СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Опера - самый значительный жанр вокальной музыки» (5 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-представление оперы как синтетического жанра, объединяющего разные виды искусства.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 5 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 5 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 1 урока 3 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  умение выявлять, анализировать, обсуждать со сверстниками под руководством учителя объединение разных видов искусства в жанре оперы.

Личностные:

—  воспитание заинтересованного, положительного отношения к жанру оперы.

Предметные:

— укрепление навыков хорового пения, воспитание интереса и любви к пению хором.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Опера - самый значительный жанр вокальной музыки» (5 класс)»

5 КЛАСС

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 17. Опера - самый значительный жанр вокальной музыки

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  умение выявлять, анализировать, обсуждать со сверстниками под руководством учителя объединение разных видов искусства в жанре оперы.

Личностные:

—  воспитание заинтересованного, положительного отношения к жанру оперы.

Предметные:

— укрепление навыков хорового пения, воспитание интереса и любви к пению хором.

Форма проведения занятия: Урок-представление оперы как синтетического жанра, объединяющего разные виды искусства.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: А. Головин. «Портрет Ф. Шаляпина в роли Бориса Годунова»; А. Васнецов. Эскиз декорации к  опере «Снегурочка»; М. Шишков. Эскиз декорации к опере «Руслан и Людмила».

Поэзия: А.  Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».

Музыка: М.  Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (№ 21 аудиоприложения).

Песенный материал: М. Глинка, стихи С. Городецкого. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

Дополнительный материал: портрет композитора М.И. Глинки.

Виды деятельности учащихся: Освоение понятий «синтетический вид искусства», «либретто», «увертюра», «декорации». Просмотр, анализ, обсуждение декораций, прослушивание и определение характера увертюры к «Руслану и Людмиле». Художественное чтение предложенного стихотворного фрагмента. Сравнительный анализ фрагментов либретто и литературного первоисточника оперы «Руслан и Людмила». Ансамблевое и хоровое пение. Игра на детских музыкальных инструментах (хор «Славься» в переложении Т. Кичак).

Формы педагогического контроля: Проверка освоения новых понятий и терминов, связанных с оперным жанром. Контроль коммуникативных универсальных учебных действий: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка, проверка активности учащихся в обсуждении, их ответов в рубрике «Вопросы». Контроль качества исполнения хора «Славься».



ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Разгадайте ребусы и назовите вокальные жанры, о которых шёл разговор на уроках музыки во 2 четверти.

  1. 2

  1. 4

5

- Песня, романс, хоровая музыка (народная, духовная музыка, кантата).

Выберите из перечисленных жанров (форм) малые вокальные формы.

- Романс, песня. Молитва.

Назовите известные вам крупные вокальные жанры.

- Кантата, вокальная поэма.

Какой из видов искусства даёт жизнь многим жанрам музыкального искусства?

- Литература.

2. Сообщение темы урока. Целеполагание

Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры – опера, балет, оратория. Среди них больше всего связана с литературой опера.

Сегодня на уроке мы будем говорить об опере. Вы познакомитесь с новыми понятиями: «синтетический вид искусства», «либретто», «увертюра», «декорации», прослушаете и охарактеризуете музыку увертюры к опере русского композитора М. Глинки «Руслан и Людмила», сравните и проанализируете фрагменты либретто и литературного первоисточника этой оперы. А один из фрагментов оперы «Жизнь за царя» этого же композитора – хор «Славься!» - вы сегодня разучите и исполните.

3. Введение в тему урока

Когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью!

Мы в опере! Как здесь пропитан воздух

Седой торжественностью старины, -

Колонны, мрамор лестниц, арки, своды,

Стен древних роспись, занавес, ковры!..

Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное... Но вот свет меркнет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижёр взмахнул палочкой, и…

…И, наконец, из оркестровой ямы

Как наважденье, как волшебный сон

Взлетели звуки мелодичной гаммой,

Сливаясь, водопадом, в унисон…

…Зал, не дыша, пронзённый нотой каждой,

Казалось - растворившись в голосах,

Внимал вокала мастерству так жадно,

Что слёзы выступали на глазах.

…Звучали женские - контральто и сопрано,

Мужские - тенор, баритон и бас.

Палитра звуков в форте и пиано

По залу благозвучно разлилась… (Виолетта Ланг. В опере)

…Звуки оркестра слились в удивительную увертюру…

Занавес медленно поднимается, и мы оказываемся на солнечной площади в испанском городе Севилье, или в Древнем Киеве на венчании Руслана и Людмилы, либо в тенистом саду имения Лариных, а то и вовсе на дне морском — каждый раз в новом, похожем на сказку мире.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Сколько на свете сюжетов, столько должно быть и самостоятельных оперных форм. Н. Римский-Корсаков

4. Работа по теме

1) Понятия: Синтетический вид искусства. Декорации

Благодаря оперному жанру огромное количество великих литературных произведений зазвучало в музыке. Это – «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и многие другие.

Опера — это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную. Для того, чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Опера – синтетический вид искусства (синтетический – от слова синтезединство, целостность различных частей. В искусстве принято уточнять: художественная целостность, художественное единство). Её исполнение – всегда спектакль, поэтому огромную роль в создании оперы приобретают театральное действие и декоративное оформление.

Красочная изобразительность оперного спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев, работающих над созданием декораций, над оформлением музыкального спектакля.

А . Бенуа, М. Врубель, К. Коровин, А. Васнецов – вот далеко не полный перечень имён выдающихся художников, связанных с историей русской оперы.

Костюмы, занавес, свет — всё это также играет большую роль в музыкальном спектакле, участвует в создании целостного образа музыкальной драмы.

Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром. Недаром с оперой связывали свою деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, А. Нежданова.

Глядя на портрет Фёдора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова, сразу становится понятно, что перед нами - царь.

А. Головин. Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова

А. Васнецов. Берендеевка. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты — всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за драматичной, порой трагической судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними.

2) Краткая история возникновения и развития оперного жанра

Жанр оперы зародился в Италии в конце XVI – самом начале XVII веков. Его далёкой предшественницей можно считать древнегреческую (античную) трагедию, в которой объединялись и театральное действие, и пение хора. Но в отличие от античной трагедии сюжет в опере раскрывается через музыку.

Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренция в 1594 году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе Аполлона с чудовищем — змеем Пифоном. Такие представления сначала назывались музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет, пока их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), и, наконец, осталось одно слово - опера (в переводе с латинского языка opus — деяние, труд, сочинение).

Поначалу спектакли предназначались только для придворной знати. Но позже в разных странах стали открываться музыкальные театры, доступные для более широких слоёв городского населения, и опера постепенно заняла важное место в жизни общества.

Великими авторами опер были К. Монтеверди, К.В. Глюк, В.А. Моцарт, Дж. Россини, Дж. Верди, Р. Вагнер.

В России создателем первых классических опер стал Михаил Иванович Глинка. Композитор написал две оперы: историческую драму «Жизнь за царя» и сказочную оперу «Руслан и Людмила». Таким образом, Глинка обозначил два главных пути развития русской оперы.

3) Либретто

Для того, чтобы опера состоялась, прежде всего, нужен литературный сюжет.

Литературной основой (сюжетом) оперы является либретто. Этот литературный сюжет чаще изложен в виде театральной пьесы. Пишется эта пьеса частично стихами, частично прозой. Конечно, без музыки - сама по себе - такая пьеса существовать не может. У неё - вспомогательная роль. Эта оперная пьеса называется либретто, В переводе слово «либретто» означает «книжечка», - имеется в виду книжечка с текстом оперной пьесы, которая выдаётся перед спектаклем.

Итак, либретто – это краткое содержание оперы.

Если сравнивать либретто оперы с литературным первоисточником, то видна его упрощённость. Это связано с тем, что действие в словесных жанрах протекает значительно быстрее, более интенсивно, чем в опере. В литературном произведении слово произносится, а в музыкальном – распевается. И для того, чтобы музыкальный образ в опере получился полноценным, требуется время – время музыкального звучания. Поэтому либреттист, приступая к переработке литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу оперного действия, акцентируя основную сюжетную линию, выделяет характеры наиболее значимых, ярких персонажей.

Либретто целиком подчинено музыке. Либреттист работает под руководством композитора, чутко прислушиваясь ко всем его замечаниям. В таком творческом контакте создано большой количество произведений. Брат Петра Ильича Чайковского Модест Ильич написал либретто двух его опер: «Пиковая дама» и «Иоланта». Над либретто оперы Антона Григорьевича Рубинштейна «Демон» по поэме Лермонтова работал известный биограф и исследователь творчества поэта П.А. Висковатый.

4) Либретто к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки

В опере «Руслан и Людмила» Глинка мечтал сотрудничать с А. Пушкиным. Он был знаком с поэтом и хотел, чтобы Пушкин сам написал либретто для оперы по своей юношеской поэме. Но Пушкин погиб, когда работа над оперой только начиналась. Либретто писали друзья Глинки под его руководством. М. Глинка, работая над либретто «Руслана и Людмилы», сократил ряд сцен пушкинской поэмы, а оставшиеся воплотил в опере несколько по-другому, объединив их в другую композицию (например, во вступлении к опере).

Всем известно прекрасное вступление к «Руслану и Людмиле» А. Пушкина:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там - чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок (атмосфера – перен.: обстановка). Здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка, колдун и богатырь. Из этого вступления повествование о Руслане и Людмиле выплывает неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота-сказителя.

Опера М. Глинки тоже открывается вступлением – увертюрой. Если бы композитор полностью следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы в духе былины, как былинное повествование. Однако великий музыкант решает иначе: с первых тактов слушателя захватывает стремительная, ликующая мелодия. Она увлекает за собой, обещает сюжет, полный событий и приключений.











Д.Н. Буторин. Сказки Пушкина. Палехская лаковая миниатюра. 1974 г.

5) Увертюра

А) Понятие увертюры

Большинство опер начинается с увертюры (от франц. ouvernure — открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса.

Увертюра – это оркестровое вступление к музыкальному спектаклю. Увертюра передаёт идейный замысел оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля, где музыкальные, темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в опере в большие сцены.

Б) Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки

Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки —  блестящий образец театральной симфонической музыки. Она создаёт настрой для восприятия оперы. В музыке увертюры слышны интонации, определяющие благополучный конец оперы. Веселье, юмор, оптимизм – всё это обещает музыка увертюры, и всё это находит затем подтверждение в опере.

Характер увертюры праздничный, жизнерадостный, музыка «несётся во весь дух».

Вслед за полётной первой темой звучит более певучая вторая тема, в опере она является мелодией Руслана и его любви к Людмиле.

В середине увертюры загадочные таинственные звучания предвещают грядущие испытания и приключения, которые ждут главных героев — похищение и поиски Людмилы.

В конце увертюры в басовом регистре появляется гамма злого волшебника Черномора, но ликующее торжественное окончание увертюры говорит о победе добра над злом.

Таким образом, увертюра в общих чертах настраивает нас на будущие события оперы. Музыка вступления повторится в самом конце оперы, во время свадьбы Руслана и Людмилы, но там она будет звучать в ещё более стремительном темпе и вместе с хором.

М. Шишков. Сады Черномора. Эскиз декорации к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»

Подробнее о содержании оперы см. Приложение.

В) Слушание музыки из оперы М. Глинки (фрагмент). Музыкальный анализ

Расскажите, что вы услышали?

- Сначала в музыке звучат фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется некоторое напряжение, - понятно, что борьба будет нелёгкой. Музыка звучит динамично, стремительно, увлекая в мир сказочный и волшебный.

Г) Работа над нотным примером

Педагог рассказывает ученикам, что о первых многозвучных аккордах всего оркестра tutti (нотный пример 23) М. Глинка как-то пошутил, что начал увертюру «ударами кулаком». Ученики замечают чередование торжественных аккордов и волнообразной стремительной мелодии скрипок.

5. Разучивание и пение. М. Глинка, стихи С. Городецкого. Хор «Славься» (из оперы «Жизнь за царя»)

Сегодня вы разучите и исполните один из оперных шедевров - хор «Славься!» М. Глинки.

  1. Прослушивание аудиоприложения

  2. Разучивание

Текст песни:

  1. Славься, славься ты - Русь моя,

Славься, ты - Русская наша земля!

Да будет во веки веков сильна

Любимая наша родная страна!

  1. Славься, славься из рода в род,

Славься, великий наш русский народ!

Врагов, посягнувших на край родной,

Рази беспощадной могучей рукой.

  1. Слава, слава, героям-бойцам –

Родины нашей отважным сынам!

Кто кровь за Отчизну свою прольёт,

Того никогда не забудет народ.

  1. Исполнение - https://youtu.be/SM7Kc64U9hk

Рекомендуется разучивание хора по голосам, малыми и большими группами, с последующим двухголосным пением хором, одновременно с прослушиванием и отдельно.

6. Итог урока

Сегодня наш урок был посвящён значительному вокально-драматическому жанру — опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки, прослушали Увертюру из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

Опера М. Глинки похожа на свой литературный первоисточник лишь общим сюжетом. В остальном же – это яркое и самобытное (самобытный – не похожий на других, самостоятельный) явление музыкального искусства, ставшее выдающимся благодаря музыкальному гению и мастерству композитора.

Воздействие на зрителя оперного жанра в целом огромно. При всей своей сложности он предельно доходчив. Опера не только в доступной, «зримой» форме раскрывает какое-то жизненное явление, но помогает силой музыки проникнуть в его глубину — мы ощущаем, какие горячие чувства, какие душевные порывы скрыты за ним. Музыка, не спрашивая вашего согласия, проникает в сердца и вызывает восторг или слёзы сочувствия.

Великое искусство может

Культ зла на свете победить.

Нет, помешать ему не сможет

Всё злое на Земле разбить!

…Жизнь с оперой - о, как прекрасна!

А без неё нам жизни нет:

В ней - Божий дух, в ней ангел счастья,

Прекраснейшей зари рассвет!

Искусство это вечно, вечно!

С ним хочется на свете жить:

Оно так чисто, человечно!..

Как хочется всегда с ним быть.

О, опера, - как же прекрасна!

Она нам помогает жить.

И даже горя зной ужасный

Она поможет пережить!

(Игорь Андрюшкин. Опера. 2012 г.)

На следующем уроке наш разговор об опере будет продолжен.

7. Рефлексия. Вопросы и задания

  1. Какие виды искусства участвуют в опере?

  2. Чем отличается оперное либретто от литературного источника?

  3. Может ли композитор изменять литературное произведение при работе над оперой? Объясни на примере оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».



























































Приложение

Из книги: Балашша И., Гал Д.Ш. Путеводитель по операм: книга 3: Русская и советская опера. М., 1993. 176 с. 115

Краткое содержание оперы «Руслан и Людмила»

I действие. Светозар, великий князь киевский, устраивает пир в честь своей дочери Людмилы. Претенденты на руку Людмилы  —  витязи Руслан, Ратмир и Фарлаф — окружают прекрасную княжну.

Людмила подаёт руку Руслану. Князь одобряет выбор дочери, пир переходит в свадебное торжество. Народ желает счастья молодой чете. Вдруг страшный гром потрясает хоромы. Когда все приходят в себя, оказывается, что Людмила исчезла. Светозар в отчаянии обещает руку Людмилы тому, кто возвратит исчезнувшую княжну.

II действие. Руслан в хижине волшебника Финна. Здесь молодой витязь узнает, что его невеста находится во власти злого карлика Черномора.

Фарлаф также старается напасть на след Людмилы. Его союзница, волшебница Наина, советует ему не делать ничего иного, как идти вслед за Русланом, который наверняка найдёт Людмилу, и тогда Фарлафу останется только убить его и завладеть беззащитной девушкой.

Тем временем Руслан уже далеко. Конь приносит его на заколдованное поле, усеянное мёртвыми костями. Огромная голова — жертва Черномора — рассказывает Руслану, что здесь глубоко в земле закопан чудесный меч, при помощи которого он победит власть злого волшебника.

III действие. Дворец волшебницы Наины. Она обещала Фарлафу избавить его от соперников. Её сирены заманили к себе Ратмира и не отпускают его. Такая же участь ждёт и Руслана. Но появляется волшебник Финн и освобождает Руслана.

IV действие. Во дворце Черномора музыкой и танцами развлекают Людмилу. Всё напрасно! Княжна думает только о своём возлюбленном Руслане.

Но вот приходит добрая весть: Руслан перед дворцом Черномора. Черномор погружает Людмилу в глубокий сон, а затем принимает вызов Руслана на смертный бой. Волшебным мечом Руслан отрезает карлику бороду, в которой, как у Самсона в волосах, содержалось его могущество. Руслан побеждает Черномора и спешит к  Людмиле. Но княжна не чувствует объятий Руслана, она спит глубоким сном…

V действие. Во дворце Светозара в Киеве оплакивают прекрасную Людмилу, которую никто не может разбудить.

Но волшебство можно победить только волшебством. Друг и помощник Руслана, волшебник Финн снимает с Людмилы чары, напущенные Черномором. Людмила просыпается и под ликование всех присутствующих падает в объятия Руслана. (С. 20—22.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!