жир, изменение суточной активности.
А вы знаете, что для человека вода тоже имеет большое значение. Ежедневно человек должен потреблять не менее 2 литров воды, а также использует в быту.
Как вы думаете, а каковы запасы пресной воды пригодной для потребления ? Всего 2,5% от всей воды на Земле. Представьте в некоторых странах не хватает пресной воды и они закупают ее из-за границы.
Посмотрите как красива вода в природе. Нужно охранять воду и экономить.
Какой вывод можно сделать?
Закрепление
1. На Земле
а) больше воды
б) больше суши
2. Вода на карте и глобусе обозначается
а) зеленым б) синим в) желтым г) коричневым цветом.
3. Какое утверждение верно:
а) Без воды нет жизни на Земле.
б) Воду надо расходовать экономно.
в) Воду надо беречь от загрязнения
4. Каковы основные свойства у воды
а) прозрачность, соленость;
б) непостоянство формы, текучесть;
в) бесцветность; мутность.
5. Какой воды осталось мало на Земле и ее необходимо беречь?
а) пресную;
б) солёную;
в) кипячённую.
6. Какими способами можно сохранить воду?
а) Остановить все фабрики и заводы
б) Запретить мыть машины и велосипеды вблизи водоёмов.
в) Не бросать банки, бутылки, ржавые металлические предметы
г) Соорудить мойки возле водоёмов
д) На фабриках и заводах устанавливать очистные сооружения
7.Какие суждения из ниже перечисленных верны?
а) вода одновременно может находиться в трех состояниях;
б) вода необходима для живых организмов;
в) вода имеет цвет;
г) вода в природе совершает круговорот;
д) мутную воду можно пить.
V. Рефлексия.
«Три М».
Нужно назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.
VI. Домашнее задание.