Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Приют, сияньем муз одетый…»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «День, полный событий»
Тема: «Приют, сияньем муз одетый…»
Тип урока: получение новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: познакомить обучающихся с романсом «Венецианская ночь» М.Глинки, с творчеством А.С.Пушкина
Задачи урока:
Обучающие: знать понятия: жанр романса, дуэт, ансамбль; что такое народная песня и авторская.
Развивающие: развивать умение слушать и эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, память, внимание; воспитывать уважения к традициям своего народа.
Воспитывающие: воспитание уважение к традициям своего народа; воспитание эстетического чувства; способствовать патриотическому воспитанию обучающихся.
Планируемые результаты универсальных учебных действий (УУД):
Предметные:
Узнают: что такое романс; что такое народная песня и авторская;
Научаться: отличать народные песни от авторских;
Личностные: демонстрируют наличие навыков продуктивного сотрудничества, общения; реализовывают творческий потенциал в процессе коллективного пения.
Метапредметные:
Регулятивные: выбирают действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, позитивной самооценки своих музыкально – творческих возможностей.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения учебных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работают в паре, в группе.
Музыкальный материал:
- Романс «Венецианская ночь» М.Глинка;
- «Тарантелла» Россини.
Оборудование:
компьютер, презентация к уроку, учебник 4 класс; фотографии имения Тригорское; портреты: А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова, Россини.
Ход урока:
1. Организационный момент. Введение в тему урока.
Организационный момент. Музыкальное приветствие
Под ПОЛОНЕЗ заходят дети, приветствуют гостей - садятся на места
Везде, везде в душе моей
Благосовлю моих друзей…..
Учитель: Уважаемые ребята! Сегодня подходит к концу наше с вами необычное путешествие...
Скажите мне, пожалуйста, о творчестве какого русского поэта мы с Вами говорили на протяжении всех этих уроков?
( Ответы детей)
2. Изучение новой темы урока.
Учитель: И сегодняшний урок мне хотелось бы посвятить не просто очередной нашей встрече с поэтом, но и познакомить вас с некоторыми традициями во времена А.С. Пушкина….
Учитель: Ребята, а как Вы считаете: чему традиционно обучали детей в дворянских семьях ХIХ века, и как было принято проводить вечера?
( Ответы детей)
Учитель: Тогда откройте учебник на стр 52 и найдите мне ответы на этот вопросы
- Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели...
Учитель: Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи приглашать учителей музыки и танцев, - обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения и танца... В дворянских семьях музыке обучали абсолютно всех детей и часто устраивали вечера домашнего музицирования.
Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых–Вульф - Тригорское. ( ПОКАЗ СЛАЙДОВ)
Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам часто приезжал А.С. Пушкин. И вот такие вечера домашнего музицирования были не редкостью у соседей А. Пушкина по имению в Тригорском. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса... В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.
Вот строки А. Пушкина:
«Приду под липовые своды
На скат Тригорского холма..
Поклонник дружеской свободы
Веселья, граций и ума…..
Учитель: И его прихода неизменно ждали, - Александр Сергеевич сразу становился центром внимания!
Кто - то брал в руки гитару, кто-нибудь садился к роялю, перебирая ноты, выбирая любимые романсы, предлагал спеть всем присутствующим...
Учитель: Ребята, а кто из вас знает, что такое романс? О чем может идти речь в романсе?
(Ответы детей)
Учитель: Так вот ребята романс- это небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Такое произведение пишется на основе лирической поэзии. А лирическая поэзия о чем?
( ПОКАЗ СЛАЙДА)
Учитель: И всё Тригорское распевало на итальянскую мелодию песню «Ночь весенняя дышала». В то время в Тригорском был особенно популярен этот романс.
Учитель: Загляните в учебник на стр. 52 и прочитайте, пожалуйста, кто был авторами этого романса?
- Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.
Учитель: Да, ребята, М. Глинка сочинил романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова.
(ПОКАЗ СЛАЙДОВ С ПОРТРЕТАМИ)
Козлов стихи написал под впечатлением города Венеции.
(ПОКАЗ СЛАЙДОВ)
Учитель: Перед тем, как Вы будете слушать романс Венецианская Ночь давайте мы с вами познакомимся со значением некоторых слов, которые Вы возможно услышите впервые: БАРКАРОЛА, ГОНДОЛА
3. Слушание.
Учитель: Прослушайте замечательный романс М. Глинки. Попробуйте поразмышлять над вопросом – какие картины он «рисует»?
Прослушивание романса «Венецианская ночь» М. Глинки.
Обсуждение.
Учитель: Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы выполнили творческое задание по группам,
Изобразите на листе бумаги, какие цвета вы бы использовали, если бы рисовали картину под звучание этого великолепного романса Что вас впечатлило ?И почему ?
Работы детей
4. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь, вода»
Цель: повысить уровень энергии в классе
5. Слушание (продолжение).
Учитель: Ребята, так же хочется отметить, что на вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени: на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна… А еще
Александру Сергеевичу очень нравилась музыка итальянского композитора Джоакино Россини.
Учитель: Послушайте знаменитую «Тарантеллу» Россини.
Слушание «Тарантелла» Дж. Россини.
Учитель: В центре таких вечеров в Тригорском была музыка и, конечно же, А. Пушкин, который читает стихи. В его чтении, в его стихах столько музыкальности, что все присутствующие испытывали наслаждение и с нетерпением ждали новых творений Александра Сергеевича, прочтенных именно им.
Учитель: Про Александра Сергеевича Пушкина слышали и наши соотечественники, и иностранцы. Его замечательные произведения никого не оставят равнодушным. А короткие стихи Пушкина про великолепное время года – осень, не только переносят нас в необычайную красоту природы, но и очень легко запоминаются.
Читая поэму А. Пушкина «Евгений Онегин», мы также встречаем описания зимы. Вот один из таких фрагментов поэмы:
Отрывок «МОРОЗ И СОЛНЦЕ» чтение
6. Вокально-хоровая работа.
Учитель: Давайте, споем с вами песню «Зима-красавица!» сл. и муз. Сергея Мосина
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Итак, ребята, мы с вами перелистнули последнюю страницу нашего необычного альбома – путешествия... Понравилось ли вам так путешествовать?
- Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия?
- Бывают ли у вас или ваших друзей подобные вечера?
-Назовите, какие романсы мы слушали?
- С какими композиторами сегодня на уроке встретились?
- Чем отличается народная песня от авторской?
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
- Подумайте, есть ли связь между словами муза и музыка?
Ответы учащихся, обсуждение.
Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
Опишите свой музыкальный вечер или придумайте программу будущего вечера.
Учитель: Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича, а нашей с вами современницы – поэтессы Людмилы Орловой. Это её посвящение А. Пушкину:
Пушкинский свет добра,
Ты нам необходим,
Шум тригорских дубрав,
Сороти белый дым...
Пущин – лицейский друг,
Мчится в снежную глушь.
Трудно без дружеских рук
И единения душ.
Клин журавлей вдали,
Болдинский ясный свет...
Где – то грустит Натали,
Ждет твоих писем в ответ.
Дружбы, любви торжество
Через преграды лет,
Музыку слов - божество,
Даришь нам, лучший поэт!
Учитель: Читайте Пушкина, учитесь у Пушкина добру, свету, любви! Пусть в каждом возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А.С. Пушкина...
А на наших уроках мы, конечно еще не раз встретимся с теми музыкальными произведениями, в основу которых легли творения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.