СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Музыкальные и шумовые звуки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Музыкальные и шумовые звуки"»




















«Музыкальные и шумовые звуки»

Разработка урока музыки с использованием здоровьесберегающих технологий.























Пояснительная записка


Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). Известный венгерский композитор З.Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища».

Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Задача на уроке музыки – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

  • МУЗЫКОТЕРАПИЯ

  • ВОКАЛОТЕРАПИЯ

  • РИТМОТЕРАПИЯ

  • ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ

  • ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ

  • УЛЫБКОТЕРАПИЯ







МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.

ВОКАЛОТЕРАПИЯ

1.Благотворно влияет на работу почек, желез внутренней секреции;

2.Массирует гортань, щитовидную железу;

3.Влияет на работу сердца;

4.Высоко-вокальные звуки благотворно воздействуют на повышение иммунитета человека;

5.Пение помогает человеку развивать грамотное письмо, воздействуя на подкорку головного мозга.


Урок с использованием здоровьесберегающих технологий построен с учётом:

1.Работоспособности детей.

2.Использование средств наглядности.

3.Обязательное выполнение гигиенических требований.

4.Благоприятный эмоциональный настрой.

5.Организация для учащихся динамической паузы направлены на обучение учащихся элементарным приёмам здорового образа жизни.

6.Правильная посадка на уроке, правильная позиция при пении.

7.Проведение на уроке физкультминуток.

Цель: Используя здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - развивать музыкальные способности; через активную творческую деятельность - способствовать закреплению интереса детей к музыкальным занятиям.

Задачи:

1. Активно использовать метод вокалотерапии, через лечебное воздействие гимнастики А.Н.Стрельниковой (использование элементов дыхательной гимнастики)

2.Знакомить детей с образами природы в музыке Э.Грига.

3.Формировать эмоционально-устойчивый, положительный интерес к музыке

4.Воспитывать любовь и уважение к творчеству своего народа.







Лечебное воздействие гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм:

1.Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

2.Улучшает дренажную функцию бронхов.

3.Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани.

4.Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус.

5.Улучшает нервно- психическое состояние.

Этот вид разминки на уроке мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.

План урока

1. Приветствие – организационный момент.

2. Логопедическая гимнастика (элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой)

3. Распевка и исполнение песни «Я возьму карандаши».

4. Слушание: Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

5. Элементы пластического интонирования на уроке.

6. Работа с раздаточным материалом: классификация музыкальных и шумовых звуков.

7. Логопедическая гимнастика.

8. Разминка.

9. Упражнение «Ладошки» - (разминочное).

10«Нюхаем цветок»

11. Слушание: С.В. Рахманинов «Вокализ» - (слушаем и поём).

12. Физкультминутка

13. Слушание: Ария Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» «С подружками по ягоды ходить».

14. «Ты, река ли моя, реченька» русская народная песня.

15. Итог-повторение: исполнение песни по тексту(разучивание)

«Мамочка любимая».

16. Улыбкотерапия





















Ход урока.

Приветствие учителем учеников: (стоя)

(на распев, подряд, по звукам: I октава от До до Соль)

Здравствуйте ребята!

Приветствие учениками учителя - ответ: (стоя)

(на распев: Здравствуйте учитель!

Учитель: (свободная беседа) – С чего начинается день? День каждого человека? В чём особенность этого времени суток? Как музыкальными звуками нарисовать картину природы?

Дети: Ответы детей

Учитель: Машины торопливо везут людей на работу, детей к школьной калитке, а во дворе дворник наводит порядок – ритмично шуршит его метла!

  • Логопедическая гимнастика:

  • изображаем дворника с маленькой метёлкой - рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко «Щь» (мягкий знак в данном случае не орфографическая ошибка, а обозначение очень мягкого звука). Большая метла - увеличивается амплитуда дуги и звук произносится «Ш» (попеременно по 4 раза)



Учитель: Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы с вами идем в школу. Это утро человека. А в природе? Как ведут себя деревья, солнце, трава, животные, птицы и вся природа? Предлагаю вам мысленно, каждому вернуться в утро. Давайте попробуем нарисовать словами картину под названием «Природа утром», прислушаться к голосам природы и услышать её звуки.

Дети: Природа просыпается, поднимается солнышко, согревает землю, цветы и трава тянутся к солнышку.

Учитель: Давайте вспомним нашу песенку «Я возьму карандаши» - исполним её, но сначала распоёмся. (приложение №1)

Распевка: «Петь приятно и удобно». (приложение №2-ноты)

(при исполнении распевки дети поют 1-й куплет сидя, а 2-й куплет - встают на модуляцию исполняемого сопровождения на один тон выше!!!)



Исполняем песенку «Я возьму карандаши» - очень эмоционально, с движениями.

Учитель: Картину «природы утром» вы нарисовали и в этом помогли слова и наша песенка. А теперь я предлагаю обратиться к звукам музыкальным и создать с их помощью ту же самую картину.

Учитель: И так просыпается всё вокруг!

Солнышко всходит и небо светлеет,

Природа проснулась и утро пришло!

Послушайте теперь «Утро», которое изобразил в музыке композитор - приход утра и восход солнца с помощью оркестра.

Слушание: Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». (приложение №3)



Учитель: Похоже ли утро Э. Грига на ваше утро?



(Дети высказывают свои суждения в свободной форме. Важно, чтобы они строили свои рассуждения доказательно, опираясь на звучание музыки).



Учитель: Неправда ли, о музыке говорить очень трудно? Чтобы человек научился говорить о музыке, есть специальные слова. И некоторые из них вы уже знаете. Если мы будем говорить о музыке её же языком, то она станет приятнее и ближе. Сейчас мы ещё раз послушаем «Утро» Э. Грига, я попрошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, следуя за движением главной мысли произведения. Слушаем стоя!



«Слушаем стоя» - приём «слушания рукой» или «визуализация» - элементы пластического интонирования.



(Дети «рисуют» рукой движение музыки. Важно, чтобы они уловили рельефность музыкального рисунка – учитель помогает на доске).



Учитель: Что показывала наша рука? Какой оркестр исполняет это произведение? Мы услышали мелодию постепенно поднимающегося солнца. Так увидел утро Э. Григ.



Учитель: А какие звуки природы услышали вы в этом произведении?

Дети:

Учитель: А вы знаете, ребята, оказывается все звуки делятся на музыкальные и шумовые звуки. Возьмите карточки на вашем столе и попытайтесь разложить картинки на шумовые звуки и на музыкальные.

Дети выполняют работу.

Учитель: Молодцы справились прекрасно, а давайте проведём практическое занятие, я буду включать вам разные звуки, а вы, когда услышите шумовой звук пойте мне звук «Ш», а когда музыкальный – «А».

Выполняется задание.

Учитель: Молодцы. Ребята, а как вы думаете, чем отличается крик слона от писка мышки? Покажите мне где какой звук находится?

Дети показывают писк мышки вверху, а крик слона внизу.

Учитель: Правильно, звуки делятся не только на музыкальные и шумовые, но и на низкие и высокие. Голоса, как и звуки бывают разные. У каждого свой тембр (окраска звука) и регистр (высота звука). Возьмите карточки и попробуйте разложить их на высокие и низкие звуки.

Дети выполняют.

Учитель: Молодцы справились!



  • Логопедическая гимнастика

  • поднося кулачок к одному уху, представляем, что в руке маленький комарик, он пищит мягко: «Зь», в другом кулачке представляем большущего комара, он пищит «з» (поочерёдно по 4 раза)



  • Разминка

  • начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где скопление слизи во время насморка

  • выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А.Н.Стрельникой.



  • Упражнение «Ладошки» (разминочное)

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный вдох. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

 

Для здоровья человека очень важно дыхание. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения фольклорных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции.







Учитель: И вот представьте, мы с вами попадаем на лесную опушку. Как замечательно пахнет в лесу!!!

Потяните воздух носом медленно и глубоко.



1.Дышим – нюхаем цветок - глубоко вдохнули носом и шумно выдохнули ртом - на ХА-А-А-А-А-А-А-А-А-А



Рисунок 1. (ведем кистью руки (пальчики, будто держат мелок) по рисунку - рисуем в воздухе снизу – вдох - вверх к центру цветка)









2.Дышим – нюхаем цветок - глубоко вдохнули носом (ведем кистью руки (пальчики, будто держат мелок) по рисунку - рисуем в воздухе снизу – вдох - вверх к центру цветка) и на высоте (ноты Ля) пропойте, задержав дыхание на диафрагме, - гласную А:



Рисунок 2. на высоте ноты Ля пропеть гласную А.

А-А-А-А-А- А

С.В. Рахманинов «Вокализ» (приложение №4) приём «слушания рукой» или «визуализация» - элементы пластического интонирования.

Ребята, скажите, каким инструментом исполняется этот вокализ?

Ответы детей.

Правильно голосом. Голос – это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку самой природой. У каждого человека он звучит по-разному. Как прекрасно исполнен этот вокализ, как вы думаете, чтобы так петь, нужно учиться?

Дети отвечают.

Учитель: Конечно же, чтобы прекрасно петь, нужно учиться, сейчас мы с вами послушаем ещё одно вокальное произведение, и я очень хочу, чтобы вы послушали его внимательно и рассказали мне о своих впечатлениях.

Слушание: Ария Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» «С подружками по ягоды ходить». (приложение №5)

Дети рассказывают о впечатлениях от прослушивания песни.


Физкультминутка (приложение №6) (исполняется стоя, с движениями)

У оленя дом большой.

1.У оленя дом большой!

Он глядит в своё окошко,

Заяц по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

-Тук – тук! Дверь открой-

-Там в лесу охотник злой!

-Заяц! Заяц, забегай,

-Лапу мне давай.


Учитель: Вы знаете, ребята, на Руси славяне считали, что поет в человеке сама ДУША и пение – это ее естественное состояние. На Руси с помощью песни и пения даже лечили хвори и плохое настроение. Считали, что песня все недуги лечит. Пели люди и в горе, и в радости, водили хоровод, танцевали и действительно песня и настроение поднимала и самочувствие улучшала.

Слушание: «Ты, река ли моя, реченька»

русская народная песня (приложение №7)

(Во время слушания музыки допускается свободная посадка за партой, используем приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки).

Учитель: Песня, которую мы свами сейчас послушали народная, то есть её сочинил и пел русский народ. В народных песнях поют, о чем думают, не лгут. Поют открыто, так же и живут с открытым сердцем, и открытой душой. Как раз эта открытость и делает любой голос красивым.


Давайте поднимем себе настроение хорошей песней. Скоро мамин праздник и мы с вами начнём учить песню в подарок нашим мамочкам.

(На экране текст песни, песню сначала исполняет учитель, потом громко, вслух читаем текст песни, и только после этого по строчке поем и заучиваем мелодию.)

Исполняют песню «Мамочка любимая» (приложение №8)

Учитель: В начале урока мы начали разговор о звуках. И теперь мы знаем какие бывают звуки, как они звучат. Что они бывают музыкальными и шумовыми, высокими и низкими.

Оказывается, голос человека самый универсальный в мире инструмент – он может звучать и петь по-разному. А для того чтобы он звучал красиво, нужно учиться им владеть.

А что ещё вы узнали на нашем уроке?

Дети отвечают.

Учитель: Если вам понравился наш урок я хочу, чтобы мы с вами друг другу улыбнулись.

Улыбаются.

Учитель: Мне так приятно видеть ваши улыбки, ребята. Улыбайтесь почаще, ведь ваша улыбка как магнитом притягивает к вам удачу!































Литература


1.Е.А.Королёва «Музыка в сказках, стихах и картинках». Книга для учащихся и учителей. М., «Просвещение»1994г.

2.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

3.Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.

4.Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия». М.: Владос, 2000г.

5.Т.А.Замятина «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие -М., Изд-во «Глобус» -2010г.

6. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г

7.Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос,2002г.
8.Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,1988г.


Используемые ресурсы


1. http://www.smsobor.ru/milk/2184.html

2. http://dump.ru/file/3760793

3. видео-ролик http://video.mail.ru/mail/valgrig53/5355/5356.html

4. http://samarl.ucoz.ru/load/muzyka/kazhdyj_po_svoemu_mamu_pozdravit/2-1-0-23

5. http://www.openclass.ru/node/287216
















Приложение №1.

https://x-minus.me/track/287934/я-возьму-карандаши


Я возьму карандаши,

Землю нарисую,

А на ней уютный дом

И семью большую!

Я возьму карандаши,

Небо нарисую,

И большой воздушный шар

В клеточку цветную.


Я хочу увидеть мир

и людей повсюду

прокатиться на слоне,

А может на верблюде


Привет:

Этот мир для всех для нас

В нем так много разных глаз

Черные и карие

Добрые, как мамины,

Голубые, серые

Синие, зеленые

Все цвета прекрасные,

Потому что разные.


Мой волшебный карандаш

Нарисует солнце

Даже грустный человек

Сразу улыбнется

Из цветных карандашей

Выбирай любые

И рисуй свои мечты

Самые цветные

Приложение №2 – ноты+текст Распевка: «Петь приятно и удобно»

http://moemesto.ru/karkaev/link/14215226


Приложение №3. Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

http://moemesto.ru/karkaev/link/14215032


Приложение №4. «Вокализ» С.В.Рахманинов

http://moemesto.ru/karkaev/link/14215187


Приложение №5. Ария Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» «С подружками по ягоды ходить».

http://moemesto.ru/karkaev/link/14214318

Приложение №6. физкультминутка ( исполняется стоя, с движениями)

У оленя дом большой. http://dump.ru/file/3760793

http://moemesto.ru/karkaev/link/14215236


Приложение №7. «Ты, река ли моя реченька» (русская народная песня)

1. http://moemesto.ru/karkaev/link/14214308

2. http://moemesto.ru/karkaev/link/14215220

видео-ролик http://video.mail.ru/mail/valgrig53/5355/5356.html

3.http://smoz.ru/mp3/?q=%D1%82%D1%8B%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B0&page=1

Приложение №8.

1. Солнышко на небе улыбается, мамочка на праздник наряжается

Папа ей подарит праздничный букет, лучше и добрее мамы в целом мире нет.

Припев:

Мамочка любимая, мама дорогая в этот день особенный я тебе желаю

Улыбайся весело, пой со мною песенку - всегда здорова будь родная.


2. Даже если всю планету обойдешь, краше и милее мамы не найдешь.

Ласковые руки, добрая душа, до чего же ты сегодня, мама хороша.

https://x-minus.me/track/418443/mamocka-ljubimaja








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!