СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, 1-4 классы), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 3 урока 2 четверти «Приют, сияньем муз одетый…».

 Цели и задачи:

 - раскрыть для учащихся мир дружеского общения А.С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его друзей;

- знать понятия: Жанр романса. Дуэт. Ансамбль;

- познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов  середины ХIХ века.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Приют, сияньем муз одетый…» (4 класс)»

Критская. Музыка, 4 класс

II четверть



Урок 3. «Приют, сияньем муз одетый…»

Цели и задачи:

- раскрыть для учащихся мир дружеского общения А.С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его друзей;

- знать понятия: Жанр романса. Дуэт. Ансамбль;

- познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.

Оборудование: Фотографии имения Тригорское; портреты: А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова, А.П. Керн.

Музыкальный материал: М.И. Глинка. Романс «Венецианская ночь»; Дж. Россини. «Тарантелла»; русская народная песня на ст. И. Козлова «Вечерний звон».



ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

  2. Мотивация. Целеполагание



  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Везде, везде в душе моей

Благословлю моих друзей.

- Уважаемые путешественники! Сегодня подходит к концу наше с вами необычное путешествие... И сегодняшний урок мне хотелось бы посвятить не просто очередной нашей встрече с поэтом, но и познакомить вас с некоторыми традициями во времена А.С. Пушкина. Открывайте наш путеводитель на стр. 56, и найдите, пожалуйста, ответ на мой вопрос: чему традиционно обучали детей в дворянских семьях ХIХ века, и как было принято проводить вечера?

- Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели...

- Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи приглашать учителей музыки и танцев, - обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения и танца... В дворянских семьях музыке обучали абсолютно всех детей и часто устраивали вечера домашнего музицирования.

Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых–Вульф - Тригорское. Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам часто приезжал А.С. Пушкин. И вот такие вечера домашнего музицирования были не редкостью у соседей А. Пушкина по имению в Тригорском. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса... В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.

Вот строки А. Пушкина:

«Приду под липовые своды

На скат Тригорского холма...»

И его прихода неизменно ждали, - Александр Сергеевич сразу становился центром внимания!

Кто - то брал в руки гитару, кто-нибудь садился к роялю, перебирая ноты, выбирая любимые романсы, предлагал спеть всем присутствующим... И всё Тригорское распевало на итальянскую мелодию песню «Ночь весенняя дышала». В то время в Тригорском был особенно популярен этот романс.

- Загляните в наш с вами путеводитель на стр. 56 и прочитайте, пожалуйста, кто был авторами этого романса?

- Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.

- Да, ребята, М. Глинка сочинил романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова. Прослушайте замечательный романс М. Глинки. Попробуйте поразмышлять над вопросом – какие картины он «рисует»?

Прослушивание романса «Венецианская ночь» М. Глинки.

Обсуждение.

А.С. Пушкин был знаком с автором этих красивейших поэтических строк - Иваном Козловым. Своему другу - поэту А. Плетнёву - он писал: «Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поёт его «Венецианскую ночь» на голос гондольерского речитатива; я обещал о том известить милого, вдохновенного слепца. Жаль, что он не увидит её, но пусть вообразит себе красоту и задушевность, по крайней мере, дай Бог ему её услышать».

Ко времени появления «Венецианской ночи» Иван Козлов совсем ослеп, поэтому Пушкин и называет его «милым слепцом»... А «прелесть» была Анной Петровной Керн, именно ей А.С. Пушкин посвятил известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье...».

Мало кому известен в наши дни поэт И. Козлов, но я думаю, что его замечательное стихотворение «Вечерний звон», а если быть более точным, то русскую народную песню на его стихи знают многие. Давайте послушаем небольшой фрагмент этой песни.


Слушание «Вечерний звон», рус. нар. песня на ст. И. Козлова (фрагмент).


- Ребята, а какая еще музыка звучала на вечерах в Тригорском? Загляните в путеводитель – учебник на стр. 56.

- Музыка Моцарта и Гайдна...

- Вы совершенно правы. На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени: на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна… А еще Адександру Сергеевичу очень нравилась музыка итальянского композитора Джоакино Россини.

Послушайте знаменитую «Тарантеллу» Россини.


Слушание «Тарантелла» Дж. Россини.


В центре таких вечеров в Тригорском была музыка и, конечно же, А. Пушкин, который читает стихи. В его чтении, в его стихах столько музыкальности, что все присутствующие испытывали наслаждение и с нетерпением ждали новых творений Александра Сергеевича, прочтенных именно им.

Недаром многие из его творений легли в основу многочисленных музыкальных произведений в самых разных жанрах – песни, романсы, оперы, инструментальные сюиты, пьесы…

Много поэтических строк А. Пушкин посвятил музе: «…являться муза стала мне», «…и муза вечная со мной, хвала тебе, богиня!» и др.

- Рассмотрите внимательно портрет А. Пушкина работы русского художника О. Кипренского. Давайте поразмышляем:

- Каким изображён Александр Сергеевич?

- Только ли поэт изображён на нём? Кого мы ещё видим на портрете вместе с ним и почему? К кому в своих строках часто обращался поэт?

- Александр Сергеевич здесь какой-то задумчивый, но не грустный. Может быть, он что-нибудь еще придумывает?..

- А вот рядом с ним художник изобразил Музу, и в руках у неё - лира...

- И к музе Александр Сергеевич очень часто в своих стихах обращается, благодарит её...

- Про Александра Сергеевича Пушкина слышали и наши соотечественники, и иностранцы. Его замечательные произведения никого не оставят равнодушным. А короткие стихи Пушкина про зиму не только переносят нас в холодную красоту природы, но и очень легко запоминаются. 

В стихах Пушкина представлены все четыре времени года, но зима особенно хороша! Зимой особенно светло оттого, что под ногами – не чёрная земля, а белый ослепительный снег. Зима – время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.

«Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами…», - так описывал зимнюю ночь А.С. Пушкин.

Читая поэму А. Пушкина «Евгений Онегин», мы также встречаем описания зимы. Вот один из таких фрагментов поэмы:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

(А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Евгений Онегин». Зима! Крестьянин, торжествуя…)

- Думаю, ребята, не ошибусь, если скажу, что многие из вас любят это время года за множество зимних игр и забав: катание на лыжах, санях и коньках, игра в снежки и, конечно, за самый чудесный, волшебный праздник – Новый год!

Сегодня мы разучим песню о зиме.

Разучивание, пение. Вокально-хоровая работа:

  1. Пришла зима, муз. Ю. Верижникова

  2. Тихая ночь, муз. Грубера

(Слова учителя перед повторением песни:

- Какой ещё удивительный праздник приходит к нам зимой?)



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия

Итак, ребята, мы с вами перелистнули последнюю страницу нашего необычного альбома – путешествия... Понравилось ли вам так путешествовать?

- Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия?

- Бывают ли у вас или ваших друзей подобные вечера?

- Как вы понимаете смысл слов А. Пушкина: «Приют, сияньем муз одетый…»?

- Подумайте, есть ли связь между словами муза и музыка?

Ответы учащихся, обсуждение.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Опишите свой музыкальный вечер или придумайте программу будущего вечера.



  1. Итог

Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича, а нашей с вами современницы – поэтессы Людмилы Орловой. Это её посвящение А. Пушкину:

Пушкинский свет добра,

Ты нам необходим,

Шум тригорских дубрав,

Сороти белый дым...


Пущин – лицейский друг,

Мчится в снежную глушь.

Трудно без дружеских рук

И единения душ.


Клин журавлей вдали,

Болдинский ясный свет...

Где – то грустит Натали,

Ждет твоих писем в ответ.


Дружбы, любви торжество

Через преграды лет,

Музыку слов - божество,

Даришь нам, лучший поэт!


- Читайте Пушкина, учитесь у Пушкина добру, свету, любви! Пусть в каждом возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А.С. Пушкина...

А на наших уроках мы, конечно еще не раз встретимся с теми музыкальными произведениями, в основу которых легли творения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!