СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Приют, сияньем муз одетый..."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: "День, полный событий"

Тип урока: получение новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Приют, сияньем муз одетый..."»

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Приют, сияньем муз одетый…»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «День, полный событий»

Тема: «Приют, сияньем муз одетый…»

Тип урока: получение новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: познакомить обучающихся с романсом «Венецианская ночь» М.Глинки, с творчеством А.С.Пушкина

Задачи урока:

Обучающие: знать понятия: жанр романса, дуэт, ансамбль; что такое народная песня и авторская.

Развивающие: развивать умение слушать и эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, память, внимание; воспитывать уважения к традициям своего народа.

Воспитывающие: воспитание уважение к традициям своего народа; воспитание эстетического чувства; способствовать патриотическому воспитанию обучающихся.

Планируемые результаты универсальных учебных действий (УУД):

Предметные:

Узнают: что такое романс; что такое народная песня и авторская;

Научаться: отличать народные песни от авторских;

Личностные: демонстрируют наличие навыков продуктивного сотрудничества, общения; реализовывают творческий потенциал в процессе коллективного пения.

Метапредметные: 

Регулятивные: выбирают действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, позитивной самооценки своих музыкально – творческих возможностей.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения учебных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работают в паре, в группе.

Музыкальный материал: 

- Романс «Венецианская ночь» М.Глинка;

- «Тарантелла» Россини.

Оборудование:

компьютер, презентация к уроку, учебник 4 класс; фотографии имения Тригорское; портреты: А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова, Россини.

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в тему урока.


Организационный момент. Музыкальное приветствие

Под  ПОЛОНЕЗ заходят дети, приветствуют  гостей -  садятся на места

Везде, везде в душе моей

Благосовлю моих друзей…..


Учитель: Уважаемые ребята! Сегодня подходит к концу наше с вами необычное путешествие...

Скажите мне, пожалуйста, о творчестве какого русского поэта мы с Вами говорили на протяжении всех этих уроков?

( Ответы детей)


2. Изучение новой темы урока.


Учитель: И сегодняшний урок мне хотелось бы посвятить не просто очередной нашей встрече с поэтом, но и познакомить вас с некоторыми традициями во времена А.С. Пушкина….

Учитель: Ребята, а как Вы считаете: чему традиционно обучали детей в дворянских семьях ХIХ века, и как было принято проводить вечера?

 ( Ответы детей)

Учитель: Тогда откройте учебник на стр 52 и найдите мне ответы на этот вопросы

- Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели...

Учитель: Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи приглашать учителей музыки и танцев, - обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения и танца... В дворянских семьях музыке обучали абсолютно всех детей и часто устраивали вечера домашнего музицирования.

Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых–Вульф - Тригорское. ( ПОКАЗ СЛАЙДОВ)

 Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам часто приезжал А.С. Пушкин. И вот такие вечера домашнего музицирования были не редкостью у соседей А. Пушкина по имению в Тригорском. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса... В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.

Вот строки А. Пушкина:

«Приду под липовые своды

На скат Тригорского  холма..

Поклонник дружеской свободы

Веселья, граций и ума…..

Учитель: И его прихода неизменно ждали, - Александр Сергеевич сразу становился центром внимания!

Кто - то брал в руки гитару, кто-нибудь садился к роялю, перебирая ноты, выбирая любимые романсы, предлагал спеть всем присутствующим...

Учитель: Ребята, а кто из вас знает, что такое романс? О чем может идти речь в романсе?

(Ответы детей)

 Учитель: Так вот ребята романс- это небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Такое произведение пишется на основе лирической поэзии. А лирическая поэзия о чем?

  ( ПОКАЗ СЛАЙДА)

Учитель:  И всё Тригорское распевало на итальянскую мелодию песню «Ночь весенняя дышала». В то время в Тригорском был особенно популярен этот романс.

Учитель: Загляните в учебник на стр. 52 и прочитайте, пожалуйста, кто был авторами этого романса?

- Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.

Учитель: Да, ребята, М. Глинка сочинил романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова.

(ПОКАЗ СЛАЙДОВ С ПОРТРЕТАМИ)

Козлов стихи написал под впечатлением города Венеции.

(ПОКАЗ СЛАЙДОВ)

Учитель:  Перед тем, как  Вы будете слушать романс Венецианская Ночь давайте мы с вами познакомимся со значением некоторых слов, которые Вы возможно услышите впервые: БАРКАРОЛА, ГОНДОЛА


3. Слушание.


Учитель: Прослушайте замечательный романс М. Глинки. Попробуйте поразмышлять над вопросом – какие картины он «рисует»?

Прослушивание романса «Венецианская ночь» М. Глинки.

Обсуждение.

Учитель: Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы выполнили творческое задание по группам,

Изобразите на листе бумаги, какие цвета вы бы использовали, если бы рисовали картину под звучание этого великолепного романса  Что вас впечатлило ?И почему ?

Работы детей


4. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе


5. Слушание (продолжение).

Учитель: Ребята, так же хочется отметить, что на вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени: на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна… А еще

Александру Сергеевичу очень нравилась музыка итальянского композитора Джоакино Россини.

Учитель: Послушайте знаменитую «Тарантеллу» Россини.

Слушание «Тарантелла» Дж. Россини.

Учитель: В центре таких вечеров в Тригорском была музыка и, конечно же, А. Пушкин, который читает стихи. В его чтении, в его стихах столько музыкальности, что все присутствующие испытывали наслаждение и с нетерпением ждали новых творений Александра Сергеевича, прочтенных именно им.

Учитель: Про Александра Сергеевича Пушкина слышали и наши соотечественники, и иностранцы. Его замечательные произведения никого не оставят равнодушным. А короткие стихи Пушкина про великолепное время года – осень, не только переносят нас  в необычайную красоту природы, но и очень легко запоминаются.

Читая поэму А. Пушкина «Евгений Онегин», мы также встречаем описания зимы. Вот один из таких фрагментов поэмы:

Отрывок «МОРОЗ И СОЛНЦЕ» чтение



6. Вокально-хоровая работа.

Учитель: Давайте, споем с вами песню «Зима-красавица!» сл. и муз. Сергея Мосина



7. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Учитель: Итак, ребята, мы с вами перелистнули последнюю страницу нашего необычного альбома – путешествия... Понравилось ли вам так путешествовать?

- Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия?

- Бывают ли у вас или ваших друзей подобные вечера?

-Назовите, какие романсы мы слушали?

- С какими композиторами сегодня на уроке встретились?

- Чем отличается народная песня от авторской?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

- Подумайте, есть ли связь между словами муза и музыка?

Ответы учащихся, обсуждение.

Выставление оценок.


8. Домашнее задание.

Опишите свой музыкальный вечер или придумайте программу будущего вечера.


Учитель: Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича, а нашей с вами современницы – поэтессы Людмилы Орловой. Это её посвящение А. Пушкину:

Пушкинский свет добра,

Ты нам необходим,

Шум тригорских дубрав,

Сороти белый дым...

Пущин – лицейский друг,

Мчится в снежную глушь.

Трудно без дружеских рук

И единения душ.

Клин журавлей вдали,

Болдинский ясный свет...

Где – то грустит Натали,

Ждет твоих писем в ответ.

Дружбы, любви торжество

Через преграды лет,

Музыку слов - божество,

Даришь нам, лучший поэт!


Учитель: Читайте Пушкина, учитесь у Пушкина добру, свету, любви! Пусть в каждом возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А.С. Пушкина...

А на наших уроках мы, конечно еще не раз встретимся с теми музыкальными произведениями, в основу которых легли творения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя