СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Музыка к драматическому спектаклю» (8 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  8 класса (УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 2 четверти.

 Образовательные цели и задачи:

- актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии;

- изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям;

- выявление контрастности образных сфер театральной музыки;

- закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы;

- понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий;

- знакомство с краткой историей становления музыки со времён античного театра до современного драматического спектакля и различными формами слияния сценического действия и музыки;

- создание яркого эмоционального впечатления учащихся от знакомства с лучшими образцами сценической музыки, созданной композиторами разных эпох для драматических спектаклей;

- пробуждение интереса к музыкально-театральному искусству, формирование потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и театральными постановками; развитие творческого воображения, эмоционального отклика на музыкальные произведения, музыкальной памяти;

- осознание роли музыки в драматическом спектакле, понимание её значимости для возведения той или иной пьесы на уровень мирового шедевра.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Музыка к драматическому спектаклю» (8 класс)»

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

8 класс

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 1. МУЗЫКА К ДРАМАТИЧЕСКОМУ СПЕКТАКЛЮ

Образовательные цели и задачи:

- актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии;

- изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям;

- выявление контрастности образных сфер театральной музыки;

- закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы;

- понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий;

- знакомство с краткой историей становления музыки со времён античного театра до современного драматического спектакля и различными формами слияния сценического действия и музыки;

- создание яркого эмоционального впечатления учащихся от знакомства с лучшими образцами сценической музыки, созданной композиторами разных эпох для драматических спектаклей;

- пробуждение интереса к музыкально-театральному искусству, формирование потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и театральными постановками; развитие творческого воображения, эмоционального отклика на музыкальные произведения, музыкальной памяти;

- осознание роли музыки в драматическом спектакле, понимание её значимости для возведения той или иной пьесы на уровень мирового шедевра.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты: Использование полученных знаний в практической деятельности - самостоятельное общение с высокохудожественной музыкально-театральной культурой.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, компьютер, мультимедийная аппаратура, презентация.

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока

  1. Приветствие (Исполнение 1 куплета песни «С добрым утром!» А. Ермолова).

  2. Мотивация. Сообщение темы. Целеполагание

  • Просмотр видеоролика с песней в исп. А. Миронова «Я выхожу на сцену» (муз. Я. Френкеля, ст. Р. Рождественского):

Миг наступил бесценный,

В этом вся жизнь моя.

Я выхожу на сцену:

- Здравствуйте, вот он я.

Верьте в моё старание,

Слово я вам даю.

Всё, чем живу - сыграю,

Всё, что смогу - спою.

 - Прозвучал фрагмент выступления всеми любимого артиста Андрея Миронова. Предположите, о чём сегодня пойдёт речь?

Ответы учащихся.

- Теперь представьте, что вы посмотрели спектакль в драматическом театре. Пьеса была очень интересная, но в ней не прозвучало ни одной песни, ни единой инструментальной мелодии. Как вы думаете, такое возможно?

- Много ли существует таких театральных постановок – совсем без музыкального сопровождения?

Ответы учащихся.

- Тема сегодняшнего урока – «Музыка к драматическому спектаклю». Мы поговорим с вами о театре и о музыке, созданной для драматических спектаклей.

  • Сегодня мы:

  • узнаем, какую роль играет музыка в драматическом спектакле;

  • познакомимся с краткой историей её становления с античных времён до современного драматического спектакля и различными формами слияния сценического действия и музыки;

  • познакомимся с оркестровыми произведениями, созданными к театральным постановкам «Эгмонт», «Пер Гюнт», «Ревизская сказка»; узнаем о дальнейшей судьбе этих музыкальных сочинений;

  • вспомним, прослушаем фрагменты уже знакомого вам произведения - музыку к музыкально-драматическому спектаклю – рок-опере А. Рыбникова «Юнона и Авось» по поэме А. Вознесенского «Авось»;

  • вспомним шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта», которая век за веком обретает новую жизнь в музыкальных сочинениях разных жанров.

  1. Актуализация знаний

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова великого английского драматурга Уильяма Шекспира?

«Вся жизнь – театр, а люди в нём - актеры». У. Шекспир.

Ответы школьников.

- Действительно, каждый в этом мире играет свою роль - положительную или отрицательную.

Кто из вас любит театр? Много ли раз вы в нём бывали?

Ответы учащихся.

- Театр – вид искусства, специфическим средством выражения которого является действие, актёрская игра на сцене. Как правило, театральные представления носят комический, трагический либо драматический характер. Театральное искусство по своей природе синтетично, поскольку объединяет в себе сразу несколько видов искусства. Назовите их.

Предположительные ответы учащихся:

- Сценическое действие;

- Литература;

- Музыка;

- Изобразительное искусство (костюмы, декорации).

- Возможны также танцы, пантомима, спецэффекты и т.д.

3. Основной этап урока

1) Работа по теме

Со времён античного театра, древнегреческой драмы музыка связана со сценой и драматическим действием. В эпоху Возрождения (15-16 вв.) музыка участвовала во многих сценических формах:

  • в Англии – в так называемом «театре масок»,

  • в Италии – в театральных интермедиях (от лат. intermedius – находящийся посередине – небольшая пьеса или сцена, обычно комического характера, разыгрываемая между действиями драмы;

  • в Испании – в театрализованных зрелищах.

Позднее взаимодействие искусств перешло в новые жанры музыки – оперу, балет, сценической основой которых стало либретто. В опере музыка всегда связана с развитием действия и со словом, в балете – также сочетается с действием и становится организатором каждого движения, каждого жеста танцоров.

В отличие от оперы или балета, в драматическом спектакле музыка не является «главным действующим лицом». Но она – необходимая составляющая драматическая спектакля. Она создаёт особую атмосферу, особое настроение, пробуждая и усиливая чувства зрителей, вызывая то смех, то слёзы, помогает раскрыть характеры и душевные переживания главных героев. Трудно представить себе театральную постановку, которая могла бы обойтись без музыкального сопровождения. В драмах, в театральных пьесах музыка может эмоционально объединять исполняемую сцену, создавать фон для монолога или диалогов действующих лиц, возникать в виде музыкальных вставок, создавать настроение последующей сцены.

И все эти формы слияния сценического действия и музыки подготовили восприятие «сегодняшнего» звукового фильма.

Прочитайте (на экране) высказывание классика русской литературы, драматурга Н.В. Гоголя:

«Три чудные сестры посланы украсить и усладить мир: без них он был бы пустыня. …Музыка вся – порыв; она вдруг… отрывает человека от земли… оглушает его громом своих могучих звуков и разом погружает… в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет.

…О, будь же нашим хранителем, спасителем, МУЗЫКА! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам! Волнуй, разрывай их и гони, хотя на мгновение, этот холодно-ужасный эгоизм, силящийся овладеть миром! Пусть при могущественном ударе смычка твоего смятенная душа грабителя почувствует, хотя на миг, угрызение совести, спекулятор растеряет свои расчёты, бесстыдство и наглость невольно выронит слезу перед созданием таланта».

(Н.В. Гоголь. Фрагменты из статьи «Скульптура, живопись и музыка»)

2) Просмотр видеоурока «Музыка в драматическом спектакле»

Просмотрим видеоурок по нашей теме - Пройти по ссылке: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3190/main/ - Открыть Урок 06. Музыка к драматическому спектаклю - Музыка - 8 класс.

3) Роль музыки в спектакле на примерах

Известны случаи, когда именно музыка возводила на уровень мирового шедевра пьесу драматурга. Некоторые образцы театральной музыки стали даже популярнее спектакля, к которому были созданы. Так произошло с трагедией немецкого поэта И.В. Гёте «Эгмонт». При постановке в 1787 г. Она не имела успеха и возродилась к новой жизни лишь в 1810 г. С музыкой Бетховена, в которой воплотился героический дух высокой трагедии.

А) Просмотр и прослушивание видеосюжета «Эгмонт». Трагедия Гёте. Музыка Бетховена. (Фрагмент). - https://youtu.be/T42ozx_hyLk. Исп. симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга. Чтец - Евгений Дятлов.

То же произошло и с пьесой норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Эта поэма о жизни и приключениях парня из норвежской деревни стала интересной и значительной для миллионов зрителей и слушателей с бессмертной музыкой композитора Эдварда Грига. Две сюиты, составленные Григом из фрагментов к спектаклю, часто исполняются на концертах как самостоятельные произведения. Среди них такие известные оркестровые пьесы как «Утро», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля».

Б) Прослушивание, музыкальный анализ «В пещере горного короля», «Танец Анитры» Э. Грига (Фрагменты):

  • Какой принцип музыкального развития вы услышали в пьесе Э. Грига «В пещере горного короля»?

а) Точный повтор б) Варьирование в) Контраст

  • Тембровые возможности каких музыкальных инструментов Григ использовал в оркестровой пьесе «Танец Анитры»?

а) Деревянные духовые б) Медные духовые в) Струнные смычковые

В театральной культуре 20-го в. эта традиция продолжилась. Так, композитор А. Шнитке объединил в своей «Гоголь-сюите» фрагменты, сочинённые для спектакля «Ревизская сказка» Московского театра на Таганке:

В) Просмотр, прослушивание видеосюжета. А. Шнитке. «Гоголь-сюита». Портрет (Нач. фрагмент). - https://youtu.be/tKDaNnHpSCE

Вспомним, обратимся к ещё одному знакомому вам произведению: шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» - одному из мировых шедевров драматического искусства, век за веком обретающему новую жизнь в музыкальных сочинениях разных жанров: увертюра-фантазия П. Чайковского, балет С. Прокофьева, мюзикл Л. Бернстайна «Вестсайдская история», музыкальные зарисовки для оркестра Д. Кабалевского, в кинематографе (фильмы режиссёров Ф. Дзеффирелли, Б. Лурмана, Дж. Мэддена и др.).

Мюзикл «Вестсайдская история» Кинофильм «Ромео и Джульетта», 1968 г.

Реж. - Ф. Дзеффирелли

Г) Просмотр, прослушивание видеосюжета по мотивам мюзикла Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история». Фрагменты. - https://vk.com/video17163914_163201847

Есть высокие человеческие поступки, которые по своей красоте и значимости остаются в истории, в сознании поколений наравне с великими шедеврами искусства. К таковым, как раз, можно отнести поэму «Авось» А. Вознесенского и рок-оперу А. Рыбникова «Юнона и Авось». В ней современного слушателя и зрителя подкупает всё: и историческая достоверность, и отзвуки приключенческого романа, и юмор, и возвышенные раздумья.

Рок – опера Юнона и Авось»

Д) Просмотр видеосюжета из рок-оперы «Юнона и Авось» с прослушиванием «Романса Николая и Кончиты». - https://youtu.be/lHlQOaSGqGI

4. Разучивание. Вокально-хоровая работа. Романс «Я тебя никогда не забуду» А. Рыбникова. - https://youtu.be/LQnjjADisoE

Этот романс из рок-оперы А. Рыбникова мы сегодня разучим и исполним.

5. Рефлексия. Итог

На следующих уроках вы познакомитесь с «Музыкальными зарисовками «Ромео и Джульетта» для большого симфонического оркестра», которые были созданы Д. Кабалевским к театральному спектаклю, а сегодня наша работа на уроке подошла к концу.

Подведём итог:

- Какую роль в спектакле играет музыка?

- Какие жанры театральной музыки вам известны?

- Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, каким театральным постановкам они созвучны по настроению, по художественным образам?





а) Эгмонт б) Ревизская сказка в) Пер Гюнт

6. Домашнее задание

Задачи: Закрепление знаний о взаимодействии разных видов искусства (музыки и литературы, музыки и кино), активизация художественно-познавательной деятельности учащихся, способствование их социализации. Развитие чувства стиля на основе сравнительного анализа музыкальной речи разных композиторов и произведений разных жанров (опера, балет, мюзикл, кино).

  1. Прочитать «Сцену на балконе» из трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», подобрать к ней музыкальное оформление, записать музыку на электронный носитель и исполнить сцену на уроке.

  2. Разработать сценарий занятия на тему «Роль музыки в аудиосказках», провести обсуждение сценария с одноклассниками, представить его в виде художественной презентации младшим школьникам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей