муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средней общеобразовательной школы №2
им. Героя Советского Союза А.А.Артюха
мо Староминский район Краснодарского края
Урок мужества
«Герои Советского Союза
ст. Староминской»
Учитель: Ганжула Е. В.
.
ст. Староминская
2021 г
Цель: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий через историко-краеведческую деятельность и литературу о Великой Отечественной войне; формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.
Задачи:
- подвести учащихся к осмыслению неразрывной связи истории культуры России и Кубани с сегодняшним днём;
- формировать уважительное отношение к национальным и духовным понятиям, которые святы для народов нашего края: «Отечество», «мать», «Кубань», «честь», «долг», «подвиг»;
- формировать читательские интересы посредством знакомства с прозой и поэзией о Великой Отечественной войне;
- сохранять историческую память и культурное наследие народа;
- вовлекать молодое поколение в историко-краеведческую деятельность, позволяющую ему ознакомиться с жизненным опытом и достижениями предыдущих поколений.
Форма проведения: заочное путешествие с выполнением творческого задания.
Межпредметная связь с литературным чтением, русским языком, математикой, кубановедением.
Оформление:
Плакаты, книжная выставка.
На доске цитаты: «Жалкая участь ждёт тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречен на вымирание», «Люди, забывающие своё прошлое – не имеют будущего».
Оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр;
клип «О начале Великой Отечественной войны;
мультимедийная презентация
аудиозаписи «С чего начинается Родина?», «Вставай страна огромная» муз. А.Александров, сл. В.Лебедев-Кумач.
Ход занятия
Орг. момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В известных книгах мы найдём
Ответ на ваши споры.
Вступительное слово
Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня мы проведём необычный классный час, но очень важный для каждого из нас. О чём мы сегодня будем говорить, вы определите сами, прослушав отрывок из музыкального произведения.
Звучит музыка «С чего начинается Родина»
- Велика наша страна, необъятны её просторы. Какими словами можно назвать Родину?
(Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, Отечество…)
-А как мы называем нашу малую Родину? (Кубань)
Учитель: Однажды один древний мудрец заметил: «Жалкая участь ждёт тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречён на вымирание». Мировая история подтвердила слова этого мудрого человека. Десятки стран и народов, забывших о своих корнях, неизбежно растворялись в более многочисленных нациях и просто исчезали с лица земли. Чтобы такого никогда не случилось с Россией, с Кубанью, с народами, которые её населяют, нам необходимо знать историю каждого из этих народов, гордиться его культурой и передавать эти знания и любовь своим детям. Только тогда можно говорить о том, что у нас есть будущее. Вдумайтесь в эти слова: «Люди, забывающие своё прошлое – не имеют будущего».
Устный журнал.
Учитель: Сегодняшний классный час мы проведём в виде устного журнала. Листая его страницы, постараемся как можно больше узнать об историческом прошлом наших земляков в годы В.О.в. Перелистывая страницы, вы будете получать полоски различные по цвету. В конце нашего классного часа выполним из них творческое задание.
Слайд 1
Страница 1. «Начало тяжёлых испытаний».
Звучит песня «Вставай страна огромная» муз. А.Александров, сл. В.Лебедев-Кумач.
Слайд 2 - 6
Отмечая 76-годовщину Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, мы не раз вспоминали с вами о тех страшных событиях, о прославленных земляках, защитивших наше мирное будущее...
В ряды защитников Родины ушло 700 тысяч жителей Краснодарского края.
Мы живём на земле, где когда-то
Фронтовые дороги прошли,
Где за Родину гибли герои-солдаты,
Где враги их сломить не смогли
Учитель: Война, как и в любой другой уголок кубанской земли, принесла в ст. Староминскую разруху, голод и смерть. С её началом, была объявлена всеобщая мобилизация. Все, кто мог держать оружие в руках, ушли на фронт, а оставшиеся в станице женщины и дети, не покладая рук, трудились во имя победы.
Староминчане самоотверженно сражались на полях войны. Многие награждены орденами и медалями за отвагу и храбрость, проявленные на фронте. Трудно найти семью, дом, куда бы ни пришло горе...
(Дети делятся своими знаниями о В.О.войне. Всем учащимся выдаются полоски малинового цвета)
Страница 2. «Мы помним своих героев»
Слайд 7-9
Есть в нашей станице живописный, знакомый всем нам «Парк 30-летия Победы». Здесь увековечена память о станичниках-защитниках нашей Родины.
5607 жителей Староминского района не вернулись с войны. Их имена золотом высечены на стеле мемориала, в «Книге ПАМЯТИ»
Слайд 10 - 18
Четыре наших земляка – станичника в годы войны были удостоены самого высокого звания – Герой Советского Союза.
Это: ПЕТРЕНКО Василий Васильевич, АРТЮХ Александр Андреевич, ШКУНОВ Михаил Алексеевич, ЦЕЛЫХ Сергей Васильевич.
Ученик:
ПЕТРЕНКО Василий Васильевич (1909-1939). Родился в ст. Староминской в семье казака. Во время советско-финской войны служил помощником начальника штаба. В ноябре 1939 года разминировал Курносовское шоссе, сняв около 300 мин, открыв тем самым путь нашей танковой колонне на г. Териоки. Позже, в декабре, установил связь с оказавшейся в затруднительном положении группой армии. Погиб смертью героя в одном из боёв за высоту, прикрывавшую оборонительный пояс финнов. К званию Героя Советского Союза был представлен посмертно.
Ученик:
АРТЮХ Александр Андреевич (1914-1943). Родился в ст. Староминской в семье боевого казака и знатного хлебороба. Звание Героя Советского Союза получил за форсирование Днепра. Под ураганным огнём противника отряд, в составе которого служил А.А. Артюх, не только успешно переправился на противоположный берег могучей реки, но и, преодолевая упорное сопротивление, ворвался во вражеские траншеи, круша живую силу и технику фашистов. Наводчик миномета этого отряда гвардии младший сержант Александр Артюх в одной из рукопашных схваток лично уничтожил 9 вражеских солдат, а из своего миномета накрыл вражеский пулемёт, мешавший продвижению нашей пехоты.
Ученик:
ШКУНОВ Михаил Алексеевич (1910-1969). Кадровый офицер, перед войной был направлен в ст. Староминскую. В годы Великой Отечественной войны был командиром 136-го гвардейского стрелкового полка. Гвардии подполковник М.А. Шкунов был удостоен звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра. Не знающий отступлений полк Шкунова форсировал Днепр под непрерывным огнем противника, освободил близлежащие деревни и смог удержать завоёванный плацдарм. Две стрелковые и две танковые дивизии противника противостояли полку. Семнадцать дней длилась неравная борьба, но полк выстоял. После войны Михаил Алексеевич жил в Краснодаре, работал в Краснодарском крайисполкоме.
Ученик:
ЦЕЛЫХ Сергей Васильевич (1905-1944). В мае 1942г. был направлен на работу в Староминский район председателем райисполкома. На фронт ушёл в августе 1942 года. Служил заместителем командира батальона. Командованием было приказано нанести фланговый удар по противнику вдоль Днестра. Гвардии капитан С.В. Целых в числе первых воинов своего батальона переправился на правый берег и, закрепившись вместе с батальоном, в течение 3 дней отражал многочисленные атаки противника. В своём последнем бою он один удерживал огневую позицию, пока свежие силы полка не подтянулись на опасный участок. К званию Героя Советского Союза представлен посмертно.
Мы гордимся, что такие люди есть в нашей станице, в нашей стране, на нашей планете.
Ученик:
Спасибо Вам за подвиг благородный,
За мужество во имя торжества
Победы, мира, счастья и свободы,
За то, что стала вечной синева.
Почтим память всех погибших минутой молчания.
(Минута молчания.)
(Всем учащимся выдаются полоски зелёного цвета)
Слайд 9
Страница 3.
Учитель: Много лет прошло после окончания В.О.в. Наша страна залечила раны, нанесённые войной. А ее жители свято хранят память о погибших и проявивших героизм в годы войны.
В нашей станице есть улицы, которые названы в честь героев.
МЫ,ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ,ЧТО НАШИ ПРЕДКИ – ГЕРОИЧЕСКИЕ ЛЮДИ. Я ПРЕКЛОНЯЮ ГОЛОВУ ПЕРЕД ВЕЛИКИМИ ПОДВИГАМИ РУССКИХ ЛЮДЕЙ, ПОДВИГАМИ ЗЕМЛЯКОВ. ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ЛЮБИТЬ СВОЮ РОДИНУ ТАК, КАК ЕЕ ЛЮБИЛИ ОНИ- ВЕЛИЧЕСТВЕННО, КРАСИВО И САМОЗАБВЕННО, МЫ СМОЖЕМ ГОРДО НОСИТ ЗВАНИЕ ВЕРНЫХ СЫНОВ ОТЕЧЕСТВА!.
III. Итог.
- Вот мы перелистнули последнюю страницу нашего журнала. А сейчас закрепим то, что мы узнали сегодня на классном часе. Для этого, ребята, вы должны ответить на блиц - вопросы.
- Какими словами можно назвать Родину? (Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, Отечество…)
- Продолжите фразу древнего мудреца: «Жалкая участь ждёт тот народ, который… ( «…не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречён на вымирание»).
- Назовите имена героев.
Учитель: Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.
- В заключении хочу предложить обратить внимание на выставку книг ост. Староминской, о наших славных героях. Читайте, узнавайте много нового и интересного о нашей Родине. Не забывайте и поэтические произведения. Одно их них я вам прочту.
Евгений Котенко
Если верно, что каждому Богом
Жизнь отмеряна щедрой рукой,
Так не будь же по жизни убогим,
Будь полезным, забудь про покой.
Что дано, принимай благодарно,
Только раз нам дана благодать,
Вместе с Солнцем сияй лучезарно,
Торопись людям радости дать.
(Всем учащимся выдаются полоски синего цвета)
Творческое задание
- Посмотрите на разноцветные полоски на ваших столах. Как вы думаете, что можно из них составить? (флаг Кубани)
- Верно. Разложите правильно полоски и приклейте в свой дневник.
(Дети выполняют задание)
Звучит «Ой, да Краснодарский край» в исполнении куб. казачьего хора.
IV. Рефлексия.
Продолжите предложения:
1. Сегодня я узнал, что…
2.Мне было интересно потому, что…
3. Мне неинтересно потому, что…
4. Мне стало интересно узнать…
Учитель: Каждый из Вас своими поступками и своим трудом может и сегодня прославить родную землю, родную Кубань. Не забывайте об этом.