Конспект урока музыки в 7 классе.
Урок №1
Тема: «Классика и современность»
Цель урока:
• актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;
• проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
• знакомство учащихся с понятиями классика и классическая музыка,
классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);
• актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,
• выражение личностного отношения к музыке,
• систематизация знаний о музыке.
Коррекционно-развивающие:
• развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,
• развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,
• развивать представления, память, воссоздающее воображение,
• развивать зрительное и слуховое восприятия.
• развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,
• воспитывать умение работать в коллективе.
• воспитывать художественный вкус учащихся.
Ожидаемый результат:
Знать понятия:
1. Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.
2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.
3. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.
4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.
5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Тип урока: вводный.
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 7 класс
УМК:
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2011.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки - поурочные разработки - 7 класс. М: Просвещение, 2013.
Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.
Музыкальный материал:
М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
С.С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» фрагмент из балета «Ромео и Джульетта».
Л.Бетховен начало увертюры «Эгмонт».
Э.-Л.Уэббер ария «Память» из мюзикла «Кошки».
«Битлз»- «Вчера».
К.Кельми «Замыкая круг».
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Структура урока:
Организация начала урока .
Актуализация знаний.
Основной этап урока.
Беседа
Слушание и анализ музыкальных произведений.
Продолжение беседы.
Слушание музыки.
Дыхательные упражнения.
Вокально-хоровая работа.
Распевание
Работа над песней.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организация учащихся на урок.
Приветствие. Беседа о летних музыкальных впечатлениях.
II. Актуализация знаний.
Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.
- Что нас в ней привлекает?
Давайте послушаем два музыкальных фрагмента и определи, что это за музыка:
Классическая – Чайковский Ноктюрн
Современная – Тимми
Тема нашего урока: «Классика и современность».
- А как вы думаете, какая музыка вечная?
Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической.
III. Основной этап урока.
Беседа.
- Что означает слово «классика»? Классикой называют такие произведения искусства, которые, независимо от того когда они были написаны, являются лучшими, получили общее признание и продолжают волновать многие поколения детей, а так же имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях.
Очевидно поэтому, музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве.
Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество С.Прокофьева, Р. Щедрина, А. Шнитке идр.
Высказывание Луначарского и Шостаковича.
Давайте вспомним примеры.
Давайте с вами вспомним классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда?
Теперь давайте вспомним современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали ее слушать и почему?
Давайте прослушаем фрагменты из уже знакомых нам музыкальных произведений.
- Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими
- Какое из этих произведений можно отнести к классике?
- Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки?
Слушание и анализ музыкальных произведений.
(Звучат фрагменты из произведений М.Мусоргского, С.Прокофьева, Л.В.Бетховена, Э.-Л.Уэббера.)
После прослушивания каждого из фрагментов идёт дискуссия и обоснование мнения каждого из учащихся.
Угадать, где нотная запись – какого произведения.
Продолжение беседы.
Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки.
-У вас такое было, что музыка быстро перестает нравиться?
- Как вы думаете, почему?
Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.
Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества.
В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль-стиль композитора и даже конкретного исполнителя.
В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Появляются новые версии, обработки, другие интерпретации, которые привлекают к ней современных слушателей. Благодаря знакомству слушателей разных стилей у нас возникает возможность вступать в диалог со своими сверстниками и с людьми далекого прошлого – как бы побывать в разных временах.
Давайте послушаем, как классические произведения используют в современном мире. Слушаем произведения Моцарта и Баха.
А какие снимают рекламы используя классическую музыки. Смотрим.
Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной.
Перед вами британская рок-группа «Битлз» из Ливерпуля, основанная в 1960 году, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр. С неё началось всемирное признание «ливерпульского» звучания рок-музыки. Музыкантам группы и их продюсеру и звукорежиссёру Джорджу Мартину принадлежат новаторские разработки в области звукозаписи, комбинирования различных стилей, включая симфоническую музыку, а также съёмок видеоклипов. Эта рок-группа до сих пор на 1 месте в списке величайших исполнителей всех времён. Песни этой группы считаются классикой – образцом рок-музыки.
Слушание музыки.
Звучит песня группы «Битлз»- «Вчера».
- Понравилась музыка?
- Можем ли мы отнести её к классике, или к классике жанра?
Теперь вы знаете, что не только лучшие образцы серьезной музыки, но и лучшие образцы легкой музыки могут быть названными классическими.
Примером тому является ария Память из мюзикла «Кошки» английского композитора XX в. Э.-Л.Уэббера.
Слушаем песню «Память» из мюзикла «Кошки»
IV.Вокально-хоровая работа.
Распевание.
Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и»,
с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».
Работа над песней.
Музыка всегда бездонна,
Это значит -
Хвалят иль порочат -
Каждый в ней находит то, что хочет… (Л.Мартынов).
- Когда музыка бывает вам необходима?
- Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?
Сейчас я исполню для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая мелодия, замечательные слова, идущие от сердца к сердцу, повлияли на любовь исполнителей и слушателей к этой песне.
Показ песни.
- Какое впечатление произвела на вас песня?
- Современна ли эта песня?
- Почему?
- О чем она? Какова ее главная мысль?
Разучивание первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:
-точность исполнения мелодии;
-фразировку;
-дикцию.
V. Подведение итогов урока.
- Понравилось вам размышлять о музыке?
Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»
- Как вы понимаете это высказывание?
- Какое искусство мы называем классическим?
- Какая музыка нужна современному человеку?
- Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?
- Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?
По музыкальным пристрастиям, по тому, что ему нравится, или отвергается можно судить о человеке, его вкусе, уровню культуры. «То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, короткопроходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному» - говорил Д.Б. Кабалевский.
Вспоминается широко известное высказывание: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты…». Урок хотелось бы закончить словами композитора Д.Д.Шостаковича.
Я надеюсь, что рядом с вами всегда будет хорошая музыка: и легкая, и серьезная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека.
Но существует и замечательный современный жанр Флешмоб.
Видео.
Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:
Напишите названия музыкальных произведений современных композиторов, которые стали классикой – мальчикам.
Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.
Интернет-ресурсы:
1.http://classic-music.ru
2.http://ru.wikipedia.org