СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской,  Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 6 урока 4 четверти.

  Цели и задачи урока:  

- закрепить, расширить понятия «музыкальная сказка», «музыкальная живопись», продолжить знакомство с композитором Римским-Корсаковым как «музыкальным сказочником»;

- выявить возможности эмоционального воздействия музыки на человека;

- познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка»;

- развивать познавательные и мыслительные навыки, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие;

- продолжать развивать духовно-нравственные и этические чувства школьников, их эмоциональную отзывчивость.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)»

Критская. Музыка, 4 класс

4 четверть


Урок 6. «Музыкальный сказочник»

Цели и задачи урока: 

- закрепить, расширить понятия «музыкальная сказка», «музыкальная живопись», продолжить знакомство с композитором Римским-Корсаковым как «музыкальным сказочником»;

- выявить возможности эмоционального воздействия музыки на человека;

- познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка»;

- развивать познавательные и мыслительные навыки, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие;

- продолжать развивать духовно-нравственные и этические чувства школьников, их эмоциональную отзывчивость.


Оборудование:  видеопроектор, экран, мультимедийная презентация, фортепиано, компьютер.


ХОД УРОКА


  1. ВВОДНАЯ (ОРГАНИЗАЦИОННАЯ) ЧАСТЬ

1. Организационный момент

1) Музыкальное приветствие

- Здравствуйте! (до-ми-соль)

- Здравствуйте! (дети повторяют, показывая движение мелодии рукой).

- Здравствуйте! (соль-ми-до)

- Здравствуйте!

- Здравствуйте, ребята! (до-ре-ми-фа-соль-соль)

- Здравствуйте, учитель! (дети повторяют, показывая движение мелодии рукой).

- Здравствуйте, ребята! (соль-фа-ми-ре-до-до)

- Здравствуйте, учитель!

- Прозвенел звонок.

- Начался урок!


2) Мотивация

- Урок сегодня необычный – мир сказки ждёт нас символичный.

Ведь мы с хорошей сказкой неразлучны,

Чудес и песен в сказке – до небес!

Вы представляете, как стало бы скучно,

Если б не было ни игр, ни сказок, ни песен, ни чудес.


Музыкально-ритмическая игра «Чудесная шкатулка»:

  1. Шкатулка - это стукалка

Для всяких разных штук.

И если потрясти ее,

Услышишь: тук-тук-тук...

Припев: Тук-тук-тук…

Так-так-так…

Стук-стук-стук…

Бряк-бряк-бряк…

  1. А может быть, там гномики

Живут давным-давно,

И рубят гномы-плотники

В шкатулочке окно?

Припев.

  1. А вдруг волшебный замок там,

И танцы при свечах,

И кавалеры с дамами

Подметками стучат.

Припев.

  1. А может быть, и сами мы

В шкатулочке сидим

И на большой волшебный мир

Сквозь щелочку глядим.

Припев.


2. Актуализация опорных знаний

- Где играют дружно и поют умело,

Там и сказке можно появиться смело.

Угадайте, ребята, из каких уже знакомых вам музыкальных сказок прозвучат сейчас фрагменты. Назовите автора музыки и скажите, что ещё объединяет эти музыкальные фрагменты, что между ними общего?

Игра «Угадай мелодию»:

1) «Тридцать три богатыря» (Образ моря) из симфонической картины «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова

2) Образ моря из вступления ко II действию этой же оперы

3) Вступление к опере «Садко» («Океан — море синее»)


Ответы учащихся: Во всех музыкальных фрагментах представлен образ моря. Эти образы запечатлел в музыке русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

- Назовите, по каким характерным интонациям главных тем этих музыкальных фрагментов вы смогли определить образ моря, ведь композитор создал разные по характеру и настроению образы.

Ответы учащихся.

- А как вы думаете, какие функции выполняют эти интонации - выразительную или изобразительную?

- И одну, и другую.


3. Целеполагание

- Римский-Корсаков говорил: «В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские». И поэтому его назвали «музыкальным сказочником». Но не только русские сказки встречаются в творчестве композитора. Восточная тематика также занимает большое место в музыке Римского-Корсакова.

Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с новым произведением Римского-Корсакова - симфонической сюитой «Шехеразада», написанной по мотивам арабских сказок «1000 и 1 ночь». Сюита «Шехеразада» принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки, посвященных теме Востока. Мы познакомимся с её героями: ска­зочницей Шехеразадой и грозным султаном Шахриаром, сравним образы этих героев и выявим черты, которые их отличают. Узнаем также значение выражений (словосочетаний) «симфоническая сюита» и «программная музыка».

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Развитие темы урока

Сюита (с франц. Suite – ряд, последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.

Понятие программная музыка означает ту музыку, в основе которой лежит определенный сюжет, программа.

Композитор приложил к партитуре следующую программу:

«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок — казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, по­буждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

В первом издании сюиты каждая часть имела программный подзаголовок:

I. Море и Синд­бадов корабль;

II. Фантастический рассказ Календера-царевича;

III. Царевич и царевна;

IV. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.

В последствии названия были уничтожены автором из-за «нежелательного... искания слишком определенной программы...».

И это неудивительно: композитор вполне мог рассчитывать на выразительность музыки, на ее удивительную пластичность и образность, которая дает богатую пищу для фантазии слушателя.


  1. «Русский Восток»

- А сейчас я предлагаю послушать отрывок из сюиты. Откройте учебник на развороте «Музыкальный сказочник» (с. 124—125). На развороте вы видите нотную запись двух главных тем вступления симфонической сюиты «Шехеразада»: тему главной героини и тему султана Шахриара.

Слушаем музыку и следим за её развитием по нотной записи в учебниках.


1) Слушание Вступления к симфонической сюите «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова. Музыкальный анализ.

- Что вы услышали в сюите? Какой характер произведения? Какие образы передаёт музыка?

- Голос молодой рассказчицы, нежность, картина природы, волшебство арабской ночи, таинственность.

- Сначала музыка зазвучала сурово, требовательно, величественно. Мелодия звучала в низком регистре и передавала образ грозного султана. Затем зазвучала другая тема – нежная, завораживающая, пленительная, «сладкая», восточная, экзотичная.

- На протяжении всей части обе темы иногда будто переплетаются. Но всё же преобладает, главенствует 2-я тема – тема восточной сказочницы, рассказывающей султану захватывающую сказочную историю.

- Правильно, ребята. Тема Шахриара звучит грозно и величественно. Словно тяжелая поступь, мощно играют струнные и духовые инструменты в низком регистре. Энергичные ритмы придают теме черты суровости. Музыкальное высказывание напоминает повелительную речь.

Образ же Шехеразады отличается мягкостью, женственностью. Римский-Корсаков достигает этого благодаря высокому регистру, тембру солирующей скрипки, преобладанию плавных интонаций, ритмической ровности узорчатой мелодики. Усиливает сказочный характер и сочетание тембров таких инструментов, как арфа (аккомпанемент) и скрипка (основная мелодия). Две эти темы составляют вступительный раздел сюиты.

Основной раздел первой части сюиты — одной из сказок Шехеразады — построен на видоизмененных мелодиях вступления. Основным принципом изложения музыкальной мысли в этой части является принцип вариационного развития.

Вспомните, скажите, какая музыкальная форма называется вариациями?

Ответы учащихся.

Верно, ребята, вариационная форма (вариации), тема с вариациями — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких изменённых воспроизведений (вариаций).


2) Повторное прослушивание Вступления.

- Музыка Вступления очень живописна. Прослушайте этот фрагмент ещё раз и попытайтесь услышать, как с помощью музыкальных тем композитор изображает разные состояния моря, по которому плывет корабль Синдбада: то спокойного, безмятежного, то бурного и взволнованного.

Отмечайте во время звучания му­зыки поднятием руки появление знакомых музыкальных тем-образов.


3) Ассоциации

- Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» и подумайте над вопросом: какой, по вашему мнению, эпизод первой части сюиты «Шехеразада» созвучен этой иллюстрации?

На этот вопрос четвероклассники могут дать разные, неоднозначные ответы.

- Ваши ответы разные. Но это хорошо и правильно, так как в нашем сознании слушателей могут, конечно, возникать различные зрительные образы и разные художественные ассоциации.


4) Вторая жизнь симфонической сюиты «Шехеразады»

- Известный русский балетмейстер Сергей Фокин в начале прошлого, XX в., осуществил хореографическую постановку этой сюиты. Зрелищность и живописность музыки «Шехеразады», соединившись с выразительной пластикой танцевальных движений, рельефным рисунком танца, оригинальными костюмами словно дали вторую жизнь этому сочинению. Недавно в Санкт-Петербургском Мариинском государственном театре оперы и балета эта постановка возобновлена и пользуется заслуженной любовью зрителей.

Просмотр видеофрагмента «Адажио» из балета «Шехеразада» (Хореография С. Фокина).

Адажио - в музыке означает: медленный темп; музыкальная пьеса (либо её часть), исполненная в медленном темпе; в балете - дуэт главных героев лирического содержания. Балетные адажио – это широкие, распевные и романтические мелодии.


  1. Сказочная тематика песен

- Кроме Римского-Корсакова, многие композиторы обращались к сказке. И сегодня, чтобы продлить наше эмоциональное состояние от встречи со сказкой, мы вспомним на этом уроке песни на сказочную тематику.

Вокально-хоровая работа над песнями:

1) «Сказка по лесу идет» С. Никитина, слова Ю. Мориц

2) «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина, слова М. Пляцковского


II. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия

Закрепим ваши музыкально-слуховые представления о музыке Н. Римского-Корсакова. Откройте разворот Рабочей тетради «Мир Римского-Корсакова» (с. 28—29), где предложена серия творческих заданий.

Выполните задания.

  1. Оценка знаний учащихся

3. Домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагаются два задания на с. 32 Рабочей тетради.

Первое — «Мое любимое музыкальное произведение»: составь небольшой рассказ для радио- или телепередачи о своем любимом произведении. Послушай это произведение дома со своими родными, в классе с друзьями. Расскажи о своих музыкальных впечатлениях.

Второе (рекомендуется выполнять по желанию) — «Я и музыка»: попробуй нарисовать музыку так, как ты ее чувствуешь, понимаешь. Не забудь нарисовать и себя.

4. Итог урока

- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Композитор Римский-Корсаков – «музыкальный сказочник». Познакомились с симфонической сюитой «Шехеразада».

- Узнали значение понятий «сюита», «программная музыка».


- Пусть сказка – вымысел и ложь,

Но в ней прочтёшь ты между строк,

Что в жизнь уверенно войдёшь

Лишь через школьный ты порог.

Прозрачным солнечным лучом

Проложится твой путь на свете,

И жизнь основана на чём,

Поймёшь, проснувшись на рассвете!

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/

  2. https://childtoys.ru/biblioteka/

  3. https://nsportal.ru/

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  5. http://teksty-pesenok.ru/rus-andrej-usachyov/

  6. http://x-minus.me/artist/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!