СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Симфония в творчестве П. Чайковского и С. Прокофьева» (8 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-композиция (урок постижения Симфонии №5 П. Чайковского и осмысления претворений традиции и новаторства в Симфонии №1 С. Прокофьева).

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  8 класса (УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 7 урока 2 четверти.

Цели и задачи:

- знакомство с симфоническими шедеврами русской музыкальной классики, осознание её духовно-нравственных ценностей, значения для развития мировой музыкальной культуры;

- закрепление понимания формы сонатного allegro на основе драматургического развития музыкальных образов симфонии №5 П. Чайковского и симфонии №1 С. Прокофьева и представлений о жанре симфонии как романе в звуках;

- осмысление контраста образных сфер как основного принципа драматургического развития в симфонии;

- расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства;

- умение использовать информационно-коммуникационные технологии (вести поиск информации о симфониях и их создателях в Интернете, вести подготовку проекта «Есть ли у симфонии будущее?»).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Симфония в творчестве П. Чайковского и С. Прокофьева» (8 класс)»

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

8 класс

II ЧЕТВЕРТЬ



УРОК 7. Симфония в творчестве П. Чайковского и С. Прокофьева

Цели и задачи:

- знакомство с симфоническими шедеврами русской музыкальной классики, осознание её духовно-нравственных ценностей, значения для развития мировой музыкальной культуры;

- закрепление понимания формы сонатного allegro на основе драматургического развития музыкальных образов симфонии №5 П. Чайковского и симфонии №1 С. Прокофьева и представлений о жанре симфонии как романе в звуках;

- осмысление контраста образных сфер как основного принципа драматургического развития в симфонии;

- расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства;

- умение использовать информационно-коммуникационные технологии (вести поиск информации о симфониях и их создателях в Интернете, вести подготовку проекта «Есть ли у симфонии будущее?»).

Форма проведения урока: Урок-композиция (урок постижения Симфонии №5 П. Чайковского и осмысления претворений традиции и новаторства в Симфонии №1 С. Прокофьева).

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация

  • Исполнение «Журавлиной песни» К. Молчанова.

  1. Актуализация опорных знаний

- Что такое симфония?

- Назовите жанры современных симфоний.

- Симфония-концерт, симфония-сюита, симфония-действо, симфония-речитатив, джаз-симфония, вокальная симфония.

- Какие виды искусства взаимодействуют в современных симфониях?

- Драма, живопись, хореография, кинематограф.

- Каково строение классической симфонии?

- Классическая симфония состоит из 4-ёх частей: первая часть написана в форме сонатного аллегро, вторая – медленная лирическая, третья – менуэт или скерцо, четвёртая – финал, часто звучащий в форме рондо, с использованием песенно-танцевальных тем.

- Спойте известные вам темы классических симфоний русских и зарубежных композиторов.

3. Сообщение темы. Целеполагание

- Как вы понимаете слова великого немецкого писателя И.-В. Гёте: «Кто хочет понять поэта, должен вступить в его мир»?

Ответы учащихся.

- Сегодня мы окунёмся в симфонический мир русских классиков – Петра Ильича Чайковского и Сергея Сергеевича Прокофьева. Послушаем фрагменты из симфоний этих композиторов. Мы проследим за развитием симфонического творчества в потоке времени. Выясним, каким образом эпоха влияла на создателей симфоний и находила отражение в их произведениях.

ХОД УРОКА

  1. Введение в тему

Симфоническая музыка прошла большой путь развития от момента создания и до наших дней. Познакомившись с некоторыми симфониями Шуберта, Чайковского, Прокофьева, вспомнив симфоническое творчество других композиторов, мы можем проследить путь развития симфонического искусства. Этот жанр продолжает радовать слушателя многообразием, рождаемым сближением жанров. Уже сейчас перечисление типов и жанровых ответвлений симфонической музыки занимает много времени, но она продолжает впитывать в себя все новые тенденции развития эпохи, общества, искусства.

Просмотр видеоролика «Развитие жанра симфонии» - https://youtu.be/z0i2COZ6mvM

  1. Симфония №5 П.И. Чайковского

Симфония №5 начата Чайковским весной 1888 г., окончена в августе того же года в подмосковном имении Фроловском. Тогда же в записной книжке среди нотных набросков, где центральным образом произведения была «тема рока», проходящая через все четыре части, он сформулировал программу 1-й части: «Интродукция. Полнейшее преклонение перед судьбой, перед неисповедимым предначертанием Провидения». Очевиден автобиографический подтекст симфонии – воплощение раздумий и чувств самого композитора. Конфликт героя в этом сочинении определялся трагичностью борьбы «ничтожества со стремлением к познанию роковых вопросов бытия», как объяснял Чайковский в одном из писем. Но при этом содержание симфонии выходит за пределы личного, т.к. композитор сумел в музыке выразить помыслы людей своего времени. Он совершенно определённо осознавал это: «В своих писаниях я являюсь таким, каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую».

  1. Прослушивание главных тем симфонии. Творческое задание

При прослушивании главных тем всех 4-ёх частей симфонии сделайте записи в тетради, ориентируясь на следующие установки:

  • Какие эмоциональные состояния вы переживаете в процессе первичного знакомства с этой музыкой?

  • Какими чертами характера наделён герой этой симфонии? Какими музыкальными средствами они раскрываются?

Учащиеся высказывают свои впечатления:

- Для своей симфонии композитор выбрал тему борьбы человека с мрачными силами, стоящими на пути к счастью.

- В музыке Симфонии №5 Чайковского переплетаются трагические раздумья о смысле жизни, поэтическое восприятие природы, погружение в атмосферу быта того времени.

Вывод. Музыкальное творение Чайковского, хоть и создано более 100 лет назад, современно.

2) Интонационно-образный анализ

Прослушаем последовательно ещё раз фрагменты всех частей и сосредоточимся на более детальном интонационно-образном анализе её главных образных сфер, обращая внимание на особенности музыки Симфонии.

  • Слушание музыкальных фрагментов. Анализ

Итак, в Симфонии №5 П. Чайковского четыре части. Композитор ведёт слушателей от одного образа или настроения к другому, следуя при этом логике симфонического развития мысли.

Одним из приёмов драматургического развития Симфонии является повтор: один навязчивый образ – образ рока, судьбы, фортуны (тема вступления 1-й части) появляется в том или ином виде в каждой из частей. Лишь в финале (4-й части) эта тема преображается в ликующий марш, олицетворяя победу светлого начала над силами тьмы.

А) 1-я часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловеще-трагической темой вступления. «Полнейшее преклонение перед судьбой» - так определил композитор её смысл.

Какие же особенности музыки вы можете назвать?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Первая часть симфонии открывается медленным вступлением. Мотив рока звучит здесь в характере траурного марша. Он напоминает какую-то упрямо сосредоточенную, тягостную мысль.

- Вступление становится как бы отправной точкой, драматургическим стимулом всей симфонии.

В тревожной главной теме, имеющей балладный оттенок, лежит «отпечаток» мрачной темы вступления. Тема главной партии в экспозиции раскрывает стремление героя симфонии вырваться из оков рока. Как вы это услышали?

- Слышно движение марша, определяющее характер всей части: музыка постоянно стремится ввысь, словно пытаясь вырваться из тисков оцепенения, но неизменно откатывается вспять.

- Основной образ побочной партии – томный лирический вальс: появляется светлая тема в вальсовом ритме.

- В разработке возвращаются сумрачные краски. Здесь постоянно чередуются два типа развёртывания мысли – краткий разбег и прерывистое движение. Длительный подъём и нарастание звучности приводит к динамическому взрыву – fff.

- Реприза завершается угасанием звучности, словно подчёркивая мысль о бесцельности сопротивления судьбе.

Вывод. В музыкальных образах первой части Чайковский создаёт грандиозную картину человеческой жизни, полную скорбных размышлений о противоречиях и борьбе, «ропота, сомнений, жалоб, упрёков и жгучего чувства невозвратимого прошлого» (первая тема), поэтической лирики, навеянной прекрасным миром одухотворённой природы (вторая тема).

Б) Вторая часть – вдохновенная лирическая поэма, образный строй которой противопоставлен первой части. Что мы можем здесь отметить?

- На смену мрачному хоралу вступления приходит певучая, плавная, широко разлитая песенного склада мелодия валторны, мечтательно и выдержанно её излагающая. Дважды в упоительно прекрасный мир, подобно шквалу, врывается тема вступления из первой части. Но здесь она воплощает не внутреннее состояние человека, а грубую внешнюю силу.

В) Третья часть

Обычно в симфониях Чайковского 3-я часть представляет собой скерцо. Попробуйте самостоятельно определить жанровую принадлежность 3 части этой симфонии – скерцо? Вальс?

Ответы учащихся.

Делаем вывод, что в этой симфонии композитор отходит от традиции и предлагает слушателям изящный грациозный, нежный и мечтательный вальс (с причудливым скерцозным средним разделом), который уводит в мир поэзии и покоя, фантазии и мечты.

Но что ещё мы слышим?

- Слышим уже знакомые темы предыдущих частей симфонии: в последние такты вальса прокрадывается «таинственная маска» - тема вступления из 1-й части. С коварной ласковостью подлаживается она под ритм танца, внушая тревогу за исход драмы.

Г) Четвёртая часть (финал)

- В какой форме написан финал? При ответе ориентируйтесь на сопоставление двух тем (стремительная первая (главная) – тема в духе народного пляса и лирически экспрессивная (вторая) – побочная тема).

- Финал, как и первая часть симфонии, написан в сонатной форме.

- В начале четвёртой части (финале) тема вступления звучит мажорно и величаво, знаменуя готовность человеческого духа к борьбе против мрачных, парализующих волю сил. Разгорается последняя, отчаянная схватка. Она начинается темой удалого и грозного пляса, напоминающего трепак. Быстрая смена мелодий накапливает ощущение неустойчивости, беспокойства. Наступает томительная пауза. И вот гимном человеку, победившему скорбь и неверие, звучит она. В героический марш трубы вплетается ещё один обновлённый образ – главная тема 1-й части, перенесённая в ослепительный мажор. Этим последним красноречивым штрихом автор завершает симфонию.

В финале композитор неоднократно проводит тему, придавая ей черты различного характера: то патетически-скорбного, то трагического, то героического и жизнеутверждающего.

Чайковский не заканчивает симфонию полным торжеством утверждающей себя враждебной силы. Он ещё не вполне во власти её и чтобы показать, что мыслим и возможен параллелизм – наличие двух стремлений, двух воль, одной – созидающей, а другой – давящей и препятствующей вольному течению жизни. Чтобы доказать это, он убедительно ярко завершает симфонию заключительным проведением основной темы первой части в облике блестящей трубной звучности. Таким образом, незавершённый, прерванный, трепетный и порывистый бег первой части симфонии находит своё утверждение в финале, в последний миг звучания.

Д) Вывод

Прочитайте высказывание музыковеда Б. Асафьева:

«И всю жизнь свою он (Чайковский) посвятил созданию музыки; всю жизнь, не находя ни отдыха, ни покоя, он стремился как можно напряжённее и полнее раскрыть своё я, свою душу в музыке и поведать людям о своих переживаниях, страданиях и радостях. То, что Чайковский вложил в свои сочинения, - то раскрывается при исполнении их, передаётся слушателям и рождает чувство общения, взаимопонимания и содружества, ибо в глубине душевной люди глубоко сродни друг другу. И музыка влечёт к единению в силу совместного переживания людьми тех настроений, тех песен, тех созвучий, которые создал и выявил в жизнь композитор-музыкант. В музыке отразится всё, что ощутил и пережил чуткий человек».

Подумайте, скажите: какую идею утверждает композитор в своей симфонии №5 – победу человека над роком, провидением, судьбой или торжество мрачных сил, которые празднуют победу над героем симфонии? Основываясь на высказывании Б. Асафьева, аргументируйте своё мнение.

Ответы учащихся.

  1. Традиции и новаторство в симфоническом творчестве С. Прокофьева

Всё творчество Прокофьева прочно связано с традициями прошлого и вместе с тем является новаторским в области музыкального языка, средств выразительности, приёмов музыкальной драматургии – напряжённости и непрерывности музыкального развития (проникновения в музыку приёмов кинодраматургии).

Вспомните, например, преломление древних католических песнопений для обрисовки крестоносцев в кинофильме и кантате «Александр Невский»: от подлинных напевов композитор отказался, считая, что для современного слушателя они уже утратили свою выразительность, ими трудно передать жестокость и фанатизм «псов-рыцарей». И потому Прокофьев создал хорал в духе католических песнопений, но более жёсткий, напряжённый, страшный, обличающий варварскую сущность крестоносцев ярче, чем подлинные древние напевы.

Музыка Сергея Сергеевича Прокофьева разнообразна по содержанию. Светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологиически точные характеры – всё это разные стороны прокофьевской музыки.

Д. Кабалевский так сказал о Прокофьеве: «Восторженный певец жизни, солнца и молодости…», и о его музыке: «…она дала людям растревоженного, жестокого и сурового 20-го века ту радость и свет, которых им так часто недостаёт».

Неслучайно Прокофьева часто сравнивают с В. Маяковским в поэзии («Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!») и Мартиросом Сарьяном в живописи – так много в его музыке солнца, света, ярких красок.

М. Сарьян. Утро. Зелёные горы. 1912 г.

Также Прокофьеву всегда была близка стихия детства, юности. В одной из бесед ему был задан вопрос: «Могут ли быть исчерпаны все мелодии?» Прокофьев отличался незаурядным математическим мышлением (он был хороший шахматист и в возрасте 18 лет сыграл вничью в сеансе одновременной игры с чемпионом мира Ласкером) и логически вычислил, что для простой мелодии из 8-ми звуков могут быть использованы миллиарды звуковысотных сочетаний, не считая вариантов ритма, гармонии, инструментовки, штрихов и т.д. Это говорит о практической неисчерпаемости мелодического богатства музыки.

4. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева

В симфонии №1 С. Прокофьев претворил и традиции, и новаторство. Это связано с замыслом композитора. Об этом вы можете прочитать на ст. 58 учебника.

  1. Работа с учебником

Прокофьев оригинально претворил в музыке симфонии черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая». В ней сохранена строгость и логика классической формы 18 в., основные свойства музыки классиков – оптимизм, энергичный характер, жизнелюбие, и в то же время Прокофьев преломляет этот классический стиль, заостряя его характерные черты с позиций человека 20-го в. Одновременно с традиционностью формы «Классическую симфонию» Прокофьева отличает современный музыкальный язык. В «Классической симфонии» прозрачная оркестровка в стиле Гайдна-Моцарта сочетается с «налётом новых гармоний».

Популярнейший гавот, ставший 3-ей частью симфонии, был сочинён раньше других частей. Тогда же были сделаны наброски 1-й и 2-й частей. «Автор задался целью воскресить «старые добрые времена», времена фижм, пудреных париков и косичек», - говорится в авторизованном пояснении к первому исполнению симфонии. Но в музыке нет музейного реставраторства: она полна детской беззаботности, жизнерадостности. Её слегка ироничный тон подчёркивается пикантными гармоническими сопоставлениями и забавными скачками в мелодии.

Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов. Использование особенностей танцевальных жанров (полонеза, менуэта, гавота, галопа), игра тембрами и регистрами (скрипки, флейты), новизна гармоний, внезапные гармонические «дерзости» - всё это с головой выдаёт Прокофьева, особенности его музыкального почерка.

Композитор сохранил парный состав гайдновского оркестра – без тромбонов, солирующие инструменты – весёлые трели флейты, ворчание фагота, порхающее звучание скрипок. Воспользовался традиционным «венским» приёмом резких смен прозрачного piano громогласными tutti.

Внезапные динамические акценты и сопоставления, лёгкая и прозрачная оркестровка определяют характер финала этой симфонии: ослепительная радость звучит в нём (композитор хотел, чтобы здесь отсутствовали какие-либо минорные аккорды). Не случайно на музыку Симфонии №1 создавались хореографические композиции.

2) Прослушивание фрагментов всех частей симфонии №1 С. Прокофьева. Обсуждение

Предлагаю осмысленно прослушать и услышать классическое и новаторское в музыке Прокофьева.

Вопросы к обсуждению:

  • Какие главные выразительные качества творчества композитора можно выделить, зная только его симфонию?

  • Близки ли такие свойства венского классицизма, как оптимизм, жизнелюбие, ясность образов, музыке самого Прокофьева? Подтвердите примерами прошлых знакомых вам произведений композитора.

- Темы симфонической сказки «Петя и волк», «Болтунья», «Мимолётности».

3) Повторное прослушивание. Музыкальный анализ

- Прослушаем более детально и проанализируем особенности музыки прокофьевской симфонии, её интонационно-образный строй.

А) Первая часть

- Первая часть симфонии – миниатюрное и очень ясное по форме сонатное allegro. Движение быстрое и лёгкое. Главная партия с её гаммами, трелями и вздохами звучала бы совсем по-гайдновски или моцартовски, если бы не капризность гармоний. Огромные скачки через две октавы вверх и вниз, забавные форшлаги, скромное сочетание скрипки с притоптывающим аккомпанементом фагота придают ироничность побочной партии, создавая сплав танцевальной элегантности с неуклюжестью. В разработке побочная партия, порученная басовым инструментам, становится более тяжеловесной: «”Элегантно-шутливая тема” превращается в “грузно шагающего великана”» (Б. Асафьев).

Б) Вторая часть

Вторая часть выдержана в характере менуэта. Основная тема в исполнении скрипок в высоком регистре звучит очень нежно, чуть грустно, её капризные «приседания» на концах фраз и жеманные паузы сочетаются с мерным бесстрастным сопровождением – вспомним похожее в танцах из балета «Ромео и Джульетта».

В) Третья часть

В третьей части – остроумном и изящном гавоте – прямолинейные октавные скачки, сопоставление чистых мажорных трезвучий, в середине – в традиционном мюзете (мюзет - старинный французский танец быстрого темпа), основанном на «волыночном» органном пункте, слышатся отзвуки русского наигрыша.

Г) Четвёртая часть

Весёлый и подвижный финал завершает симфонию. В главной партии – снова простенькие арпеджированные и гаммообразные взлёты и падения, забавные повторяющиеся короткие фразы скрипок. Побочная партия и здесь звучит юмористически, со стучащим, как дробь, мотивом у деревянных, духовых инструментов. А в заключительной теме возникает светлая, характерно русская мелодия, очень близкая одной из тем оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.

  1. Вокально-хоровая работа

И потому мы разучим сегодня песню лирического характера – «Исполнение желаний» А. Дольского (или «Фантастика-романтика» Ю. Кима).

  1. Разучивание новой песни

  2. Повторение, выразительное исполнение песен

А) «Город золотой» Б. Гребенщикова

Б) «Три белых коня» Е. Крылатова

5. Рефлексия

  • В каких симфониях встречается тема судьбы? Выберите правильные ответы: А) В.А. Моцарт. Симфония №40; Б) Л. ван Бетховен. Симфония №5; В) П.И. Чайковский. Симфония №5; Г) С.С. Прокофьев. Симфония №1.

  • К каким разделам 1-й части Симфонии П. Чайковского подходят следующие характеристики: сосредоточенная тягостная мысль, робкий трепетный бег, отсутствие равновесия и спокойствия, скрещивание и борьба основных тем-мыслей, длительный подъём, нарастание, взрыв?

  • Как названа Симфония №1 С. Прокофьева самим автором?

  • Какие из частей Симфонии №1 Прокофьева построены в сонатной форме?

  • Какие особенности музыки Прокофьева передают музыкальный стиль композитора?

6. Итог

Выставление оценок.

Человек, несмотря на ситуации, которые ему приходится преодолевать, всегда живёт надеждой на лучшее. Мы убедились в этом на примере Симфонии №5 П. Чайковского. И любой человек всегда оптимистически воспринимает жизнь, всегда имеет оптимистическое мировосприятие различных факторов, событий, явлений.

Классические образы музыки 18 века у С. Прокофьева оказались как бы преломлёнными сквозь призму русской песенности. Так композитор средствами гайдновской техники спел о неприхотливых радостях жизни. В связи с этим интересно вспомнить отзывы Маяковского о музыке Прокофьева:

«Воспринимаю сейчас только музыку Прокофьева – вот раздались первые звуки и – ворвалась жизнь, нет формы искусства, а жизнь – стремительный поток с гор или такой ливень, что выскочишь под него и закричишь – ах, как хорошо! Ещё, ещё!»

7. Домашнее задание

  1. Слушать 1-ю часть Симфонии №5 Чайковского. Записать в тетради свои впечатления о каждом музыкальном образе-теме, определив их характер, жанровую принадлежность, особенности музыкального языка.

  2. Слушать Симфонию №1 («Классическую») С. Прокофьева. Записать в тетради свои впечатления от каждой из её частей.

  3. Выучить, выразительно исполнять новую песню.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!