СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Идём в театр. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 7 урока 3 четверти.

    Цель урока (проблемный контекст). Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними.

Задачи:

- продолжать знакомство с жанром оперы на примере творчества Н.А. Римского-Корсакова;

- формировать в детях потребность общения с высокохудожественной музыкой;

- развивать личностное отношение учащихся к явлениям музыкального искусства;

- развивать способность слышать окружающий мир в звуках;

- формировать устойчивый интерес к музыке и различным формам ее бытования;

- способствовать овладению умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах);

-  воспитывать  музыкальный вкус, исполнительскую культуру, культуру слушания и умение анализировать услышанное произведение;

- воспитывать  любовь и уважение к природе, животным и птицам, стремиться к выявлению взаимосвязи  музыки и жизни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Идём в театр. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)»

Усачева. Музыка, 1 класс

III четверть



Урок 7. Идём в театр. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Цель урока (проблемный контекст). Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними.

Задачи:

- продолжать знакомство с жанром оперы на примере творчества Н.А. Римского-Корсакова;

- формировать в детях потребность общения с высокохудожественной музыкой;

- развивать личностное отношение учащихся к явлениям музыкального искусства;

- развивать способность слышать окружающий мир в звуках;

- формировать устойчивый интерес к музыке и различным формам ее бытования;

- способствовать овладению умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах);

-  воспитывать  музыкальный вкус, исполнительскую культуру, культуру слушания и умение анализировать услышанное произведение;

- воспитывать  любовь и уважение к природе, животным и птицам, стремиться к выявлению взаимосвязи  музыки и жизни.



Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 56—59, 76—83.

2. Музыкальный материал:

Н.А. Римский-Корсаков. Пролог «Зимний лес» из оперы «Снегурочка».



ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

  1. Повторение пройденного материала

- Какие формы бытования музыки существуют?

- Простые и сложные.

- Какие жанры отнесём к сложной форме?

- Симфония, концерт, опера, балет.

- Что такое опера? Либретто?

- Что значит простая форма? Какие произведения в такой форме можете назвать?

- Песни. Песни имеют простую – куплетную форму: мелодическая тема в них повторяется, поэтому настроение не меняется.

- На прошлом уроке мы разучивали песенку-закличку. Давайте споём её. С каким настроением будем петь песню? Почему?

Исполнение.

3. Мотивация. Выполнение творческих заданий

- У вас на столах лежат листы с изображением солнышка и цветные карандаши. Какой цвет вы выберете, чтобы его раскрасить, и чтобы солнышко тоже стало ярким, весёлым, радостным?

- Цвет красный, жёлтый, оранжевый.

- Давайте раскрасим наше солнышко.

Дети раскрашивают.

- Если бы мы попробовали сыграть солнце, его жар на клавиатуре, какой бы регистр выбрали? Попробуйте наиграть.

- А как сыграть холодные снежинки? Сначала возьмите ещё листы, на которых нарисованы снежинки, раскрасьте карандашами, потом покажите звуками на клавиатуре.

Какой цвет выберете, чтобы передать холод? Если мы раскрасим их, как солнышко, в красные и жёлтые цвета, останутся снежинки холодными?

А какой выберете регистр, чтобы изобразить холод снежинок?

- Представим, ребята: поле широкое, снежное… Лес виднеется на краю того поля. Далеко видно. Далеко слышно. Кругом тишина. Редкие снежинки падают с неба…

Запишите на нотной строчке и пропойте звуки снежинок, сыгранные на клавиатуре.

- Почему про клавиатуру можно сказать – это пространство?

- Странствуйте по клавишам и следите за внутренним звучанием. Что меняется и как? Что хочется повторить? Где верх, где низ в этом пространстве? Что в нём может звучать широко, твёрдо, мягко, близко, далеко? Где холодные, тёплые, жаркие звуки?

4. Целеполагание

- Наши странствия по миру музыки вновь привели нас в театр, где идёт сказочная опера «Снегурочка».

Все девочки в Новый год хотят быть Снегурочками. В одной сказке говорится, что была такая Снегурочка, дочка Деда Мороза и Весны-Красны, которая хотела быть обыкновенной живой девочкой. А к людям её манили песни. Она готова была слушать их и день и ночь. Почему же этого так боялся Дед Мороз?

Ответ на этот вопрос мы и узнаем сегодня, попав на музыкальное представление.

Поднят занавес над сценою,

И ты к чуду вновь готов,

Здесь всё самое бесценное,

Здесь сокровище веков.

Мир страстей, кипящих искренне,

В этом зале всех нас ждёт,

Зажигая души искрами

И растапливая лёд.

И опять волчком закружатся

Зло, добро, и враг, и друг,

Театр - это праздник юности,

Праздник творчества и мук… (Геннадий Толузаков. Театр)



  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Пролог

- Сегодня мы познакомимся с музыкой оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Послушайте фрагмент либретто оперы (Приложение).

Учитель читает фрагмент либретто до появления Снегурки, до слов Весны-Красны: «Согласна».

- Итак, действие происходит в сказочной стране берендеев. Конец зимы. Лунная ночь. Окружённая свитой птиц, опускается на землю Весна - красна. Лес ещё дремлет под снегом, в стране царит холод. Оркестровое вступление вводит слушателей в царство природы.

Сам Николай Андреевич Римский-Корсаков так описывает вступление к опере: «Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник. Налево сплошной частый лес больших сосен и елей. В глубине, под горой, река… За рекой берендеев посад, столица царя Берендея. Дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой…

Полная луна серебрит открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне».

Внимательно прослушайте «Оркестровое вступление» к опере и ответьте на вопрос: Как меняется настроение музыки от начала к концу вступления?

Итак, «Конец зиме, пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю.

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил, - ныряй в дупло и спи!»

Слушание оркестрового вступления к опере «Снегурочка».

- Давайте теперь порассуждаем, поделимся впечатлениями о прослушанной музыке:

- Как менялось настроение музыки от начала к концу вступления?

- В начале вступления - музыка суровая, угрюмая, так как ещё царит холод и мороз, а к концу вступления - музыка нежная, обаятельная, показывает приход Весны и пробуждение природы.

- Какие образы и картины природы нарисовала музыка вступления?

- Царство природы. Музыка наполнена звуками леса, таинственными шорохами, криками птиц.

- С помощью каких средств музыкальной выразительности Н.А. Римскому-Корсакову удалось передать картину и красоту зимнего леса?

- Расскажите о роли оркестра при создании этой музыкальной картины.

Ответы детей.

- Оркестровое вступление к прологу - красочный музыкальный пейзаж, живописующий пробуждение природы от зимней спячки; суровая, угрюмая мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами Весны. Вся музыка вступления наполнена таинственными звуками, загадочными лесными шорохами. Первая музыкальная тема строится как диалог контрастных интонаций, а по мере развития осуществляется движение к некоему событию (сама музыка будто полна ожиданием), которым оказывается приход Весны.

2. Песни и пляски птиц

И вот Леший возвещает о приходе Весны-Красны. Прилетает Весна с журавлями, но не уходит зима. Виновата в этом сама Весна. Пятнадцать лет прошло с тех пор, как родилась у неё и Мороза дочь Снегурочка, и рассердилось Ярило-Солнце. Жмутся к Весне птицы и, чтобы согреться, затевают пляски. С большим художественным мастерством Римский-Корсаков воспроизводит голоса птиц.

Имитирует голоса птиц оркестр. В музыке ясно слышатся крик кукушки, стук дятла, пощёлкивание, посвистывание и цоканье других птиц. А на фоне этого гомона звучат два напева: чудесная мелодия народного склада «Сбирались птицы, сбирались певчи» и «Орёл-воевода». Хор «Сбирались птицы, сбирались певчи» создан Римским-Корсаковым на основе игровой народной песни.

Слушание «Хор птиц»

- Что изображает музыка?

- Музыка передает голоса кукушки, стук дятла, пощёлкивание, посвистывание и цоканье других птиц. Птичий гомон – спутник Весны.

- Композитор сочинял оперу, живя в деревне. Интонации своих тем он черпал из звуков природы. Использовал в музыке оперы интонации птичьих «попевок», например, снегиря, жившего дома в клетке, скворца, щебетавшего в саду, и настоящий петушиный крик. Как вы думаете, почему в «Песне и пляске птиц» царят оживление и радость?

- Радуются приходу весны, предстоящему теплу.

- Мы с вами разучим и выразительно, радостно исполним 1-ю тему хора «Сбирались птицы», чтобы почувствовать приближение весны и тепла.

Разучивание хора «Сбирались птицы»:

Сбирались птицы,

Сбирались певчи

Стадами, стадами.



Садились птицы,

Садились певчи

Рядами, рядами.

  1. Разучивание по фразам

  2. Прохлопывание ритмического рисунка

  3. Хоровое исполнение с аккомпанементом свистулек, треугольников

- С каким настроением исполняли?

- Радостно, весело, задорно.

- Подумайте, если бы подбирали цвета к этой песне, какие бы выбрали – тёплые или холодные?

Ответы детей.

- Вот так, наблюдая за развитием музыки, мы можем утверждать, что в музыке пролога оперы «Снегурочка» противопоставлены друг другу два образа («жизненных начала») – тепло, весна и холод, мороз.

Как же развивалась музыка?

- От холода к теплу.

- Такое противопоставление двух «жизненные начал», двух миров – реального и фантастического - мы будем наблюдать и далее: Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей – персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу, «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Н.А. Римский-Корсаков) враждебен суровый Мороз. Снегурочка – холодное дитя Мороза и Весны – всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в её сердце, приводя к гибели.

Но об этом мы будем говорить на последующих уроках.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

Давайте ещё раз вспомним то, о чём мы сегодня говорили, в игре «Снежный ком» (на слайде - слова, которые обязательно должны быть использованы):

- Сегодня на уроке мы совершили воображаемый поход … (в театр) и слушали … (оперу).

- Опера называлась … («Снегурочка»).

- Написал оперу русский композитор-сказочник … (Н.А. Римский-Корсаков).

- Оркестровое вступление к опере вводит слушателей в … (царство природы).

- Понравился фрагмент «Песня … (и пляска птиц)».

- Настроение музыки менялось от … (начала) к … (концу) вступления.

- В музыке оперы противопоставлены два «жизненных начала» - … (холод) и … (тепло).

Домашнее задание «Две песенки». Сочинить песенку девочки, которая хочет стать Снегурочкой, и песенку Снегурочки, которая хочет быть обыкновенной девочкой.

  1. Итог

Сегодня мы начали знакомство с музыкой самой поэтичной оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Композитор считал её самым лучшим свои творением. Закончить урок я хочу словами самого Римского-Корсакова: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, 
чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царём, 
не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-солнцу».



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-7 классы. - М.: 1990;

  2. http://music-fantasy.ru/

  3. http://uchitelya.com/

  4. http://veravverav.blogspot.com/

  5. http://webkind.ru/artist

  6. http://открытыйурок.рф/%















































ПРИЛОЖЕНИЕ

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

Либретто (фрагмент)

Пролог

М о р о з

По богатым посадским домам колотить по углам,

у ворот вереями скрипеть, под полозьями петь

любо мне, любо, любо, любо.

Из леску по дорожке за возом воз,

на ночлег поспешает скрипучий обоз.

Я обоз стерегу, я вперёд забегу,

по край поля, вдали, на морозной пыли лягу маревом,

средь полночных небес встану заревом.

Разольюсь я, Мороз, в девяносто полос,

разбегуся столбами, лучами несметными,

несметными, разноцветными.

И толкутся столбы и спираются,

а под ними снега разгораются,

море свету-огня, яркого, жаркого, пышного;

там синё, там красно, а там вишнево.

Любо мне, любо, любо, любо.

Ещё злей я о ранней поре, о румяной заре:

подкрадусь я к жильям из оврагов полянами,

подкрадусь, подползу я туманами.

Над деревней дымок завивается,

в одну сторону погибается;

я туманом седым заморожу и дым,

как он тянется, так останется,

по-над полем, по-над лесом, перевесом.

Любо мне, любо, любо, любо мне.

В е с н а – К р а с н а

Недурно ты попировал, пора бы

и в путь тебе, на север.

М о р о з

Не гони, и сам уйду. Не рада старику!

Про старое скоренько забываешь.

На утренней заре по ветерку

умчусь к сибирским тундрам.

В е с н а – К р а с н а

На кого же Снегурочку оставишь?

М о р о з

Дочка наша

на возрасте, без нянек обойдётся.

Ни конному, ни пешему дороги

и следу нет в её терем.

В е с н а – К р а с н а

Эй, старый!

Милей всего на свете девке воля.

М о р о з

Вот то-то мне и нелюбо! Послушай!

Известно мне, что Солнце сбирается сгубить Снегурку.

Только и ждёт того, чтоб заронить ей в сердце

лучом своим огонь любви.

Тогда спасенья нет Снегурочке.

Доколе же младенчески чиста её душа,

не властен он вредить Снегурочке. Послушай!

Для девушки присмотр всего нужнее:

не лучше ли в слободку к Бобылю

отдать её на место дочери?

В е с н а – К р а с н а

Согласна.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!