СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки для 4 класса Тема урока: «Ярмарочное гулянье»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представляет собой яркий образец русского фольклора в музыке. Материал полезен для уроков и внеклассных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки для 4 класса Тема урока: «Ярмарочное гулянье»»

Конспект урока музыки

для 4 класса по программе Е. Критской

Тема урока:«Ярмарочное гулянье»

Цель урока: – знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского (балет «Петрушка»).


Задачи:


Образовательные:

- познакомить с музыкальным образом ярмарки, с балетом И. Стравинского «Петрушка»


Развивающие:

- Развивать чувства и эмоции детей, их воображение, побуждать к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;

- способствовать развитию детского воображения;


Воспитательные:

-Воспитывать интерес и любовь к красоте русской музыки, бережно относиться к ней.


Предметные УУД:

- познакомить детей с русским народным творчеством, народными традициями, народными праздниками;

- прививать любовь к русским песням и танцам, желание их исполнять.


Метапредметные УУД:

- осознанно выбирать способы решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования. Сравнивать средства выразительности в музыке и в стихах;

- владеть навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке;


Личностные УУД:

- формировать нравственные чувства (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре русского народа), проявлять эмоциональную отзывчивость при исполнении русских народных песен.


Используемые методы:

Словесно – индуктивный (беседа)

Частично – поисковый (импровизация)

Побуждение к сопереживанию

Ситуация успеха

Творческое задание











1.Эмоциональный настрой

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок.



Тут девчонки и мальчишки,

Игры, песни все для вас!

Пожелаем всем удачи-

За работу! В добрый час.



2.Актуализация знаний



Слушание «Осенняя песня» П.Чайковского. Вопросы по характеру.

У: Сейчас мы с вами выполним задание.

1.Какому поэту принадлежат эти строки:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса»?

2.У какого поэта осень любимое время года?

3.Музыка какого русского композитора соответствует настроению поэзии поэта?



Взаимопроверка карточек.

3Постановка цели задачи урока:

Слушание песни «Ярмарки краски», рассматривание картины Нагорнова «Ярмарка», анализ настроения песни и картины.

Учитель: Если мы поймем, о чем поется в песне и изображено на картине, мы узнаем тему нашего урока.

Дети: Ярмарка.

Пушкин тоже любил посещать ярмарки.

Учитель: А какую мы с вами поставим перед собой цель? (узнать, что такое ярмарка, познакомится с традицией ярмарочных гуляний)

Учитель: Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?

(как вы представляете себе ярмарку?

(Ответы детей.)

Учитель: Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года.



Каждый продавец на ярмарке расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Мед липовый, вкусный, полезный, налетай, покупай!»

Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке разделимся на команды

1 команда - вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики.Подумайте, как вы будете зазывать покупателей. (На столе у ребят лежит ожерелье из сушек)

2 команда - вы продаете яблоки( На столе яблоки)

3 команда - вы продаете пряники (На столе пряники)

Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, не сговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! 

Спасибо, ребята.

Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке





4. Открытие нового знания

Учитель:На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! 

Без этого весельчака и балагура не обходилась ни одна ярмарка. Он

пел, танцевал, шутил со всеми. Кто этот герой? 



Показываю сделанную мной куклу Петрушку.

(ответы детей – Петрушка)



Эй! Народ честной да удачливый,
Все на ярмарку поворачивай.



Учитель: Кто из вас хочет сыграть роль Петрушки?

Выбираю 1 ребенка, надеваю ему на руку куклу-перчатку, даю текст.

Встань, пожалуйста, со своего места, повернись к ребятам и громко, с выражением прочти эти слова:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!





5. Самостоятельная работа


Игра «Я-композитор»

Учитель: Давайте попробуем сочинить музыку, изображающую Петрушку.



1. Какая музыка по характеру будет у нашего произведения? (Из предложенных на доске прилагательных выберите подходящие). 

На доске прилагательные: резкая, торжественная, праздничная, печальная, нежная, яркая, шутливая тревожная

Учитель: Молодцы, ребята (на экране появляются названия средств музыкальной

выразительности).

2. Какую мелодию можно подобрать к нашему музыкальному произведению? (протяжную или отрывистую?) - (ответы ребят)

3. Какой темп - скорость будет у нашей «Ярмарки»

- (ответы ребят)

4.Учитель: А теперь подберите динамические оттенки. (Что такое динамика? – громкость) (ответы ребят)

5. Какие музыкальные инструменты исполнят наше произведение? (ответы ребят)

Каждый из вас побывал в роли композитора и сочинил веселое, задорное муз. произведение

Учитель: А теперь давайте послушаем, какой образ Петрушки, образ ярмарки получился у русского композитора Игоря Федоровича Стравинского (на экране – фото композитора, годы жизни).

Сопоставьте образ Петрушки композитора и тот, который получился у

нас. (Слушание фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского).

1) Совпало ли настроение музыкального произведения Стравинского с тем, что у нас получилось?

2) Почему композитор взял и соединил несколько мелодий, превратив в шум и гомон?

Дети: Стравинский показал нам многоголосую ярмарку, показал веселого Петрушку.

Учитель : Вспомните, как мы наперебой расхваливали свой товар, + добавьте выкрики артистов – и вы получите этот шумный образ.



  1. Музыкально- творческая работа



Разучивание русской народной песни «Где был Иванушка?».



Работа над чистотой интонирования, характером, дикцией, дыханием.

Игра песни на музыкальных инструментах шумового оркестра.

Учитель : на ярмарке звучали не только русские народные песни, но и частушки. Вспомним, что это за жанр.

(Ответы детей)

Пение частушек.

( использование перчаточной куклы)

Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей! – выкрикивает Петрушка.
Мы все частушки пропоем

Вас послушать позовем.



(выдаю тексты частушек,

давайте вспомним мелодию частушек

(пение с движениями)



Девочки:

Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

Мальчики:
Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!

Мы игрушки продаем!

Девочки:
Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!


Мальчики:

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.



Девочки:
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Иван,
Попляши-ка ты со мной!


Мальчики:
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану «Русскую» плясать,
А потом вприсядку!


Хором:
Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую!
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую!


Учитель:Пели вы здорово, молодцы!



Внимание! Внимание! Внимание!
Подходит к завершению веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Песню сочинить зовет!

Учитель: На экране вы видите текст, который я для вас сочинила, а вы

сочините каждый свою мелодию на мои стихи. Я вам даю 1 минуту для творчества.

На ярмарке нам было весело,

Все пели и плясали.

До скорого свидания,

Мы с вами не прощаемся!

  1. Подведение итогов.

Учитель: Подошел к концу наш урок.

Кому было весело на уроке, поднимите веселый смайлик, кому грустно- грустный.

Я очень рада, что на уроке всем было интересно.

До новых встреч!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!