конспект урока музыки 3 класс 26 урок
Тема: «Картины, изображающие музыкальные инструменты»
Цель:
ввести детей в мир народных музыкальных инструментов,
с помощью музыкального и изобразительного искусства,
познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке используя ИКТ, здоровьсберегающие технологии.
Обучающие:
Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия;
Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам; используя русские народные музыкальные инструменты;
Показать взаимосвязь музыки и живописи.
Развивающие:
Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство;
Развивать образное, логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально.
Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально (логоритмическая сказка «Теремок).
Воспитательные:
Через народное музыкальное и изобразительное творчество, формировать интерес к русской музыкальной культуре.
Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей Страны.
Форма урока:
Урок-творчества
Используемые методы:
частично - поисковый метод,
метод соучастия,
арттерапевтический (сказкотерапия).
Педагогическая технология:
Технологии детского музицирования;
Технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;
ИКТ технологии;
Технологии формирования певческой культуры учащихся;
Технологии становления ассоциативно-образного мышления учащихся
Примечание:
урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате Power Point.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование с проектором, музыкальный центр, синтезатор, музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, свирели, марокасы, бубен, домра, шумовые инструменты придуманные детьми.
Новые понятия:
оркестр русских народных инструментов, оркестровая партитура.
Ход урока:
Музыкальное приветствие
-Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!
Эмоциональный настрой на работу
-Как живешь?- Вот так! (с движениями)
-Как даешь?
-Как берешь?
-Как идешь?
-Как бежишь?
-Как шалишь?
-Как спишь?
-Как сидишь?
Введение в тему урока:
Искусство - это сказка и яркая мечта,
А звуки это краски для сердца и ума.
И для души, что рвется в неведомый полет,
Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.
Вступление и объяснение учебного материала:
Учитель: «Великая цель искусства – потрясать воображение, поэтому художник и композитор не должны подчёркивать те средства, которыми они это достигают; зритель и слушатель должны только почувствовать воздействие их усилий».
Учитель: Звуки пели, дрожали так звонко,
Замирали и пели сначала.
Звуки скрипка так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи. А.Толстой
Учитель: эти и многие другие стихотворения поэтов, музыкантов, художников, учёных прошлого и настоящего рассказывают об отношении людей к искусству. Кого-то оно восхищает, кого-то вдохновляет, побуждает к творчеству. Кого-то веселит и забавляет, кому-то помогает справиться с тревогой, бедой и вновь обрести потерянную надежду, веру и любовь. Вот и мы собрались сегодня послужить этому волшебному источнику, умножить радость от общения с искусством и разделить её между всеми нами.
Слайд №2 — Гармонь
Учитель: ребята, какой музыкальный инструмент изображен на картине?
Дети: гармонь.
Дети исполняют песню «Русская гармонь» оркеструя ее придуманными шумовыми инструментами.
Учитель: представленные репродукции известных произведений живописи погружают нас в атмосферу различных эпох, помогают почувствовать национальный колорит, представить не только внешний вид инструмента, но и услышать его звучание – задумчивое, ласковое, нежное, плавное, свободное и неторопливое.
Учитель: Какой инструмент изобразили художники?
Учитель: ребята, какой музыкальный инструмент изображен на картине?
Дети: ложки.
Учитель: ребята послушайте звучание музыкального инструмента и определите его название?
Дети балалайка.
(читают доклады про балалайку)Учитель: а теперь посмотрите на предметы декоративно – прикладного искусства.
Один из любимых персонажей народных сказок – певец-пастушок. Его изображение мы видим на
репродукциях мастеров лаковой миниатюры из Федоскино. Скоморохи были непременными участниками праздников, гуляний и обрядов. Они веселили людей шутками, разыгрывали театрализованные представления. Самыми распространёнными музыкальными инструментами среди разудалых парней были гармошка и балалайка. В разные времена балалайку называли и балабойкой, и балабайкой, но до наших дней сохранилось первое название – балалайка.
Учитель: Музыканты — народ творческий. Любит петь и танцевать. Мы с вами не исключение. Давайте инсценируем песню «Теремок» с музыкальными инструментами.
Исполнение песни «Теремок»
Дети поют русскую народную песню «Теремок» (пальчиковая гимнастика)
Мышка: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.
Педагог: и стала Мышка жить в теремке.
Давайте закроем глазки и послушаем спокойную музыку и вместе с мышкой отдохнем. (Звучит музыка Э. Грига «Грезы любви»)
Педагог: испекла лягушка торт, зажгла на нем свечки, давайте поможем лягушке задуть свечки. (Дыхательная гимнастика «Свеча» приложение №2)
Дети поют русскую народную песню «Теремок» (логоритмика)
Лиса: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.
Волк: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.
Педагог: стал волк в теремке поживать научил зверей танцевать. (Ритмотерапия «Головой мы покачаем» Е. Железнова)
Медведь: кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Буду в теремочке жить, со здоровьем дружить.
Педагог: а медведь принес в теремок музыкальные инструменты. Звери инструменты взяли и дружно заиграли. («Вальс шутка» Д. Шостакович)
Учитель: во все времена художники создавали прекрасные произведения искусства.
Вопрос: А где хранятся они?
Ответы учеников. В музеях
Учитель: Лучшие из них хранятся в музеях. Каждый человек может прийти в музей, чтобы испытать радость от встречи с искусством.
Учитель: музей музыкальных инструментов был открыт в 1900 году бароном К. К.
Штакельбергом в Галерейном флигеле дворца Шереметевых. Род Шереметевых владел дворцом около 150 лет, но после Октябрьской революции С. Д. Шереметев передал здание в государственную собственность. С тех пор там размещались различные институты и организации. В конце 20 века несколько залов дворца выделили под возрожденный Музей музыкальных инструментов. В этом музее представлены все основные группы музыкальных инструментов: ударные, духовые, смычковые, клавишные и щипковые. Древнейшим экспонатом музейного собрания считается продольная костяная флейта, относящаяся приблизительно ко второму тысячелетию до нашей эры, а самые современные образцы относятся к концу 20 века. Велики и географические рамки коллекции: она включает как любительские, так и профессиональные музыкальные инструменты из стран Европы, Азии и Африки. На основе экспонатов музея можно собрать почти любую разновидность оркестра - современный симфонический, барочный, русский народный и даже фольклорный индонезийский. В собственности музея находятся несколько частных собраний. В коллекции есть даже музыкальные инструменты, в свое время принадлежавшие российским императорам, например, флейты Александра I, а также медные духовые и персидские инструменты большого любителя "помузицировать" Александра III.
Уникальными экспонатами являются мемориальные инструменты известных композиторов, среди которых важное место занимает скрипка А. Страдивари. Музей занимается не только сбором новых экспонатов. Работающие в нем специалисты воссоздают старинные, в том числе античные, музыкальные инструменты, а также реставрируют созданные в прошлых столетиях скрипки, клавесины и другой музыкальный антиквариат. Главная же особенность этого музея Петербурга заключается в том, что выставляемые музыкальные инструменты здесь не бездействуют - время от времени на них играет оркестр Шереметьевского дворца "Новая Голландия". Так что для посетителей музея здесь устраиваются не только экскурсии и лекции по истории искусства, но и концерты классической и народной музыки, исполняемой на музейных экспонатах.
Слайд №12 – Русские народный оркестр
Звучит вариации русской народной песни «Светит месяц».
Учитель: мы слышим звучание свирели, дудочки, балалайки, рожка, гармошки и др..
Учитель: музыкальные инструменты разговаривают между собой на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.
Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Будем сами исполнять народную музыку.
Минутка здоровья
Предлагаю несколько команд на улучшение качества зрения, которые отлично тренируют глазную мышцу, предотвращает ее спазмы:
-«вращения»
-«вертикали- горизонтали»
-«удивление»
-«косые глаза»
Театр пантомимы
Учащиеся встают, кладут друг другу руки на плечи и имитируют движения:
поезда;
самолета;
трактора;
черепахи;
змеи;
медведя;
пингвина.
Гимнастика Стрельниковой А.Н.
Эта гимнастика восстанавливает голос певца и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
-повышает общую сопротивляемость организма
-улучшает нервно- психическое состояние
(упражнение «Ладошки», «Насос», «Кошка»)
Рефлексия. Закрепление полученных знаний:
Учитель: ребята, вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок с изображением русских народных музыкальных инструментов. На экране появятся загадки о них, а вы отвечайте поднятием картинки-ответа на эти загадки.
Загадки:
Деревяшка, три струны,
Натянутых, тонких.
Вы узнать ее должны!
Поет очень звонко.
Поскорее угадай-ка,
Что же это?
Дети: балалайка
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри.
Дети: ложка
У нее вся душа на распашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка
Не индюшка, надувается,
И не птица, а заливается.
Дети: гармошка
Заключительный этап:
Учитель: сегодня на уроке мы с вами прикоснулись к удивительному, волшебному и многообразному миру искусства: музыки и изобразительному искусству и надеемся, что этот урок не оставил вас равнодушными. Вы пели, смотрели, слушали, играли на музыкальных инструментах. И мы хотим верить, что искусство для вас станет неотъемлемой частью вашей жизни. Есть замечательные слова: любое искусство – это внешнее проявление внутреннего содержания. Так хотелось бы верить, что это внутреннее содержание после сегодняшнего урока стало чуть-чуть богаче, ярче и эмоциональнее.
Дома попробуйте выполнить эскиз понравившихся музыкальных инструментов. За урок ставлю всем пятерки. Наш урок окончен. До новых встреч! Дети выходят из класса под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов.