СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему ««Путешествия» в музыкальный театр. Обобщение» (4 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской,  Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 7 урока 3 четверти «В музыкальном театре: Оперетта. Мюзикл».

  Цель урока:   Обобщение жизненных музыкальных впечатлений четвероклассников, связанных с «путешествиями» в музыкальный театр; знакомство с особенностями жанров оперетты и мюзикла.

Задачи:

- совершенствовать умение различать жанр оперетты и мюзикла, знать их особенности;

- развивать умение слушать и анализировать музыкальные произведения, размышлять об особенностях жанра оперетты и мюзикла;

- развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, музыкальную память, образное и ассоциативное мышление;

- способствовать накоплению музыкально-слухового опыта учащихся, их эмоционально-смыслового словаря;

- формировать тонкий музыкальный вкус учащихся и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности;

- развивать навыки определения настроения музыки;

- способствовать эстетическому восприятию музыкальной культуры, воспитывать культуру слушания, исполнения, любовь к симфонической музыке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему ««Путешествия» в музыкальный театр. Обобщение» (4 класс)»

Критская. Музыка, 4 класс

3 четверть


Урок 7. В музыкальном театре: Оперетта. Мюзикл

Тема: «Путешествия» в музыкальный театр. Обобщение


Цель урока: Обобщение жизненных музыкальных впечатлений четвероклассников, связанных с «путешествиями» в музыкальный театр; знакомство с особенностями жанров оперетты и мюзикла.

Задачи:

- совершенствовать умение различать жанр оперетты и мюзикла, знать их особенности;

- развивать умение слушать и анализировать музыкальные произведения, размышлять об особенностях жанра оперетты и мюзикла;

- развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, музыкальную память, образное и ассоциативное мышление;

- способствовать накоплению музыкально-слухового опыта учащихся, их эмоционально-смыслового словаря;

- формировать тонкий музыкальный вкус учащихся и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности;

- развивать навыки определения настроения музыки;

- способствовать эстетическому восприятию музыкальной культуры, воспитывать культуру слушания, исполнения, любовь к симфонической музыке.


Музыкальный материал: Вальс И. Штрауса-мл. из оперетты «Летучая мышь», Песня Элизы «Я танцевать хочу» из мюзикла Ф. Лоу «Моя прекрасная леди»; «Звездная река» (Песенка Гека) из мюзикла «Том Сойер и другие», слова и му­зыка В. Семенова.


ХОД УРОКА


  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Организационный момент

1) Музыкальное приветствие

- Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Прозвенел звонок.

- Начался урок!

2) Актуализация опорных знаний

- Ребята, дома вы рисовали главного героя прошлого урока – куклу Петрушку. Рассмотрим рисунки.

Под музыку 1-й картины балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского организуется «выставка».

- Что за музыка сейчас прозвучала?

- Картина масленичного гуляния из балета Стравинского «Петрушка».

- Где вы с ней познакомились?

- В музыкальном театре.

- Какие музыкальные жанры можно услышать в театре?

- Оперы, балеты.

- Что такое опера? А балет?

Ответы учащихся.


2. Мотивация учебной деятельности учащихся

1) Игра «Угадай мелодию»

- Прослушайте уже знакомые вам музыкальные фрагменты, назовите их и жанры, в которых они звучали.

Звучат фрагменты:

Сцена Суса­нина с детьми (дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней) из 3 д. оперы «Иван Сусанин» М. Глинки;

«Полонез» из 2-го д.;

Речитатив и ария Ивана Сусанина из 3 д.;

Хор «Славься!» из 4 д.;

Песня-ария Марфы из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

«Пляска персидок» из оперы Мусоргского «Хованщина»;

«Колыбельная Гаянэ» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна;

«Танец с саблями» Хачатуряна из балета «Гаянэ».


2) Беседа о прослушанном

- Скажите, каковы особенности построения этих музыкальных спектаклей?

- Оперы начинаются с увертюр (или вступлений): например, Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки, Увертюра к опере «Иван Сусанин». Вступление к опере Мусоргского «Хованщина» называется «Рассвет на Москве-реке».

- Вокальные номера в опере состоят из арий, песен, хоров, сцен.

- Сцены, а также танцевальные номера (сольные, групповые танцы) присутствуют в балетном спектакле.

- Что является особенным в сюжете и музыке балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»?

- Использование народных традиций.


3) Выявление проблемы

 - Сегодня мы вновь отправимся в музыкальный театр и познакомимся с музыкой такого нового для вас сценического жанра, как оперетта и уже знакомого вам жанра мюзикла; познакомимся с австрийским композитором Иоганном Штраусом-сыном.

Но прежде назовём правила поведения в театре.

Просмотр презентации «Правила поведения в театре»:

В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.

У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Причёсываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете.

В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер. Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.

Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.

Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд.

Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым, и его не хотят освобождать, не вступай в спор — попроси капельдинера уладить это недоразумение.

Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.

Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба.

В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.

Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.

Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль, и ты стремишься поскорее убежать домой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, все успевают одеться за 10—15 минут.


- Итак…

Поднят занавес над сценою,

И ты к чуду вновь готов,

Здесь все самое бесценное,

Здесь сокровище веков.

(…) И опять волчком закружатся

Зло, добро, и враг, и друг…

Театр - это праздник юности,

Праздник творчества и мук. (Геннадий Толузаков. Театр)


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Театр музыкальной комедии

- Откройте учебник на с. 108—109. Прочитайте, что такое оперетта?

- Оперетта - ма­ленькая опера.

- Действительно, оперетта в переводе с итальянского и французского языков означает «маленькая опера». Оперетта – это один из видов музыкального театра (разновидность оперы с разговорным диалогом), сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного искусства. Это - музыкальная комедия, в которой действующие лица не только поют, но и танцуют, разговаривают. Родилась оперетта во Франции. Но особенно была популярна в19 веке в самом музыкальном городе мира - Вене.

Сегодня мы познакомимся с самой известной во всем мире опереттой «Летучая мышь» австрийского композитора Иоганна Штрауса-сына (1825—1899). Посмотрите внимательно презентацию, повествующую о ней.


1) Просмотр презентации «Либретто оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса» с комментариями учителя.

- Подумайте, скажите, чем оперетта отличается от оперы?

- В опере не бывает разговорных диалогов и эстрадной музыки.

- Опишите основные особенности музыки оперетты.

- Танцевальная.

- Совершенно верно. Сейчас вы услышите один из самых знаме­нитых, из самых прекрасных вальсов Штрауса-мл. из оперетты «Летучая мышь». Слушая, задумайтесь над вопросом - это «серьезная» или «легкая» музыка?

2) Прослушивание Вальса из оперетты «Летучая мышь» Штрауса

- Музыка танцевальная – значит, легкая.

- А одна или несколько мелодий прозвучало в это музыкальном фрагменте?

- Несколько.

- Вы правы, ребята, в блистательно-яркой, жизнерадостной, восторженной музыке этого вальса можно отчетливо выделить несколько запоминающихся мелодий. При этом главная тема вальса повторяется несколько раз. Рассмотрите, сравните с прослушанной музыкой нотную запись, представленную в учебнике на с. 108.

Как думаете, с какими жизненными обстоятельствами звучания этого танца связана такая его композиция?

- Вальс звучит на балу, где много разных людей – соответственно, много мелодий; а главная повторяющаяся мелодия словно объединяет их в едином действии — танце.

- Можно так сказать, что форма музыки этого вальса – сложная, ведь она сложена из нескольких мелодий?

- Да, форма сложная: много мелодий – много людей.

- Выходит, музыка не только легкая, а и серьезная одновременно, раз несколько мелодий вступают друг с другом во взаимодействие?

Размышления детей.

- Иоганна Штрауса-сына во всем мире называют «королем вальсов». А при публичных выступлениях (он часто давал концерты и в России) он не только сам играл на скрипке, но и дирижировал оркестром. Я хочу предложить вам выступить в роли дирижеров и исполнить фрагмент вальса, передавая в вы­разительных движениях рук контрасты динамики, смену настроений, угасание и нарастание звучностей, вступления различных инструментов оркестра.

3) Повторное слушание Вальса. Пластическое интонирование

2. Развитие темы

- Ребята, как думаете, какой знакомый вам жанр сценической музыки близок оперетте?

- Мюзикл.

- Совершенно верно. Оперетта закружила Европу в танцевальных ритмах и незаметно перелетела за океан, в Америку. Там она стала называться мюзиклом. Мюзикл в переводе с английского означает - музыкальный. В отличие от оперетты мюзикл может быть не только комедией, но и драмой.

Назовите известные вам мюзиклы.

- «Звуки музыки» Р. Роджерса, «Волк и се­меро козлят на новый лад» А. Рыбникова.

- Давайте вспомним их и пропоём.

1) Вокально-хоровая работа

А) Распевание

Б) Исполнение «Звуки музыки» Р. Роджерса

В) Исполнение «Песня и танец козлят» из детской оперы «Волк и се­меро козлят на новый лад» А. Рыбникова


2) Знакомство с фрагментом мюзикла «Моя прекрасная леди» Фридерика Лоу

- Фрагмент из мюзикла «Моя прекрасная леди» американского композитора XX в. Фридерика Лоу (1901-1988), который вы сегодня услышите, является одной из самых популярных мелодий.

Содержание мюзикла «Моя прекрасная леди» композитора Фредерика Лоу напоминает историю Золушки: простая лондонская цветочница преображается в прекрасную леди. Прослушайте сюжет этого мюзикла.

А) Просмотр презентации по теме с комментариями учителя:

Мюзикл «Моя прекрасная леди» написан по роману Б. Шоу «Пигмалион» в 1956 г. Знаменитый ирландец, драматург Бернард Шоу, рассказал в своей пьесе простую историю: профессор фонетики Генри Хиггинс превращает простую замухрышку, бедную уличную цветочницу, в настоящую леди, неотличимую от герцогини. В грубом, вульгарном существе — Элизе Дуллитл, главной героине пьесы, просыпается добрый, отзывчивый, любящий человек. Роль Элизы в оригинальной постановке на Бродвее исполнила Джули Эндрюс, из­вестная по фильмам-мюзиклам «Звуки музыки» и «Мэри Поппинс». В экранизации «Моей прекрасной леди» снялась известная актриса Одри Хепберн.

После премьеры мюзикла в 1956 г. на Бродвее его авторы — композитор Ф. Лоу и либреттист А. Лернер — проснулись знаменитыми. Мюзикл показывался на Бродвее в течение шести с половиной лет, выдержав 2717 постановок, билет на «Мою прекрас­ную леди» было невозможно купить на шесть месяцев вперед.

Б) Словарная работа. Работа над словами, понятиями

- Что обозначает слово «леди»?

1. Жена лорда;

2. Вежливое обращение к замужней женщине;

3. Воспитанная женщина благородного происхождения.

- А что такое мюзикл?

- Это - театральная постановка, в которой упор сделан не на сюжет и игру актеров, а на музыку, песни и танцы.

В) Слушание и музыкальный анализ Песни Элизы «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди» В. Лоу

3. Творческая лаборатория

- Сегодня мы с вами разучим новую песню — «Звездная река». Это - песенка Гека из мюзикла «Том Сойер и другие». Основой сюжета мюзикла стала увлекательная повесть американского писателя Марка Твена, написанная в 19 веке, о приключениях 12-летнего мальчика, живущего в небольшом американском городке.

Краткое содержание повести:

Том Сойер живёт у тёти Полли, сестры своей покойной матери. В романе описываются различные приключения Тома и его друзей на протяжении нескольких месяцев. В ходе этих приключений он успевает найти свою любовь (Бекки Тэтчер), стать свидетелем убийства и разоблачить убийцу, убежать из дома, чтобы стать пиратом и пожить на острове, заблудиться в пещере и благополучно выбраться из неё, найти драгоценный клад стоимостью в двенадцать тысяч долларов и разделить его со своим другом Гекльберри Финном.

Прослушайте песню. Подумайте, какие особенности музыкального языка этой песни необходимо учесть в процессе разучивания?

  1. Слушание

  2. Музыкальный анализ. Составление исполнительского плана

- Характер музыки – мягкий, лирический. Музыкальные фразы короткие. Заключительные фразы запева исполняются в высокой тесситуре.

- Высокая тесситура заключительных фраз запева требует поиска мягкого, ненапряженного звучания голосов (на р). Это будет соответствовать лири­ческому образу песни. А короткие фразы требуют внимательного вслушивания в музыкальное сопровождение, чтобы хор звучал в едином темпе.

Каков ритм и ритмический рисунок?

- Ритмический рисунок включает в себя синкопы - перемещение с сильной доли на слабую.

- Следовательно, чтобы точно воспроизвести такой пунктир­ный ритм, нам при исполнении нужна ещё активная артикуляция.

  1. Разучивание по фразам

  2. Коллективное исполнение. Вокально-хоровая работа

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


1. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что на уроке было самым интересным?

- Что вызвало затруднение?


2. Итог урока

Совместные выводы учителя и учащихся по теме урока


3. Домашнее задание

Понятия: оперетта, мюзикл. Выразительное исполнение песни «Звездная река».



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

https://botana.biz/prepod/muzyka/

https://pesniclub.com/search/

http://song5.ru

http://veravverav.blogspot.com/

https://videouroki.net/razrabotki/muzika/4-class/

https://youtu.be/oobAZ_SrmBo



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!