СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Мелодией одной звучат печаль и радость» (8 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 2 четверти.

 Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.

Личностные:

— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыке В.А. Моцарта.

Предметные:

—  знание строения классического инструментального концерта на примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

Цель: Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере творчества Моцарта.

Задачи:

- обучающая:

– формировать умение следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу;

- продолжить знакомство с творчеством В.А. Моцарта;

- развивающая – развивать творческое мышление, умение анализировать и обобщать;

- воспитательная  – пробудить у учащихся интерес к музыке.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведению В. А. Моцарта.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Мелодией одной звучат печаль и радость» (8 класс)»

8 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 10. «Мелодией одной звучат печаль и радость»



Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.

Личностные:

— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыке В.А. Моцарта.

Предметные:

—  знание строения классического инструментального концерта на примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

Цель: Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере творчества Моцарта.

Задачи:

- обучающая:

– формировать умение следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу;

- продолжить знакомство с творчеством В.А. Моцарта;

- развивающая – развивать творческое мышление, умение анализировать и обобщать;

- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведению В. А. Моцарта.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: неизвестный художник. Портрет В.А. Моцарта; К. Хайд. «Дом Моцарта»; И. Бюхе. «Моцарт за сочинением произведений».

Музыка: В.А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. I–III части (№ 10–12 аудиоприложения). Песенный материал: Б. Окуджава. «Песня о Моцарте».

Виды деятельности учащихся: Беседа о жизни и творчестве В. А.  Моцарта на материале произведений, изученных в разных классах. Беседа о воплощении образов радости в разных видах искусства. Разучивание и пение песни о Моцарте. Обсуждение характера и содержания песни. Смысловое прослушивание, слуховой анализ музыкальных произведений. Просмотр, обсуждение и анализ репродукций картин. Выявление связи репродукций с содержанием музыкальных произведений. Анализ нотных примеров.

Формы педагогического контроля: Контроль понимания и эстетической оценки светлых, позитивных, радостных образов в искусстве. Контроль осознания этической ценности и необходимости темы радости в музыке. Контроль знания черт творческого облика В.А. Моцарта. Контроль участия каждого ученика в беседах и дискуссиях. Контроль умения высказать и отстоять собственную позицию в споре на темы культуры, творчества, искусства, музыки. Контроль развития вокально-певческих навыков. Контроль умения проанализировать нотные примеры разного содержания, обозначить в них музыкально-выразительные средства и объяснить их значение и влияние на характер произведения.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

- В начале сегодняшнего урока необходимо прослушать и вспомнить музыкальное произведение одного из русских композиторов, передающее человеческие чувства. Это позволит нам включиться в восприятие нового музыкального материала.

Слушание фрагмента «Хороводной песни Садко» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.

? Что это за музыкальное произведение? Какие настроения передаёт музыка данного музыкального фрагмента?

Ответы обучающихся.

- Да, это одна из песен гусляра Садко.

? А с какой целью композитор Римский-Корсаков включил в свою оперу весёлые народные песни и пляски?

Можно ли считать, что Хороводная песня Садко воплощает состояние всепоглощающей, безраздельной радости? Почему? Связано ли это с народностью песни?

Ответы обучающихся.

2. Целеполагание

- Верно, весёлые народные песни и пляски отличаются безраздельной удалью, искрят безудержным весельем.

Но не только народная музыка знает состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним, например, страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига…

Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной. Скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.

Потому рассмотрим сегодня и сравним, исследуем характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры – Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта. Именно это будет являться основной целью нашего урока.

А также познакомимся с эпизодами его биографии и их влиянием на творчество, что может повысить ваш интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке Моцарта, и классической музыке в целом.

3. Введение в тему. Сообщение темы урока

Перед прослушиванием музыки В.А.  Моцарта обратим внимание на репродукции картин —  портреты и пейзаж с изображением дома композитора.

? Что вы можете сказать об этом гениальном человеке, глядя на его портреты? Дайте характеристику дома Моцарта, изображённом на репродукции картины К. Хайда.

Неизвестный художник. И. Бюхе. Моцарт за сочинением произведений. Фрагмент

Портрет В.А. Моцарта

К. Хайд. Дом Моцарта

- На портретах можно отметить вдохновенное, творческое выражение лица композитора, утончённость и изысканность его облика, изящную одежду, соответствующую моде классицизма.

- Характеризуя изображение дома Моцарта на репродукции картины К. Хайда, мы отмечаем красивый гористый пейзаж Зальцбурга, солнечную радостную погоду, простоту и демократичность дома, в котором прошло детство композитора.

- Совершенно верно, все картины будто играют солнцем, излучают свет. И, что удивительно, именно Моцарта называли «богом солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка.

Мы с вами регулярно слушали музыку В.А. Моцарта на уроках курса «Искусство. Музыка». На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с жанром классического инструментального концерта.

4. Жанр Инструментального концерта в музыке Моцарта

Моцарт писал концерты для фортепиано, скрипки, духовых инструментов. Не было почти ни одного инструмента, для которого Моцарт не написал бы концертов. Он всегда развивал, обогащал виртуозные и выразительные возможности солирующего инструмента. Драматургия концертов Моцарта строится на соревновании, состязании, споре партий солиста и оркестра.

Концерты Моцарта имеют трёхчастное строение. Первая часть обычно активна, энергична, написана в быстром темпе. Вторая часть концерта медленная, певучая, она воплощает лирические образы. Третья часть — картина праздника, веселья, часто с влиянием народных песенно-танцевальных образов.

Остановимся поподробнее на фортепианных концертах В.А.  Моцарта (Презентация):

1) Клавирные концерты. Обилие клавирных произведений в 1782–1786 гг. прямым образом связано было с концертной деятельностью Моцарта: в это время она достигла наивысшего расцвета. Первенства Моцарта как клавесиниста не мог оспаривать никто; он был самым популярным, самым признанным и любимым музыкантом Вены, бессменным победителем в состязаниях даже со всемирно известными исполнителями…

2) Блестящие данные импровизатора он проявлял и в другом излюбленном своём эстрадном жанре — клавесинных концертах. Это всё ещё была наиболее популярная форма общения композитора с аудиторией… Он ещё в раннем возрасте отказывался играть, если замечал, что слушатели невнимательны. Теперь, в пору расцвета, энтузиазм публики и её живая реакция по-прежнему являлись для него высшей наградой; ни в какое сравнение не шёл с этим материальный успех концерта. «Что меня больше всего обрадовало и удивило  —  это небывалая тишина и внезапно раздавшиеся “браво”», — писал он отцу в апреле 1781 г.

Итак, музыка фортепианного Концерта №23 Вольфганга Амадея Моцарта.

5. Слушание музыки. В.А. Моцарт. Концерт №23 для фортепиано с оркестром

Первые же такты Концерта погружают нас в атмосферу грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?

1) Прослушивание фрагмента I части Концерта. Музыкальный анализ:

- В музыке 1-ой части Концерта слышится спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой…

- Слушаем фрагмент II части Концерта Моцарта.

2) Прослушивание фрагмента II части. Музыкальный анализ:

- Начало 2-ой части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.

- Откуда такая грусть? Может быть, это преходящее настроение, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?

Согласитесь, ведь прослушав Адажио (2-ю часть), мы уже по-новому начинаем воспринимать и характер 1-ой части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить изначально?

Прослушайте 1-ю часть ещё раз.

3) Повторное прослушивание фрагмента I части.

- Возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником, изображавшим реального, живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.

3-я же часть (Финал) Концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.

Прослушайте фрагмент Финала, подумайте и скажите - та ли это радость, что звучала в музыке I части? Можем ли мы снова охарактеризовать её словами «непринуждённая, по-детски чистая»?

4) Прослушивание фрагмента Финала Концерта №23 Моцарта. Музыкальный анализ:

- Здесь, наверное, точнее было бы сказать о новой радости – радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.

5) Вывод

Так в рамках одного произведения мы видим столь различные стороны одного эмоционального состояния.

6. Работа над нотными примерами

В нотных примерах 6–8 (ст. 43-46 Учебника) приведены фрагменты всех частей Концерта В.А. Моцарта.

Пример 6 — это начало I части, исполняемое оркестром. Солист (фортепиано) вступает позже, после оркестрового вступления. Вы видите клавир — фортепианное переложение оркестровой партитуры. Таким образом, каждый звук этого примера поручен разным инструментам, в клавире как бы скрыто звучание всего оркестра. Жизнерадостный, светлый характер музыки создаётся благодаря звучанию полётной мелодии и аккордового аккомпанемента в быстром темпе, мажорном ладу, тихой динамике. Часто и прихотливо меняются штрихи —  небольшие лиги соседствуют с отрывистым звучанием звуков. Фактура достаточно прозрачна и легка.

Вторая часть (нотный пример 7) представляет собой тихую и печальную музыку в жанре сицилианы. (Сицилиа́на (итал. siciliana — сицилийская) — старинный итальянский танец пасторального характера, возможно, сицилийского происхождения). Триольное движение в медленном темпе и минорном ладу создаёт ощущение раздумья, трогательного признания. Хроматические ходы в мелодии придают музыке изысканный характер сожаления, они подобны вздохам.

В нотном примере 8 приведена основная тема финала — кипучая, энергичная, стремительная. Эта мелодия в финале проходит то у солиста, то у оркестра. Выразительность мелодии Моцарта  — в её непредсказуемости, разнообразии, многогранности. Каждый такт готовит для слушателя новые сюрпризы и неожиданности. В музыке то и дело слышатся смех, шутки, весёлые возгласы оркестра и задорные ответы солиста.

7. По страницам жизненного и творческого пути В.А. Моцарта

- Более 250 лет назад на свет появился музыкальный гений, чьё имя стало синонимом гармонии. Творчество Моцарта глубоко гуманистично. Страстная любовь к жизни и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира - таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке.

Родился Вольфганг Амадей Моцарт 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге. Музыкальное образование получил под руководством отца – скрипача и дирижёра, умного, образованного человека. Моцарт стал учиться музыке с трёх лет, а в пять лет уже сочинил свой первый менуэт.

В аристократических салонах Вены только и разговору было, что о музыкально одарённом вундеркинде из Зальцбурга, восхитительно играющем на клавесине. Да что там клавесин, – маленький волшебник виртуозно играл на всём, что способно звучать, блестяще отгадывал музыкальные загадки и с невиданной лёгкостью сочинял сложнейшие концерты! И это шести лет от роду!

После невиданного успеха в Вене Моцарты отправились в турне по Европе - Мюнхен, Брюссель, Лондон, Париж. Надо было торопиться упрочить славу сына! И залы ломились от желающих увидеть своими глазами, как писали здешние газеты, «величайшее чудо, которым могут гордиться Европа и человечество».

В конце 1769 года отец и сын отправились в Италию – признание в этой музыкальной столице было необходимо для каждого уважающего себя музыканта. Поразили итальянцев фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память. Находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его и, придя дамой, записал. Произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось раз в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не списывал их, он только запомнил!

Папа Римский Клементий 14, убедившись, что нотная запись безупречна, пришел в такое восхищение, что пожаловал ему высшую награду – орден Золотой шпоры. Не меньше потрясены были и члены знаменитой на весь мир музыкальной академии в Болонье: оценив талант юного Моцарта, они единогласно решили принять в свои ряды 14-летнего отрока, нарушив свое же правило не принимать в «академики» лиц моложе 20 лет.

Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование. Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где музыкальные интересы так ограничены.

Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Трудное, но счастливое детство и юность кончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.

Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся с пониманием к гастролям Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. Он пользовался любым поводом, чтобы сильно обидеть юношу. Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта невыносимой. Граф Колоредо запрещал ему даже выступать в концертах без своего разрешения. И никаких поездок! Моцарту пришлось вытерпеть немало обид от графа и рабскую зависимость, унижения. Почти 5 лет Моцарт провел в захолустном Зальцбурге, разбирая свои впечатления от странствий, от падения с вершины успеха и славы до положения слуги-музыканта.

Как отражение состояния души Моцарта в это время – появление Симфонии соль минор, получившей порядковый номер 40. Эта всемирно известная симфония – глубоко личное произведение. Прослушайте фрагмент одной из частей – Аллегро.

  1. Прослушивание музыкального фрагмента Симфонии №40 Моцарта.

Вся она полна волнения и тревоги, трагизма. Такой музыки до Моцарта ещё никто не создавал!

Вольфганг решается просить отставки. Это очень смелый шаг, т.к. служба, хоть и полная обид и унижений, всё же давала верный заработок и возможность более или менее сносно жить. До сих пор ни один музыкант не решался стать, так называемым, «свободным художником». Моцарт решается переехать жить в Вену. И в 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней.

В последующие годы Моцарт зарабатывал преподаванием, выступлениями, сочинением музыки. Помимо серьёзной, сочиняет на заказ лёгкую развлекательную музыку для придворных балов, для вечерних или ночных концертов, которые в летнее время устраивались в дворянских садах. Очень популярны серенады. Вспомните «Маленькую ночную серенаду» из музыкального репертуара 6-го класса. Скажите, какое настроение у этого произведения? Прослушайте и вспомните эту чудесную музыку.

  1. Слушание фрагмента из «Маленькой ночной серенады».

В ней композитор предстает человеком весёлым и переполняемым любовью.

Вскоре композитор женится. Семейная жизнь Моцарта сложилась в основном счастливо. Его женой стала Констанца Вебер. Констанца была весёлой, жизнерадостной, привлекательной девушкой. Констанца подарила Моцарту шестерых детей, но выжили только двое – Карл Томас и Франц Ксавьер. Первый стал обычным чиновником, а из Франца получился неплохой музыкант.

Младший сын, Франц Ксавьер был способным пианистом и композитором, учился у лучших музыкантов Вены, почти тридцать лет прожил во Львове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. И по сей день в консерватории звучит музыка, созданная сыном Вольфганга Амадея Моцарта.

Моцарт пишет в разных жанрах, но особое предпочтение отдает опере. Его опера – это философская сказка.

Последнее десятилетие его жизни – пора наивысшего творческого расцвета и одновременно годы жестокой материальной нужды и обострения болезни, сломившей в конце концов силы композитора. Как-то раз душным июньским днём к нему явился высокий худой человек «в сером». Незнакомец заказал реквием, оставив втайне имя заказчика.

К радости и ужасу Моцарта деньги за произведение он получает сразу. Заказ был необычным - незнакомец заказал заупокойную мессу в то время как Моцарт славился на весь мир своими жизнелюбивыми и радостными сочинениями. Это посещение произвело на Моцарта подавляющее впечатление: давно испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ как пророчество своей близкой смерти.

Работа вытягивает все силы Моцарта. Он планировал написать реквием в 12 частях, но остановился на 7 части. Прослушайте фрагмент последней и самой прекрасной части - Лакримозы (Лакримоза – «слёзная»).

  1. Прослушивание музыкального фрагмента «Лакримоза».

«Реквием» В.А. Моцарта стал последним его творением. 5 декабря 1791 года Моцарт отвернулся к стене и перестал дышать - Господь Бог захлопнул свою музыкальную шкатулку.

8. Вокально-хоровая работа: Разучивание и пение «Песенки о Моцарте» Б. Окуджавы - https://youtu.be/3qXhFHN_iZY

Обсуждение характера и содержания песни.

Текст песни (1969 г.):

  1. Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поёт,

Моцарт Отечества не выбирает -

Просто играет всю жизнь напролёт.

Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба - то гульба, то пальба...

Не оставляйте стараний, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

  1. Где-нибудь на остановке конечной

Скажем спасибо и этой судьбе.

Но из грехов своей родины вечной

Не сотворить бы кумира себе.

Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба - то гульба, то пальба...

Не расставайтесь с надеждой, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

  1. Коротки наши лета молодые.

Миг - и развеются, как на кострах,

Красный камзол, башмаки золотые,

Белый парик, рукава в кружевах.

Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба - то гульба, то пальба...

Не обращайте вниманья, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

9. Рефлексия (Викторина)

  • Вольфганг Амадей Моцарт – итальянский, английский или австрийский композитор?

  • В каком веке жил В.А. Моцарт?

  • Cын В.А. Моцарта был скульптором или музыкантом?

  • Какие музыкальные произведения были написаны первым и последним?

10. Итог

С одинаковой силой в музыке Моцарта передаются и ощущение полноты жизни, и радость бытия: одновременно страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя, и эмоции человека, страстно стремящегося к счастью, к радости.

Скорбь в музыке Моцарта нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.

Вообще в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство.

11. Вопросы и задания

  1. Охарактеризуй настроение каждой из 3-ех частей Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

  2. Как ты считаешь, случайно ли использование композиторами крупных форм – симфоний, концертов, сонат – для воплощения мира человеческих эмоций? Объясни свой ответ.



МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Инструментальный концерт. Клавир. Клавесин. Адажио. Сицилиана. Реквием. Лакримоза.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!