СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Музыка других народов в произведениях В.А. Моцарта» (4 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  4 класса (УМК В.О. Усачёва, Л.В. Школяр «Музыка», 4 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 2 четверти.

Цели и задачи:

- исследование обращения австрийского композитора В.А. Моцарта к музыке французского народа;

- продолжение изучения исторической закономерности раскрытия традиционных и специфических черт музыки в других музыкальных культурах;

- научиться различать формы существования музыки: одночастная, канон, вариации;

- познакомиться с фрагментами жизненного и творческого пути Моцарта.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Музыка других народов в произведениях В.А. Моцарта» (4 класс)»

4 КЛАСС

2 ЧЕТВЕРТЬ


УРОК 3. Музыка других народов в произведениях В.А. Моцарта

Цели и задачи:

- исследование обращения австрийского композитора В.А. Моцарта к музыке французского народа;

- продолжение изучения исторической закономерности раскрытия традиционных и специфических черт музыки в других музыкальных культурах;

- научиться различать формы существования музыки: одночастная, канон, вариации;

- познакомиться с фрагментами жизненного и творческого пути Моцарта.


Средства обучения:

1. Учебник, с. 50—51.

2. Музыкальный материал:

В.А. Моцарт. «Пастушья песня».

В.А. Моцарт. «Вариации на тему французской песни» // фонохрестоматия.


ПЛАН УРОКА

  1. Целеполагание

Сегодня мы:

- познакомимся с жизнью и творчеством Вольфганга Амадея Моцарта;

- рассмотрим обращение австрийского композитора Моцарта к музыке французского народа;

- познакомимся с новыми музыкальными терминами;

- разучим новую песню.


  1. Вольфганг Амадей Моцарт. Жизнь и творчество – см. Приложение.

Презентация.


  1. Слушание. Музыкальный анализ

Школьники сравнивают «Пастушью песню» и «Вариации на тему французской песни» В.А. Моцарта. Анализируют построение музыки (форму): одночастная музыкальная форма французской народной песни и форма вариаций в музыке Моцарта.


  1. Тезаурус

Цель: Знать, что такое музыкальная форма, вариации, полифония, канон.


МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА (от лат. forma — вид) — музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения или тип композиции: сонатная форма, вариации, рондо, бар и др.

Форма-тип определяется рассмотрением музыкальной конструкции в статике (схема последования разделов, которую описывают последовательностью латинских букв, например, ABA, ABACA и т.п.)


ОДНОЧАСТНАЯ ФОРМА – простейшая музыкальная форма, состоящая из одной части. Одночастное музыкальное произведение выражает одну тему и состоит из одного периода (период – музыкальная мысль). Одночастную форму, например, имеют частушки.

Схема одночастной формы: А.


ВАРИАЦИИ – (от лат. variatio – изменение) - музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких изменённых воспроизведений. Т.е. тема излагается несколько раз с различными изменениями, которые могут происходить в фактуре, тональности, мелодии, гармонии и других средствах выразительности.

Схема вариаций: А А1 А2 А3 А4… и т.д.


ПОЛИФОНИЯ (от поли – «много» и греч. phone — «звук, голос», буквально – многоголосие) - вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов.


КАНОНформа многоголосной музыки. В музыке каноном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени.


  1. «Пастушья песня» - разучивание, пение

Школьники разучивают «Пастушью песню» и пропевают её. Затем исполняют её каноном.

КАНОН

  1. Вокально-хоровая работа

- Сегодня мы разучим новую песню к нашей ёлке и повторим те, которые уже знаем.

1) Повторение песен «Тихая ночь» Грубера, «Ты да я, да мы с тобой» В. Иванова.

2) А теперь – новая песня. Послушайте её.

А) Исполнение учителем песни «Новый год у ворот».

- О чём она?

- О праздничном радостном, новогоднем настроении и т.д.

Б) Разучивание песни. План:

  • исполнение куплета учителем;

  • 1-я строка песни – вместе с учителем;

  • 1-я строка песни – без учителя;

  • 1-я и 2-я строчки – с учителем;

  • 1-я и 2-я строчки – без учителя… и т.д.;

  • куплет поют только девочки;

  • поют только мальчики;

  • куплет поют все вместе;

  • аналогичное разучивание припева и 2-го куплета.

В) Анализ

- Расскажите содержание песни и определите, в каком ладу она записана.

- Песня о Деде Морозе и подарках, о ёлке. Песня написана в мажорном ладу.

- Все встали. Исполняем все вместе песню. Ваша задача – передать настроение песни.

Г) Исполнение песни


  1. Рефлексия. Итог

- Итак, с чем познакомились мы на сегодняшнем уроке, что узнали нового?

Ответы учащихся.

- Понравилась вам новая песня?

- Да.

  • Выставление оценок.























Приложение

Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791)

Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Моцарт прожил всего 35 лет, но, несмотря на непрерывную концертную деятельность, он сумел создать за это время около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты, реквием и другие произведения различных жанров.

Используя в качестве основы достижения Гайдна в области сонатно-симфонической музыки, Моцарт привнёс в неё и много нового, оригинального. Колоссальную художественную ценность представляют и его оперы.

Композитор появился на свет в 1756 году в городе Зальцбурге в семье музыканта. Его отец служил при дворе князя, правителя города, где играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Помимо этого, глава семейства был превосходным педагогом, и, обнаружив у сына талант, он сразу же стал с ним заниматься.

В три года мальчик уже находил на клавесине консонирующие интервалы, в четыре года он повторял за старшей сестрой Анной-Марией маленькие пьесы, моментально их запоминая. Тогда же он впервые попытался и самостоятельно сочинить концерт для клавесина.

Природная беглость пальцев и непрерывные тренировки по её усовершенствованию позволили Вольфгангу уже к шести годам исполнять сложные виртуозные произведения. К этому времени он, незаметно для отца, научился играть на скрипке и органе.

Леопольд Моцарт не переставал удивляться столь быстрому развитию таланта сына. Меньше всего он хотел, чтобы жизнь Вольфганга была такой же тяжёлой и однообразной, как его собственная. Несмотря на его многолетнюю работу, семья Моцартов вела скромный образ жизни, подчас не имея даже средств, чтобы расплатиться с долгами. Кроме того, возможности главы семейства ограничивались рамками зависимого положения придворного музыканта. Поэтому музыкальная одарённость Вольфганга дала надежду его отцу устроить жизнь сына по-иному, в связи с чем он и решает везти шестилетнего мальчика с его сестрой в концертное путешествие.

Итак, семья Моцартов побывала в Мюнхене, Вене, Париже, Лондоне, Амстердаме, Гааге и Женеве. Путешествие, длившееся три года, обернулось настоящим триумфом для мальчика. Его концерты, где он выступал вместе с сестрой Анной-Марией, неизменно вызывали восхищение слушателей.

Произведения, исполняемые маленьким Моцартом, были разнообразны и трудны. Кроме того, он очень часто импровизировал на заданную мелодию и аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения. Ради забавы слушатели заставляли ребёнка играть по клавишам, закрытым полотенцем или платком, исполнять трудные пассажи одним пальцем. Иногда публика развлекалась и проверкой тончайшего слуха ребенка, который мог улавливать разницу между интервалами в одну восьмую тона и определять высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете.

В редкие свободные часы Леопольд Моцарт занимался дальнейшим обучением сына. Он знакомил его с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил в театры и давал ему уроки композиции. В Париже Вольфганг создал свои первые сонаты для скрипки с клавиром, а в Лондоне — симфонии, исполнение которых принесло ему славу. Маленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу. Счастливая семья Моцартов в 1766 году вернулась в родной Зальцбург.

Предоставив сыну возможность немного отдохнуть, Леопольд Моцарт вскоре стал готовить его к новым выступлениям. Наряду с этим Вольфганг усиленно занимал­ся историей, географией, рисованием, арифметикой, изучал французский, английский, латинский и итальянский языки.

Маленькому гению продолжали поступать и заказы на новые произведения, он наравне со взрослыми сочинял музыку. Так, венский оперный театр заказал ему комическую оперу «Мнимая простушка», и он благополучно справился с таким сложным жанром. Однако данное произведение по ряду причин не попало на венскую сцену, несмотря на все хлопоты старшего Моцарта. Эту неудачу мальчика обусловило неблагожелательное отношение профессиональных музыкантов к своему маленькому сопернику, которому в ту пору было всего 12 лет.

Видя, что обстоятельства складываются не совсем удачно, отец решил везти Вольфганга в Италию. Он был уверен, что, покорив своим необыкновенным талантом итальянцев, его сын завоюет себе достойное место в жизни. В результате отец и сын отправились в Италию вдвоём.

За три года (1769—1771) Моцарты побывали в крупнейших городах этой страны: Риме, Милане, Неаполе, Венеции, Флоренции. Везде концерты четырнадцатилетнего необыкновенно талантливого музыканта проходили с потрясающим успехом. Вновь он выступал как клавесинист-виртуоз (особенно изумляла всех необычайная подвижность его левой руки) и аккомпаниатор, как скрипач и органист, а также как дирижёр и певец-импровизатор. Причём иногда программа концерта состояла целиком из произведений, созданных самим исполнителем.

Миланский оперный театр, славившийся на весь мир своими певцами и музыкантами, заказал Моцарту оперу «Митридат, царь Понтийский». Вольфганг справился с этим заданием всего за полгода, и его опера вошла в число самых популярных произведений того времени.

Выше уже говорилось, что Вольфганг Амадей обладал чрезвычайно тонким слухом и гениальной памятью. В Италии с ним произошёл такой случай. Находясь в Риме, в Сикстинской капелле, во время исполнения многоголосного хорового сочинения «Мизерере» итальянского композитора XVIII века Аллегри, Моцарт запомнил его и, придя домой, записал. Произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось всего два раза в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжёлого наказания. Однако перед талантом Моцарта церковь оказалась бессильна: ведь он, по сути, не сделал ничего преступного, не вынес и не списал ноты, а лишь запомнил их.

Избрание Вольфганга в члены Болонской академии явилось для современников ещё более поразительным событием. Такой чести он удостоился за то, что всего за полчаса написал очень трудное многоголосное сочинение. В результате Моцарт стал самым юным членом академии за всю историю её существования.

Однако талант и слава Моцарта не могли ему помочь добыть средства к существованию: все попытки молодого человека, имя которого было у всех на устах, найти работу в Италии терпели поражение. Дело в том, что итальянцы, отдавая должное гению молодого композитора, всё же оказались не способны оценить его по-настоящему, понять самобытность этого юного дарования, очень часто отступавшего от музыкальных традиций того времени. И пришлось Моцарту возвращаться на родину, но и там будущее не предвещало ему ничего хорошего.

Старый правитель Зальцбурга, снисходительно относившийся к долгим отлучкам Моцартов, умер, а занявший его место граф Колоредо оказался человеком властным и жестоким. В юном музыканте, которого он назначил дирижёром своего оркестра, граф почувствовал независимость мыслей и решил поставить Моцарта на место, требуя от него полной покорности. Отец Вольфганга, понимая всю безысходность ситуации, советовал сыну смириться со своим положением, но тот, в силу своего гордого нрава и стремления к свободе, сделать этого не мог.

С величайшим трудом получив отпуск, Вольфганг Моцарт, которому уже в то время исполнилось 22 года, едет вместе с матерью в Париж. Однако и в столице Франции для молодого гения места не нашлось. Несмотря на все усилия, ему не удалось устроить концерт или получить заказ на оперу. В результате Моцарт был вынужден жить в дешёвом гостиничном номере, добывая себе на пропитание уроками музыки. Чаша его терпения переполнилась в тот момент, когда, не выдержав лишений, тяжело заболела и умерла его мать. Одинокому и никому не нужному композитору не оставалось ничего другого, как вернуться в Зальцбург, где его ждал хоть и скромный, но постоянный заработок. Но поездка в Париж не прошла даром: именно в этом городе Моцарт написал 5 замечательных сонат для клавира, отразивших всю силу и зрелость таланта композитора.

Между тем граф Колоредо, раздражённый своеволием музыканта, запрещал ему даже выступать в концертах без своего разрешения. Чтобы ещё больше унизить, он застав­лял его обедать вместе со слугами в людской, где Моцарт должен был сидеть выше лакеев, но ниже поваров. А в это время в Мюнхене с огромным успехом шла новая опера композитора «Идоменей, царь Крита». Естественно, что долго так продолжаться не могло.

Моцарт подал прошение об отставке, но граф не подписал его. Музыкант продолжал настаивать, и тогда с ним произошёл «несчастный случай»: по приказу хозяина его столкнули с лестницы. Это явилось тяжелейшим нервным потрясением для Моцарта, но вместе с тем укрепило его желание жить независимо.

В 1781 году композитор переезжает в Вену, где и остаётся до конца своих дней. В своём письме к отцу он пишет: «Счастье моё начинается только теперь». Вскоре он женится на некой Констанции Вебер, обладавшей мягким, весёлым нравом. Семейная жизнь протекает в основном спокойно и размеренно.

По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт написал комическую оперу «Похищение из сераля», которая была благосклонно принята публикой, и только императору она показалась чересчур сложной. «Ужасно много нот, мой милый Моцарт», — недовольно заметил он композитору. На что тот с чувством собственного достоинства ответил: «Ровно столько, сколько нужно, Ваше Величество».

Мастерство Моцарта ещё больше проявилось в трёх последующих операх: «Свадьбе Фигаро», «Дон Жуане» и «Волшебной флейте». Мелодичность и красота музыки произведений вызывала восторг слушателей. Особенную популярность у публики снискала опера «Дон Жуан», написанная Моцартом по заказу Пражского театра и впервые там поставленная.

На эти годы приходится расцвет творчества композитора. Так, лишь в течение одного лета 1788 года он написал три свои последние, лучшие симфонии. К данному жанру он уже не возвращался. Произведения для клавира (сона­ты, концерты), которые Моцарт создавал в изобилии в этот период, тесно связаны с его исполнительской деятельностью.

Однако яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону — семья Моцартов постоянно испытывала нужду. С годами интерес публики к выступлениям замечательного виртуоза снизился, издание произведений оплачивалось скудно, а оперы композитора быстро сходили со сцены. Сам же он, как и прежде, не хотел потакать вкусам придворной знати, считавшей его музыку слишком серьёзной. Ценители искусства того времени не находили в произведениях Моцарта весёлости и лёгкости, которые бы услаждали слух. Непонятый, он и при дворе императора числился как сочинитель танцевальной музыки, за что получал мизерную плату. Лучшего применения таланту Моцарта найти не смогли.

Последним сочинением великого композитора является реквием (от латинского слова requiem — «покой») — хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память о покойном. Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в чёрное, не захотел назвать своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзега, пожелавшего исполнить реквием по случаю кончины своей жены, выдав при этом его за собственное сочинение. Воображение же Моцарта, не знавшего всего этого, настойчиво подсказывало, что он пишет музыку на свою смерть.

Реквием Моцарта далеко выходит за рамки строго церковного произведения. В исполнении данного сочинения участвуют квартет солистов (сопрано, альт, тенор, бас), смешанный хор и оркестр с органом. Создание этого музыкального шедевра отняло у композитора последние силы. Он уже не мог присутствовать на представлении своей последней оперы «Волшебная флейта», которая с блестящим успехом шла в то время в Вене. С часами в руках он мысленно следил за развитием действия. Директор театра Шиканедер, по чьей просьбе больной композитор написал эту оперу, получал с каждого представления немалые деньги, но о Моцарте он забыл…

В 1791 году Моцарт умер и был похоронен в общей могиле для бедняков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!