Критская. Музыка, 4 класс
4 четверть
Урок 6. «Музыкальный сказочник»
Цели и задачи урока:
- закрепить, расширить понятия «музыкальная сказка», «музыкальная живопись», продолжить знакомство с композитором Римским-Корсаковым как «музыкальным сказочником»;
- выявить возможности эмоционального воздействия музыки на человека;
- познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка»;
- развивать познавательные и мыслительные навыки, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие;
- продолжать развивать духовно-нравственные и этические чувства школьников, их эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: видеопроектор, экран, мультимедийная презентация, фортепиано, компьютер.
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ (ОРГАНИЗАЦИОННАЯ) ЧАСТЬ
1. Организационный момент
1) Музыкальное приветствие
- Здравствуйте! (до-ми-соль)
- Здравствуйте! (дети повторяют, показывая движение мелодии рукой).
- Здравствуйте! (соль-ми-до)
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, ребята! (до-ре-ми-фа-соль-соль)
- Здравствуйте, учитель! (дети повторяют, показывая движение мелодии рукой).
- Здравствуйте, ребята! (соль-фа-ми-ре-до-до)
- Здравствуйте, учитель!
- Прозвенел звонок.
- Начался урок!
2) Мотивация
- Урок сегодня необычный – мир сказки ждёт нас символичный.
Ведь мы с хорошей сказкой неразлучны,
Чудес и песен в сказке – до небес!
Вы представляете, как стало бы скучно,
Если б не было ни игр, ни сказок, ни песен, ни чудес.
Музыкально-ритмическая игра «Чудесная шкатулка»:
Шкатулка - это стукалка
Для всяких разных штук.
И если потрясти ее,
Услышишь: тук-тук-тук...
Припев: Тук-тук-тук…
Так-так-так…
Стук-стук-стук…
Бряк-бряк-бряк…
А может быть, там гномики
Живут давным-давно,
И рубят гномы-плотники
В шкатулочке окно?
Припев.
А вдруг волшебный замок там,
И танцы при свечах,
И кавалеры с дамами
Подметками стучат.
Припев.
А может быть, и сами мы
В шкатулочке сидим
И на большой волшебный мир
Сквозь щелочку глядим.
Припев.
2. Актуализация опорных знаний
- Где играют дружно и поют умело,
Там и сказке можно появиться смело.
Угадайте, ребята, из каких уже знакомых вам музыкальных сказок прозвучат сейчас фрагменты. Назовите автора музыки и скажите, что ещё объединяет эти музыкальные фрагменты, что между ними общего?
Игра «Угадай мелодию»:
1) «Тридцать три богатыря» (Образ моря) из симфонической картины «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова
2) Образ моря из вступления ко II действию этой же оперы
3) Вступление к опере «Садко» («Океан — море синее»)
Ответы учащихся: Во всех музыкальных фрагментах представлен образ моря. Эти образы запечатлел в музыке русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
- Назовите, по каким характерным интонациям главных тем этих музыкальных фрагментов вы смогли определить образ моря, ведь композитор создал разные по характеру и настроению образы.
Ответы учащихся.
- А как вы думаете, какие функции выполняют эти интонации - выразительную или изобразительную?
- И одну, и другую.
3. Целеполагание
- Римский-Корсаков говорил: «В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские». И поэтому его назвали «музыкальным сказочником». Но не только русские сказки встречаются в творчестве композитора. Восточная тематика также занимает большое место в музыке Римского-Корсакова.
Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с новым произведением Римского-Корсакова - симфонической сюитой «Шехеразада», написанной по мотивам арабских сказок «1000 и 1 ночь». Сюита «Шехеразада» принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки, посвященных теме Востока. Мы познакомимся с её героями: сказочницей Шехеразадой и грозным султаном Шахриаром, сравним образы этих героев и выявим черты, которые их отличают. Узнаем также значение выражений (словосочетаний) «симфоническая сюита» и «программная музыка».
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Развитие темы урока
Сюита (с франц. Suite – ряд, последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.
Понятие программная музыка означает ту музыку, в основе которой лежит определенный сюжет, программа.
Композитор приложил к партитуре следующую программу:
«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок — казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».
В первом издании сюиты каждая часть имела программный подзаголовок:
I. Море и Синдбадов корабль;
II. Фантастический рассказ Календера-царевича;
III. Царевич и царевна;
IV. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.
В последствии названия были уничтожены автором из-за «нежелательного... искания слишком определенной программы...».
И это неудивительно: композитор вполне мог рассчитывать на выразительность музыки, на ее удивительную пластичность и образность, которая дает богатую пищу для фантазии слушателя.
«Русский Восток»
- А сейчас я предлагаю послушать отрывок из сюиты. Откройте учебник на развороте «Музыкальный сказочник» (с. 124—125). На развороте вы видите нотную запись двух главных тем вступления симфонической сюиты «Шехеразада»: тему главной героини и тему султана Шахриара.
Слушаем музыку и следим за её развитием по нотной записи в учебниках.
1) Слушание Вступления к симфонической сюите «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова. Музыкальный анализ.
- Что вы услышали в сюите? Какой характер произведения? Какие образы передаёт музыка?
- Голос молодой рассказчицы, нежность, картина природы, волшебство арабской ночи, таинственность.
- Сначала музыка зазвучала сурово, требовательно, величественно. Мелодия звучала в низком регистре и передавала образ грозного султана. Затем зазвучала другая тема – нежная, завораживающая, пленительная, «сладкая», восточная, экзотичная.
- На протяжении всей части обе темы иногда будто переплетаются. Но всё же преобладает, главенствует 2-я тема – тема восточной сказочницы, рассказывающей султану захватывающую сказочную историю.
- Правильно, ребята. Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Словно тяжелая поступь, мощно играют струнные и духовые инструменты в низком регистре. Энергичные ритмы придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь.
Образ же Шехеразады отличается мягкостью, женственностью. Римский-Корсаков достигает этого благодаря высокому регистру, тембру солирующей скрипки, преобладанию плавных интонаций, ритмической ровности узорчатой мелодики. Усиливает сказочный характер и сочетание тембров таких инструментов, как арфа (аккомпанемент) и скрипка (основная мелодия). Две эти темы составляют вступительный раздел сюиты.
Основной раздел первой части сюиты — одной из сказок Шехеразады — построен на видоизмененных мелодиях вступления. Основным принципом изложения музыкальной мысли в этой части является принцип вариационного развития.
Вспомните, скажите, какая музыкальная форма называется вариациями?
Ответы учащихся.
Верно, ребята, вариационная форма (вариации), тема с вариациями — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких изменённых воспроизведений (вариаций).
2) Повторное прослушивание Вступления.
- Музыка Вступления очень живописна. Прослушайте этот фрагмент ещё раз и попытайтесь услышать, как с помощью музыкальных тем композитор изображает разные состояния моря, по которому плывет корабль Синдбада: то спокойного, безмятежного, то бурного и взволнованного.
Отмечайте во время звучания музыки поднятием руки появление знакомых музыкальных тем-образов.
3) Ассоциации
- Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» и подумайте над вопросом: какой, по вашему мнению, эпизод первой части сюиты «Шехеразада» созвучен этой иллюстрации?
На этот вопрос четвероклассники могут дать разные, неоднозначные ответы.
- Ваши ответы разные. Но это хорошо и правильно, так как в нашем сознании слушателей могут, конечно, возникать различные зрительные образы и разные художественные ассоциации.
4) Вторая жизнь симфонической сюиты «Шехеразады»
- Известный русский балетмейстер Сергей Фокин в начале прошлого, XX в., осуществил хореографическую постановку этой сюиты. Зрелищность и живописность музыки «Шехеразады», соединившись с выразительной пластикой танцевальных движений, рельефным рисунком танца, оригинальными костюмами словно дали вторую жизнь этому сочинению. Недавно в Санкт-Петербургском Мариинском государственном театре оперы и балета эта постановка возобновлена и пользуется заслуженной любовью зрителей.
Просмотр видеофрагмента «Адажио» из балета «Шехеразада» (Хореография С. Фокина).
Адажио - в музыке означает: медленный темп; музыкальная пьеса (либо её часть), исполненная в медленном темпе; в балете - дуэт главных героев лирического содержания. Балетные адажио – это широкие, распевные и романтические мелодии.
Сказочная тематика песен
- Кроме Римского-Корсакова, многие композиторы обращались к сказке. И сегодня, чтобы продлить наше эмоциональное состояние от встречи со сказкой, мы вспомним на этом уроке песни на сказочную тематику.
Вокально-хоровая работа над песнями:
1) «Сказка по лесу идет» С. Никитина, слова Ю. Мориц
2) «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина, слова М. Пляцковского
II. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия
Закрепим ваши музыкально-слуховые представления о музыке Н. Римского-Корсакова. Откройте разворот Рабочей тетради «Мир Римского-Корсакова» (с. 28—29), где предложена серия творческих заданий.
Выполните задания.
Оценка знаний учащихся
3. Домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагаются два задания на с. 32 Рабочей тетради.
Первое — «Мое любимое музыкальное произведение»: составь небольшой рассказ для радио- или телепередачи о своем любимом произведении. Послушай это произведение дома со своими родными, в классе с друзьями. Расскажи о своих музыкальных впечатлениях.
Второе (рекомендуется выполнять по желанию) — «Я и музыка»: попробуй нарисовать музыку так, как ты ее чувствуешь, понимаешь. Не забудь нарисовать и себя.
4. Итог урока
- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Композитор Римский-Корсаков – «музыкальный сказочник». Познакомились с симфонической сюитой «Шехеразада».
- Узнали значение понятий «сюита», «программная музыка».
- Пусть сказка – вымысел и ложь,
Но в ней прочтёшь ты между строк,
Что в жизнь уверенно войдёшь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чём,
Поймёшь, проснувшись на рассвете!
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/
https://childtoys.ru/biblioteka/
https://nsportal.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://teksty-pesenok.ru/rus-andrej-usachyov/
http://x-minus.me/artist/