СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Симфоническое развитие» (2 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 2 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 4 четверти.

 Цель урока: Дальнейшее знакомство с развитием музыки   на примерах Симфонии №4 П. Чайковского и симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Знакомство с творчеством И. Дунаевского.

Задачи:

- учить осознанно слушать музыку, размышлять о ней: слышать соотношения, различия, разности, понимать зависимость изменений выразительных средств музыки от логики развития смысла музыкального произведения;

- найти подтверждение того, что повтор, контраст, вариационность, симфонизм – принципы развития в произведениях, написанных композиторами;

- повышать творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка;

- разучить песню И. Дунаевского «Весёлый ветер»;

- воспитывать музыкальное мышление детей, формировать умение мыслить.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Симфоническое развитие» (2 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка, 2 класс

4 четверть



УРОК 1. Симфоническое развитие

Цель урока: Дальнейшее знакомство с развитием музыки на примерах Симфонии №4 П. Чайковского и симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Знакомство с творчеством И. Дунаевского.

Задачи:

- учить осознанно слушать музыку, размышлять о ней: слышать соотношения, различия, разности, понимать зависимость изменений выразительных средств музыки от логики развития смысла музыкального произведения;

- найти подтверждение того, что повтор, контраст, вариационность, симфонизм – принципы развития в произведениях, написанных композиторами;

- повышать творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка;

- разучить песню И. Дунаевского «Весёлый ветер»;

- воспитывать музыкальное мышление детей, формировать умение мыслить.



Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 78—79.

2. Музыкальный материал:

П.И. Чайковский. Симфония № 4, финал (фрагмент) / ЭФУ, с. 95; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 204.

Русская народная песня «Во поле берёза стояла».

С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» / ЭФУ (Музыка. 1 класс).



ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент

  1. Музыкальное приветствие. Мотивация

А) Игра «Угадай мелодию»

- Угадайте, какая мелодия сейчас прозвучит?

Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла» (фрагмент).

Ответы детей.

- Это народная или композиторская музыка?

- Народная.

- Назовите жанр музыки.

- Песня, танец (хоровод).

- Совершенно верно, ребята, эта популярнейшая русская народная песня уже знакома вам по 1 классу. Давайте вспомним её и исполним с танцевальными движениями.

Б) Исполнение р.н.п. «Во поле береза стояла» с хороводными движениями

- Подумайте, какой вид развития музыки мы с вами использовали?

- Исполнительское.

- Перечислите ещё знакомые вам виды музыкального развития.

Ответы учащихся.

  1. Активация опорных знаний. Целеполагание

- А может, кто-то из вас, ребята, вспомнит, кто из русских композиторов сделал свою авторскую обработку этой народной мелодии в виде симфонических вариаций и использовал её в своём музыкальном сочинении?

Если дети затрудняются в ответе, учитель даёт прослушать фрагмент Симфонии № 4 П.И. Чайковского.

- П. Чайковский использовал собственную обработку этой народной мелодии в Симфонии.

- Вы правы, в 1-ом классе мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла» звучала и в фольклорном варианте, и в виде симфонических вариаций в финале Симфонии № 4 П.И. Чайковского.

Мы с вами говорили о хороводе как художественной форме выражения социальной сущности человека и отмечали в нём подчинение единой воле, закрепляемое через магию повторяющихся движений.

Теперь давайте с вами задумаемся: может быть, «подчинение» нам поставить в кавычки и видеть за ним желание быть вместе?

На этот вопрос мы найдём ответ уже после того, как познакомимся с симфоническим развитием музыки и вновь услышим народную песню в виде симфонических вариаций, попытаемся пропустить через себя этот особенный дух бытия России.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Финал Симфонии № 4 П.И. Чайковского

- В прошлом учебном году мы с вами, слушая Финал Четвертой симфонии Чайковского, сопоставляли темы как «одно через другое», слушали вариационные изменения темы песни «Во поле берёза стояла» как отражение в музыке сложности жизни.

Сегодня мы попробуем по-новому поразмышлять об этой музыке, а именно: попробуем услышать соотношения, различия, разности, переходы интонаций в свою противоположность и постараемся понять зависимость различных изменений (мелодических, ладовых, темповых, динамических, ритмических) от логики развития музыкального смысла произведения.

Поэтому давайте вновь внимательно вслушаемся в музыку симфонии, поговорим о конфликте двух тем уже как об источнике энергии развития и попытаемся понять его зависимость от развития художественного смысла всей симфонии. Ведь содержание музыки финала Симфонии Чайковского – это победа русского духа над тёмными силами («тема рока»), выраженная симфоническими средствами.

  1. Слушание Финала Симфонии №4 П.И. Чайковского

2) Музыкальный анализ

Сначала выясним, в чём, собственно, конфликт музыки финала? Подумайте над вопросом: почему мелодия песни «Во поле берёза стояла» никак не развивается при своём первом появлении, а сразу же за ней мы вновь слышим первую тему?

Ответы учащихся.

- Теперь поразмышляем: почему развитие песенной темы дважды вынесено композитором в отдельные крупные разделы, а при этом торжественно-ликующая тема никак не разрабатывается?

Ответы и размышления детей.

- На самом деле, ребята, песня «Во поле берёза стояла» вовсе не конфликтна ликующей теме, а является её серединой, её содержательным наполнением, указывающим нам, о чём идёт речь и что поднимается на уровень торжества в результате борьбы двух начал — Россия, которую и символизирует русская народная песня!

Символизировать русский духв этом особая роль темы песни, а истинный конфликт - не в противопоставлении этих тем, а в борьбе их обеих с «темой рока»! И этот символ тёмных сил, как носитель зла, проходит через все части симфонии. А содержанием всей музыки симфонии является торжество русского духа!

Давайте внимательно послушаем отдельно «тему рока». Какую интонацию можно выделить в ней как главную (в ней есть триольная, с пунктирным ритмом интонация f-g-as)?

А) Прослушивание «темы рока» (в фортепианном исполнении).

- А теперь послушаем (тоже на фортепиано), как эта интонация всё время проникает в торжественно-ликующую тему: она присутствует и в её первом проведении (учителю: повтор в репризе начальной трёхчастной формы с песенной серединой),

Б) Слушание фрагмента Репризы

и после минорного эпизода (учителю: b-moll в разработке), когда первая волна борьбы с этой интонацией как бы оканчивается «поражением» народной песни,

В) Слушание фрагмента Разработки

а после второй волны (учителю: эпизод разработки в d-moll) и вовсе получает мощное звучание в самой «теме рока».

Однако песенная мелодия (Россия!) как бы собирается с силами, и после этого вновь возвращается ликующая тема, но уже без «роковой интонации».

Г) Слушание фрагмента Коды

- Каковы же были особенности симфонического развития вариаций народной мелодии?

- В повторах происходили постоянные изменения. Это обусловлено жанром «вариаций».

Учащиеся передают свои мысли и ассоциации, рассказывают о содержании музыки и о тех чувствах, которые они испытывают.



  1. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева

«Петя и волк»

- Сегодня, ребята, мы вернёмся ещё к одному симфоническому произведению из материала 1 класса – сказке С. Прокофьева «Петя и волк». Как думаете, для чего вернулись Петя и волк?

- Чтобы увидеть симфоническое развитие.

- Совершенно верно. Если в 1 классе мы персонифицировали героев сказки через лейтмотивы, лейттемы, лейттембры - узнавали утку, птичку, волка и т.д., и музыкальное развитие выглядело как обычное развитие сюжета, по которому нас вёл рассказчик, то теперь же предметом анализа станет для нас сама симфоничность сказки.

Мы поговорим о сказке, в которой развитие имеется в самой музыке.

Если мы прочитаем сказку «Петя и волк» без музыки, то увидим, что в этой сказке происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские переговоры, то в споры и т.д. Всё это называется развитием. Но если такое развитие есть в тексте сказки, то оно, разумеется, есть и в музыке, написанной на текст этой сказки. Музыка выражает всё, что чувствуют и думают Петя, дедушка, охотники и другие действующие лица сказки.

Наша задача - охарактеризовать и объяснить те изменения, которые происходят в музыкальных характеристиках персонажей.

Прослушайте Тему Пети. Эта тема всё время меняется, - и это легко объясняется сюжетом. Но как это происходит собственно в музыке?

Итак, слушаем. Анализируем, как развивалась эта тема.

  1. «Тема Пети»: Прослушивание в зависимости от событий (в начале сказки и в конце)

- Интонации песенные, танцевальные, чуть-чуть что-то от марша.

- Что подсказали вам выразительность и изобразительность интонации Пети?

- В начале сказки Петя – беззаботный, весёлый, бодрый, не ждёт никакой беды, даже легкомысленный; бегает, веселится, прыгает, танцует, дружит со всеми животными и домашней птицей.

- Из беззаботного мальчика Петя превращается в героя, песенные и танцевальные интонации перерастают в песенно-маршевые и маршевые.

- В конце сказки звучит уже торжественный марш. Тема Пети превратилась в победный марш.

А теперь слушаем Тему охотников: как её изменения выражены музыкальными средствами? Проследите за развитием их музыкальной интонации, инструментовкой.

  1. «Тема охотников». Слушание и музыкальный анализ

- Сначала музыка звучит очень тихо, осторожно, неуверенно, отдельными аккордами. Будто появившиеся охотники идут по следам Волка, крадучись, чтобы не спугнуть его раньше времени. Но постепенно маршевые интонации становятся уверенными, решительными, боевыми.

- Музыка вначале звучит неуверенно, осторожно, вкрадчиво. А потом что-то гремит, будто охотники сами боятся Волка и с испугу стреляют, палят в разные стороны.

- К концу мы видим, что охотники – ребята боевые, воинственные и смелые. Но композитор здесь иронизирует, «посмеивается»: на самом деле, волк уже не опасен, обезврежен. Потому охотники и «осмелели». Выстрелы охотников передаются в музыке ударными инструментами - литаврами и барабанами.

- Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен.

- Совершенно верно. Развитие в музыке осущеcтвляется так, как оно есть в жизни, в самой объективной реальности, и обязательно будет связано с тем процессом, который происходил (точнее — мог происходить и происходит всякий раз) в голове композитора.

Именно на примере симфонической сказки «Петя и волк» легко воссоздать этот процесс, следя за интонациями персонажей и их преображением. И если бы в этой музыке не было ярких, запоминающихся интонаций, если бы в ней ничто не развивалось, а всё время повторялось одно и то же, нам было бы неинтересно слушать её.



  1. Увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта»

и песня «Весёлый ветер» И.О. Дунаевского

- Сегодня мы с вами познакомимся также с творчеством замечательного композитора Исаака Осиповича Дунаевского — мелодиста, оптимиста, создавшего много чудесных произведений для молодёжи, содержание которых можно определить и выразить одним словом: романтика!

Другое слово просто не приходит на ум, когда ты слышишь взволнованную, энергичную, тревожную и торжественную, насыщенную символами борьбы музыку увертюры из фильма «Дети капитана Гранта»! Мне кажется, что трудно по-иному выразить чувства юных людей, которые, презрев опасности и лишения, пустились на поиски своего отца.

- Что это за жанр? Что такое увертюра?

- Увертюра – краткий музыкальный пересказ содержания фильма.

- Кто смотрел этот фильм? О чём он?

  1. Прослушивание Увертюры к к/ф «Дети капитана Гранта»

- Какой характер произведения?

- Порывистый, весёлый, жизнеутверждающий.

- В этой музыке ещё просто удивляет точность в передаче душевной готовности к подвигам во имя торжества правого дела.

Сегодня мы выучим песню из этого же кинофильма, которая называется «Весёлый ветер». И я надеюсь, что все, «кто привык за победу бороться», с радостью присоединятся к чудесной песне Роберта «Весёлый ветер», ставшей в своё время определённого рода символом неизбывной юношеской энергии и воли к достижению высоких целей.

  1. Исполнение песни учителем

- Понравилась вам песня? О чём она? Давайте учить её по куплету.

3) Разучивание песни по фразам. Вокально-хоровая работа:

- работа над кантиленой и дыханием;

- выразительное исполнение песни:

- Поём, ребята, с энтузиазмом, весело, доброжелательно, радостно, - впереди вся жизнь!



- Как вы думаете, сколько частей у песни?

- Двухчастная форма, первая половина куплета – одна мелодия, вторая половина – мелодия меняется. Приём музыкального развития – повторение.



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия

  2. Итог урока

- С чем сегодня познакомились?



Домашнее задание. Проработать, повторить материал урока. Знать и выразительно исполнять песню «Веселый ветер» Дунаевского.

Выставление оценок.



Выход из класса под марш из к/ф «Веселые ребята».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!