Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
8 класс
II ЧЕТВЕРТЬ
УРОК 7. Симфония в творчестве П. Чайковского и С. Прокофьева
Цели и задачи:
- знакомство с симфоническими шедеврами русской музыкальной классики, осознание её духовно-нравственных ценностей, значения для развития мировой музыкальной культуры;
- закрепление понимания формы сонатного allegro на основе драматургического развития музыкальных образов симфонии №5 П. Чайковского и симфонии №1 С. Прокофьева и представлений о жанре симфонии как романе в звуках;
- осмысление контраста образных сфер как основного принципа драматургического развития в симфонии;
- расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии (вести поиск информации о симфониях и их создателях в Интернете, вести подготовку проекта «Есть ли у симфонии будущее?»).
Форма проведения урока: Урок-композиция (урок постижения Симфонии №5 П. Чайковского и осмысления претворений традиции и новаторства в Симфонии №1 С. Прокофьева).
ХОД УРОКА
Организация урока. Мотивация
Актуализация опорных знаний
- Что такое симфония?
- Назовите жанры современных симфоний.
- Симфония-концерт, симфония-сюита, симфония-действо, симфония-речитатив, джаз-симфония, вокальная симфония.
- Какие виды искусства взаимодействуют в современных симфониях?
- Драма, живопись, хореография, кинематограф.
- Каково строение классической симфонии?
- Классическая симфония состоит из 4-ёх частей: первая часть написана в форме сонатного аллегро, вторая – медленная лирическая, третья – менуэт или скерцо, четвёртая – финал, часто звучащий в форме рондо, с использованием песенно-танцевальных тем.
- Спойте известные вам темы классических симфоний русских и зарубежных композиторов.
3. Сообщение темы. Целеполагание
- Как вы понимаете слова великого немецкого писателя И.-В. Гёте: «Кто хочет понять поэта, должен вступить в его мир»?
Ответы учащихся.
- Сегодня мы окунёмся в симфонический мир русских классиков – Петра Ильича Чайковского и Сергея Сергеевича Прокофьева. Послушаем фрагменты из симфоний этих композиторов. Мы проследим за развитием симфонического творчества в потоке времени. Выясним, каким образом эпоха влияла на создателей симфоний и находила отражение в их произведениях.
ХОД УРОКА
Введение в тему
Симфоническая музыка прошла большой путь развития от момента создания и до наших дней. Познакомившись с некоторыми симфониями Шуберта, Чайковского, Прокофьева, вспомнив симфоническое творчество других композиторов, мы можем проследить путь развития симфонического искусства. Этот жанр продолжает радовать слушателя многообразием, рождаемым сближением жанров. Уже сейчас перечисление типов и жанровых ответвлений симфонической музыки занимает много времени, но она продолжает впитывать в себя все новые тенденции развития эпохи, общества, искусства.
Просмотр видеоролика «Развитие жанра симфонии» - https://youtu.be/z0i2COZ6mvM
Симфония №5 П.И. Чайковского
Симфония №5 начата Чайковским весной 1888 г., окончена в августе того же года в подмосковном имении Фроловском. Тогда же в записной книжке среди нотных набросков, где центральным образом произведения была «тема рока», проходящая через все четыре части, он сформулировал программу 1-й части: «Интродукция. Полнейшее преклонение перед судьбой, перед неисповедимым предначертанием Провидения». Очевиден автобиографический подтекст симфонии – воплощение раздумий и чувств самого композитора. Конфликт героя в этом сочинении определялся трагичностью борьбы «ничтожества со стремлением к познанию роковых вопросов бытия», как объяснял Чайковский в одном из писем. Но при этом содержание симфонии выходит за пределы личного, т.к. композитор сумел в музыке выразить помыслы людей своего времени. Он совершенно определённо осознавал это: «В своих писаниях я являюсь таким, каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую».
Прослушивание главных тем симфонии. Творческое задание
При прослушивании главных тем всех 4-ёх частей симфонии сделайте записи в тетради, ориентируясь на следующие установки:
Какие эмоциональные состояния вы переживаете в процессе первичного знакомства с этой музыкой?
Какими чертами характера наделён герой этой симфонии? Какими музыкальными средствами они раскрываются?
Учащиеся высказывают свои впечатления:
- Для своей симфонии композитор выбрал тему борьбы человека с мрачными силами, стоящими на пути к счастью.
- В музыке Симфонии №5 Чайковского переплетаются трагические раздумья о смысле жизни, поэтическое восприятие природы, погружение в атмосферу быта того времени.
Вывод. Музыкальное творение Чайковского, хоть и создано более 100 лет назад, современно.
2) Интонационно-образный анализ
Прослушаем последовательно ещё раз фрагменты всех частей и сосредоточимся на более детальном интонационно-образном анализе её главных образных сфер, обращая внимание на особенности музыки Симфонии.
Итак, в Симфонии №5 П. Чайковского четыре части. Композитор ведёт слушателей от одного образа или настроения к другому, следуя при этом логике симфонического развития мысли.
Одним из приёмов драматургического развития Симфонии является повтор: один навязчивый образ – образ рока, судьбы, фортуны (тема вступления 1-й части) появляется в том или ином виде в каждой из частей. Лишь в финале (4-й части) эта тема преображается в ликующий марш, олицетворяя победу светлого начала над силами тьмы.
А) 1-я часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловеще-трагической темой вступления. «Полнейшее преклонение перед судьбой» - так определил композитор её смысл.
Какие же особенности музыки вы можете назвать?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Первая часть симфонии открывается медленным вступлением. Мотив рока звучит здесь в характере траурного марша. Он напоминает какую-то упрямо сосредоточенную, тягостную мысль.
- Вступление становится как бы отправной точкой, драматургическим стимулом всей симфонии.
В тревожной главной теме, имеющей балладный оттенок, лежит «отпечаток» мрачной темы вступления. Тема главной партии в экспозиции раскрывает стремление героя симфонии вырваться из оков рока. Как вы это услышали?
- Слышно движение марша, определяющее характер всей части: музыка постоянно стремится ввысь, словно пытаясь вырваться из тисков оцепенения, но неизменно откатывается вспять.
- Основной образ побочной партии – томный лирический вальс: появляется светлая тема в вальсовом ритме.
- В разработке возвращаются сумрачные краски. Здесь постоянно чередуются два типа развёртывания мысли – краткий разбег и прерывистое движение. Длительный подъём и нарастание звучности приводит к динамическому взрыву – fff.
- Реприза завершается угасанием звучности, словно подчёркивая мысль о бесцельности сопротивления судьбе.
Вывод. В музыкальных образах первой части Чайковский создаёт грандиозную картину человеческой жизни, полную скорбных размышлений о противоречиях и борьбе, «ропота, сомнений, жалоб, упрёков и жгучего чувства невозвратимого прошлого» (первая тема), поэтической лирики, навеянной прекрасным миром одухотворённой природы (вторая тема).
Б) Вторая часть – вдохновенная лирическая поэма, образный строй которой противопоставлен первой части. Что мы можем здесь отметить?
- На смену мрачному хоралу вступления приходит певучая, плавная, широко разлитая песенного склада мелодия валторны, мечтательно и выдержанно её излагающая. Дважды в упоительно прекрасный мир, подобно шквалу, врывается тема вступления из первой части. Но здесь она воплощает не внутреннее состояние человека, а грубую внешнюю силу.
В) Третья часть
Обычно в симфониях Чайковского 3-я часть представляет собой скерцо. Попробуйте самостоятельно определить жанровую принадлежность 3 части этой симфонии – скерцо? Вальс?
Ответы учащихся.
Делаем вывод, что в этой симфонии композитор отходит от традиции и предлагает слушателям изящный грациозный, нежный и мечтательный вальс (с причудливым скерцозным средним разделом), который уводит в мир поэзии и покоя, фантазии и мечты.
Но что ещё мы слышим?
- Слышим уже знакомые темы предыдущих частей симфонии: в последние такты вальса прокрадывается «таинственная маска» - тема вступления из 1-й части. С коварной ласковостью подлаживается она под ритм танца, внушая тревогу за исход драмы.
Г) Четвёртая часть (финал)
- В какой форме написан финал? При ответе ориентируйтесь на сопоставление двух тем (стремительная первая (главная) – тема в духе народного пляса и лирически экспрессивная (вторая) – побочная тема).
- Финал, как и первая часть симфонии, написан в сонатной форме.
- В начале четвёртой части (финале) тема вступления звучит мажорно и величаво, знаменуя готовность человеческого духа к борьбе против мрачных, парализующих волю сил. Разгорается последняя, отчаянная схватка. Она начинается темой удалого и грозного пляса, напоминающего трепак. Быстрая смена мелодий накапливает ощущение неустойчивости, беспокойства. Наступает томительная пауза. И вот гимном человеку, победившему скорбь и неверие, звучит она. В героический марш трубы вплетается ещё один обновлённый образ – главная тема 1-й части, перенесённая в ослепительный мажор. Этим последним красноречивым штрихом автор завершает симфонию.
В финале композитор неоднократно проводит тему, придавая ей черты различного характера: то патетически-скорбного, то трагического, то героического и жизнеутверждающего.
Чайковский не заканчивает симфонию полным торжеством утверждающей себя враждебной силы. Он ещё не вполне во власти её и чтобы показать, что мыслим и возможен параллелизм – наличие двух стремлений, двух воль, одной – созидающей, а другой – давящей и препятствующей вольному течению жизни. Чтобы доказать это, он убедительно ярко завершает симфонию заключительным проведением основной темы первой части в облике блестящей трубной звучности. Таким образом, незавершённый, прерванный, трепетный и порывистый бег первой части симфонии находит своё утверждение в финале, в последний миг звучания.
Д) Вывод
Прочитайте высказывание музыковеда Б. Асафьева:
«И всю жизнь свою он (Чайковский) посвятил созданию музыки; всю жизнь, не находя ни отдыха, ни покоя, он стремился как можно напряжённее и полнее раскрыть своё я, свою душу в музыке и поведать людям о своих переживаниях, страданиях и радостях. То, что Чайковский вложил в свои сочинения, - то раскрывается при исполнении их, передаётся слушателям и рождает чувство общения, взаимопонимания и содружества, ибо в глубине душевной люди глубоко сродни друг другу. И музыка влечёт к единению в силу совместного переживания людьми тех настроений, тех песен, тех созвучий, которые создал и выявил в жизнь композитор-музыкант. В музыке отразится всё, что ощутил и пережил чуткий человек».
Подумайте, скажите: какую идею утверждает композитор в своей симфонии №5 – победу человека над роком, провидением, судьбой или торжество мрачных сил, которые празднуют победу над героем симфонии? Основываясь на высказывании Б. Асафьева, аргументируйте своё мнение.
Ответы учащихся.
Традиции и новаторство в симфоническом творчестве С. Прокофьева
Всё творчество Прокофьева прочно связано с традициями прошлого и вместе с тем является новаторским в области музыкального языка, средств выразительности, приёмов музыкальной драматургии – напряжённости и непрерывности музыкального развития (проникновения в музыку приёмов кинодраматургии).
Вспомните, например, преломление древних католических песнопений для обрисовки крестоносцев в кинофильме и кантате «Александр Невский»: от подлинных напевов композитор отказался, считая, что для современного слушателя они уже утратили свою выразительность, ими трудно передать жестокость и фанатизм «псов-рыцарей». И потому Прокофьев создал хорал в духе католических песнопений, но более жёсткий, напряжённый, страшный, обличающий варварскую сущность крестоносцев ярче, чем подлинные древние напевы.
Музыка Сергея Сергеевича Прокофьева разнообразна по содержанию. Светлая лирика и мудрое эпическое повествование, драматизм и юмор, острая шутка, яркие и психологиически точные характеры – всё это разные стороны прокофьевской музыки.
Д. Кабалевский так сказал о Прокофьеве: «Восторженный певец жизни, солнца и молодости…», и о его музыке: «…она дала людям растревоженного, жестокого и сурового 20-го века ту радость и свет, которых им так часто недостаёт».
Неслучайно Прокофьева часто сравнивают с В. Маяковским в поэзии («Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!») и Мартиросом Сарьяном в живописи – так много в его музыке солнца, света, ярких красок.
М. Сарьян. Утро. Зелёные горы. 1912 г.
Также Прокофьеву всегда была близка стихия детства, юности. В одной из бесед ему был задан вопрос: «Могут ли быть исчерпаны все мелодии?» Прокофьев отличался незаурядным математическим мышлением (он был хороший шахматист и в возрасте 18 лет сыграл вничью в сеансе одновременной игры с чемпионом мира Ласкером) и логически вычислил, что для простой мелодии из 8-ми звуков могут быть использованы миллиарды звуковысотных сочетаний, не считая вариантов ритма, гармонии, инструментовки, штрихов и т.д. Это говорит о практической неисчерпаемости мелодического богатства музыки.
4. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева
В симфонии №1 С. Прокофьев претворил и традиции, и новаторство. Это связано с замыслом композитора. Об этом вы можете прочитать на ст. 58 учебника.
Работа с учебником
Прокофьев оригинально претворил в музыке симфонии черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая». В ней сохранена строгость и логика классической формы 18 в., основные свойства музыки классиков – оптимизм, энергичный характер, жизнелюбие, и в то же время Прокофьев преломляет этот классический стиль, заостряя его характерные черты с позиций человека 20-го в. Одновременно с традиционностью формы «Классическую симфонию» Прокофьева отличает современный музыкальный язык. В «Классической симфонии» прозрачная оркестровка в стиле Гайдна-Моцарта сочетается с «налётом новых гармоний».
Популярнейший гавот, ставший 3-ей частью симфонии, был сочинён раньше других частей. Тогда же были сделаны наброски 1-й и 2-й частей. «Автор задался целью воскресить «старые добрые времена», времена фижм, пудреных париков и косичек», - говорится в авторизованном пояснении к первому исполнению симфонии. Но в музыке нет музейного реставраторства: она полна детской беззаботности, жизнерадостности. Её слегка ироничный тон подчёркивается пикантными гармоническими сопоставлениями и забавными скачками в мелодии.
Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов. Использование особенностей танцевальных жанров (полонеза, менуэта, гавота, галопа), игра тембрами и регистрами (скрипки, флейты), новизна гармоний, внезапные гармонические «дерзости» - всё это с головой выдаёт Прокофьева, особенности его музыкального почерка.
Композитор сохранил парный состав гайдновского оркестра – без тромбонов, солирующие инструменты – весёлые трели флейты, ворчание фагота, порхающее звучание скрипок. Воспользовался традиционным «венским» приёмом резких смен прозрачного piano громогласными tutti.
Внезапные динамические акценты и сопоставления, лёгкая и прозрачная оркестровка определяют характер финала этой симфонии: ослепительная радость звучит в нём (композитор хотел, чтобы здесь отсутствовали какие-либо минорные аккорды). Не случайно на музыку Симфонии №1 создавались хореографические композиции.
2) Прослушивание фрагментов всех частей симфонии №1 С. Прокофьева. Обсуждение
Предлагаю осмысленно прослушать и услышать классическое и новаторское в музыке Прокофьева.
Вопросы к обсуждению:
Какие главные выразительные качества творчества композитора можно выделить, зная только его симфонию?
Близки ли такие свойства венского классицизма, как оптимизм, жизнелюбие, ясность образов, музыке самого Прокофьева? Подтвердите примерами прошлых знакомых вам произведений композитора.
- Темы симфонической сказки «Петя и волк», «Болтунья», «Мимолётности».
3) Повторное прослушивание. Музыкальный анализ
- Прослушаем более детально и проанализируем особенности музыки прокофьевской симфонии, её интонационно-образный строй.
А) Первая часть
- Первая часть симфонии – миниатюрное и очень ясное по форме сонатное allegro. Движение быстрое и лёгкое. Главная партия с её гаммами, трелями и вздохами звучала бы совсем по-гайдновски или моцартовски, если бы не капризность гармоний. Огромные скачки через две октавы вверх и вниз, забавные форшлаги, скромное сочетание скрипки с притоптывающим аккомпанементом фагота придают ироничность побочной партии, создавая сплав танцевальной элегантности с неуклюжестью. В разработке побочная партия, порученная басовым инструментам, становится более тяжеловесной: «”Элегантно-шутливая тема” превращается в “грузно шагающего великана”» (Б. Асафьев).
Б) Вторая часть
Вторая часть выдержана в характере менуэта. Основная тема в исполнении скрипок в высоком регистре звучит очень нежно, чуть грустно, её капризные «приседания» на концах фраз и жеманные паузы сочетаются с мерным бесстрастным сопровождением – вспомним похожее в танцах из балета «Ромео и Джульетта».
В) Третья часть
В третьей части – остроумном и изящном гавоте – прямолинейные октавные скачки, сопоставление чистых мажорных трезвучий, в середине – в традиционном мюзете (мюзет - старинный французский танец быстрого темпа), основанном на «волыночном» органном пункте, слышатся отзвуки русского наигрыша.
Г) Четвёртая часть
Весёлый и подвижный финал завершает симфонию. В главной партии – снова простенькие арпеджированные и гаммообразные взлёты и падения, забавные повторяющиеся короткие фразы скрипок. Побочная партия и здесь звучит юмористически, со стучащим, как дробь, мотивом у деревянных, духовых инструментов. А в заключительной теме возникает светлая, характерно русская мелодия, очень близкая одной из тем оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.
Вокально-хоровая работа
И потому мы разучим сегодня песню лирического характера – «Исполнение желаний» А. Дольского (или «Фантастика-романтика» Ю. Кима).
Разучивание новой песни
Повторение, выразительное исполнение песен
А) «Город золотой» Б. Гребенщикова
Б) «Три белых коня» Е. Крылатова
5. Рефлексия
В каких симфониях встречается тема судьбы? Выберите правильные ответы: А) В.А. Моцарт. Симфония №40; Б) Л. ван Бетховен. Симфония №5; В) П.И. Чайковский. Симфония №5; Г) С.С. Прокофьев. Симфония №1.
К каким разделам 1-й части Симфонии П. Чайковского подходят следующие характеристики: сосредоточенная тягостная мысль, робкий трепетный бег, отсутствие равновесия и спокойствия, скрещивание и борьба основных тем-мыслей, длительный подъём, нарастание, взрыв?
Как названа Симфония №1 С. Прокофьева самим автором?
Какие из частей Симфонии №1 Прокофьева построены в сонатной форме?
Какие особенности музыки Прокофьева передают музыкальный стиль композитора?
6. Итог
Выставление оценок.
Человек, несмотря на ситуации, которые ему приходится преодолевать, всегда живёт надеждой на лучшее. Мы убедились в этом на примере Симфонии №5 П. Чайковского. И любой человек всегда оптимистически воспринимает жизнь, всегда имеет оптимистическое мировосприятие различных факторов, событий, явлений.
Классические образы музыки 18 века у С. Прокофьева оказались как бы преломлёнными сквозь призму русской песенности. Так композитор средствами гайдновской техники спел о неприхотливых радостях жизни. В связи с этим интересно вспомнить отзывы Маяковского о музыке Прокофьева:
«Воспринимаю сейчас только музыку Прокофьева – вот раздались первые звуки и – ворвалась жизнь, нет формы искусства, а жизнь – стремительный поток с гор или такой ливень, что выскочишь под него и закричишь – ах, как хорошо! Ещё, ещё!»
7. Домашнее задание
Слушать 1-ю часть Симфонии №5 Чайковского. Записать в тетради свои впечатления о каждом музыкальном образе-теме, определив их характер, жанровую принадлежность, особенности музыкального языка.
Слушать Симфонию №1 («Классическую») С. Прокофьева. Записать в тетради свои впечатления от каждой из её частей.
Выучить, выразительно исполнять новую песню.