Актуализация знаний | - Ребята, что такое фольклор? - Какие жанры народного творчества вы знаете? - Приведите примеры каждого жанра. - С какими жанрами вы уже познакомились на уроках музыки? - Говорят, что русский народ сопровождает пением все случаи своей жизни, всякое дело, и веселье, и печаль. Так ли это? - Какие виды жанровых песен вы знаете? - Верно. Вы упомянули такой вид песен, как исторический. Как вы думаете, с каким жанром фольклора связан этот вид песен? - Я вам помогу, дам подсказки. Но чтобы их получить, я предлагаю вам послушать стихотворение: Силен, как вольный ветер Могуч, как ураган, Он защищает землю! От злобных басурман! Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей! - Ребята, о ком идет речь в стихотворении? - Кто такой богатырь? - Каких богатырей вы знаете? - В каких произведениях рассказывается о богатырях? - Что такое былины? - Какие былины вы знаете? - Знаете ли вы, как исполняются былины? - Знаете ли особенности былин? - Какая тема урока? - Назовите цель урока. | - Устное народное творчество. - Песни, пословицы, сказки, поговорки, скороговорки, частушки, потешки, былины, загадки. - Песня «Тонкая рябина», «Во поле березка стояла»; пословицы «Хлеб да каша – пища наша», «Усердие и труд все перетрут»; сказки «Сивка-бурка», «Репка», поговорки «Бережёного Бог бережёт», «Дело мастера боится»; скороговорки «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа», «От топота копыт пыль по полю летит»; потешки «Жили у бабуси два веселых гуся», «Как на Ванькины именины», былины «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин», «Садко»; загадки «Одна нога, много рук», «Из нее берешь — Она больше становится». - Песни, частушки. - Да, песни всегда сопровождали человека. Выделяют виды песен, в соответствии с занятием людей или их состоянием. - Трудовые, обрядовые, исторические, колыбельные, игровые, плясовые, солдатские. - Не знаем. - О богатыре. - Герой, который отличаются большой силой и совершающий великие подвиги патриотического характера. - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. - В былинах. - Это русские народные эпические песни о подвигах богатырей. - «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин», «Садко». - Нет. - Нет. - Былина как древний жанр русского песенного фольклора. - Узнать о былине как жанре русского песенного фольклора. | Слайд 2-10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 |
Основная часть | - Былины – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Как вы сказали ранее, былины – это русские народные эпические песни о подвигах богатырей. - Как вы думаете, что значит эпические песни? - Да, это песни, раскрывающие героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героев-богатырей. - Скажите, былины сказывались без музыкального сопровождения или с музыкальным сопровождением? - Я предлагаю вам посмотреть видеоролик и узнать ответ на этот вопрос. - Как исполняются былины? - Под звучание какого инструмента сказывалась былина? - Как называют человека, играющего на гуслях? - Гусли – это инструмент какого оркестра? - Верно. Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в древней Руси их называли баянами. Народные певцы-сказители сказывали былины под аккомпанемент гуслей. - Опишите исполнение былины. - Вы верно определили. Баяны сказывали былины нараспев, как неторопливое повествование. - Подумайте и скажите, от какого слова произошел термин «былина»? - Верно. Что означает слово «быль»? - Верно. Как вы думаете, все, что сказывается в былине – правда? - Докажите. - Верно. Былина содержит в себе вымысел. Как вы думаете, о чем еще были былины? - Верно. Делится ли былина на части? - Верно. Структура былины предполагает начало с запева. - Ребята, сегодня вы познакомитесь с запевом былины «О Добрыне Никитиче» в обработке композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. - Перед прослушиванием, вам необходимо узнать, о чем былина. Матвей подготовил небольшое сообщение о сюжете былины. - Итак ребята, о чем былина? - Ребята, сейчас мы прослушаем запев былины в обработке композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Настройтесь на прослушивание, не отвлекайтесь. - Вам понравилось исполнение? - Какие чувства вы испытали во время прослушивания? - О чем сказывается в запеве? - Верно. Как звучал запев? В каком темпе? - Как вы думаете, почему именно так звучит былина? - Да, былины сказывались медленно, так как важно при прослушивании уловить содержание, понимать, о чем идет речь. Громко или тихо звучала былина? - Почему? Что этим показывается? - Верно. Человек сказывает былину, повествует нам о богатырях, князьях. Музыкальное сопровождение всегда тише самого повествования, важно чтобы музыка не мешала и не была громче голоса рассказчика. Иначе мы не услышим, что он нам доносит. - Скажите, какие звуки используются, низкие или высокие? - Почему используются именно такие звуки? Как вы считаете? - Представьте, если бы звучание было высоким, получился бы образ богатыря? Отражало бы это силу, мощь, отвагу? - Да, верно. Именно низкие голоса, звуки помогают изобразить как раз сильный, мощный образ витязя. - Определите ритм произведения? - Как вы думаете, почему именно так звучит былина? Почему используется такой ритм? - Да, вы правы. Опять же важно, чтобы слушатели уловили смысл. Если бы был скачущий ритм, какой был бы эффект? - Да, неравномерный ритм не дал бы нужного эффекта. Скажите, исполнение меняется или все время одинаковое? - Что нам это показывает? - Ребята, я предлагаю еще раз прослушать запев, но теперь с опорой на картину Виктора Васнецова «Богатыри». - Музыкальный образ былины и художественный образ богатырей близки? - Совершенно верно. Здесь мы прослеживаем взаимопроникновение жанров искусства, влияние одного на другой. - Ребята, давайте обобщим, как исполняют былины. - Верно. Для былины характерен плавный переход от слова к слову, фразы звучат слитно, как будто одна вытекает из другой. - Сегодня мы с вами попробуем исполнить вступление к былине в обработке композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. - Для начала, я предлагаю хором прочитать текст вступления. У каждого на столе лежит карточка с текстом. - Приготовились, три-четыре: Как во городе стольно-киевском, У Владимира Красна Солнышка; Начинается как почестный пир На многи князья и бояровья, Как на тыи богатыри великие, Как на тыи поляницы удалые. Уж как все-то на пиру наедалися, Уж как все-то на пиру напивалися, Да уж как все-то на пиру порасхвастались. - Ребята, все ли слова вам знакомы? - Молодцы. Теперь я исполню запев, а вы послушайте. - Ребята, а теперь я предлагаю спеть со мной. Но для этого нужно распеться. Распевка разогревает перед пением связки, позволяет вокалисту настроиться. - Теперь мы с вами распелись и готовы к исполнению. (Исполняет с обучающимися 2-3 раза) | - Песни о героях и их подвигах. - Не знаем. - С музыкальным сопровождением. - Под гусли. - Гусляр. - Гусли – инструмент русского народного оркестра. - Былина исполнялась нараспев, неторопливо, спокойно, монотонно, тягуче. - Былина произошла от слова быль. - Быль – это то, что действительно происходило. - Нет, в былинах есть вымысел. - В былине «Садко» человек находился долгое время под водой без специального оборудования и остался жив. Еще он разговаривал с Морским царем, но его ведь не существует. - О красоте и широте Русской земли, исторических событиях, о героях, правителях. - Да, на вступление, изложение сюжетной линии, финал. (Выступает) - Добрыня Никитич купался в реке и был застигнут врасплох Змеем. Но богатырь не растерялся, набрал полную шляпу песка и победил Змея. Но убивать Змея Добрыня не стал, напротив они помирились и Змей обещал Добрыне не трогать Киевских земель. - Да/нет. - Чувство умиротворения. - О пире в стольном граде Киеве у князя Владимира Красно Солнышко. - В умеренном темпе, протяжно. - Музыка похожа на рассказ, темп умеренный, чтобы мы успевали понимать, о чем идет речь. - Былина звучала негромко. - Былина звучала негромко, так как это повествование, рассказ. - Низкие и средние по звучанию. - Низкий голос сказителя, тихая музыка, низкая по звучанию, показывает мощь, силу, отвагу богатырей, народа, государства. - Нет, тогда образ уже был бы другим, например, более легким, может лиричным. - Ритм равномерный. - Равномерный ритм раскрывает размеренность, спокойствие. Также равномерный ритм отлично сопровождает речь. Он достаточно размеренный, чтобы мы успевали улавливать сюжет. - Трудно воспринимался бы текст, не было бы образа богатырской уверенности, мощи. - Одинаковое. - Статичность, уверенность. Создается ощущение разговора. - Да, музыка раскрывает образ сильного русского духа. При прослушивании, опираясь на живописный образ богатырей, мы находим этому подтверждение. - Былина исполняется нараспев, неторопливо, спокойно, монотонно, тягуче. Возникает ощущение непрерывности звучания. Как во городе стольно-киевском, У Владимира Красна Солнышка; Начинается как почестный пир На многи князи и бояровья, Как на тыи богатыри великие, Как на тыи поляницы удалые. Уж как все на пиру наедалися, Уж как все на пиру напивалися, Да уж как все-то на пиру порасхвастались. - Нет, мы не знаем значение слова поляницы. (Распеваются) (Исполняют запев) | Слайд 14 Слайд 15 Видеоролик (1) Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 Распевка «Звуки музыки» (3) Слайд 27 Слайд 26 |