СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки 3 класс Тема: «Картины, изображающие музыкальные инструменты»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока музыки в 3 классе по программе В. В. Алеева "Картины, изображающие музыкальные инструменты"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки 3 класс Тема: «Картины, изображающие музыкальные инструменты»»

конспект урока музыки 3 класс 26 урок


Тема: «Картины, изображающие музыкальные инструменты»


Цель:

ввести детей в мир народных музыкальных инструментов,

с помощью музыкального и изобразительного искусства,

познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке используя ИКТ, здоровьсберегающие технологии.


Обучающие:

Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия;

Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам; используя русские народные музыкальные инструменты;

Показать взаимосвязь музыки и живописи.


Развивающие:

Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство;

Развивать образное, логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально.

Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально (логоритмическая сказка «Теремок).


Воспитательные:

Через народное музыкальное и изобразительное творчество, формировать интерес к русской музыкальной культуре.

Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей Страны.


Форма урока:

Урок-творчества


Используемые методы:

частично - поисковый метод,

метод соучастия,

арттерапевтический (сказкотерапия).


Педагогическая технология:

Технологии детского музицирования;

Технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;

ИКТ технологии;

Технологии формирования певческой культуры учащихся;

Технологии становления ассоциативно-образного мышления учащихся


Примечание:

урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате Power Point.


Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование с проектором, музыкальный центр, синтезатор, музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, свирели, марокасы, бубен, домра, шумовые инструменты придуманные детьми.


Новые понятия:

оркестр русских народных инструментов, оркестровая партитура.


Ход урока:

Музыкальное приветствие

-Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, учитель!

Эмоциональный настрой на работу

-Как живешь?- Вот так! (с движениями)

-Как даешь?

-Как берешь?

-Как идешь?

-Как бежишь?

-Как шалишь?

-Как спишь?

-Как сидишь?


Введение в тему урока:

Искусство - это сказка и яркая мечта,

А звуки это краски для сердца и ума.

И для души, что рвется в неведомый полет,

Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.


Вступление и объяснение учебного материала:


Учитель: «Великая цель искусства – потрясать воображение, поэтому художник и композитор не должны подчёркивать те средства, которыми они это достигают; зритель и слушатель должны только почувствовать воздействие их усилий».


Учитель: Звуки пели, дрожали так звонко,

Замирали и пели сначала.

Звуки скрипка так дивно звучали,

Разливаясь в безмолвии ночи. А.Толстой


Учитель: эти и многие другие стихотворения поэтов, музыкантов, художников, учёных прошлого и настоящего рассказывают об отношении людей к искусству. Кого-то оно восхищает, кого-то вдохновляет, побуждает к творчеству. Кого-то веселит и забавляет, кому-то помогает справиться с тревогой, бедой и вновь обрести потерянную надежду, веру и любовь. Вот и мы собрались сегодня послужить этому волшебному источнику, умножить радость от общения с искусством и разделить её между всеми нами.

Слайд №2 — Гармонь


Учитель: ребята, какой музыкальный инструмент изображен на картине?

Дети: гармонь.

Дети исполняют песню «Русская гармонь» оркеструя ее придуманными шумовыми инструментами.


Учитель: представленные репродукции известных произведений живописи погружают нас в атмосферу различных эпох, помогают почувствовать национальный колорит, представить не только внешний вид инструмента, но и услышать его звучание – задумчивое, ласковое, нежное, плавное, свободное и неторопливое.


Учитель: Какой инструмент изобразили художники?

Учитель: ребята, какой музыкальный инструмент изображен на картине?

Дети: ложки.


Учитель: ребята послушайте звучание музыкального инструмента и определите его название?

Дети балалайка.

(читают доклады про балалайку)Учитель: а теперь посмотрите на предметы декоративно – прикладного искусства.



Один из любимых персонажей народных сказок – певец-пастушок. Его изображение мы видим на

репродукциях мастеров лаковой миниатюры из Федоскино. Скоморохи были непременными участниками праздников, гуляний и обрядов. Они веселили людей шутками, разыгрывали театрализованные представления. Самыми распространёнными музыкальными инструментами среди разудалых парней были гармошка и балалайка. В разные времена балалайку называли и балабойкой, и балабайкой, но до наших дней сохранилось первое название – балалайка.


Учитель: Музыканты — народ творческий. Любит петь и танцевать. Мы с вами не исключение. Давайте инсценируем песню «Теремок» с музыкальными инструментами.


Исполнение песни «Теремок»


Дети поют русскую народную песню «Теремок» (пальчиковая гимнастика)

Мышка: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.


Педагог: и стала Мышка жить в теремке.

Давайте закроем глазки и послушаем спокойную музыку и вместе с мышкой отдохнем. (Звучит музыка Э. Грига «Грезы любви»)


Педагог: испекла лягушка торт, зажгла на нем свечки, давайте поможем лягушке задуть свечки. (Дыхательная гимнастика «Свеча» приложение №2)


Дети поют русскую народную песню «Теремок» (логоритмика)


Лиса: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.


Волк: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.


Педагог: стал волк в теремке поживать научил зверей танцевать. (Ритмотерапия «Головой мы покачаем» Е. Железнова)


Медведь: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.


Педагог: а медведь принес в теремок музыкальные инструменты. Звери инструменты взяли и дружно заиграли. («Вальс шутка» Д. Шостакович)


Учитель: во все времена художники создавали прекрасные произведения искусства.


Вопрос: А где хранятся они?


Ответы учеников. В музеях


Учитель: Лучшие из них хранятся в музеях. Каждый человек может прийти в музей, чтобы испытать радость от встречи с искусством.


Учитель: музей музыкальных инструментов был открыт в 1900 году бароном К. К.

Штакельбергом в Галерейном флигеле дворца Шереметевых. Род Шереметевых владел дворцом около 150 лет, но после Октябрьской революции С. Д. Шереметев передал здание в государственную собственность. С тех пор там размещались различные институты и организации. В конце 20 века несколько залов дворца выделили под возрожденный Музей музыкальных инструментов. В этом музее представлены все основные группы музыкальных инструментов: ударные, духовые, смычковые, клавишные и щипковые. Древнейшим экспонатом музейного собрания считается продольная костяная флейта, относящаяся приблизительно ко второму тысячелетию до нашей эры, а самые современные образцы относятся к концу 20 века. Велики и географические рамки коллекции: она включает как любительские, так и профессиональные музыкальные инструменты из стран Европы, Азии и Африки. На основе экспонатов музея можно собрать почти любую разновидность оркестра - современный симфонический, барочный, русский народный и даже фольклорный индонезийский. В собственности музея находятся несколько частных собраний. В коллекции есть даже музыкальные инструменты, в свое время принадлежавшие российским императорам, например, флейты Александра I, а также медные духовые и персидские инструменты большого любителя "помузицировать" Александра III.


Уникальными экспонатами являются мемориальные инструменты известных композиторов, среди которых важное место занимает скрипка А. Страдивари. Музей занимается не только сбором новых экспонатов. Работающие в нем специалисты воссоздают старинные, в том числе античные, музыкальные инструменты, а также реставрируют созданные в прошлых столетиях скрипки, клавесины и другой музыкальный антиквариат. Главная же особенность этого музея Петербурга заключается в том, что выставляемые музыкальные инструменты здесь не бездействуют - время от времени на них играет оркестр Шереметьевского дворца "Новая Голландия". Так что для посетителей музея здесь устраиваются не только экскурсии и лекции по истории искусства, но и концерты классической и народной музыки, исполняемой на музейных экспонатах.


Слайд №12 – Русские народный оркестр


Звучит вариации русской народной песни «Светит месяц».


Учитель: мы слышим звучание свирели, дудочки, балалайки, рожка, гармошки и др..


Учитель: музыкальные инструменты разговаривают между собой на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.

Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Будем сами исполнять народную музыку.


Минутка здоровья

Предлагаю несколько команд на улучшение качества зрения, которые отлично тренируют глазную мышцу, предотвращает ее спазмы:

-«вращения»

-«вертикали- горизонтали»

-«удивление»

-«косые глаза»


Театр пантомимы

Учащиеся встают, кладут друг другу руки на плечи и имитируют движения:

поезда;

самолета;

трактора;

черепахи;

змеи;

медведя;

пингвина.


Гимнастика Стрельниковой А.Н.

Эта гимнастика восстанавливает голос певца и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

-повышает общую сопротивляемость организма

-улучшает нервно- психическое состояние

(упражнение «Ладошки», «Насос», «Кошка»)


Рефлексия. Закрепление полученных знаний:

Учитель: ребята, вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок с изображением русских народных музыкальных инструментов. На экране появятся загадки о них, а вы отвечайте поднятием картинки-ответа на эти загадки.


Загадки:

Деревяшка, три струны,

Натянутых, тонких.

Вы узнать ее должны!

Поет очень звонко.

Поскорее угадай-ка,

Что же это?

Дети: балалайка


Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри,

Угощение внутри.

Дети: ложка


У нее вся душа на распашку,

И хоть пуговки есть — не рубашка

Не индюшка, надувается,

И не птица, а заливается.

Дети: гармошка


Заключительный этап:

Учитель: сегодня на уроке мы с вами прикоснулись к удивительному, волшебному и многообразному миру искусства: музыки и изобразительному искусству и надеемся, что этот урок не оставил вас равнодушными. Вы пели, смотрели, слушали, играли на музыкальных инструментах. И мы хотим верить, что искусство для вас станет неотъемлемой частью вашей жизни. Есть замечательные слова: любое искусство – это внешнее проявление внутреннего содержания. Так хотелось бы верить, что это внутреннее содержание после сегодняшнего урока стало чуть-чуть богаче, ярче и эмоциональнее.

Дома попробуйте выполнить эскиз понравившихся музыкальных инструментов. За урок ставлю всем пятерки. Наш урок окончен. До новых встреч! Дети выходят из класса под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!