СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Балет: Продолжаем знакомство» (4 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской,  Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 6 урока 3 четверти «В музыкальном театре: Восточные мотивы (продолжение). Балет «Петрушка» Стравинского».

 Цель урока:   Расширение знакомства с жанром балета на примерах творчества композиторов А.И. Хачатуряна и И.Ф. Стравинского.

Задачи:

 - способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания в процессе восприятия произведений искусства; видеть связь литературы, живописи и музыки, чувствовать влияние жизни на разные виды искусства;

- обобщить представления учащихся о музыке балета «Гаянэ» композитора А. Хачатуряна, закрепить знания предыдущих уроков, познакомить учеников с его произведением «Танец с саблями; выявлять стилистические особенности музыкального языка Хачатуряна (танцевальность, своеобразие ритма, оркестровка);

- познакомить детей с балетом « Петрушка» И.Ф. Стравинского и выяснить в чём особенность его музыки в балете;

- развивать эмоционально-образное восприятие музыки;

- развивать умение детей слушать и анализировать произведение с его формой и средствами выразительности;

- овладевать элементарной нотной грамотой;

- формировать навыки игры на музыкальных инструментах в оркестре;

- развивать вокально-хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока;

- проявлять личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

- учить продуктивному сотрудничеству со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

- воспитывать интерес к музыке  и уважительное отношение к культуре разных народов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Балет: Продолжаем знакомство» (4 класс)»

Критская. Музыка, 4 класс

3 четверть


Урок 6. В музыкальном театре: Восточные мотивы (продолжение). Балет «Петрушка» Стравинского

Тема: Балет: Продолжаем знакомство


Цель урока: Расширение знакомства с жанром балета на примерах творчества композиторов А.И. Хачатуряна и И.Ф. Стравинского.

Задачи:

- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания в процессе восприятия произведений искусства; видеть связь литературы, живописи и музыки, чувствовать влияние жизни на разные виды искусства;

- обобщить представления учащихся о музыке балета «Гаянэ» композитора А. Хачатуряна, закрепить знания предыдущих уроков, познакомить учеников с его произведением «Танец с саблями; выявлять стилистические особенности музыкального языка Хачатуряна (танцевальность, своеобразие ритма, оркестровка);

- познакомить детей с балетом « Петрушка» И.Ф. Стравинского и выяснить в чём особенность его музыки в балете;

- развивать эмоционально-образное восприятие музыки;

- развивать умение детей слушать и анализировать произведение с его формой и средствами выразительности;

- овладевать элементарной нотной грамотой;

- формировать навыки игры на музыкальных инструментах в оркестре;

- развивать вокально-хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока;

- проявлять личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

- учить продуктивному сотрудничеству со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

- воспитывать интерес к музыке и уважительное отношение к культуре разных народов.

Музыкальный материал: «Колыбельная Гаянэ», «Танец розовых девушек» и «Танец с саблями» (из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна), «Мелодия» А. Хачатуряна; 1-я картина балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского.

Оборудование: компьютер, мульмедийная аппаратура, фортепиано, аудиозаписи и видеозаписи, портрет А. Хачатуряна.




ХОД УРОКА


  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Музыкальное приветствие. Мотивация учебной деятельности учащихся

Добрый день всем, добрый очень!

День пришёл и всех обнял.

Добрым всем быть, добрым очень

Он с улыбкой пожелал.

- Прозвенел звонок.

- Начался урок!

- Как я рада видеть вас в этот музыкальный час!

- Как мы рады видеть Вас в этот музыкальный час.

- Ребята, я вижу, что вы на урок пришли с рисунками. Что вы в них изобразили?

- Рисовали песню «Мелодия» армянского и российского композитора А. Хачатуряна.

- Организуем выставку ваших рисунков. Почему вы выбрали только мягкие, приглушённые тона для изображения этой мелодии?

- Эта мелодия напоминает интонации колыбельной песни – мягкие, ласковые, потому и краски ровные, неяркие, нежные.

- Ребята, давайте споём эту песню с соответствующей лирической интонацией и украсим наше исполнение нежным звучанием треугольника в конце каждой фразы.

Но сначала распоёмся. Вы уже знаете, что без элементов музыкального языка и средств выразительности невозможно создать соответствующий музыкальный образ. Поём «баю-баю», одновременно кистью руки мягко показываем движение интонации.

1) Распевание

А) «Баю-баю» (по терции вверх и вниз).

Б) До-ре-ми-ре-до (вверх и вниз).

В) Ма-а-ми-и-я (вниз в пределах квинты).

Г) Скороговорка «Мы перебегали берега».

Д) Упражнение «От шёпота до крика»:

Кроме темпа, ритма, метра не менее важным элементом музыкального языка является динамика. Динамическое нарастание звука соответствует высокому уровню чувств.

Давайте выполним упражнение на динамику. Произносим цифры:

1 - 2 - шёпотом,

3 - 4 - тихим голосом,

5 - б - средним голосом,

7 - 8 - громко,

9! - очень громко,

10!!! - крикнуть.

Е) Голосовое диминуэндо

- А сейчас споём упражнение с определёнными динамическими оттенками, которые вы сейчас назовёте. (Выполняю упражнение.)

Дети называют динамические оттенки: форте, диминуэндо, меццо пиано, и что они означают. Затем повторяют упражнение за учителем:



2) Вокально-хоровая работа над песней «Мелодия» А. Хачатуряна

Задачи: При исполнении песни обращать внимание на:

- дикцию (отчётливое произношение текста);

- характер звучания произведения (плавное, певучее звуковедение);


- Готовимся к пению:

  • голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

  • корпус держать прямо, без напряжения.


ВХР:

Работа над дикцией – проговаривание слов в убыстренном темпе.

Работа над ритмом – сделать плавным, тягучим, протяжным.


- Благодарю за исполнение песни и старание точно воспроизвести её образ.


  1. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы

- Ребята, скажите, с каким ещё произведением этого композитора вы познакомились на прошлом уроке?

- С «Колыбельной» Гаянэ - главной героини балета «Гаянэ».

- Расскажите об этой героине. Какая по характеру музыка её характеризует?

- Гаянэ - простая де­вушка, которая живёт в горной деревушке. Композитор изобразил её музыкальный портрет мелодической, напевной, задушевной мелодией колыбельной песни.

- Какова оркестровка музыки?

- Грустную, печальную мелодию выразительно передают тембры гобоя в начале и виолончелей в конце Колыбельной.

- Вы правы, начинается Колыбельная как бы всхлипывающими фразами гобоя на фоне печальных нисходящих терций у кларнетов. Далее (у флейты на фоне арфы и фагота, а затем у скрипки на фоне валторны) льётся нежная, задушевная мелодия. Колыбельная Гаянэ — один из самых вдохновенных номеров балета, в котором выражены её душевные переживания. Качая ребенка, Гаянэ отдаётся своим мыслям. Распространённый в армянской народной музыке жанр колыбельной переводится здесь в глубоко психологический план. В музыку Колыбельной органично вплетён фрагмент народной лирической песни «Не могу играть». Вспомните, какую музыкальную форму имеет «Колыбельная Гаянэ»?

- Форма трёхчастная.

- Откройте учебник на странице 104. Давайте споём по нотам начало из «Колыбельной Гаянэ». 

Сольфеджирование по нотам.

- Сегодня мы вновь «отправляемся» в музыкальный театр: продолжим знакомство с восточной музыкой балета «Гаянэ» А. Хачатуряна и познакомимся с жанром «русского балета» на примере музыки балета Ю. Стравинского «Петрушка».

Мы отправляемся сейчас

В театр музыки тотчас.


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. А. Хачатурян. Продолжение знакомства с музыкальными фрагментами балета «Гаянэ»

- Балет «Гаянэ» Арама Хачатуряна - первый армянский балет, который до сих пор с большим успехом ставится во многих музыкальных театрах. Балет был написан в годы Великой Отечественной войны, а его первая премьера состоялась в г. Перми.

«Музыка «Гаянэ» покоряет слушателя необыкновенной напоённостью жизнью, светом, радостью. Она рождена любовью к своей родине, к её замечательным людям, к её богатой, красочной природе, — писал Кабалевский. — В музыке «Гаянэ» много мелодической красоты, гармонической свежести, метроритмической изобретательности. Её оркестровое звучание великолепно».

Сюжет балета рассказывает о прос­тых людях, рисует их музыкальные портреты, сцены из их жизни. Герои балета - колхозники и пограничники (бойцы советской армии). Их счастье неотделимо от счастья своего народа. В тяжёлой борьбе находит своё счастье и Гаянэ. Она находит виновных в поджоге складов с хлопком, среди которых и её муж. Одной из главных тем балета является дружба армянского и русского народов, ведь заканчивается балет свадьбой армянской красавицы Гаянэ и русского командира пограничного отряда Казакова. Счастливая Гаянэ находит своё счастье в новой семье. Балет заканчивается национальным праздником.

Представьте картину: на небе восходит солнце, - в музыке его свет передаёт мажорное звучание арфы, - в сиянии солнечных лучей танцуют свой изящный танец розовые девушки:

Розовые девушки с бубнами в руках

Весело танцуют высоко в горах.

Тонкий стан свой изгибая, 

На носочки привставая, -

Они солнце прославляют

И зарю его встречают!

1) Слушание, просмотр видеофрагмента «Танец розовых девушек» из балета «Гаянэ».

2) Музыкальный анализ «Танца розовых девушек»

- Как думаете, почему этот танец назван танцем «розовых девушек»?

- Девушки танцуют рано утром на заре, встречают восход солнца, прославляют его. Небосвод в лучах восходящего солнца окрашен в розовые тона, и на одежде девушек также отражаются неяркие солнечные блики.

- Охарактеризуйте музыку этого фрагмента.

- Музыка лёгкая, изящная, ритм чёткий, звуки отрывистые, прослушиваются акценты.

- Действительно, «Танец розовых девушек» отличается необычайной свежестью, изяществом и грацией движения. Мелодия его предельно ясна по рисунку, как бы объединяет в себе чёткость маршевой поступи, сообщающей музыке бодрость, и прихотливость танцевальных ритмов.

3) «Танец с саблями»

- В финал балета, рисующий народный праздник, Хачатурян включил несколько народных танцев, среди которых - знаменитый «Танец с саблями» - массовый мужской та­нец джигитов. «Танец с саблями» - самое известное и популярное произведение Арама Ильича Хачатуряна. Эта «музыкальная жемчужина» является апофеозом балета и входит в число музыкальных и балетных шедевров! Был написан в эвакуации в Перми за одну ночь… Можно смело сказать, что танец стал «визитной карточкой» композитора.

Вокруг этого произведения ходило множество слухов. Так, говорили, что «Танец с саблями» заставлял притопывать в такт самого Иосифа Виссарионовича Сталина, и что именно поэтому его чуть ли не каждый день исполняли по радио. Молва также гласила, что этот танец где-то в 50-х или 60-х попал в Книгу рекордов Гиннеса как самое популярное и наиболее часто исполняемое (если не считать национальных гимнов) музыкальное произведение.

Вот как говорит о нём сам композитор:

«… Есть в моём музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя — это «Танец с саблями» из «Гаянэ». Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнёт расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как «мистера Сэйбрданс» — от английских слов sabre — сабля и dance — танец. Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым…».

Вы обратили внимание, как Хачатурян назвал свою самую знаменитую пьесу? - «…непокорное и шумливое дитя». Он и сочинил-то музыку к танцу не по собственной воле, а по настоятельному требованию постановщика балета (причём, сочинил буквально за один вечер). Когда Арам Ильич отдавал балетмейстеру ноты, он написал на них: «Чёрт возьми, в угоду балету!».

Просмотр видеоэпизода балета.


4) Анализ музыкального произведения А. Хачатуряна «Танец с саблями». Работа в подгруппах по карточкам (Учащиеся делятся на группы и отвечают на вопросы по карточке)

Карточка для работы в группах «Характеристика прослушанного»:

- Людей с какими характера­ми изображает музыка танца?

- Они обладают такими чертами, как темперамент, воинственность, энергичность, сила, ловкость, удаль.

- Как достигает компози­тор раскрытия именно таких черт характера танцующих? Что можно сказать о характере танца? Расскажите о звучании и темпе танца.

- Мелодия по характеру буйная, неудержимая, резкая, отрывистая, чёткая, твёрдая, уверенная, зажигательная, с акцентами; исполняется в очень быстром темпе.

- Сколько частей в танце? Какие части повторяются?

- В какой части звучит саксофон?

- Какой образ раскрывается в средней части музыки?

- В средней части появляется новый образ: музыка звучит мечтательно, пылко, порывисто.

- Для чего Хачатурян использовал звучание ксилофонов в первой и третьей частях танца?

- Совершенно верно, «Танец с саблями» - энергичный, темпераментный, по своему замыслу связан с традицией показа силы, удали, ловкости на народных праздниках. Быстрый темп, волевой равномерный ритм, скандирование мелодии, звонкие и резкие оркестровые звучания - все это воспроизводит быстроту и ритмичность движений, сабельные удары. В музыке ясно прослушиваются и чёткое произнесение мелодии (скандирование), и волевой пов­торяющийся ритм, и стремительный темп, и резкие акценты, изображающие удары сабель.

Необычным для симфони­ческого оркестра является тембр духового инструмента — саксофона, который исполня­ет томную, страстную тему: в этот момент на сцене среди танцующих мужчин появляется грациозная женщина-танцовщица.

Затем первоначальный характер танца возвращается. И мы, таким образом, делаем вывод: «Танец с саблями», как и «Колыбельная Гаянэ», имеет трёхчастную форму.

5) Современная интерпретация «Танца с саблями»

- «Танец с саблями» благодаря его зажигательной музыке знают во всём мире. Сложный острый ритм, динамика, а рядом напевность в отдельных моментах придают произведению неповторимость, самобытность.

«Танец с саблями» оказал знаковое влияние на историю популярной музыки XX века. Множество кавер-версий было записано музыкантами США, Великобритании и Германии. Музыкальная тема до сих пор используется в фильмах и телесериалах, а также для оформления 5ыступлений в фигурном катании. «Billboard» (журнал о музыкальной индустрии) назвал «Танец с саблями» «произведением, известным всем эстрадным оркестрам из ныне существующих».

Сегодня мы познакомимся с современной интерпретацией «Танца с саблями» в исполнении известного польского фортепианного дуэта – М. Томашевского и В. Киселевского.

Повторное прослушивание «Танца с саблями» в исполнении польского фортепианного дуэта.


2. Ю. Стравинский. Балет «Петрушка»

- На этом уроке, ребята, мы продолжим знакомство с жанром балета. Повторите, что такое балет?

- Балет - это музыкальный спектакль, где основным средством выразительности является танец.

1) Работа с учебником

- Сегодня мы познакомимся с балетом русского композитора ХХ века И.Ф. Стравинского. Он автор 3-х замечательных балетов: «Весна-священная», «Жар-птица», «Петрушка».

Откройте учебник на с. 106-107. Что вы там видите? Прочтите.

- «Балет "Петрушка"».

- Здесь, на этом развороте учебника рассказывается об авторе этого балета — русском композиторе XX в. Игоре Федоровиче Стравинском (1882—1971) и предлагается изложение содержания первой картины балета.

Этот балет Стравинский сочинил в 1911 году для «Русских сезонов» (гастролей) в Париже. Успех был оглушительным. Критики, публика восторженно отзывались о балете и о молодом, талантливом композиторе И.Ф. Стравинском. Ребята, а вам интересно узнать, почему балет имел такой успех? Значит, в музыке есть какая-то особенность? Как думаете, что нам надо выяснить после прослушивания музыки?

- В чём особенность музыки балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского.

- Ребята, а кто такой Петрушка?

- Кукла балаганного театра.


Учитель показывает куклу Петрушку со словами:

- Я - Петрушка, колпак на макушке,

Шёл, шёл и к вам пришёл.

Зазываю на весёлое представление!

Подходите! Спешите, люди добрые!

От мала до велика!

Потеха пришла, смех, веселье принесла!

2) Рассматривание картины Б. Кустодиева «Балаганы»

- Рассмотрите краски живописного произведения — картины «Балаганы» русского художника Бориса Михайловича Кустоди­ева (1878-1927).

Балаган – временное деревянное здание для театральных представлений на народных гуляниях. И Петрушка был любимцем публики на таких представлениях: Петрушка - грубоватый насмешник - высмеивал господ, их надменность и пренебрежение к простому народу, дубинкой поколачивал и разгонял врагов. Но когда приходил на праздник, особенно к детям, то там он был смешным и забавным.

Давайте, ребята, устроим представление для поднятия настроения!

Когда вы приходите в театр, в фойе можно приобрести программку, в которой написано всё о создателях и исполнителях балета. Зачитаем либретто - краткое содержание 1-й картины балета. Эта картина называется «Народное гулянье на масленой».

3) Чтение либретто первой картины балета «Петрушка» Стравинского:

Народное гуляние на масленой неделе в старом Петербурге. В центре сцены - балаганный театрик Фокусника. Рядом карусели, качели, ледяные горки, лавки со сладостями. Появляются шарманщик с танцовщицами. Выходит фокусник с флейтой. Занавес театрика раздвигается, толпа видит 3-х кукол: Петрушку, Арапа, Балерину. Фокусник оживляет кукол.

- Определите, какой народный празд­ник будет рисовать музыка и попробуйте перечислить действующих лиц.

- В музыке будет изображаться Праздник масленицы. Участие в нём принимают шарманщик-музыкант, танцовщики, фокусник, куклы: Петрушка, Балерина, Арап.

- Совершенно верно, действующими лицами в этой картине балета являются Балаганный дед, Шарманщик, Уличная тан­цовщица, Барабанщики, Фокусник, куклы — Петрушки, Арап, Балерина.

Попробуйте теперь вообразить себя режиссёрами и композиторами ба­летного спектакля и вспомните, как праздновали Масленицу на Руси. Подума­йте, какой музыкой вы «озвучили» бы эту сцену балета.

Ответы детей.

4) Предварительное знакомство с темами сцены, анализ средств музыкальной выразительности

Чтобы лучше понять своеобразие музыкального языка Стравинского, давайте предварительно прослушаем основные темы музыкальной картины «Народное гулянье на масленой» в исполнении на фортепиано, попытаемся выявить знакомые интонации, вслушаемся в ритмы, определим их жанровую принадлежность.

Учитель исполняет на фортепиано основные темы: «Тема гулянья», «Балаганный дед», «Танцовщица», «Шарманщик играет на трубе», «Фокусник играет на флейте», «Танец ожив­ших кукол» («Русская»).

Школьники анализируют, отвечают.

- Давайте теперь сопоставим свои предположения о характере музыки с реальным зву­чанием, попытаемся услышать сочетание народных интонаций с современны­ми звучаниями, красочность тембров инструментов симфонического оркестра.

5) Слушание музыки 1-й картины балета. Музыкальный анализ

- Все внимательно слушали. Скажите, вы услышали одну или несколько мелодий? Что Стравинский описывает музыкой в этой сцене?

- Народное гуляние на Масленице.

- А можно ли одной мелодией описать картину масленичного гуляния?

- Нет: кругом песни, перезвон бубенцов, голоса артистов, поэтому одна мелодия сменяет другую.

- А с помощью чего передаёт композитор народное гуляние?

- С помощью характера музыки – праздничного, весёлого, задорного.

- А какой танец танцевали оживлённые Фокусником куклы?

- Это была русская пляска.

- Совершенно верно, это была русская пляска. Так в чём особенность музыки И.Ф. Стравинского?

- Композитор использовал мелодии, похожие на русские народные песни, танцы, наигрыши.

- Совершенно верно. В 1-й картине, изображающей массовую сцену праздничного гулянья, использованы русские мелодии от архаичных простейших мотивов до уличных песен. Интересно звучит самое её начало: по горизонтали и вертикали переплетаются «гармошечные» попевки у флейт, кларнетов, валторн, виолончелей, арфы, образуя шумящий звуковой комплекс. Он звучит то как тема, то образует фон для других тем.

На сцене - толпа, гомонящая, пёстрая, хмельная, а в ней то и дело мелькают колоритные персонажи. Вот прошли гуляки. Балаганный Дед, стремясь перекричать толпу, зазывает зрителей. Заиграла старая, простуженная шарманка с западающим клапаном песню «Под вечер осенью ненастной» (два кларнета). Её перебивает незатейливая песенка «Деревянная нога» в сопровождении позвякивающего треугольника, под которую пляшет в валенках уличная танцовщица. На другом конце сцены музыкальный ящик заиграл песню «Чудный месяц плывёт над рекою» (колокольчики), а шарманка продолжает занудливо гудеть свою мелодию. Эти контрапункты создают реальное впечатление уличной пестроты и разноголосицы, всё более усиливающейся к концу сцены.

Появляется Фокусник, и шум сразу прекращается. В низком регистре у фаготов и контрафагота глухо звучит таинственная тема Фокусника, а в высоком регистре призрачно мерцают челеста, арфа, скрипки с сурдиной.

Играя на флейте простейшую мелодию, Фокусник подходит то к одной группе зрителей, то к другой, будто завораживая их, а затем распахивает занавес своего театрика. Толпа видит трёх кукол – Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник прикасается к ним своей флейтой, и куклы пляшут «Русскую». Их танец - это колкая, механически ритмичная музыка с преобладанием тембра фортепиано. В ней можно узнать тему русской песни «Ай, во поле липенька».


6) Сопоставление эскизов костюмов А. Бенуа с музыкальны­ми образами сцены

- Рассмотрите теперь и сопоставьте краски эскизов костюмов Арапа и Балерины (к балету «Петрушка» Стравинского) русского художника Александра Николаевича Бенуа (1870-1960) с музыкальными образами картины Стравинского.

Подумайте, скажите, почему балет «Петрушка» имел огромный успех?

- Стравинский сочинил яркую музыку в народном стиле.


7) Игровой элемент урока

- Давайте устроим праздничное гулянье на Масленицу: исполним «Танец оживших кукол» с использованием музы­кальных инструментов и танцевальных движений.

А) Исполнение «Танца оживших кукол» («Русская»).

Б) Слушание фрагмента стихотворения А. Лактюхова «Петрушка на Масленице»:

- А вот и Петрушка всех веселит на празднике (учитель действует куклой-Петрушкой):

Господа и дамы,

Мусью и мадамы,

Граждане и гражданки,

Россияне и иностранки!

Здравствуйте все люди на свете,

А вместе с вами и ваши дети!

Я парень приличный,

Можно сказать столичный

От пяток до макушки!

А зовут меня Петрушка!

Я на масленице был,

Блинами брюхо набил!

Блины с пылу с жару,

Со сметаной съел пару,

Пару с красной икрой,

Пару с черной дырой,

Пару блинов со щебенкой,

Один с крокодильей печенкой!

Блины пшеничные,

Блины горчичные,

Блины кукурузные,

Блины арбузные,

Блины из картона

И армированного бетона!

Так наелся,

Что объелся!

Ещё один съем –

Лопну совсем!

Мне б на перинку прилечь

Иль завалиться на печь,

Чтобы съеденное переварить,

А то до утра не дожить! (…)

(…) Эх, и масленица! Вот так масленица!


- И, конечно, не обойтись нам на празднике без песен!

В) Пение и «разыгрывание» шуточных русских на­родных песен, масленичных песен и главных тем сцены «Проводы Масленицы» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».


  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия

- Чтобы закрепить и проверить ваши знания, давайте все вместе попробуем разгадать кроссворд. (Глядя на фото из презентации, дети называют слово в кроссворде и сами формируют вопрос):

1) Париж (Город, где состоялась премьера балета « Петрушка»).

2) Масленица (Действие балета «Петрушка» происходит во время этого праздника.)

3) Балет (Музыкально-театральный жанр.)

4) Стравинский. (Автор балета « Петрушка»)

5) Бенуа ( Художник, автор костюмов и декораций к балету « Петрушка»).

6) Большой (Театр оперы и балета в Москве)

7) Кустодиев (Художник, автор картины «Балаганы»).

8) Балаган (Театр для представлений на народных гуляниях).


Если прочитать по вертикали, то какое слово у вас получилось?

- Петрушка.



п

а

р

и

ж


м

а

с

л

е

н

и

ц

а

б

а

л

е

т



с

т

р

а

в

и

н

с

к

и

й



б

е

н

у

а




б

о

л

ь

ш

о

й




к

у

с

т

о

д

и

е

в



б

а

л

а

г

а

н




Домашнее задание (учитель вновь показывает куклу-Петрушку):

- Ребята, дома нарисуйте главного героя нашего сегодняшнего урока.

2. Итог

Мы сегодня побывали в театре - на балете.

Оба балета, с музыкой которых мы сегодня знакомились – и «Гаянэ» композитора советского Востока А. Хачатуряна, и «Петрушка» Ю. Стравинского - дают яркое представление о глубоко творческом претворении традиций русской классической музыки. Это сказывается в мастерстве развития и обогащения народных тем и создании на их основе развёрнутых музыкальных форм, в приёмах симфонизации танцевальной музыки, в сочной жанровой звукописи, наконец, в трактовке балета как музыкально-хореографической драмы. Так, «Танец с саблями» по безумной энергии и радости острого звучания восходит к великому прообразу — Половецким пляскам Бородина. Наряду с этим Колыбельная таит в себе нежно-печальные очертания ориентальных мелодий Римского-Корсакова. А уж «Петрушка», как говорил русский композитор Н. Мясковский, «…это сама жизнь. Вся музыка его полна такой бодрости, свежести, доступности, такого здорового и неподкупного веселья, такой несдержанной удали…»

В конце спектакля публика всегда благодарит артистов аплодисментами. Если вам понравился наш сегодняшний урок, вы довольны своей работой, давайте оценим нашу совместную деятельность аплодисментами!

На этом наш урок заканчивается.

Очень активными были следующие ученики: …

Ученикам, которые были менее активны, совет – подтянуться, и на следующем уроке более ярко проявить свои способности.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Сборник «Гордость советской музыки». - М.: 1987. С. 433

  2. https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/

  3. http://blog.norma40.ru/

  4. http://music-fantasy.ru/uroki-muzyki

  5. http://music.e-publish.ru/p73aa1.html

  6. http://na-uroke.in.ua/index-58.html

  7. https://nsportal.ru/

  8. http://ped-kopilka.ru/blogs

  9. https://studbooks.net/1071735/kulturologiya/zhiznennyy_i_tvorcheskiy_put_ai_hachaturyana

  10. http://textarchive.ru/c-2123882-pall.html

  11. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/muzyka-i-penie/

  12. https://www.proza.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!