Критская. Музыка, 4 класс
II четверть
Урок 3. «Приют, сияньем муз одетый…»
Цели и задачи:
- раскрыть для учащихся мир дружеского общения А.С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его друзей;
- знать понятия: Жанр романса. Дуэт. Ансамбль;
- познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.
Оборудование: Фотографии имения Тригорское; портреты: А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова, А.П. Керн.
Музыкальный материал: М.И. Глинка. Романс «Венецианская ночь»; Дж. Россини. «Тарантелла»; русская народная песня на ст. И. Козлова «Вечерний звон».
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент. Музыкальное приветствие
Мотивация. Целеполагание
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Везде, везде в душе моей
Благословлю моих друзей.
- Уважаемые путешественники! Сегодня подходит к концу наше с вами необычное путешествие... И сегодняшний урок мне хотелось бы посвятить не просто очередной нашей встрече с поэтом, но и познакомить вас с некоторыми традициями во времена А.С. Пушкина. Открывайте наш путеводитель на стр. 56, и найдите, пожалуйста, ответ на мой вопрос: чему традиционно обучали детей в дворянских семьях ХIХ века, и как было принято проводить вечера?
- Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели...
- Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи приглашать учителей музыки и танцев, - обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения и танца... В дворянских семьях музыке обучали абсолютно всех детей и часто устраивали вечера домашнего музицирования.
Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых–Вульф - Тригорское. Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам часто приезжал А.С. Пушкин. И вот такие вечера домашнего музицирования были не редкостью у соседей А. Пушкина по имению в Тригорском. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса... В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.
Вот строки А. Пушкина:
«Приду под липовые своды
На скат Тригорского холма...»
И его прихода неизменно ждали, - Александр Сергеевич сразу становился центром внимания!
Кто - то брал в руки гитару, кто-нибудь садился к роялю, перебирая ноты, выбирая любимые романсы, предлагал спеть всем присутствующим... И всё Тригорское распевало на итальянскую мелодию песню «Ночь весенняя дышала». В то время в Тригорском был особенно популярен этот романс.
- Загляните в наш с вами путеводитель на стр. 56 и прочитайте, пожалуйста, кто был авторами этого романса?
- Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.
- Да, ребята, М. Глинка сочинил романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова. Прослушайте замечательный романс М. Глинки. Попробуйте поразмышлять над вопросом – какие картины он «рисует»?
Прослушивание романса «Венецианская ночь» М. Глинки.
Обсуждение.
А.С. Пушкин был знаком с автором этих красивейших поэтических строк - Иваном Козловым. Своему другу - поэту А. Плетнёву - он писал: «Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поёт его «Венецианскую ночь» на голос гондольерского речитатива; я обещал о том известить милого, вдохновенного слепца. Жаль, что он не увидит её, но пусть вообразит себе красоту и задушевность, по крайней мере, дай Бог ему её услышать».
Ко времени появления «Венецианской ночи» Иван Козлов совсем ослеп, поэтому Пушкин и называет его «милым слепцом»... А «прелесть» была Анной Петровной Керн, именно ей А.С. Пушкин посвятил известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье...».
Мало кому известен в наши дни поэт И. Козлов, но я думаю, что его замечательное стихотворение «Вечерний звон», а если быть более точным, то русскую народную песню на его стихи знают многие. Давайте послушаем небольшой фрагмент этой песни.
Слушание «Вечерний звон», рус. нар. песня на ст. И. Козлова (фрагмент).
- Ребята, а какая еще музыка звучала на вечерах в Тригорском? Загляните в путеводитель – учебник на стр. 56.
- Музыка Моцарта и Гайдна...
- Вы совершенно правы. На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени: на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна… А еще Адександру Сергеевичу очень нравилась музыка итальянского композитора Джоакино Россини.
Послушайте знаменитую «Тарантеллу» Россини.
Слушание «Тарантелла» Дж. Россини.
В центре таких вечеров в Тригорском была музыка и, конечно же, А. Пушкин, который читает стихи. В его чтении, в его стихах столько музыкальности, что все присутствующие испытывали наслаждение и с нетерпением ждали новых творений Александра Сергеевича, прочтенных именно им.
Недаром многие из его творений легли в основу многочисленных музыкальных произведений в самых разных жанрах – песни, романсы, оперы, инструментальные сюиты, пьесы…
Много поэтических строк А. Пушкин посвятил музе: «…являться муза стала мне», «…и муза вечная со мной, хвала тебе, богиня!» и др.
- Рассмотрите внимательно портрет А. Пушкина работы русского художника О. Кипренского. Давайте поразмышляем:
- Каким изображён Александр Сергеевич?
- Только ли поэт изображён на нём? Кого мы ещё видим на портрете вместе с ним и почему? К кому в своих строках часто обращался поэт?
- Александр Сергеевич здесь какой-то задумчивый, но не грустный. Может быть, он что-нибудь еще придумывает?..
- А вот рядом с ним художник изобразил Музу, и в руках у неё - лира...
- И к музе Александр Сергеевич очень часто в своих стихах обращается, благодарит её...
- Про Александра Сергеевича Пушкина слышали и наши соотечественники, и иностранцы. Его замечательные произведения никого не оставят равнодушным. А короткие стихи Пушкина про зиму не только переносят нас в холодную красоту природы, но и очень легко запоминаются.
В стихах Пушкина представлены все четыре времени года, но зима особенно хороша! Зимой особенно светло оттого, что под ногами – не чёрная земля, а белый ослепительный снег. Зима – время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.
«Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами…», - так описывал зимнюю ночь А.С. Пушкин.
Читая поэму А. Пушкина «Евгений Онегин», мы также встречаем описания зимы. Вот один из таких фрагментов поэмы:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
(А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Евгений Онегин». Зима! Крестьянин, торжествуя…)
- Думаю, ребята, не ошибусь, если скажу, что многие из вас любят это время года за множество зимних игр и забав: катание на лыжах, санях и коньках, игра в снежки и, конечно, за самый чудесный, волшебный праздник – Новый год!
Сегодня мы разучим песню о зиме.
Разучивание, пение. Вокально-хоровая работа:
Пришла зима, муз. Ю. Верижникова
Тихая ночь, муз. Грубера
(Слова учителя перед повторением песни:
- Какой ещё удивительный праздник приходит к нам зимой?)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия
Итак, ребята, мы с вами перелистнули последнюю страницу нашего необычного альбома – путешествия... Понравилось ли вам так путешествовать?
- Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия?
- Бывают ли у вас или ваших друзей подобные вечера?
- Как вы понимаете смысл слов А. Пушкина: «Приют, сияньем муз одетый…»?
- Подумайте, есть ли связь между словами муза и музыка?
Ответы учащихся, обсуждение.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Опишите свой музыкальный вечер или придумайте программу будущего вечера.
Итог
Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича, а нашей с вами современницы – поэтессы Людмилы Орловой. Это её посвящение А. Пушкину:
Пушкинский свет добра,
Ты нам необходим,
Шум тригорских дубрав,
Сороти белый дым...
Пущин – лицейский друг,
Мчится в снежную глушь.
Трудно без дружеских рук
И единения душ.
Клин журавлей вдали,
Болдинский ясный свет...
Где – то грустит Натали,
Ждет твоих писем в ответ.
Дружбы, любви торжество
Через преграды лет,
Музыку слов - божество,
Даришь нам, лучший поэт!
- Читайте Пушкина, учитесь у Пушкина добру, свету, любви! Пусть в каждом возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А.С. Пушкина...
А на наших уроках мы, конечно еще не раз встретимся с теми музыкальными произведениями, в основу которых легли творения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.