Урок 4. Проблема «Язык музыки»
Цель урока: Расширение и углубление знаний о языке музыки.
Задачи:
- познакомить детей с оркестровой аранжировкой пьесы М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки», формировать представление о выразительных возможностях-интонациях оркестрового звучания музыки;
- развивать образное и музыкальное мышление учащихся, их творческие способности и воображение в процессе слушания и исполнения музыки;
- развивать чувство ритма, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;
- воспитывать интерес и уважение к творчеству русских композиторов и художников;
- воспитывать слушательскую культуру детей, музыкальный вкус, любовь к классической музыке;
- повышать уровень музыкальной культуры учащихся;
- совершенствовать вокально-певческие навыки и умения.
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 104—105, 108—113.
2. Рабочая тетрадь, раздел «Озадачник», с. 48.
3. Музыкальный материал:
М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» / ЭФУ, с. 41; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 56.
Хоровод «Заплетися, плетень, заплетися».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!» (в пределах квинты).
- Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поприветствуем друг друга на языке музыки.
Учащиеся пропевают приветствие, показывая движение мелодии рукой.
Затем повторяют с хлопками.
2. Аактуализация знаний
3. Мотивация. Целеполагание
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Выразительные средства языка движения в искусстве (Взаимодействие театра в оркестре с театром в балете
Этот урок посвящается применению выразительных средств языка в искусстве движения: взаимодействию театра в оркестре с театром в балете. Его можно начать с
- Сегодня мы вернёмся к уже знакомой вам пьесе М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» и отметим следующее:
Картина Гартмана с одноимённым названием послужила композитору поводом для создания гениального циклического произведения.
А) Учитель обращает внимание детей на картину В. Гартмана «Балет невылупившихся птенцов»:
- Рассмотрите картину. Кто на ней изображён? Какие цвета в ней преобладают?
Ответы детей.
- Художник Виктор Гартман был одним из немногих друзей композитора Мусоргского. К сожалению, он умер, когда ему было всего 39 лет. Через год после смерти была организована выставка работ этого талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал целую сюиту для фортепиано под названием «Картинки с выставки». На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» - ученики балетной школы. Они пытаются «летать» - танцевать, но до «звезд» им еще далеко.
Уже знакомая вам музыкальная пьеса «Балет невылупившихся птенцов» прозвучит сегодня в оркестровом исполнении. Вспомним, что такое симфонический оркестр?
- Какие группы инструментов в него входят?
Ответы детей.
- Перед М.П. Мусоргским стояла достаточно сложная задача: именно музыкальными средствами вызвать у слушателя и ощущение танца, и представление о самих танцующих персонажах. В связи с этим интересно проследить, как эти (заданные программой пьесы) «чирикающие» интонации благодаря найденной фактуре, регистру и особенно метроритмической организации интонационно-пластического материала создают у нас представление о персонажах пьесы не только как о птичьих детёнышах, но и как о человеческих тоже.
Прослушайте музыкальное произведение и постарайтесь определить, какой образ хотел создать композитор.
Б) Звучит «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского.
- Поразмышляем, как персонажи-интонации себя ведут.
В) Вопросы:
- Сколько действующих лиц, какой характер музыки? Грустная звучала музыка или весёлая?
- Что можно делать под эту музыку?
- Музыка озорная, шаловливая, лёгкая, быстрая, подпрыгивающая, танцевальная.
- Давайте подумаем, какие музыкальные выразительные средства использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу. В каком регистре звучала музыка?
- Высокий регистр. Тоненькие, высокие звуки.
- Что можно рассказать о музыкальном ритме?
- «Скачущий», «подпрыгивающий», отрывистый, острый, неровный.
- Каков общий темп музыки?
- Быстрый, суетливый, подвижный, торопливый.
- Какова динамика этой инструментальной пьесы?
- Музыка звучит очень тихо, pp.
- Какие существа представляются – маленькие, большие?
- Можно представить птенцов?
- Какими изобразил птенцов Мусоргский в своей пьесе? Что они делают?
- Птенцы маленькие, смешные, неловкие, слышен их писк.
Если дети услышат некоторую непредсказуемость интонаций, суетливость (нескоординированность) движений, которые свойственны только маленьким существам, «блуждание» интонаций в середине пьесы, то можно говорить о том, что композитор добился своей цели.
- Верно, ребята, музыка живая, озорная, шутливая, энергичная, весёлая, танцевальная. Какие чувства композитора выразила музыка?
- Добрые, радостные, шутливые.
- Забавную пьесу «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргский назвал скерцино - маленькое скерцо (сравните: шутка - шуточка). В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов - прыжки, бег, их нежный щебет. Отсюда необычно высокий, «птичий» регистр звучания (вся пьеса записана в скрипичном ключе).
Это скерцо - единственная в своем роде пьеса, в которой каждый такт украшен форшлагами и трелями. Вся пьеса от первой до последней ноты «щебечет» очень тихо и нежно (рр, ррр).
- Как думаете, почему композитор дал пьесе название балет?
- Птенцы постоянно двигаются, пытаются освободиться от скорлупок, словно танцуют.
- Оркестровка пьесы безупречна с технической точки зрения и хорошо передаёт композиторский замысел Мусоргского. Об оркестре - особый разговор: в нём много средств, позволяющих театрализовать и тем самым подчеркнуть все перечисленные характерные черты образности пьесы.
И самое главное: танцевальность ощущается во всём, её сочетание с изобразительностью рождает у нас пластический образ, что и заставляет эту пьесу целиком отнести к театру балета. Давайте попробуем с вами сыграть роль забавных птенцов - изобразить под эту живую, энергичную, весёлую музыку их движение.
Г) Пластическое интонирование «Птенцы»
Повторно звучит «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского. Дети выполняют задание, исполняя произвольные движения.
В блокноте дети увидят знаковое выражение этого пластического образа и выполнят специальное задание (по аналогии с предыдущими — найти основную ритмическую единицу, записать ритмическую схему, познакомиться с форшлагом и пр.).
2. Народный театр - истоки танцевальности
- На сегодняшнем уроке мы с вами разучим народную игровую песню «Заплетися, плетень, заплетися». В этой хороводной песне пение сочетается с довольно сложными для запоминания и исполнения танцевально-игровыми фигурами, что позволяет нам снова попасть в настоящий народный театр, приникнуть к истокам танцевальности.
Когда-то за всеми «плетениями» и узорами стоял какой-то обрядово-символический смысл, который постепенно утрачивался. Нам в наследство осталась только магия бесконечного движения (поскольку у подобных игровых песен, как правило, не бывает конца). Как думаете, что может стоять за этим?
Дети размышляют.
Разучивание песни. Вокально-хоровая работа.
Педагогу для сведения: В первых строках мы наблюдаем описание хореографических движений (заплетися, расплетися), а припев отражает символический параллелизм: сера утица - это молодая женщина, которая в достатке и любви растит своих деток. Далее хоровод расплетается и материнской любви нужно отступить перед самостоятельностью детей, но мать не отступает.
Произведение имеет куплетную форму. Музыкальная фраза дважды повторяется на разные слова как в куплете, так и в припеве.
Произведение исполняется живо, в едином темпе от начала до конца.
Динамический диапазон достаточно широк: от p до f. Припев начинается на пиано, звук постепенно усиливается и к концу припева доходит до форте - это динамическая кульминация. Развитие динамики приходится на конец припева, так как это - развязка игрового момента в хороводе. В основном преобладает нюанс mf, это делает звучание плавным и спокойным.
Так как это хоровод и, соответственно, исполняется в движении - голоса должны звучать некрикливо, ансамбль должен звучать естественно.
Главная дирижерская задача в данном произведении - добиться кантилены, и не потерять ее из-за речитативности в припеве. Также необходимо добиться легкости и постоянного движения в звучании. В дикции определенную трудность составят обилие согласных, особенно шипящих и свистящих, их нужно произносить коротко и единовременно.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия. Подведение итогов
- Кто написал музыку пьесы «Балет невылупившихся птенцов»? На рисунок какого художника он написал музыку?
- Можно ли изобразительность картин передать выразительностью музыки?
Совместные выводы учителя и учащихся: Музыка способна ярко и красочно рисовать картины и передавать их настроение, но не красками, а звуками.
Комментирование домашнего задания: Выполните рисунок и передайте в нем своё впечатление от услышанной музыки.
Выставление оценок тем, кто активно работал на уроке.
Используемые ресурсы:
https://infourok.ru/biblioteka/muzyka
http://music-fantasy.ru/uroki-muzyki
https://studfiles.net/igu/145/folder:8721/#6227927
https://открытыйурок.рф/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0