Конспект открытого урока в 8 классе.
Учитель: Домышева А.Н.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков в условиях реализации ФГОС.
Тема: «Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера».
Цель урока:
1. формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства.
Задачи урока:
Обучающие: формировать умение задавать продуктивные и репродуктивные вопросы к тексту для совершенствования навыков смыслового чтения;
Развивающие: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации; способствовать развитию умения работать с текстом.
Воспитывающие: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитывать уважение к культурному наследию древнейших цивилизаций.
Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин, фото.
Ход урока:
Слайд№1 (Видео отрывок из оперы кармен)
У. Здравствуйте! Прошу внимание на экран!
У. Ребята, вы узнали, что это, о каком вокально-драматическом жанре мы сегодня будем говорить (об опере).
У. Что такое опера? А вы сможете дать четкое определение понятию опера,
где и когда она появилась?!.
У. Какова будет цель? (Узнать что такое опера, где и когда она появилась)
У. Итак, что бы узнать же такое опера мы с вами узнаем, если выполним 1 задание.
(перед вами определение, что такое опера, вам нужно в пропущенные слова вставить слова подсказки). Работа в парах.
1 задание.
Опера – это музыкально – драматическое ………….., в котором действующие лица ………… в сопровождении ………………... В опере объединяются различные …………………… средства: сольное,…………….. и хоровое ………., симфонический оркестр, костюмы и …………..
Слова подсказки: поют, декорации, оркестра, пение, произведение, ансамблевое, художественные.
У. Кто мне скажет, что же такое опера? (ответы) Молодцы!.
Слайд№2
У. Большинство опер начинается с увертюры (от фр. слова «ouverture» - открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный замысел оперы, и вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля.
А. Головин. Улица в Севилье. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе «Кармен». 1908 г.
П. Вильямс. Эскиз декорации к опере П. Чайковского «Евгений Онегин»
И. Билибин. Подводное царство.
Эскиз декорации к шестой картине оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». 1914 г.
Переходим ко 2 заданию.
2 задание. Прочитайте внимательно текст и составьте 1-2 вопроса к тексту, запишите их в тетрадь. (Устная проверка). Эти вопросы мы будем задавать другим группам.
!Опера - это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную.
Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры - оратория, опера, балет. В этом ряду больше всего связана с литературой опера: во-первых, она обязательно предполагает литературный первоисточник - художественное произведение или специально написанное либретто, во-вторых, большинство оперных фрагментов предназначается для пения хором, различными вокальными ансамблями или солистами. Таким образом, словесный текст, его содержание, композиция и звучание играют при создании оперы первостепенную роль.
История оперы отражает все многообразие литературных образов и идей. Огромное количество великих произведений прозы и поэзии зазвучало в музыке, иногда лишь дополняющей их содержание средствами, недоступными слову, но значительно чаще - возносящей их в область самоценной музыкальной интерпретации, дающей им собственную жизнь в искусстве.
«Пиковая дама» А. Пушкина и П. Чайковского, «Кармен» П. Мериме и Ж. Бизе, «Снегурочка» А. Островского и Н. Римского-Корсакова - вся эта великая литература и великая музыка существуют независимо, не вторгаясь в область друг друга, но находясь в вечном животворящем культурном диалоге.
Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром –
Недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, И. Козловский и многие другие.!
Слайд.
А. Головин. Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова. Опера М. Мусоргского «Борис Годунов»
И. Козловский в роли Ленского. Опера П. Чайковского «Евгений Онегин»
И. Собинов в роли Князя. Опера А. Даргомыжского «Русалка»
А. Нежданова в роли Антониды. Опера М. Глинки «Жизнь за царя»
3 задание. Ребята вам надо сформулировать на основе текста свои доказательства. (индивидуальная или парная работа) и составить два суждения «Верно ли, что…»
1) Композитору для создания оперы необходимо либретто?
2) Для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно?
3 задание. История оперы, и что же такое либретто.
Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренция в 1594 году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе Аполлона с чудовищем - змеем Пифоном; Такие представления сначала назывались музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет, пока их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), и наконец, осталось одно слово опера (по латыни «opus») - деяние, труд, сочинение.
Для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Опера – синтетический вид искусства, её исполнение - всегда спектакль, поэтому огромную роль в её создании приобретают театральное действие и декоративное оформление.
Но прежде всего, композитору необходимо либретто. Либретто - это содержание оперы. На самом деле либретто - полный словесный текст музыкально-сценического произведения. Итальянское слово libretto означает «книжечка».
Либретто целиком подчинено музыке. Либреттист работает под руководством композитора, чутко прислушиваясь ко всем его замечаниям.
Слайд.
Выдающиеся художники нередко работали над оформлением оперных декораций. Богатство образного содержания оперы, ее психологическая глубина и красочная изобразительность музыки, эффектность театрального представления, популярность у публики - все это привлекало лучшие творческие силы живописцев.
Александр Николаевич Бенуа
1870 – 1960
Русский художник, историк искусства, художественный критик
А. Бенуа. Эскиз декораций ко второму акту оперы Игоря Стравинского «Соловей»
Леон Николаевич Бакст
1866 - 1924
Русский художник, сценограф, книжный иллюстратор
Л. Бакст. Эскиз к балету Игоря Стравинского «Жар-птица»
Константин Алексеевич Коровин
1861 – 1939
Русский живописец, театральный художник, педагог и писатель
К. Коровин Борис Годунов. Коронование. 1934 г.
Эскиз декорации к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»
Аполлинарий Михайлович Васнецов
1856 - 1933
Русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед
А. Васнецов. Заречная слободка Берендеевка. 1885 г.
Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»
Николай Константинович Рерих (Рёрих)
1874 – 1947
Русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник,
археолог, общественный деятель
Н. Рерих. Половецкий стан. Эскиз декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь»
Михаил Александрович Врубель
1856 – 1910
Русский художник, живописец, график, скульптор
М. Врубель. Эскиз к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»
Это далеко не полный перечень выдающихся имён, связанных с историей оперы, способствующих ее расцвету. Занавесы, костюмы, декорации - каждый элемент оперного представления входил в единую художественную концепцию спектакля.

Михаил Иванович Глинка
1804 - 1857
Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы
Внимание на экран.
- Знаком ли он вам?
- ЭТО МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА (1804 – 1857)
– великий русский композитор –
4 задание. Разгадай кроссворд.
Вопросы.
Какую музыку прославил М.И. Глинка? (русскую)
Какие песни Глинка слушал с увлечением в исполнении крестьян? (народные)
Что исполнял Глинка, когда прославился, как композитор и певец? (романсы)
Какой поэт имеет такое же значение в поэзии, как Глинка в русской музыке? (Пушкин)
Он основоположник русской классической музыки? (Глинка)
М.И. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка - основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня.
У. А сейчас вам нужно угадать, какой опере будет посвящен наш следующий урок?
Слайд.

У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Иллюстрация И. Цыганкова к сказке А. Пушкина «Руслан и Людмила»
5 задание. Прием «Верные и неверные утверждения» по тексту.
1. Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен во Франции в 1685 году. (Нет)
2. Слово опера (по латыни «opus») – двигаться, трудиться. (нет)
3. Либретто - полный словесный текст музыкально-сценического произведения, это содержание оперы. (Да)
4. Итальянское слово libretto означает «чашечка». (нет)
5. Увертюра (с фр. слова «ouverture» - танцую). (нет)
6. Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром. (Да)
Итог урока
- Сегодня наш урок был посвящён вокально-драматическому жанру - опере. А об опере «Руслан и Людмила» мы продолжим разговор на следующем уроке.
Всем спасибо. Урок окончен.
7